Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

УТЁСОВ Леонид Осипович (часть 1)


Утесов 9

Заслуженный артист РСФСР (1942)

Народный артист СССР (1965).


Утесов 2

Эстрадный певец, актер театра и кино Утесов Леонид Осипович (настоящее имя Лазарь Иосифович Вайсбейн) родился 9 марта(21 марта) 1895 года в Одессе.

Утесов 3

Учился в Одессе в коммерческом училище Файга, откуда в 1909 году был отчислен за плохую успеваемость и низкую дисциплину. После непродолжительной работы в бродячем цирке (в качестве гимнаста) вернулся в Одессу, где учился играть на скрипке. В 1912 году устроился в Кременчугский театр миниатюр; тогда же взял сценический псевдоним Утесов. Начиная с 1913 года, играл в одесской труппе К.Г. Розанова (Большой и Малый Ришельевские театры), Херсонском театре миниатюр, передвижном театре миниатюр «Мозаика» (1914 г.).

В 1917 году занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и в том же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж».

Утесов 4

В 1919 году состоялся кинематографический дебют Утесова — в роли адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт — борец за свободу». В 1921-28 годах играл в таких театрах, как Театр революционной сатиры (Москва), Театр музыкальной комедии, Палас-театр, Свободный театр (Ленинград), «Маринэ» (г. Рига). В 1925 году снялся в двух фильмах Б. Светлова — «Карьера Спирьки Шпандыря» и «Чужие».

В 1928 году после поездки в Париж, где впервые услышал профессиональный джаз, собрал музыкантов и стал готовить джазовую программу. 8 марта 1929 года на сцене Малого оперного театра (г. Ленинград) дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утесов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Разыгрывались разнообразные сценки между музыкантами и дирижером. Все выступление было режиссерски объединено, начиная со знакомства с публикой и кончая прощальной песней "Пока", для трансляции которой использовались киноэкран и репродукторы, установленные на фасаде концертного здания. Предтечей этой программы можно считать спектакль Утесова «От трагедии до трапеции» (первая половина 20-х годов). В нем он проявил себя как синтетический актер: на протяжении шестичасового сценического действия из революционера Федора Раскольникова он превращался в царя Менелая из оперетты «Прекрасная Елена», в дивертисменте играл соло на гитаре, появлялся в облике скрипача, пел, аккомпанируя себе на гитаре, танцевал в паре с балериной и завершал представление упражнениями на трапеции.

В первые годы работы Утесова с джазом проявилось его пристрастие к так называемому блатному фольклору. Еще в 1929 году в спектакле Ленинградского театра сатиры «Республика на колесах» прозвучала песня "С одесского кичмана", которую вскоре объявили «манифестом блатной романтики» и запретили. В программу «Теа-джаз» были включены песни «Лимончики», «Гоп со смыком». Блатной фольклор в исполнении Утесова приобрел ироническую интонацию, снимавшую воровскую романтику. В своих выступлениях он часто использовал популярные мелодии с новыми текстами. В начале 30-х годов поэт-песенник В. Лебедев-Кумач по просьбе Утесова написал новые тексты для песен Подруженьки и Мурка, вошедшие в репертуар певца как Джаз-болельщик и У окошка. Вторая программа оркестра «Джаз на повороте» (1930 год) состояла из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырех рапсодий, написанных И. О. Дунаевским, — Русской, Украинской, Еврейской и Советской. По-новому зазвучали популярные мелодии «Во субботу день ненастный», «Виют витры» и др. В дальнейшем Утесов часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий народов СССР, объясняя это так: «Если у американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?».

В 1933 году в репертуаре коллектива появляется пьеса «Музыкальный магазин» (авторы Н. Р. Эрдман, В. З. Масс), представляющая собой ряд небольших комических эпизодов, происходящих в музыкальном магазине в течение рабочего дня. В одной из сцен оркестр пародировал механизированный, бездушный джаз, исполняя переложенные Дунаевским в ритме фокстрота арию индийского гостя из «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Сердце красавицы» из «Риголетто» Дж. Верди и некоторые темы из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского. Успех джазовой интерпретации классических произведений во многом определил содержание следующей программы оркестра — «Кармен и другие», в которой комически обыгрываемые эпизоды известной оперы сопровождались оджазированной музыкой Ж. Бизе.

В 1934 году на экраны кинотеатров вышел фильм Г. Александрова «Веселые ребята», в котором снимался весь оркестр Утесова. Общее настроение картины определили песни Дунаевского на стихи Лебедева-Кумача: "Сердце, тебе не хочется покоя" и "Марш веселых ребят" в исполнении Леонида Утесова. Песни обрели большую популярность. Проходивший в Лондоне конгресс мира и дружбы с СССР (1937 год) заканчивался под "Марш веселых ребят".

Утесов 5

С 1936 года в выступлениях оркестра принимает участие Эдит Утесова (дочь певца), актриса театра им. Вахтангова.

В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил программу в двух отделениях «Песни моей Родины». В первую часть вошли песни о гражданской войне ("Тачанка", "Полюшко"), вторую составили лирические и комедийные песни. Программа шла несколько лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1938 году Утесов в качестве художественного руководителя выпустил спектакль «Два корабля», в котором прозвучали песни "Варяг", "Раскинулось море широко", "Моряки", "Краснофлотский марш", "Баллада о неизвестном моряке". В 1939 году написал свою первую книгу «Записки актера». Играл роль директора кардиологического санатория «Спасибо, сердце» в спектакле-водевиле «Много шума из тишины», где исполнил песни "Тайна", "Му-му", сразу ставшие популярными. В том же году играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте «Пароход», который по праву считается прообразом современных видеоклипов.

Объявление о начале войны застает Утесова во время репетиции новой программы «Напевая, шутя и играя» в московском «Эрмитаже». Желая поддержать солдат, оркестр в короткий срок создает первую военную программу «Бей врага!», в которой наряду с уже известными песнями звучат новые произведения: "И не раз и не два мы врага учили", "Партизан Морозко", "Привет морскому ветру". За первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте, постоянно включая в программу новые песни: "Жди меня", "В землянке", "Темная ночь", "Одессит Мишка", сатирические антифашистские частушки "Гадам нет пощады!". В июне 1942 года Леониду Утесову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Вторая программа военных лет «Напевая, шутя и играя» явилась откликом на начало серьезных успехов Советской армии. В нее были включены песни: "Прощание", "Пароход", "Десять дочерей", "Два друга". В 1944 году оркестр представил новую джаз-фантазию «Салют», в которой прозвучали отрывки из симфонических произведений, свыше двадцати старых и новых песен, лирические и сатирические интермедии. 9 мая 1945 года при огромном стечении народа Утесов выступил с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве.

Утесов 6

Утесов с оркестром на фронте...

К 800-летию Москвы (1947 год) утесовский коллектив подготовил оркестровую фантазию «Москва», в финале которой впервые исполнялась песня Дунаевского Дорогие мои москвичи! В 1952 году появилась программа «Музыка толстых», центральное место в которой занимала сатира на международные темы. 25-летие коллектива (1954 год) было отмечено эстрадным спектаклем «Серебряная свадьба», в котором среди прочих Утесов исполнил одно из последних произведений Дунаевского "Я песне отдал все сполна". Песня вошла в фильм «Веселые звезды» (экранизация эстрадного концерта). В марте 1960 году в Московском театре эстрады была представлена программа «Тридцать лет спустя». В ней, наряду с обычным репертуаром, оркестр исполнил сложные классические произведения — марш С. С. Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» и пьесу К. Дебюсси Reverie. Отличие от западного, якобы чисто танцевального джаза, подчеркивалось пародийным номером «Эволюция западного танца».

Утесов 7

В 1965 году Леониду Утесову было присвоено звание народного артиста СССР. Он стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания. 9 октября 1966 года на концерте в ЦДСА артист почувствовал себя плохо. Через некоторое время он решил покинуть сцену. В оставшиеся 16 лет жизни Утесов написал еще одну книгу «Спасибо, сердце!», руководил оркестром, много снимался на телевидении, но практически не выходил на сцену. В декабре 1981 года состоялось последнее выступление Утесова.

Музыкальные критики часто обвиняли Утесова в отсутствии певческого голоса. Леонид Осипович неизменно отвечал: «Пусть так! Я пою не голосом — я пою сердцем!»

Умер Леонид Осипович Утесов (Лазарь Иосифович Вайсбейн) 9 марта 1982 года в Москве. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

Источник информации

Пятнадцать интересных фактов

из жизни Леонида Осиповича Утесова





 

Факт 1-й. 21 марта 1895 года в Одессе в Треугольном переулке N 11 в квартире №7 родилась двойня — девочка и мальчик. Девочку назвали Полиной, а мальчика — Лазарем. В рождении двойни в семье "лепетутника" (так в Одессе называли коммерческих посредников) Иосифа Клементьевича Вайсбейна проявилась наследственность, ибо он сам был одним из близнецов. Причем, все наследство досталось брату-близнецу Науму, так как Иосиф вопреки воле отца женился по любви на Марии Моисеевне Граник, двадцать втором ребенке не слишком состоятельных родителей, да и сама она родила девятерых, четверо из которых умерли в раннем детстве.

Факт 2-й. Любовь к музыке проявилась у Леди (так с детства всю жизнь его называли родственники и друзья) в возрасте трех лет — он заслушивался игрой соседа по лестничной площадке музыканта Гершберга. Он учился игре на нескольких музыкальных инструментах в частном коммерческом училище Генриха Файга, играл в разных оркестрах, выступал в хоровых коллективах Одессы. Кроме того, он серьезно занимался спортом и даже принимал участие в любительском чемпионате Одессы по французской борьбе.


Факт 3-й. После того, как Леню Вайсбейна исключили из училища за участие в избиении преподавателя, он решил уйти "на свои хлеба" и устроился в балаганный цирк Бороданова. Кем он только ни был — гимнастом, "рыжим", зазывалой. Затем уехал в Херсон, где работал в скобяной лавке дяди Наума, но вскоре вернулся в Одессу, приняв предложение артиста Скавронского участвовать в скетче "У разбитого зеркала". Кстати, Скавронский посоветовал ему взять псевдоним. В раздумьях он пришел на Ланжерон и увидел утес с рыбачьей хижиной. От слова "утес" и возник его псевдоним "Утесов".


Факт 4-й. Поработав актером в нескольких драматических театрах, Леонид Утесов в конце 1913 года поступил в Александровске (Запорожье) в труппу передвижного театра В.А.Азамата-Рудзевича. Там он познакомился с 21-летней актрисой Еленой Ленской, которая как раз в это время подыскивала себе жилье. По воспоминаниям Леонида Осиповича, шел дождь, и он сказал: "Может быть, мое предложение покажется вам нелепым, но давайте зайдем ко мне и переждем непогоду. А потом я помогу вам найти комнату. Искать комнату Леночке Ленской не понадобилось — она вошла в мою и больше из нее не вышла. Как будто бы дождь шел сорок девять лет. Она стала моей женой". А в следующем году у них родилась дочь Дита, ставшая известной певицей Эдит Утесовой, много лет проработавшей на эстраде рядом с отцом.


Факт 5-й. Универсальность своего таланта Утесов продемонстрировал в до сих пор не забытом историками эстрады концерте "От трапеции до трагедии" на сцене ленинградского "Палас-театра" 2 февраля 1923 года, который длился шесть часов. В тот вечер Утесов поразил присутствующих высочайшим мастерством хорового и оркестрового дирижера, камерного, опереточного и эстрадного певца, музыканта — скрипача и гитариста, балетного и эксцентричного танцора, циркового артиста — клоуна, жонглера и акробата, куплетиста, рассказчика и драматического актера. Позднее он стал еще и эстрадным режиссером, киноактером (снялся в пяти художественных фильмах и многочисленных кинороликах), композитором и аранжировщиком, автором стихов, текстов песен, реприз, скетчей, интермедий, юморесок, фельетонов, очерков, статей и трех книг.


Факт 6-й. 8 марта 1929 года на сцене Ленинградского Малого оперного театра в праздничном концерте дебютировал теа-джаз-оркестр под руководством Леонида Утесова и Якова Скоморовского (через год он оставил коллектив). Утесов проработал с этим оркестром около 40 лет. В 1938 году коллектив получил статус Государственного джаз-оркестра РСФСР, а в 1948 году — Государственного эстрадного оркестра, ставшего настоящей творческой лабораторией, где совершенствовали свое мастерство и стали известными мастерами эстрады Н.Минх, Л.Дидерихс, М.Ветров, А.Семенов, М.Воловац, А.Островский, В.Людвиковский, В.Старостин, В.Шаинский, К.Лазаренко, А.Коваленко, Е.Петросян, Г.Хазанов и другие.


Факт 7-й. До появления на экранах в самом конце 1934 года фильма "Веселые ребята" Леонид Утесов считался исполнителем блатных песенок. Поэтому в 1934 году Главрепертком запретил исполнять в концертах и изъял из продажи пластинки с записями таких песен, как "Гоп со смыком", "С одесского кичмана", "Лимончики", "Бублички", "У самовара", "У окошка". Однако на закрытых концертах, где присутствовало партийно-государственное руководство страны во главе с И.В.Сталиным, он эти песни пел, притом по просьбе самого вождя. Особенно Сталину нравилась песня "С одесского кичмана".


Несмотря на, в общем-то, положительное отношение к творчеству Утесова, Сталин не баловал его наградами. Так, за фильм "Веселые ребята" Утесову вручили... фотоаппарат, в то время как Любовь Орлова за роль Анюты получила звание заслуженной артистки РСФСР, а режиссер фильма Григорий Александров — орден Красной Звезды.


Дотошные утесоведы утверждают, что Утесов с дочерью Эдит исполнил около 700 песен, но ни в одной из них ведущий певец-песенник сталинской эпохи не употребил слово "Сталин". Впрочем, и Утесов никогда не упоминался в списках претендентов на премию имени вождя, хотя его коллеги по эстраде Александр Вертинский и Илья Набатов получили эти премии всего лишь за эпизодические роли в кино.


Факт 8-й. До войны Утесов не имел почетных званий и правительственных наград. По довольно банальной причине. Оказалось, что как-то Леонид Осипович, занесенный судьбой на советско-польскую границу, приняв солидную дозу спиртного, купаясь в пограничной реке, перебросился несколькими репликами с польскими пограничниками, о чем было тут же доложено руководству страны, которое засомневалось в лояльности артиста. Сомнения эти рассеялись лишь в 1942 году после того, как Утесов стал исполнять военные песни и отдал личные сбережения на постройку самолета, названного "Веселые ребята". Тогда он, наконец, получил звание заслуженного артиста РСФСР, а в марте 1945 года к полувековому юбилею был награжден орденом Трудового Красного Знамени. После войны Утесов еще долго ходил в заслуженных деятелях искусств РСФСР, затем стал народным артистом РСФСР и лишь в 70 лет — народным артистом СССР. Леонид Осипович говорил, вздыхая: "Эстрада — как проститутка: с ней хорошо и удобно провести ночь, а на людях показываться неприлично".


Факт 9-й. В годы сталинского режима Утесов жил безбедно, ибо в верхах у него был могущественный покровитель в лице члена Политбюро Л.М.Кагановича. По его указанию Утесов получил в доме железнодорожников шикарную площадью в 100 кв.м квартиру, а для гастрольных поездок со своим джазом ему были выделены два комфортных салон-вагона.


Факт 10-й. Как истинный одессит Леонид Осипович любил и слушать, и рассказывать анекдоты и нередко сам становился героем анекдотических случаев. Так, еще будучи молодым человеком, он ехал в Одессе в переполненном трамвае, и вдруг услышал, что заплакала девушка — у нее вытащили кошелек. Утесов поинтересовался, сколько было в кошельке денег. Девушка ответила, что 20 копеек. Тогда он дал ей 20 копеек и попросил не плакать. Девушка успокоилась, но, выходя из трамвая, спросила Утесова: "Может быть, вы вернете мне и кошелек?"


В одном письме была просьба: "Дорогой Леонид Осипович, пришлите тридцать рублей, сижу без штанов". И объяснил, что приятели, когда у них не было денег, продали его штаны. Утесов послал деньги. Через некоторое время приходит ответ: "Спасибо, деньги получил, но штанов еще не купил".

Нельзя не вспомнить и анекдотический случай, как Утесов стал жертвой своей популярности. Как-то приехал он в свой родной город на гастроли и решил пройтись по одесским улицам. Вышел из машины, а навстречу женщина с маленьким мальчиком. Увидев артиста, она ахнула, а затем сказала сыну: "Смотри, смотри! Это сам Утесов! Когда ты вырастешь, он уже умрет!".


Факт 11-й. Утесов, несмотря на то, что у него была прекрасная дача во Внуково, предпочитал отдыхать в Кисловодске или в домах творчества. День продажи дачи он считал одним из счастливейших дней своей жизни.


Факт 12-й. У Утесова было множество поклонников, а еще больше поклонниц. Еще на заре его артистической деятельности одна из них повесилась, услышав, что артист при выполнении циркового номера упал с высоты и разбился. К счастью, Утесов остался жив.


В одном городе на каждый его концерт приходила красивая девушка Марина с большим букетом цветов. Когда Утесов спросил, зачем она это делает, та ответила, что хорошо зарабатывает. Потом к нему подошла ее мать и сказала, что Марина тратит на цветы деньги, вырученные от продажи домашних вещей. Леониду Осиповичу пришлось компенсировать эти затраты.


Факт 13-й. Второй женой Утесова стала Антонина Сергеевна Ревельс, работавшая в оркестре Утесова с мужем Валентином Новицким в парном танцевальном номере. В 1974 году она овдовела, а через три года они с Леонидом Осиповичем поженились.


Факт 14-й. Утесов очень любил свою единственную дочь Эдит (Диту). И Леонид Осипович, и Эдит стойко переносили незаслуженные выпады критиков и чиновников от культуры по поводу вокальных данных певицы и недвусмысленные намеки на то, что если бы не отец, то вряд ли бы ее имя печаталось на концертных афишах большими буквами. Теперь, внимательно слушая ее записи, понимаешь, что она действительно была талантливой и самобытной артисткой, создавшей собственный стиль пения. А тогда в результате травли Эдит пришлось оставить родной коллектив и создать свой, новый, из-за предвзятого отношения к которому концерты не собирали полных залов. И лишь на похороны Эдит Леонидовны пришло столько ценителей эстрадного искусства (она умерла от лейкемии 21 января 1982 года), что потрясенный утратой дочери Леонид Осипович с горечью заметил: "Наконец, Дита, ты собрала настоящую аудиторию слушателей".


Факт 15-й. Смерть дочери окончательно подорвала пошатнувшееся здоровье великого маэстро, и 9 марта в 7 часов утра 1982 года он умер в военном госпитале "Архангельское" (в свой день рождения по старому стилю). Последние его слова были: "Ну, все..."


Леонид ШЕМЕТА

 

 

Альбомы:

 

Дорога на Берлин (-)

Любовь Нечаянно Нагрянет (Антология Джаза) (2000)

С Одесского Кичмана (2001)

 

Тексты песен:

 

Песня Извозчика (corrected2)

Песня извозчика

У самовара

У окошка

С одесского кичмана

Лимончики

Лейся, песня

Джаз-болельщик

Гоп-со-смыком

Бублики

- еще текты песен...

 Утесов 8

  21 марта 1895 года - 09 марта 1982 года

 

Tags: актеры, исполнители
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments