ggordeeva (ggordeeva) wrote in chtoby_pomnili,
ggordeeva
ggordeeva
chtoby_pomnili

Categories:

Сперантова

CПЕРАНТОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Родилась 24 февраля 1904 года. Умерла 6 января 1978 года.

Её называли «чудо эфира». Ее «неоперенным альтом» говорили со слушателем все мальчишки мировой литературы. Наверное и даже наверняка – это преувеличение: ведь ей не довелось сыграть ни мальчика Мотла, ни Джима из «Убить пересмешника», ни Пипа из «Больших надежд», ни Эмиля из Леннёберги… Но почему-то, стоит раскрыть любую хорошую книжку, где действует мальчишка, и страница начинает говорить голосом Сперантовой.


Великая травести, блистательная исполнительница детских и возрастных ролей. В кино пришла на роли бабушек: «Шумный день», «Большая перемена», «Три дня в Москве». Озвучила множество мультфильмов. Валентину Сперантову называли «травести номер один», она была незаменимой актрисой Центрального детского театра. В любой роли, будь то Ваня Солнцев в спектакле «Сын полка» или шпана-мальчишка из «Дубровского», у неё никогда не проглядывали «девчоночьи» черты. Юные зрители легко «раскусывали» любых актрис, а Сперантовой верили всегда – это мальчик! В 45 лет Валентина Александровна отказалась от своего амплуа. Виктор Розов был первым драматургом, который предложил ей роль матери. «В застольном периоде я любовался её вдумчивостью, «самоедским» способом работы, тщательным обдумыванием каждой детали роли, - вспоминал потом Розов. – Но вот перешли к репетициям на сцене, и я увидел, как Сперантова буквально «ломала себя». Ей приходилось прилагать огромные усилия, чтобы преодолевать угловатые мальчишеские движения рук и ног, походку. Она садилась на стул и так широко и крепко ставила ноги, что тут же из зала ей кричали режиссёры-постановщики Ольга Ивановна Пыжова и Борис Владимирович Бибиков: «Валентина Александровна! Вы не мальчик, вы женщина!» И она была вынуждена искать иную пластику». В пьесе того же Розова «В поисках радости» она сыграла одну из лучших своих ролей – Клавдию Васильевну Саввину. С этой же ролью она пришла в кино – А.Эфрос и Г.Натансон поставили по этой пьесе фильм «Шумный день». Сперантова стала играть мудрых мам и бабушек, полных чувства женского достоинства, уверенности в правоте своей жизненной позиции, в понимании подлинных человеческих ценностей. Среди фильмов с участием Сперантовой: «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Последний месяц осени», «Два билета на дневной сеанс», «Служили два товарища», «Весёлое волшебство», «За всё в ответе», Какая у вас улыбка», «Долгое путешествие к морю», «Когда рядом мужчина» и др. Много актриса работала на «Союзмультфильме». Её голосом говорят Иван («Конёк-Горбунок»), Мальчик («Золотая антилопа»), Нильс («Заколдованный мальчик»), Федя («Федя Зайцев»), Мальчиш-Кибальчиш. В жизни Валентина Александровна была очень скромным человеком, в ней не было ничего актёрского. Однако характер у неё был сильным и твёрдым, поэтому все относились к ней с большим «пиететом». Народная артистка СССР (1970). Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской (1974). В 1925 году окончила Театральный техникум имени Луначарского и стала актрисой I-го государственного педагогического театра (впоследствии – Госцентрюз). В 1942-1944 годах была в труппе фронтового театра ВТО. С 1944 года – в Центральном детском театре.

О ней вспоминают:

Кто-то сказал, что голос - это второе лицо. Радио наверняка знало об этом и ухватилось за эту мысль, а потом неуклонно держалось этой путеводной нити в лучших образцах своего творчества. Именно поэтому в эфире появлялись бесчисленные, ошеломляющие своим разнообразием и предельной достоверностью герои величайшей радиоактрисы Валентины Сперантовой. Вот она, маленькая, полненькая, седая и очень немолодая, идет по коридору Радиодома. Вот она присела со мной поболтать, посплетничать о театральных кознях. Женщина как женщина. И пусть мои глаза хоть сто раз лопнут от нетерпения разглядеть в ней Принца или Нищего, Тома Сойера или Мишку Квакина, ничего в коридоре за беседой в актрисе я не разгляжу. И уши мои могут сто раз опухнуть, желая уловить тонкость Принца и хулиганскую натуру Квакина. Все равно ничего не уловят, кроме голоса пожилой женщины, беседующей по-свойски с молодым журналистом, которого она почему-то не гонит от себя, а еще и интересуется здоровьем его двух маленьких дочерей. Но вот она подошла вместе с другими актерами (старыми, толстыми, лысыми) к студийному микрофону, и зазвенел такой хулиганский, разнообразный и чувственно безупречно точный голос мальчишки, что прошлые мои выпученные глаза - сущий пустяк по сравнению с теперешними, обезумевшими от восторга глазами и ушами! Никакой Сперантовой! Передо мной Том Сойер, будь я проклят на веки вечные! Как он, Том, вселился в седую, простите меня, Валентина Александровна, старуху? Что это происходит в Радиодоме, люди добрые?! А происходит великое радиоискусство. Нет старухи с ее сединой и нет Радиодома. Есть разбитной изобретательный Том, непревзойденно поющий песню на тему "Что такое детство, джентльмены?". Лучшего Тома больше на радио никто не придумает, можете смело давать свою главу на отсечение! Мало того, что я его слышу, но я его даже вижу. "Ну-ка, ну-ка, что это там валяется?" - спрашивает Том, а потом так сопит, так дышит, так удивленно подмурлыкивает, что я ВИЖУ, как он наклоняется, как все ниже сгибается, чтобы рассмотреть - а что же это тут валяется, джентльмены?!
Борис Ляшенко, диктор



…гениальная актриса…
Вениамин Смехов, актер

…Когда я учился в Зарайской трудовой школе 2-й ступени, моей соседкой по парте была невысокая миловидная девушка Валентина Сперантова. Много лет спустя я встретил ее в Москве народной артисткой Советского Союза.
А.Н.Пономарев, летчик (из книги «Покорители неба»)

"Уже первая большая роль Сперантовой - Егорка ("Черный яр" Афиногенова) - определила основную тему творчества актрисы - раскрытие в характере ребенка героических черт будущего человека. В течение мыогих лет Сперантова играла 12-14-летних подростков. На сцене театра для детей она воплотила яркие образы юного современника. В сценических созданиях Сперантовой тех лет всегда было нечто общее, роднившее их между собой, - мужественность, чувство собственного достоинства, воинствующее неприятие несправедливости. Ее юные герои и героини были предельно достоверны в своем сценическом поведении и внешнем облике. Их внутренний мир актриса раскрывала психологически точно, с проникновенной лирикой. «Меня всегда увлекало героическое в детях... та огромная степень эмоционального напряжения, в которой почти постоянно пребывает 12–13-летний человек», – определяла собственную тему в искусстве сама актриса и признавалась: «Чтобы дать образ мальчика или девочки, я никогда не начинала с того, что воображала себя этим мальчиком или девочкой». От себя, от взрослого ощущения жизни возникал у Сперантовой точный возраст персонажа. Актрисе были чужды внешняя броскость, характерность. Сперантова любила общаться с детьми – своими зрителями, и это общение выработало профессиональную точность манер, повадок подростков. Лучшими ролями Сперантовой в театре были: Ахмет («Винтовка № 49211 б" Крона, 1929), Том Кенти (Марк Твен, "Принц и нищий"), Панюшка ("Единая боевая" Бруштейн, 1941), Ганя Семушкин ("Дом № 5» Штока, 1941), Герда и Кей ("Снежная королева" Шварца), Ваня Солнцев ("Сын полка" Катаева, 1945), Шура Бадейкин ("Красный галстук" Михалкова, 1947). В середине 50-х гг. она перешла на характерные роли. В характерно-бытовой манере играла она Кукушкину ("Доходное место" А.Н.Островского), Феклу ("Женитьба") и Коробочку ("Мертвые души») Н.В.Гоголя (1952), тетю Дусю в «Бывших мальчиках" Н.Ивантер (1960). В 1960 сыграла Марию Александровну Ульянову в спектакле «Семья» И.Попова. В новом амплуа немолодых женщин, сыгранных Сперантовой в пьесах Розова: Анна Григорьевна ("Ее друзья"), Клавдия Васильевна ("В поисках радости"), Ольга Петровна ("Неравный бой"), снова зазвучала основная тема творчества актрисы; ее героини, уже умудренные жизнью, так же бескомпромиссны, честны и благородны, как мальчики и девочки, которых Сперантова играла ранее. В 1957 она поставила спектакль "Сомбреро" (совместно с Некрасовой). Сперантова много выступает по радио, продолжая играть в радиоспектаклях роли подростков (инсценировки произведений А. Гайдара и др.)".
По книге Э.Миндлина «Валентина Александровна Сперантова», М., 1957


…Раньше, чем был смонтирован фильм Сергея Эйзенштейна «Бежин луг», в Московском театре юного зрителя по этому же сценарию (А.Ржешевского) поставили спек- такль, который с успехом шел долгое время. Главную роль – героя Степка – играла в спектакле известная артистка Валентина Сперантова, которой в те- чение многих лет блестяще удавались роли мальчишек. А вот фильм, снятый Эйзенштейном, ожидала другая, трагическая судьба. Он был запрещен к показу и разгромлен еще до выхода на экран.
Из очерка В.Д.Волкова и А.А.Ржешевского "Бежин луг" Отзывы зрителей с сайта www.ruskino.ru:
Ирина (Париж, 3.06.2005): Прекрасная актриса, вспомните роль матери семейства в фильме "Шумный день" или роль нянечки в фильме "Большая перемена"

Ирина К. (Москва, 1.07.2005): Есть небольшой фильм, или уже его нет, "Машинистка" там Сперантова играет. Хорошая актриса.

Юльча (2.02.2006): Чудесная, добрая, с лучистыми глазами и великолепным голосом актриса.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (заведомо неполная)
ШУМНЫЙ ДЕНЬ (1960) – Клавдия Васильевна
СЕРАЯ БОЛЕЗНЬ (1966) – актриса
ВЕСЁЛОЕ ВОЛШЕБСТВО (1969) – Баба Яга
ЗА ВСЁ В ОТВЕТЕ (1972) - Орлова
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА (1973) – тётя Глаша
ТРИ ДНЯ В МОСКВЕ (1974) - бабушка
Алеша Птицын вырабатывает характер (1953),
Последний месяц осени (1965)
Два билета на дневной сеанс (1967)
Письмо из юности (1974)
Какая у вас улыбка (1974)
Доброта (1978)
Мультфильмы
ФЕДЯ ЗАЙЦЕВ (1948) – Федя Зайцев

БРАТЬЯ ЛЮ (1953) – Лю
ЗАКОЛДОВАННЫЙ МАЛЬЧИК (1955) – Нильс
КОНЕК-ГОРБУНОК (1947)
ПОЛЕТ НА ЛУНУ (1953)
ЗОЛОТАЯ АНТИЛОПА (1954)
ПАЛКА-ВЫРУЧАЛКА (1956)
ПЕТЯ И КРАСНАЯ ШАПОЧКА (1958) - Петя
СКАЗКА О МАЛЬЧИШЕ-КИБАЛЬЧИШЕ (1958)
ТАЙНА ДАЛЕКОГО ОСТРОВА (1958)
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ (1959)
ЧЕЛОВЕЧКА НАРИСОВАЛ Я (1960) - Федя Зайцев
ДЯДЯ СТЕПА -- МИЛИЦИОНЕР (1964)
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАПЯТОЙ И ТОЧКИ (1965)
ГЛАВНЫЙ ЗВЕЗДНЫЙ (1966)
САМЫЙ, САМЫЙ, САМЫЙ, САМЫЙ (1966) - Львёнок
ОРЛЕНОК (1968)


Использованы материалы сайтов:

www.ruskino.ru
Общенациональная газета Россiя. Архив
Радиостанция «Эхо Москвы»
Новая газета
Вечерняя Москва
Московская среда
Российская анимация в буквах и фигурах
Музей радио и телевидения
Визуальный словарь

Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Community

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…