Маленькая хозяйка большого дома (frosya_) wrote in chtoby_pomnili,
Маленькая хозяйка большого дома
frosya_
chtoby_pomnili

Categories:

Александр Годунов

Photobucket - Video and Image Hosting

28 ноября 1949 г. - 18 мая 1995 г.

Те, кто не знает Александра Годунова как танцовщика, наверняка помнят его по второстепенной роли террориста в фильме "Крепкий орешек". Такая белокурая бестия с автоматом против Брюса Уиллиса. Еще в СССР Годунов сыграл главную роль в музыкальной мелодраме "31 июня".

Семья Александра Борисовича Годунова не имела отношения к искусству, отец-офицер служил одно время на Сахалине, где 28 ноября 1949 года и родился будущий танцовщик - "звезда" мирового балета. Потом был развод родителей и переезд матери с двумя детьми в Ригу. В детстве Александр Годунов хотел стать летчиком или инженером.

В 1958 году он поступил в Рижское хореографическое училище, где его соучеником и другом стал Михаил Барышников. Училище он окончил в 1967 году по классу педагогов Ю. Капралиса и А. Экиса. С 1967 по 1971 год Годунов танцевал в Государственном хореографическом ансамбле "Классический балет" ("Молодой балет"), которым в те годы руководил Игорь Моисеев. В ансамбле работали выдающиеся педагоги - заместителем художественного руководителя и ответственным педагогом-репетитором была Суламифь Мессерер, мужской класс давал Асаф Мессерер. Подготовив первую программу и показав ее в мае 1968 года в Смоленске, ансамбль стал гастролировать по стране, затем начались длительные зарубежные гастроли. В ансамбле работали молодые танцовщики, ставшие затем звездами балета: Тийт Хярм - будущий премьер театра "Эстония", Вилен Галстян, в дальнейшем ведущий танцовщик Армении, Дмитрий Брянцев, добившийся известности как балетмейстер.

В труппу Большого театра Александр Годунов был принят после конкурсного экзамена в 1971 году, и его педагогом-репетитором стал Алексей Ермолаев, великий танцовщик и актер. Впоследствии Годунов говорил, что Ермолаев был его любимым учителем. Первой ролью Годунова на сцене Большого театра было па-де-труа в первой картине "Лебединого озера" в редакции Горского-Мессерера. Этот балет в те годы шел на сцене Большого театра в двух редакциях. В июне 1971 года Годунов дебютировал в партии Принца в редакции Юрия Григоровича.

Партнершей Александра Годунова в первых спектаклях была Римма Карельская, а в ноябре 1971 года он уже сам был партнером Татьяны Голиковой, дебютировавшей в партии Одетты-Одиллии. Критики заметили дебют танцовщика: "Тонкая нюансировка роли, богатство эмоциональных оттенков и полутонов при сдержанности, скупости жеста и мимики позволяют говорить о безусловной актерской одаренности танцовщика....молодой артист показал, что его пластический голос уверенно звучит во всех регистрах классического танца", - писал Юрий Тюрин. В книге, вышедшей к 200-х летию Большого театра, в статье А.Демидова, посвященной "Лебединому озеру", говорится, что тема трагической встречи с судьбой из всех исполнителей роли Принца активнее всего звучит у молодого танцовщика Александра Годунова: "Его Принц изящен, элегантен, он органично вписывается в окружающую его атмосферу ритуальной роскоши. Но в монологе властно и мощно звучит тема душевного смятения ...Актеру удается пластически передать внутреннее душевное стремление, мечтательность и как бы зарождение в самом Принце лебединой темы - на протяжных вытянутых линиях и гибкости, тягучести поз".

В 1972 году Александр Годунов принял участие во Всесоюзном конкурсе артистов балета и получил Первую премию. Его партнершей на конкурсе была солистка Большого театра Татьяна Голикова. В первом туре они танцевали па-де-де из "Дон-Кихота", во втором - хореографическую миниатюру "Двое", поставленную Владимиром Васильевым, в третьем туре - па-де-де из "Лебединого озера". На 1972 год также пришелся дебют Александра Годунова в "Шопениане". Критик Владимир Голубин писал об этом спектакле: "Юноша Годунова кажется зримым отзвуком музыки Шопена. Его легкий и изящный по рисунку танец безупречен".

В 1972 году состоялась премьера балета Родиона Щедрина "Анна Каренина", балетмейстером-постановщиком которого была Майя Плисецкая. Она пригласила Александра Годунова выступить в партии Вронского, в дуэте с Мариной Кондратьевой. Через некоторое время Александр Годунов стал танцевать этот балет с Майей Плисецкой, вскоре стал ее постоянным партнером в "Лебедином озере", а с 1974 года в "Кармен-Сюите" (хореография Альберто Алонсо)

Photobucket - Video and Image Hosting

и "Гибели розы" (хореография Ролана Пети). Они были замечательным дуэтом. В своей книге Майя Плисецкая писала о Годунове:

"Александр Годунов был могуч, горделив, высок. Сноп соломенных волос, делавший его похожим на скандинава, полыхал на ветру годуновского неповторимого пируэта. Он лучше танцевал, чем держал партнершу. Человек был верный, порядочный, совершенно беззащитный, вопреки своей мужественной внешности".

В 1973 году Александр Годунов принял участие во Втором Московском международном конкурсе артистов балета и получил Первую премию и золотую медаль. Он танцевал с Людмилой Сморгачевой, балериной из Киева. В первом туре они исполнили па-де-де из "Корсара", во втором туре - па-де-де из "Дон-Кихота" и адажио из "Спартака", в третьем - па-де-де из "Лебединого озера". На заключительном концерте Годунов танцевал вариацию из па-де-де "Дон-Кихота" и адажио из "Спартака". В том же году Александр Годунов дебютировал в партии Базиля в "Дон-Кихоте", его первой Китри была Нина Сорокина. Впоследствии он много раз танцевал этот балет, и его партнершами были Раиса Стручкова, Светлана Адырхаева и Людмила Семеняка.

Примерно в течение 5 лет работы в Большом театре Александр Годунов был "невыездным". Поскольку, в то время как другие премьеры много времени проводили на гастролях, Годунов очень много танцевал на сцене Большого театра, репертуар его стал на редкость разнообразным. Новые роли следовали одна за другой. Как танцовщик он обладал тремя качествами, которые одновременно не встречаются практически никогда: беспредельной виртуозностью в сочетании со стройностью и красотой линий и тонкой и очень современной актерской индивидуальностью. Высокий прыжок с огромным баллоном и вихревые пируэты на очень высоких полупальцах, с точной и законченной позировкой остановок сочетались с красивейшими удлиненными линиями арабесков. И если после дебюта в "Лебедином озере" критик В. Никольский писал, что "...в танце Годунова нет особой экспрессии, искрометности. Туры его в меру динамичны и четки по форме, прыжки чуть замедлены и как бы продлены в воздухе", то анализируя его последующие работы пресса уже говорила о "страстности, неистовости" его Спартака, "ошеломляющем по динамике" танце Ивана Грозного, о тончайшем психологизме танцовщика в партии Хозе, о том что "па-де-де из "Дон-Кихота" Годунов станцевал настолько виртуозно, что заставил забыть о естественном пределе человеческих возможностей".

Photobucket - Video and Image Hosting

В 1976 году Годунову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В 1979 году состоялась премьера балета С.Прокофьева "Ромео и Джульетта" в постановке Юрия Григоровича, в котором Годунов стал первым исполнителем партии Тибальда.

Годунов был женат на солистке Большого театра, яркой и темпераментной танцовщице Людмиле Власовой.

В августе 1979 года во время гастролей Большого театра остался в США. Такие события обычно замалчивались, но поскольку американские власти задержали вылет самолета на котором в СССР возвращалась Людмила Власова, считая, что ее возвращают в СССР насильно, это событие освещалось и в советской прессе. Правда, много говорилось о самолете и Власовой и вскользь упоминалось, что её муж не вернулся в гостиницу, где проживали артисты . После ухода Годунова из гостиницы танцовщик много раз пытался связаться с женой - звонил (не дозвонился), а потом ее упрятали в консульстве СССР. К делу подключились американские службы, и удалось назначить встречу мужа и жены. Американцы прежде всего хотели понять: добровольно ли Власова отказывается присоединяться к мужу, повторяя "я хочу к маме", или боится последствий для родственников в России? Когда два человека из госдепартамента прибыли в консульство за Власовой, то узнали: ее увезли в аэропорт и посадили в самолет на Москву. Тут же был задержан рейс, а с балериной начались трехдневные переговоры, причем сам Годунов в них личного участия не принимал. Его интересы представлял адвокат. Делом занимались на самом высоком уровне, вплоть до президента Картера и генсека Брежнева. Репортеры со всего мира вели прямой репортаж с места события в аэропорту Нью-Йорка. По словам Бродского, подвел участник переговоров, американский представитель в ООН - не передал Власовой записку от мужа, в которой тот умолял жену присоединиться к нему. Судя по всему, американцы, уповающие тогда на успех переговоров с СССР по разрядке, не хотели слишком сильно раздражать советскую сторону... В результате Власова улетела, брак, длившийся 7 лет, распался, заочно был оформлен развод, но еще долго продолжались телефонные звонки из Америки в Москву. Годунов мечтал, что они еще встретятся. Не встретились никогда. Может быть, потому, что "Годунов был в первую очередь артист, а уж потом - муж" (Бродский).

Годунов же , будучи звездой первой величины, тотчас был принят в Американский Балетный Театр, лучший репертуарный театр США. Но вышел на сцену только через полгода, потому что и здесь его ждал скандал. Вот как пишут о нем биографы танцовщика: “Газеты сообщали, что ему положено жалованье 150 тысяч долларов в год. Таким образом, Годунов становился одним из самых высокооплачиваемых премьеров в мире, и это вызвало протест труппы. Кордебалет требовал повышения зарплаты, негодуя, что деньги пойдут новому артисту, а не основным танцовщикам труппы, и устроил забастовку. В связи с этим были отменены гастроли АБТ в Вашингтоне, где "пришелец" должен был впервые появиться перед публикой. Годунов благородно предложил расторгнуть контракт, но директора театра его отговорили”. Вот почему он впервые вышел на сцену в Америке только спустя полгода после побега, на гастролях АБТ в Чикаго. Годунов и в Америке показал, кто есть кто: танцевал главные партии в "Дон Кихоте", "Жизели", "Лебедином озере", "Теме с вариациями", па де де из "Корсара", его партнершами были Наталья Макарова, Ева Евдокимова, Синтия Грегори и другие балерины.


В 1981 году Годунов параллельно с работой в АБТ сотрудничал с балетом Алвина Эйли.

В этом же году произошла его встреча с известной актрисой Жаклин Биссет. Он уже два года как жил в Америке, получив статус политэмигранта. Танцевал в Антрепризе Михаила Барышникова, имел громкий успех, был пленительно красив... Жаклин просто не могла пройти мимо такого мужчины. Это был чуть ли не самый громкий роман 80-х: все семь лет, пока они были вместе, американская пресса не выпускала их из своего поля зрения. И никто не мог даже предположить, как печально закончится их любовная история...

Photobucket - Video and Image Hosting

Надлом произошел, когда в жизни Годунова наступила черная полоса: Барышников - друг детства (оба они выросли в Риге), товарищ по нелегкой эмигрантской жизни - вдруг приревновал его к славе и выставил из театра без какого-либо внятного объяснения причин. "Не страшно, - сказала тогда Жаклин. - Мы найдем тебе работу получше. Завязывай с балетом. Живя в Америке, имеет смысл штурмовать только те горы, что носят название Голливудских холмов".
Годунов поверил ей и приступил к штурму. Биссет, очень быстро прижившаяся в Голливуде, надеялась, что и ее возлюбленному удастся стать там своим... Для этого у него, казалось, было все: громкое имя, красота, талант и даже опыт работы в кино (еще на родине Александр снялся в нескольких фильмах, в том числе в популярном "31 июня"). Но несмотря на усилия миссис Биссет, в Голливуде Годунову не доверяли ничего, кроме второстепенных ролей - продюсеров смущал его акцент. На светских вечеринках, куда его приводила Жаклин, он смотрелся форменным "русским медведем".
Самолюбие Годунова, привыкшего к успеху, было страшно уязвлено. Он начал пить. Жаклин пыталась бороться, но Годунов больше не верил ей. Мало того, во всем случившемся с ним он обвинял ее, Жаклин. Дело кончилось разрывом.

Уйдя из АБТ, Годунов переехал в Калифорнию и продолжал танцевать по приглашению компаний в разных странах мира. Танцовщик предпринял короткую попытку гастролировать самостоятельно с группой под названием "Годунов и звезды". Группа совершила тур по небольшим городам США. Эпизоды этого турне сняты в документальном фильме, посвященном творчеству Годунова, "The World to Dance In". За несколько лет он успел станцевать на различных сценах мира, в том числе в театре "Колон" в Буэнос-Айресе, в балете Асами Маки в Токио, гастролировал в Израиле. Критики отмечали как самое удачное выступление Годунова его исполнение роли Отелло в балете Хосе Лимона "Павана Мавра" на фестивале в Сполетто.

Дальнейшая работа Годунова в балете была сопряжена с рядом разочарований, не состоялись турне с балериной Галиной Пановой по Америке. Годунов отказался от приглашения в 1985 году поступить первым танцовщиком в Королевский балет Фландрии, которым тогда руководил Валерий Панов. Его манило кино.


В 1985 году Годунов прекратил выступать как танцовщик, но продолжал поддерживать форму, брать балетные уроки в Лос Анжелесе, в балетной Академии Давида Лишина, которой руководила прима-балерина Балета полковника де Базиля Татьяна Рябушинская. В Голливуде Годунов подружился с работающими в США танцовщиками Большого театра Аллой Ханиашвили и Виталием Артюшкиным, которым он помогал им в работе. В апреле 1995 года Годунов снялся в Будапеште в фильме "Зона" и впервые со времени своего отъезда в США побывал в Риге, где встретился со своей семьей: матерью, братом, племянниками.

18 мая 1995 году Александр Годунов скончался на своей вилле в Западном Голливуде. Врачи не обнаружили ни следов насилия, ни травм, ни признаков алкоголя или наркотиков в крови. Городской шериф констатировал смерть, вызванную естественными причинами. Похороны состоялись 25 мая в Лос-Анджелесе, его хоронили в закрытом гробу. Иосиф Бродский написал в некрологе: "Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества".


В 1999 году в журнале "Балет" вышла статья, посвященная 50-летию со дня рождения Годунова. Ее автор, Владимир Седов, писал: " Годунов обладал исключительной фактурой, уникальными природными данными: необыкновенно высокий, необыкновенно стройный, красивый, идеально пропорциональный, как античная скульптура. Словом, прирожденный танцовщик. Легкость его огромного, словно зависающего в воздухе прыжка, блестящее виртуозное вращение, мягкое и динамичное, выразительность жеста, красота линий, завершенность формы, графические позы, одним словом феноменальное владение своим телом - безоговорочно ставят Годунова в число первых танцовщиков".

Роли, исполненные Александром Годуновым на сцене Большого театра:

1. П.И. Чайковский "Лебединое озеро". Постановка А. Горского, па-де-труа. 1971 г.
2. П.И. Чайковский "Лебединое озеро". Постановка А. Горского, А.Мессерера. Принц. 1971 г.
3. П.И. Чайковский "Лебединое озеро". Постановка Ю. Григоровича. Принц. 1971 г.
4. Р. Щедрин "Анна Каренина" Вронский. Постановка М.Плисецкой, Н.Рыженко, И.Смирнова-Голованова. 1972 год.
5. Шопен "Шопениана". Юноша.1972 г.
6. Минкус "Дон-Кихот". Базиль. 1973 г.
7. Ж. Бизе - Р. Щедрин "Кармен-сюита". Хореография А.Алонсо. Хозе. 1974 г.
8. А. Пахмутова "Озаренность" хор. Н.Рыженко и И.Смирнов-Голованов Любимый.1-й исполнитель 1974 г.
9. А. Адан "Жизель". Альберт. 1974г.
10. Малер "Гибель розы". Хореография Ролана Пети. Юноша. 1974
11. А. Хачатурян "Спартак" Хореография Ю.Григоровича. Спартак. 1976 г.
12. И. Стравинский "Весна священная". Хореография Н.Касаткиной и Вл.Василева. Пастух.
13. Т. Хренников "Любовью за любовь". Хореография В.Боккадоро. Клавдио (1- й исполнитель). 1976 г.
14. С. Прокофьев "Иван Грозный". Хореография Ю.Григоровича. Царь Иван.
15. С.Рахманинов "Паганини". Хореография. Л. Лавровского, Паганини.
16. Л. Минкус "Баядерка" (Тени). Солор. 1978 г.
17. С. Прокофьев "Ромео и Джульетта". Хореография Ю.Григоровича.Тибальд. -1-й исполнитель, 1979 г.


Фильмография

1. Телефильм- балет "Московская фантазия". на музыку В.П. Артемова, 1972 г.
2. "Анна Каренина". Экранизация балета Р.Щедрина. Вронский. 1975г.
3. "31 июня". Телефильм. 1978 г.
4. Кармен-сюита. Телефильм- балет. Хозе 1978 г.
5. Мир танца. О гастролях балета ГАБТа в Париже. Вальс из "Шопенианы" с Н. Бессмертновой.
6."The World to Dance In" 1983 г.


Художественные фильмы, снятые в США:

1. Свидетель (Witness) 1985 Daniel Hochleitner .
2. Money Pit 1986 Max Beissart.
3. Крепкий орешек (Die Hard) 1988 Karl.
4. (Runestone) 1990/1991/1992 Sigvaldson, The Clockmaker.
5. Waxwork II: Lost in time 1992 .
6. (North) 1994 Amish Dad .
7. Dogfighters (Zone) 1995 Lothar Krasna .


Использованные материалы :

Майя Крылова «Викинг с острова Сахалин»
Алекс «Александр Годунов - великий одиночка.» - форум «Мир балета»
«Александр Годунов» - сайт «Маленькая балетная энциклопедия»
«Александр Годунов» - сайт «Танцы в России и в мире»


ЛЮДМИЛА ВЛАСОВА: "О ТАКОЙ ЛЮБВИ ПИШУТ РОМАНЫ"

Александр Годунов и Людмила Власова. Блистательные танцовщики, одна из самых красивых супружеских пар Большого театра 70-х годов. С их именами связаны аншлаги зарубежных гастролей и постановок на отечественных сценах: "Лебединое озеро", "Спартак", "Иван Грозный", "Анна Каренина", "Весна священная", "Любовью за любовь", "Ромео и Джульетта"...И вместе с тем неимоверная сложность внутренних, закулисных драм, где интрига оказалась круче и порой беспощаднее, чем на сцене. Не случайно Сергей Довлатов как-то заметил, что танцевать в Большом легко, но жить - никогда. К атмосфере этого театра не каждому удавалось приспособиться, и уж тем более - бунтарю Годунову. Поэтому в 1979 году во время гастролей в Америке он попросил политического убежища. Мог ли он предполагать, чем обернется для него и для женщины, "ради которой готов перевернуть весь мир", этот шаг?..

- Конфуций очень точно заметил: "Судьбы не существует: есть только непонятная случайность". Эта непонятная случайность и есть судьба. Я уверена, что все предопределено, - говорит Людмила Власова. - И в этом смысле Сашино решение, которое выглядело спонтанным, - тоже. Сказалась глубокая обида на чиновников от искусства: ведь он почти пять лет был невыездным. И это притом, что на гастрольных афишах, буклетах всегда объявлялась фамилия Годунова, а затем, когда труппа приезжала за рубеж, его отсутствие объясняли "неожиданной болезнью". Поэтому те американцы, которые обхаживали нас после грандиозного успеха в "Метрополитен", знали, на какие струны давить. Саше сулили карьеру не только великого, но и свободного танцовщика, мне - Голливуд, лучшие модельные агентства. Вечером 19 августа я ушла одна (чего никогда не делала ранее: мы всюду бывали вместе) на репетицию, а Саша остался отдыхать в отеле. Когда вернулась, номер был пуст: утром следующего поняла, что Саша сюда больше не вернется. Сомнений насчет того, кто увел его, не было. Это был его давний, еще по Риге, знакомый фотограф Блиох, эмигрировавший в Америку. В Нью-Йорке он не раз приходил к нам в номер, фотографировал и Сашу, и меня. Видимо, пришел и пригласил его в гости. В таких случаях сценарий разыгрывался по накатанному шаблону. Так было и на сей раз: американские газеты вышли с фотографиями пьяного Годунова, которыми потом его и шантажировали, дав ясно понять, что теперь он точно станет невыездным. Это звучало приговором, потому что Саша хотел танцевать у Ролана Пети, Мориса Бежара, других известных хореографов с мировым именем. Еще во время гастролей во Франции к нему подошел Бежар и сказал, что с радостью поставит спектакль специально для Годунова. Он заслуживал это, но не верил, что такое возможно, что "мундиры", следовавшие за ним по пятам, позволят ему подобную свободу.

- Какие были на то основания? Ведь при всем при том ему удавалось вырваться за границу?

- Вы верно сказали: вырваться. Для КГБ он был априори невозвращенцем. Накануне самых первых гастролей в Штатах нас вызвала к себе Екатерина Фурцева, которая очень любила Сашу, и сказала: "У меня целая кипа анонимок, что ты останешься в США. Я надеюсь на тебя, даже обещала выложить свой партийный билет, если это действительно случится". Когда мы вернулись, Екатерина Алексеевна, как говорится, "умыла" кэгэбэшников, которых сама недолюбливала. В ответ Саша вновь невыездной, хотя на нем держится весь репертуар и партии ставятся специально для него, как, например, партия Тибальда в балете "Спартак", которую Юрий Григорович создал именно для Саши. Собственно, благодаря Григоровичу ему и удалось попасть в Большой театр, сценой которого он буквально грезил. Известность к Саше пришла еще в "Московском классическом балете", где его приметил Юрий Николаевич и пригласил в труппу Большого. Узнав об этом, Сашу вызвал в министерство культуры какой-то чиновник и иезуитским тоном спросил: "Что, в Большой театр захотел? А в армию на 3 года не хочешь загреметь? Мы тебе это запросто устроим". Вот органы и "устроили", спровоцировав его побег. Все их в Саше раздражало: и хипповый вид, и белокурые локоны до плеч, даже старая дубленка, которую не раз чинили в мастерских театра. Ее когда-то подарил его педагог, легенда русского балета Алексей Ермолаев, и Саша очень дорожил подарком. Таких примеров "бытового неприятия" бесчисленное множество, но и это можно было бы "простить", если бы не талант гениального танцовщика да еще независимость характера. Ни он, ни я никогда не гнули спины перед чиновниками, ничего не просили...

-За что вы также поплатились: вам не было присвоено звание заслуженной.

- Верно. И я попала в списки невыездных. Саше это добавило переживаний, а я успокаивала его: "Это прекрасно, у нас будет меньше разлук". Дело в том, что, когда мы расставались, он очень тяжело переносил расставания.

- А как вы с ним познакомились?

- Это случилось как раз в тот день, когда Саше пообещали службу в армии. В ВТО шла премьера фильма-балета "Трапеция", в котором снялись Екатерина Максимова, Владимир Васильев и я. Высокого, красивого блондина в модной замшевой куртке я заметила еще в буфете, где с друзьями решила выпить шампанского. Он не сводил с меня глаз, и я, естественно, поинтересовалась: кто это такой? Услышав в ответ фамилию Годунова, поняла, что это о нем, как молодом даровании, полнится слухами вся театральная Москва. По всему было видно, что он хочет, но не решается подойти ко мне, и я сама пошла к нему и сказала: "А у вас пуговица болтается на куртке, ее надо пришить". В ответ: "А вы мне поможете это сделать?" "Может быть, когда-нибудь". С того вечера, когда Саша пошел провожать меня, все и началось. А ведь я была замужем за прекрасным человеком, но... Права была моя подруга Нина Сорокина, когда говорила: "Он тебя уведет". Так оно и случилось. Мы прожили восемь счастливых лет вместе, пока не случился август 1979-го. Я до сих пор помню те три кошмарных дня, когда наш самолет держали на летном поле. Меня ведь тогда тайно вывели через гостиничный гараж, привезли в советское посольство, дабы избежать возможных встреч с западными журналистами, толпами демонстрантов, скандировавших: "Свободу Людмиле Власовой!" Посол предупредил о возможных провокациях, о том, что меня могут даже выкрасть. Я была в шоке, мысли были только о Саше, о том, что неужели мы больше никогда не увидимся? А еще, что мне нельзя оставаться в Америке, во что бы то ни стало надо вернуться в Союз: ведь там мама, брат. В искренность моего желания улететь на Родину американцы не верили: переговорить со мной пришли высокопоставленный сотрудник ООН, Сашин адвокат, врач, который должен был выяснить, не накачана ли я транквилизаторами, и еще десяток других чиновников. Кстати, Иосиф Бродский помогал Саше вести переговоры с американской стороной и одновременно - с руководителями труппы Большого театра. И все эти дни рядом с нашим самолетом, окруженным полицейскими машинами, сотрудниками ФБР, репортерами, в маленьком автобусе находился Саша, требуя встречи со мной...

- Вы уехали в Союз, покинув любимого человека, мужа. Не кажется ли вам, что в данной ситуации жены так не поступают?

- Конечно, я была женой. Но у нас были редкие отношения и с моей мамой. Останься я в Америке, она никогда и ничем бы меня не попрекнула, а просто бы угасла. Так, как это случилось с матерью Рудольфа Нуриева: он спустя несколько десятилетий получил разрешение приехать на родину, да и то когда она была при смерти. Я была корнями привязана к своей стране, родительскому очагу... Поэтому это была, конечно, страшная трагедия нашего расставания с Сашей. У меня и сегодня порой спрашивают, как бы я поступила, случись это ныне? Я поступила бы так же.

- И все-таки мне кажется, что вы оба изменили своей любви. Годунов - во имя свободы, хотя он не мог тогда предположить, что ценой будет его вечное одиночество. А вы... Вы поступили так, как поступили. Наша жизнь не терпит сослагательных наклонений, но тем не менее: как сложились бы ваши жизни, останься вы вместе?

- Мы расстались с ним в любви, о которой пишут в романах, снимают фильмы. И хотя Саша был однолюб, как долго могла продолжаться эта безумная любовь? За год до его смерти Большой театр гастролировал в Америке, был дан банкет, куда пришел и Саша с Жаклин Биссе. Когда у него спросили: "Это ваша жена?", Саша ответил: "Моя жена в России".

- Вы доказали "преданность" строю, в который на самом деле не вписывались. Ваш поступок был "оценен" после возвращения в Союз?

- Жизнь в театре продолжалась, со спектаклей меня не снимали. Я танцевала все былые партии, хотя за спиной кое-кто и ехидничал, что мне стали "давать" их. Недоброжелателям хорошо ответил Виталий Вульф, наш с Сашей друг: "Ей не дали ни одной партии: ей было достаточно тех, которые она танцевала до этого". А танцевать приходилось в тех спектаклях, где выступал прежде Саша. Сравнения, воспоминания, что говорить, сжигали меня. Приходилось собирать всю волю: я не могла позволить недоброжелателям видеть свою боль. Тем более что первым спектаклем после возвращения из Америки стал "Любовью за любовь". Интерес к нему был огромен, особенно со стороны западной прессы: весь бельэтаж, многие ложи оккупировали репортеры, фотографы, телевизионщики... А после выступления, когда я вышла из нашего знаменитого артистического подъезда, ко мне сквозь толпу пробрался один из американских корреспондентов и сказал: "Саша просил вам передать, что он вас безумно любит и что вы - самая красивая". Это была первая весточка от него с тех пор, как нас разлучили. Больше мы никогда не виделись.

... Прошли годы. Сегодня Людмила Власова - известный хореограф. Помогает тренеру Татьяне Тарасовой в работе с фигуристами. Она вышла замуж. Счастлива ли?

- Я не люблю слово "счастье". Умиротворенность, удовлетворенность - да.


...Александр Годунов скончался 13 мая 1995 года. Только на четвертый день его мертвым обнаружила служанка, пришедшая убраться в квартире. Годунов сидел в кресле, рядом - кадки с русскими березами и тома Достоевского и Чехова. Его прах развеян над Атлантикой. Иосиф Бродский в некрологе о нем написал: "Я считаю, что Александр Годунов не прижился и умер от одиночества...".


Наш корреспондент Анатолий СТАРОДУБЕЦ связался с французской кинозвездой Жаклин Биссе и попросил немного рассказать о своей жизни с Александром Годуновым. Вот что она сказала:

- Мне тяжело говорить об этом, потому что свое отношение к России я не отделяю от судьбы Годунова, покинувшего вашу страну. Сейчас у вас многое переменилось, но тогда мои впечатления о России были обусловлены тем, что произошло с Александром. Я полностью разделяла и его радости, и его печали.

Он был человеком чрезвычайно сложным, поэтому мне с ним было нелегко. Он радовался, что стал свободным, но при этом остро чувствовал разлуку с родиной, его никогда не покидала ностальгия. Как ребенок, радовался изобилию продуктов в магазинах - особенно поначалу, и если что-то покупал, то в огромных количествах. По русской привычке Александр очень любил варить суп - большущую кастрюлю, и с огромным удовольствием этим супом всех угощал. Если собирался приготовить грибной суп, то приносил с рынка сразу несколько килограммов грибов.

Потрясающую щедрость Александра я воспринимала как освобождение от тех рамок, которыми он был связан в России. Он был очень образованным и культурным человеком, и все, за что принимался, делал основательно.

Майя Мамедова "ЛЮДМИЛА ВЛАСОВА: "О ТАКОЙ ЛЮБВИ ПИШУТ РОМАНЫ" ( газета "Труд" 13.07.2002)
Subscribe

  • МУХИНА Елена Вячеславовна

    Заслуженный мастер спорта Абсолютная чемпионка мира (1978) Чемпионка в командном первенстве и в вольных упражнениях (1978) Серебряный…

  • Ayrton Senna ( 21 марта 1960 - 01 мая 1994 ). Vencedor.

    Беку ( таково было домашнее прозвище А.С. ) рос неуклюжим мальчиком. Нетрадиционно мысливший папаша решил, что лучшим выходом для развития…

  • ОЗЕРОВ Николай Николаевич

    Народный артист РСФСР (1973) Заслуженный мастер спорта СССР (1947) 24-кратный чемпион СССР по теннису в одиночном, парном и смешанном…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • МУХИНА Елена Вячеславовна

    Заслуженный мастер спорта Абсолютная чемпионка мира (1978) Чемпионка в командном первенстве и в вольных упражнениях (1978) Серебряный…

  • Ayrton Senna ( 21 марта 1960 - 01 мая 1994 ). Vencedor.

    Беку ( таково было домашнее прозвище А.С. ) рос неуклюжим мальчиком. Нетрадиционно мысливший папаша решил, что лучшим выходом для развития…

  • ОЗЕРОВ Николай Николаевич

    Народный артист РСФСР (1973) Заслуженный мастер спорта СССР (1947) 24-кратный чемпион СССР по теннису в одиночном, парном и смешанном…