Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

СТРЖЕЛЬЧИК Владислав Игнатьевич (часть 1)


Стржельчик Стржельчик 10

Заслуженный артист РСФСР (1954)
Народный артист РСФСР (1965)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, за роль генерала Ковалевского в ТВ-сериале "Адъютант его превосходительства" (генерал Ковалевский) (1971)

Стржельчик Стржельчик 9

 

Владислав Игнатьевич Стржельчик родился 31 января 1921 года в Петрограде.

 

 

Его отец был выходец из Польши, попавший в Петроград после Первой мировой войны. Владислав был поздним ребенком, рос обыкновенным мальчишкой, учился средне и уже в школе мечтал о театре. В 1938 году поступил в театральную студию при БДТ на курс Б.А. Бабочкина, и, будучи еще студентом, был зачислен во вспомогательный состав актерской труппы театра.

Стржельчик Стржельчик 19

 

Но война прервала учебу. Всю Отечественную войну Владислав был на фронте, вначале - в действующей армии, потом - в военном ансамбле. После войны,  Стржельчик, вернувшись в Ленинград, продолжает обучение в студии при БДТ, по окончании которой в 1947 году зачисляется в труппу театра, теперь в основной ее состав.

 

В БДТ Владислав Стржельчик дебютировал в роли Клавдио в спектакле «Много шума из ничего». Зрители, измученные войной и блокадой и восстанавливающие разрушенный город, охотно шли в БДТ. Критика отметила Стржельчика в роли Грекова в спектакле «Враги». Затем был целый ряд ролей в костюмных пьесах: в «Девушке с кувшином», в «Слуге двух господ», в «Разоблаченном чудотворце».

Стржельчик Стржельчик 12

 

В работе Владислав Стржельчик был педант, как и в жизни. Он не мог позволить себе опоздать на репетицию, ужасно злился, если кто-то из актеров приходил с недоученной ролью или забывал реплики, неточно следовал режиссерским указаниям. Отношение к делу у него неизменно оставалось скрупулезно-педантичным. Он всегда был в форме накануне спектакля. Актер постепенно перешел к драматическим характерам – он сыграл в БДТ Райского в «Обрыве», Цыганова в «Варварах», Кулыгина в «Трех сестрах». Каждая из этих ролей стала ступенью к глубокому постижению и раскрытию образа Соломона Грегори в пьесе Миллера «Цена».

 

Даже самые суровые критики Стржельчика относили эту роль к шедеврам, и считали вершиной творчества Стржельчика. Образ 90-летнего старика оказался настолько богатым по фактуре и философскому содержанию, что ему была уготована долгая жизнь на сцене БДТ - целых четверть века. Менялись партнеры Владислава Игнатьевича - Басилашвили и Ивченко, но именно на нем спектакль держался и неизменно шел с огромным успехом.

Стржельчик Стржельчик 4

 

Стржельчик любил и умел шутить. На сцене это наиболее ярко проявилось, пожалуй, в «Хануме». Грузинский князь Вано Пантиашвили в исполнении Владислава Игнатьевича буквально искрился неповторимым, тонким юмором, которым были пронизаны каждое слово и жест артиста.

 

С ним было невероятно легко коллегам на сцене. Стржельчик был из тех актеров, кто строго подчинялся логике. Ольга Андровская говорила, что артисты должны на сцене взаимодействовать по принципу «петелька-крючочек». Владислав Игнатьевич был фантастическим партнером, чувствовал партнера, шел от него. Ломая стереотипы зрительского восприятия, режиссеры от спектакля к спектаклю открывали все новые и новые грани дарования артиста. Стржельчик играл на сцене БДТ до конца своей жизни. Именно здесь он сыграл свои лучшие театральные роли, создавая как трагедийные, так и комедийные образы. Театралам надолго запомнились блистательный актерский дуэт Алисы Фрейндлих и Владислава Стржельчика в специально поставленном для них спектакле "Этот пылкий влюбленный".

Стржельчик Стржельчик 21

 

В кино актер дебютировал в фильме "Машенька", вышедшем на экраны в 1942 году, где он сыграл роль бело-финского офицера. Началом кинокарьеры для Стржельчика считается роль генерала Готбурга в картине "Как вас теперь называть?", снятой в 1965 году.

Стржельчик Стржельчик 14

 

Стржельчик создал колоритные и многогранные характеры в фильмах, ставших  классикой советского кинематографа: "Война и мир" (Наполеон), "Адъютант его превосходительства" (генерал Ковалевский), "Корона Российской империи, или Снова неуловимые" (аферист Нарышкин), Туполев ("Поэма о крыльях"), "Соломенная шляпка" (отец невесты) "Женитьба" (Яичница), "Гардемарины, вперед!" (Лесток), "Тартюф" (Оргон).

Стржельчик Стржельчик 18

Многие годы Владислав Игнатьевич преподавал в творческих вузах Ленинграда. С 1959-го по 1968 годы - в ЛГИТМиКе (Ленинградский институт театра, музыки и кинематографа), с 1966 года — в Ленинградском института культуры, с 1970 года — на кафедре музыкальной режиссуры. Занимал пост председателя СТД.

 

Владислав обожал свою жену Людмилу. У Стржельчиков царили уют и педантичный порядок. Накрахмаленные салфеточки, шикарный фарфор, все подобрано по цветам... Владислав Игнатьевич любил, чтобы нигде не было ни пылинки, и Людмила Павловна была фантастической хозяйкой: стекла блестели так, как будто их нет, зеркала сияли, в них можно было войти. В Петербурге было много красивых домов, но дом Стржельчиков отличался тем, что там все было изысканно. Старинные вещи - все неслучайные, никакого хлама.

 

Владислав Стржельчик очень любил природу и на выходные стремился обязательно уехать из города. Девять лет семья Стржельчиков ездила в Приозерское, где Владислав купил финский домик на берегу красивого озера. Стржельчики любили свою дачу: ухаживали за садом, косили траву, убирали листья. Но со временем переехали на казенную дачу в Репино.

Стржельчик Стржельчик 3

 

Однажды Владислав Стржельчик вдруг забыл на сцене кусок текста и даже не понял. Это был четкий симптом болезни - рак мозга. Заболевание развилось очень быстро. С момента начала болезни до его смерти прошло семь месяцев. Владиславу Стржельчику сделали тяжелейшую операцию, которая так и не принесла облегчения. Уход актера из жизни был страшным и мучительным. В театре все в один голос говорили: «В это невозможно поверить! Кто угодно, только не Владик». Он был сама жизнь.

 

Детей у Стржельчиков никогда не было. Для Людмилы Павловны Владислав Игнатьевич составлял смысл ее жизни, в которой все подчинялось только его интересам.

 

Владислав Стржельчик скончался 11 сентября 1995 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Стржельчик Стржельчик 13

 

В память о выдающемся актере в 1998 году в С.-Петербурге была учреждена независимая театральная премия им.В.Стржельчика, церемония вручения которой проходит каждый год 31 января.

 

 

ИНТЕРВЬЮ.

Стржельчик Стржельчик 17

 

- Так вернемся к дням войны, Владислав Игнатьевич. Кажется, в это время Вы уже были артистом БДТ, хотя и не успели еще закончить студию?

 

- Именно. В труппе не хватало исполнителей на роли совсем молодых людей, и художественный руководитель студии и театра Борис Андреевич Бабочкин решил попробовать взять в театр несколько мальчишек, пришедших к нему учиться и вооруженных, кроме страстной любви к будущей профессии, только новенькими аттестатами зрелости. А война для меня началась в 1940, в финскую компанию. Службу начинал в 24-м корпусном артиллерийском полку. Утром, как положено, проходил службу молодого бойца, а вечером участвовал в подготовке программ армейского ансамбля.

 

Когда началась Великая Отечественная война, попал в пехоту. Был и на передовой, и в разных армейских ансамблях, что возникали на нашем Ленинградском фронте. Меня иногда командировали в город на день - на два. И одна из таких командировок особенно запомнилась.

Дома нашел записку от матери: "Папа - на заводе, я - в Эрмитаже". И тотчас отправился в Эрмитаж, где она работала и до войны. Сотрудники музея упаковывали сокровища Эрмитажа для эвакуации в тыл, на Урал. Нашел мать в одном из залов, поставил в угол винтовку и стал помогать. Перенося уже упакованные полотна, увидел знаменитого ученого, академика Орбели. Сняв со стены одну из очень известных картин, Орбели аккуратно обвел мелом место, на котором она висела. "Зачем?" - спросил я. "А затем молодой человек, - ответил академик, что это полотно здесь было, здесь оно и будет висеть после нашей победы!.."

 

Сколько раз я потом вспоминал этот эпизод! Без прошлого, как известно, нет настоящего. И без фундамента нет дома. Нужно не только знать, но и хорошо помнить, как шел по жизни, кто тебе помогал в достижении цели, - это необходимо для становления и развития и одного человека и человечества. Память и обостренное чувство совести, ответственности. Без этого нет ничего. В том числе и искусства.

 

Кстати, очень важные, определившие жизнь, мои встречи с искусством состоялись тоже в дни войны. Это дебют в "Машеньке" Райзмана, хотя вряд ли кто меня там запомнил в эпизодической роли белофинского офицера. Это и радио, где я начал работать как актер. Особенно два выступления. Послание Джамбула «Ленинградцы, гордость мои!» я читал под «Анданте кантабиле» Чайковского. И затем монолог Эгмонта из трагедии Гете. Гордые слова свободолюбивого, мятежного героя венчала изумительная музыка Бетховена, которую исполнял оркестр Ленинградского радио во главе с превосходным дирижером Карлом Ильичом Элиасбергом. Тот самый оркестр, что играл с ним Седьмую симфонию Шостаковича.

 

Стржельчик замолчал. Молчал довольно долго - или мне так показалось?.. Потом, словно встрепенувшись, продолжал:

 

- Все увиденное, пережитое навсегда впечаталось в сердце. И мне очень близок, понятен до боли сердечной этот старик, архитектор Федор Валнцкий из «Блокады», умирающий голодной смертью в своей заледеневшей квартире. Умирает с угольником в руках и за несколько минут до смерти продолжает чертить Арки Победы, через которые пройдут скоро советские воины-победители. Какая вера у этого человека - в Победу, в народ, в свою Родину! — И совсем тихо, почти шепотом Стржельчик закончил: - Я очень люблю этого старика. Очень...

 

С военной темой актер не расстается ни на сцене, ни на экране. «Блокада", «Всегда со иною», «Весна на Одере» (полковник Красиков), «Освобождение» (начальник Генерального штаба Антонов)...

 

- Но на экране вы воевали и по ту линию фронта?..

 

- Вы имеете в, виду роли в «Майоре Вихре» и «Как вас теперь называть»? Да, было... Полковник Берг и генерал Готтбург стали для меня» очень интересным обращением к теме войны через образы умных, коварных, дальновидных и тем особенно опасных врагов.

- А вы могли бы избрать другую профессию, неактерскую?

 

- Наверное, нет. Хотя с детства мечтал стать музыкантом. Говорят, у меня был абсолютный слух, мама очень любила музыку без конца водила меня на концерты, в оперу. Потом я сам стал завсегдатаем филармонии, даже, что называется, своим человеком, которого 6ез билета пускали на хоры, на все концерты без исключения...

Считаю, что актер драматического театра не может вообще жить без музыки. Это мое твердое убеждение, и не спорьте со мной, ничего не выйдет! - Стржельчнк смеется, но я знаю, что смех этот достаточно серьезен.

 

- А без какой музыки не может жить артист Стржельчик?

 

- Без хорошей! Как говорил Шостакович, люблю всю хорошую музыку - от Баха до Оффенбаха. А отдельных композиторов или произведения - в зависимости от настроения. Под одно настроение мне необходим Моцарт, под другое - Вагнер или Бах. Очень часто чувствую необходимость в Чайковском, Бородине, люблю Вторую симфонию Калинникова, - Владислав Игнатьевич тихо запел нежную побочную тему из первой части симфонии Калинникова. Потом повторил: - Да, Калинников. Но не только он...

 

-  Представляю, на какую музыкально подготовленную почву попало предложение Игоря Таланкина сыграть роль Николая Рубинштейна в «Чайковском»!

 

- Еще бы! Такого музыканта...

 

- И что, верно, для вас немаловажно, человека с весьма не простым характером? Вспыльчивый, бешеного, трудно управляемого темперамента, внутренне очень конфликтного...

 

- Bсe это так, - говорит Стржельчик, - и все же главное - доброта и талант.

 

- А на экране есть и конфликтность и взрывчатость, все есть!

 

- Хорошо, если есть. Значит, что-то получилось. Собственно, внешнего плана мне всегда недостаточно. Важна личность, стереоскопия, объем. К сожалению, таких ролей у меня в кино мало. К счастью, сейчас есть роль настоящая. Замечательный человек, выдающийся авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев в "Поэме о крыльях". Поразительный характер, масштабный, яркий. И человек и эпоха - в этом человеке! Только бы справиться - роль благодатная, но очень сложная...

 

-  Значит доказательство от противного? 

 

- Пожалуй... Ведь пути, чтобы заставить человека задуматься, разные. А есть общечеловеческие проблемы, которые живы всегда. Добро, зло, долг, совесть, любовь... Я всегда стремлюсь раскрывать характер, исследовать явление. Обязательно. На любом материале, независимо от жанра. И обязательно стремлюсь к положительному нравственному выводу.

 

- Есть конкретные люди, встречи с которыми сыграли важную роль в Вашей жизни?

 

- Очень многие...

 

- Назовите хотя бы нескольких. Из ваших коллег по искусству, например?

 

- Нескольких? Это тоже непросто... Впрочем, попробую. Конечно, Борис Андреевич Бабочкин. И как Чапаев и как режиссер, педагог, человек. Затем режиссер Юлий Яковлевич Райзман. Режиссер Евгений Иванович Ташков... Черкасов, Шостакович, Ираклий Андроников, Георгий Александрович Товстоногов, с которым мы работаем бок о бок уже двадцать два года. Я повторяю, людей, без которых я не мыслю своего творчества и жизни, очень много. Они стимулируют, обогащают меня, и я, в свою очередь, стремлюсь отдать им все, на что способен. И в творчестве и в общественной жизни. Общественная деятельность Владислава Стржельчика завидно разнообразна и насыщенна. И заместитель председателя Совета Ленинградского отделения ВТО. И председатель Совета Ленинградского Дворца искусств имени Станиславского... Энергии его поражаешься, потому что он всерьез увлечен, успевает делать очень и очень многое.

 

- А любимая форма отдыха, Владислав Игнатьевич?

 

- Музыка!.. И. наверное, еще самое любимое—бродить в одиночестве по лесу весной. Когда в природе все пробуждается, обретает новые силы, новое дыхание!..

 

- Мне кажется, у вас весна охватывает все времена года... Нынешняя весна связана с образом Туполева?

 

— Конечно. Съемки фильма Даниила Храбровицкого в самом разгаре. Недавно группа вернулась с натурных съемок на Кубе... И вот еще что мне хочется сказать: пока бьется сердце, пока дышишь, можешь работать, - самые большие удачи, мне кажется, впереди. Помните, Мусоргский призывал "Вперед, к новым берегам!"

Стржельчик Стржельчик 15

 

Интервью 1979 года. Журнал "СОВЕТСКИЙ ЭКРАН" №5(март)

(записала Наталья Лагина)

 

Одна из историй…

Стржельчик Стржельчик 2

 

Вадим Александрович Медведев очень любил отдых на воде. Поэтому, живя в Ленинграде, он приобрел три катера. Однажды, 6 июня 1974 года веселый экипаж, в составе которого находились Андрей Миронов, Кирилл Ласкари, Владислав Стржельчик, Валентина Коваль, Вадим Медведев и Рудольф Фурманов, решил отпраздновать день рождения Александра Сергеевича Пушкина на водных просторах Невы. Роскошная белая ночь, настроение приподнятое, а выпивка на нуле. За бортом показался знаменитый пивоваренный завод "Красная Бавария". И тут в голове Миронова рождается смелый и решительный план.

 

Никакой охраны со стороны воды на заводе не было и на разведку вышли Андрей Миронов и Рудольф Фурманов. Наверное, безымянная работница, сонно качавшая на заводе какой-то насос, запомнила ту свою ночную смену на всю жизнь. От скучного занятия ее отвлекло "видение". Перед нею собственной персоной стоял артист Миронов. Знаменитость чинно расшаркалась: "Тысяча извинений! Не подскажете ли, любезная, где бы нам здесь пивка попробовать?" "Ой, настоящий Миронов!" - воскликнула пораженная работница и скорректировала: "Прямо и налево". Миронов и Фурманов надолго пропали в дебрях "Красной Баварии".

 

Искать их выслали Владислава Игнатьевича  Стржельчика. Он возник все перед той же работницей совершенно внезапно и театрально возопил, воздев к ней руки: "Солнце мое! Не проходили ли здесь мимо артист Миронов и наш Юрок?" "Ой, Стржельчик!.. Прямо и налево", - работница, почти лишившись рассудка, все-таки направила Стржельчика  туда, куда нужно. Надо ли говорить, что и он потерялся...

 

Третьим в опасную разведку был послан Вадим Медведев. Когда он подошел к несчастной женщине, та уже близка была к обмороку, но сразу же узнала любимого артиста: "Ой, Телегин! Прямо и налево..."

 

В шесть часов утра катер с актерами остановился напротив Музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке. Чудная белая ночь и железный бидон не менее чудного пива "Красная Бавария" сделали свое дело.

 

Использованные материалы:

 

Материалы сайта www.rusactors.ru

Материалы сайта www.strzhelchik.narod.ru

 

 

ФИЛЬМОГРАФИЯ

 

1942 Машенька
1949 Академик Иван Павлов
1952 Разлом
1953 Слуга двух господ - телеспектакль
1953 Враги - телеспектакль
1957 Балтийская слава
1957 Рядом с нами
1958 В дни Октября
1958 Андрейка
1958 Кочубей
1959 Достигаев и другие
1961 Балтийское небо
1961 Воскресение
1963 Очарованный странник - телеспектакль
1964 Гранатовый браслет
1964 Сон
1965 Гибель эскадры
1965 Как вас теперь называть?
1966 На диком бреге
1966 Третья молодость
1967 Зеленая карета
1967 Софья Перовская
1967 Война и мир
1967 Генерал Рахманов
1968 Весна на Одере
1968 Майор "Вихрь"
1969 Старый знакомый
1969 Наши знакомые
1969 Адъютант его превосходительства
1969 Он был не один
1970 Освобождение
1970 Конец атамана
1970 Чайковский
1970 Штрихи к портрету
1971 Крушение империи
1971 Корона Российской империи, или Снова неуловимые
1972 Меченый атом
1972 Приваловские миллионы
1973 Открытая книга - сериал
1973 Визит вежливости
1974 Истоки
1974 Моя судьба
1974 Блокада
1974 Дорогой мальчик
1974 Смешные люди
1975 Звезда пленительного счастья
1975 Соломенная шляпка
1976 Повесть о неизвестном актере
1976 Повесть о человеческом сердце
1976 Преступление
1976 Всегда со мною...
1977 Женитьба
1978 Фронт за линией фронта
1978 Отец Сергий
1978 Ограбление в полночь
1978 Лишние люди
1978 Ханума
1979 Поэма о крыльях
1980 Благочестивая Марта
1980 Мой папа - идеалист
1981 Факты минувшего дня
1982 Остров сокровищ
1982 Россия молодая
1982 Фронт в тылу врага
1982 Вот опять окно...
1984 Европейская история
1984 Время желаний
1984 Перикола - оперетта
1984 Время отдыха с субботы до понедельника
1984 Идущий следом
1985 Огни
1986 Тайна снежной королевы
1986 Лицом к лицу
1986 Исключения без правил
1987 Загон
1987 Гардемарины, вперед!
1992 Тартюф - мюзикл
1993 Владимир Святой
1993 Провинциальный бенефис

 
Стржельчик Стржельчик 11

 

31 января 1921 года - 11 сентября 1995 года

Tags: актеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments