Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич (часть 1)


 Тарковский 1

Главный приз фестиваля студенческих фильмов в Нью-Йорке (США) за 1961 год ("Каток и скрипка").

Главный приз "Золотой лев св. Марка" Венецианского кинофестиваля за 1962 год ("Иваново детство").

Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации "Приз ФИПРЕССИ" за 1969 год ("Андрей Рублев").

Лауреат Каннского кинофестиваля "Серебряная пальмовая ветвь" и приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне" за 1972 год ("Солярис").

Лауреат премии экуменического жюри кинофестиваля в Канне за 1982 ("Сталкер").

Большой приз за творчество Каннского кинофестиваля за 1983 год ("Ностальгия").

Народный артист РСФСР (1980). Лауреат Ленинской премии (посмертно).

Тарковский 12

Родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье (близ города Юрьевца на Волге) Ивановской области. В 1934-1962 семья жила в Москве, в доме № 26 по 1-му Щипковскому переулку. Поступает в школу № 554 Москворецкого района и в музыкальную школу. В 1941 эвакуируется в город Юрьевец вместе с матерью, бабушкой и сестрой. Там поступает в школу. Летом 1943 года возвращается в Москву. В сентябре возобновляет учёбу в школе № 554. В сентябре 1947 года поступает в «Художественную школу имени 1905 года». В ноябре заболевает туберкулёзом, госпитализирован. Весной 1948 года выписан из больницы. В июне 1951 года заканчивает художественную школу.

В 1951-1952 годах учился на арабском отделении Московского института востоковедения, но не закончил курса в связи с ухудшением здоровья. В 1952-1953 годах работал в ВНИИ цветных металлов и золота, затем - геологом. 

Зимой 1953-го, бросив учёбу в институте, проводит лето в геологоразведочной экспедиции в Сибири: на реке Курейка в Туруханском районе Красноярского края. Осенью возвращается в Москву и устраивается работать старшим коллектором в институт Нигризолото. Уволившись из Нигризолота, в сентябре 1954-го поступает на режиссёрское отделение ВГИКа, в мастерскую М. И. Ромма. 

По воспоминаниям однокашников, у Тарковского с детства было чувство избранности, аристократичности. Он был среди мальчишек всегда опрятен и свеж, в юности одевался вызывающе модно, хотя семья была очень бедной, особенно после ухода отца. Вел себя Андрей раскованно, даже с учителями общался, как с равными. Видимо, ощущение внутренней свободы было у него врожденным.

 

По гуманитарным предметам у него были «пятерки», страсть к разнообразным знаниям была серьезной и настоящей.

 

Во ВГИКе он учился на легендарном теперь курсе - вместе с Василием Шукшиным, Андроном Кончаловским, Элемом Климовым и другими звездами кинопоколения. В годы учебы более всего сблизился с Кончаловским, курсовые работы по специальности они делали совместно.


 

В 1956 году тавит вместe с Александром Гордоном и Марикой Бейку короткометражный фильм «Убийцы». А в апреле 1957-го женится на сокурснице Ирме Рауш. Летом работает с Александром Гордоном над фильмом «Сегодня увольнения не будет» .

В 1959-м году ишет с Олегом Осетинским и Андреем Михалковым-Кончаловским первый вариант литературного сценария «Антарктида, далёкая страна». А в апреле 1960 года пишет с Михалковым-Кончаловским сценарий к фильму «Каток и скрипка» и начинает работу над фильмом. В марте 1961-го заканчивает работу. Получает диплом ВГИК с отличием. Принят на работу режиссёром на Мосфильм. Летом начинает работать над фильмом «Иваново детство».

Премьера его первого полнометражного фильма состоялась в апреле 1962 года. Картина "Иваново детство", созданная по роману Владимира Богомолова, в том же году получила премию "Золотой Лев" на Международном кинофестивале в Венеции. 

30 сентября 1962 года у него рождается сын Арсений.

В 1964 году начинает работу над фильмом «Андрей Рублёв». В ходе съёмок «Рублёва» знакомится с Ларисой Кизиловой. В 1966 году заканчивает работу над фильмом «Андрей Рублёв». В 1967 году начинает работать над киносценарием, переименованный из «Исповедь» в «Белый день», затем в «Белый-белый день» (окончательное название «Зеркало»). В октябре 1968 года начинает с Фридрихом Горенштейном работу над проектом «Солярис» по мотивам одноименного романа Станислава Лемма.

Тарковский 9

Во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля "Андрей Рублев" показан лишь в 1969 году, получил там специальный приз, но к международному прокату лента была разрешена "Совэкспортфильмом" только в 1973 году.

Снимает «Солярис» в 1970 году. В июне этого же года разводится с Ирмой Рауш. Женится на Ларисе Кизиловой. 7 августа у них рождается сын Андрей.

В 1971-м работает с Фридрихом Горенштейном над сценарием «Светлый ветер (Ариэль)».

В 1972-м завершает работу над «Солярисом». Преподает на Высших режиссёрских курсах. Едет в Канны с «Солярисом», где фильму присуждается «Специальный приз жюри».

В 1974 году он завершил фильм "Зеркало", содержащий автобиографические мотивы, который был разрешен к экспорту спустя много лет. В 1975-м пишет киносценарий «Гофманиана». А в 1976-м пишет с Аркадием и Борисом Стругацкими сценарий к фильму «Сталкер». В декабре начинает репетиции «Гамлета» Шекспира в «Театре ленинского комсомола».

В 1977-м году снимает «Сталкер». В апреле переносит сердечный приступ. В конце года пишет с Александром Мишариным «Сардор». "Сталкер" - последний фильм, снятый Тарковским в Советском Союзе (1980). 

Летом 1979-го года едет в Италию. 5 октября у него умирает мать. А в 1980-м пишет с Тонино Гуэрра сценарий к фильму «Ностальгия». 

В 1980 году ему было присуждено звание народного артиста РСФСР. В том же году он стал лауреатом итальянской премии "Давид ди Донателло" в номинации "За вклад в киноискусство" за ретроспективу фильмов. 

В 1981-м едет в Швецию и неуспешно пытается остаться на Западе. В марте 1982-го возвращается в Италию для продолжения работы над «Ностальгией» с Олегом Янковским в главной роли. Снимает документальный фильм «Время путешествия» и начинает съёмки «Ностальгии». 


Тарковский 4
Олег Янковский и Андрей Тарковский во время съемок фильма "Ностальгия"




























В 1983 поставил оперу "Борис Годунов" в Ковент-гардене (Лондон). 

В том же 1983-м завершает съёмки «Ностальгии». В ноябре начинает писать сценарий к фильму «Жертвоприношение». 10 июля 1984-го на пресс-конференции в Милане объявляет о своём намерении не возвращаться в Советский Союз. В 1984 году, не получив от советских официальных органов разрешения на продление пребывания за границей, Тарковский заявил, что остается на Западе. 

В конце 1984 года едет в Берлин. Зиму проводит в Берлине. Весной 1985 года едет в Швецию. Начинает снимать «Жертвоприношение». В конце года ему поставлен диагноз — рак. После завершения съемок "Жертвоприношения" в Швеции, он возвратился в Рим уже смертельно больным. 

Тарковский 6

 В январе начинает лечение. Его сын Андрей и тёща Анна Егоркина приезжают в Париж. «Жертвоприношение» тем временем демонстрируется в Каннах и удостаивается «Специального приза жюри». 29 декабря 1986 года умирает в Париже.

Он похоронен на кладбище русских эмигрантов Сент-Женевьев-дю-Буа в предместье Парижа. Надпись на надгробном камне гласит: "Человеку, который увидел Ангела". 

В 1993 году Фондом Андрея Тарковского учрежден "Приз Андрея Тарковского", который присуждается один раз в год в рамках Московского международного кинофестиваля "лучшему фильму конкурсной или внеконкурсной программы".

 

ИНТЕРВЬЮ

Финский журналист Вейкко Коркала взял у режиссера интервью, которое 10 апреля 1981 года было опубликовано в шведской газете «Дагенс Нюхетер». 

Тарковский 10

Как вы смотрите на наше время и наше будущее?

Раньше будущее было где-то далеко, вдали за горизонтом. Сегодня оно слилось с настоящим. Можно ли сказать, что люди готовы к этому? Наше время отличается от прошлого тем, что теперь будущее — непосредственно перед нами, оно находится в наших руках. Каким оно будет, полностью определяется тем, что и как мы делаем сейчас. Мы живем в важнейший период истории нашей планеты и должны осознать, что это переломная эпоха. Многое зависит от самих людей. История постоянно втягивает нас в свой поток. Но мы не должны, как раньше, позволять убаюкивать себя верой в то, что история идет своим чередом и будущее придет само собой. Сейчас решающие времена, надо действовать и понимать, почему это необходимо.

В ваших фильмах часто присутствует война. Очевидно, она оказала сильное влияние на вашу жизнь и взгляды?

Я видел войну очень близко и знаю, что это такое. Я ненавижу войну и, как всякий нормальный человек, боюсь ее. Каждый раз, когда я думаю о войне, у меня темнеет в глазах. Представьте, мы сейчас сидим здесь с вами за столом и спокойно разговариваем. Вот стол, на нем магнитофон, идет интервью, но в какой-то момент мы вдруг оказываемся под развалинами дома в огне смерти. Словом, во время войны тебя могут уничтожить в любую минуту. Так что от каждого требуется осознание этого. Но у меня есть подозрение, что человек сегодня начинает сомневаться в своих интеллектуальных возможностях и теряет самоуважение.

Центральное место в ваших фильмах занимает природа, однако о смерти вы почти не говорите.

Проблема смерти меня не занимает и не интересует, потому что я не верю в смерть. Сегодня главная проблема заключается в том, что человек совсем не доверяет природе. И хотя это очевидно, человек, в общем, не понимает, что находится в глубоком кризисе. Человечество слишком мало раздумывает над возможностями сбалансированного технологического развития, которое хоть в какой-то степени могло бы сочетаться с живой природой.

Вы в основном рассказываете о людях, которые живут в условиях сильного напряжения.

Да, это верно. Так получается, что персонажи моих картин вовлечены в состояние войны. И тенденция эта, видимо, проявляется подсознательно. Ведь в таких условиях обнажается сущность человеческого характера — его сила и слабость.

Ваши фильмы идеалистичны, хотя и не в обычном, традиционном смысле. Стало быть, идеализм и реализм можно объединить?

Именно в искусстве можно всерьез говорить о сочетании идеализма и реализма. Объединить что-то недосягаемое, что-то такое, к чему нельзя прикоснуться, с его конкретным выражением — подобное возможно только в искусстве, поскольку творчество является единственной формой человеческого мышления, когда человек может достичь некоего совершенства и выразить его в художественных образах.

Ваши фильмы обладают силой побуждать человека стать ответственным за свою жизнь.

Ответственность человека — в том, как он относится к самому себе. Мы живем в очень трудное время. Многие из нас не считают необходимым быть последовательно ответственным. Тому имеются различные причины, например, отсутствие идеалов или просто-напросто сугубая устремленность к полезному материальному. Как ни парадоксально, и общество, и общественное мнение занимают довольно сдержанную позицию в отношении действительной и последовательной добросовестности. Но когда люди перестают действовать в соответствии со своей совестью, то верх берет чувство недостаточности и разочарования.

Можно ли противостоять этой тенденции?

Андрей Тарковский. Для этого необходимо разбудить в человеке чувство собственного достоинства. Надо показать, что человек прекрасен, когда он действует честно, и что ключ к его судьбе — в том, что он должен развиваться и идти вперед.

А в каком соотношении находятся ваши фильмы с вашей собственной судьбой?

Я вырос в творческой семье. Поэтому рано, до того как стал заниматься кино, понял, что прежде всего в творчестве важно, как проявляется личность художника. Когда я начал работать в кинематографе, то, конечно, не мог судить, какой общественный интерес может иметь моя собственная личность. В то время я жил как человек, «жаждущий писать», и вряд ли имел какие-то основания выпячивать себя. Но, снимая фильмы в Советском Союзе, невозможно не испытывать сопротивление властей, избежать конфликтов с окружающими людьми. Хотя надо признать — это удел всех крупных исторических деятелей культуры. В результате всех лет работы моя творческая судьба оказалась настолько драматичной, что, думаю, я получил право делать такие картины, какие считаю необходимым. Поэтому предъявляю к себе самому высокие требования. Любая творческая деятельность должна рассматриваться как долг художника. Но самое главное — следить за тем, чтобы не жить по одним стандартам, а творить — по другим. Ханжество никогда не было эффективной силой творчества.

Вы удовлетворены вашими достижениями?

За двадцать лет я снял пять фильмов. Конечно, у меня были возможности быстрее реализовать мои замыслы, и, конечно же, я хотел бы сделать больше. Но, с другой стороны, я не хотел торопиться. Я сознательно выбирал метод «оставаться в себе». Моя исходная позиция была твердой и простой: чтобы сохранить себя как личность и снимать картины, которые я хочу, мне необходимо терпение.

В свое время «Зеркало» было воспринято очень негативно. Некоторые критики и коллеги утверждали, что у вас возникли проблемы. Как вы сегодня относитесь к той дискуссии?

Критика «Зеркала» меня совсем не задевает. Вместе с тем я недоволен организацией проката. Фильм мог бы собрать больше публики, чем ему было позволено. «Зеркало» показывали в трех кинотеатрах Москвы в течение двух месяцев. Народ стоял в длинных очередях, чтобы купить билеты на завтра. Несмотря на это, фильм быстро сняли с экранов. Я не могу понять причину этого.

В последнее время много говорят о кризисе кино. Вы считаете, что такой кризис существует?

Кризис кинематографа углубляется и, на мой взгляд, к счастью. Нынешние трудности киноискусства являются естественным следствием того, что кино в течение семидесяти лет было рыночным товаром. Я говорю «к счастью», потому что могу лично свидетельствовать, как искусство кино отвергает ту макулатуру, которая поставляется на рынок для широкой публики.

Но разве не каждый вид искусства связан с деньгами?

Что касается других видов искусства, то там оплата идет по получении готовой продукции, а кино авансируется. Это означает, что продюсеры или кто-то еще имеют решающее слово. С помощью денег продюсеры «арендуют» художественное произведение, забирают готовую продукцию и доходы, которые она со временем проносит. А художник не имеет к этому никакого отношения. Есть и такие художники, которые пытаются обходным путем вначале сделать картину, а затем продать ее. Но в нынешних условиях это не дает никакого результата.

Значит, авторская независимость невозможна?

Я полагаю, что во всем мире есть лишь пять режиссеров, которые могут утверждать, что достигли искомого положения, когда имеют заслуженное право и возможность снимать такие фильмы, которые они хотят. Это Брессон, Бергман, Феллини, Антониони… Трудно даже насчитать пятерых. Конечно, еще Бунюэль, но и он часто делает коммерческие работы. Но даже эти режиссеры испытывают трудности, хотя, к счастью, другого рода. Я имею в виду простую и естественную зависимость от денег. Это не идеологический, а чисто практический вопрос.

Ваше «Зеркало» трудно понять. Оно сделано с помощью снов и наплывов воспоминаний, исторических событий…

Утверждение, что «Зеркало» — фильм труднодоступный, основано на определенном традиционном мышлении. Фильмы, сделанные мной до него, были другими, выдуманными. «Зеркало», напротив, основано на действительных событиях. Фильм — чисто биографический, даже автобиографический. Все события базируются на фактах, включая сны.

Публика привыкла верить в ложь на экране. Она воспринимает это как естественное. С другой стороны, зритель защищается от правды. Поэтому «Зеркало» кажется трудным фильмом. Но жизнь сама по себе достаточно фантастична по сравнению с любым произведением. Она настолько богата, что зритель просто не может поверить в то, что он видит на экране. Это реакция на правду.

В фильме я не могу показывать только актера. Лента должна охватывать все целиком, все, что существует как часть действительности. Оставлять место лишь действию было бы недостаточно.

Ваш метод трудоемкий, амбициозный.

Мои картины целиком сделаны на основе моих личных переживаний. Мой долг как художника донести до зрителя то, как я, именно я, воспринимаю жизнь. Если бы я попытался донести что-то другое, то я отошел бы от правды. Если я сам не знаю, как мне поступить с какой-то частью сценария, я вообще ничего не смогу делать. Поэтому мой творческий метод несложен: я разговариваю со зрителем на моем собственном языке и надеюсь только на то, что буду понят. Ради того чтобы угодить зрителю, я не могу менять этот язык и подстраиваться к публике. Если я сделаю это, то не буду уважать ни зрителя, ни себя.

И еще я хочу подчеркнуть, что главная задача искусства — это разрешение духовного кризиса, царящего во всем мире. В обществе должно быть что-то такое, что стимулировало бы духовное развитие и развивало бы в человеке чувство собственного «я», побуждало бы его стремиться к индивидуальности и гуманности.

То, что я делаю в искусстве, основывается на моей вере в достоинство тех людей, к которым обращены мои фильмы, а также в достоинство, которым должен обладать художник.

Рабочее название «Соляриса» — «Контакт». Проблема контакта между людьми в наше время оживленно обсуждается.

Большое несчастье человека в том, что он вообразил себя замкнутой системой. Например, он думает, что не наносит себе вред, когда скрытно творит зло, и не считает, что тем самым подвергается саморазрушению.

Человек связан с космосом. Я убежден, что сущность человека, его интеллект и энергия связаны не только с другими людьми — эти связи простираются за пределы нашей планеты и даже за пределы солнечной системы.

Важно, чтобы люди поняли свое существование в более широком смысле, нежели только в зримом. Это избавило бы их от чувства неполноценности, которое является первой причиной трудности человеческих контактов.

Не кажется ли вам, что нынешнее развитие общества все равно ведет к росту отчуждения между людьми?

Да, человек незащищен, но он очень силен, он намного сильнее, чем можно это представить. Он должен полагаться на свои собственные силы. Разумеется, речь идет не о физической силе, а о внутренней. Только тогда, когда человек поверит в это, он сможет повернуться к внешнему миру. Главная задача будущего общества заключается в том, чтобы найти средство пробудить в человеке чувство собственного достоинства. Это создаст условия, при которых его внутренний мир будет заслуживать уважения. Альтернативы не существует, вера в будущее, основанная на ложной свободе и подавлении чувства собственного достоинства человека, равносильна самоубийству.

Публикация и перевод с шведского Евгения Рымко

Тарковский 5

4 апреля 1932 года - 29 декабря 1986 года

Tags: режиссеры
Subscribe

  • жаль, без вас, Быстрицкий...

    Есенин перепутал фамилию, но знакомство с еврейским мальчиком, прибывшим в Москву в поисках работы и славы, видимо, произвело на него впечатление. По…

  • БАШЛАЧЕВ Александр Николаевич

    Поэт и исполнитель "Я знаю, душа начинает заново маяться на земле, как только о её предыдущей жизни все забыли. Души держит…

  • ОКУДЖАВА Булат Шалвович

    Поэт и прозаик, один из основателей жанра авторской песни Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments