stroler (stroler) wrote in chtoby_pomnili,
stroler
stroler
chtoby_pomnili

Categories:

21 января - 105 лет со дня рождения Л.Л.Оболенского

Я несколько раз писал о нём в своём ЖЖ.
Теперь переношу сюда эти материалы. Чтобы помнили и его!

Мои боги, мои педагоги



Леонид Леонидович Оболенский
(Фото публикуется впервые).
Если вкратце. Потомственный князь - в титрах фильма "Звезда пленительного счастья" обозначен как консультант по этикету.
В кино пришёл 17-летним юношей и провёл в нём оставшиеся... 72 года жизни. Актёр, режиссёр, оператор, звукорежиссёр - человек-киностудия в одном лице.Педагог ВГИКа,друг и соратник Л.Кулешова, С.Эйзенштейна, В.Пудовкина. Обаятельнейшая, удивительнейшая Личность.
Биографическая справка:
Оболенский Леонид Леонидович (1902–1991)актер, кинематографист 1902, 21 января. – Родился в Арзамасе.1918–1920. – Корреспондент армейской газеты политотдела штаба Красной Армии 3-го Восточного фронта.1920–1922. – Слушатель госкиношколы в мастерской Л. Кулешова.1922–1924. – Актер театра «Кривой Джимми» (ныне Московский театр сатиры), а также театра Красной Армии.1922–1941. – Преподаватель ВГИКа в мастерских Л. Кулешова и С. Эйзенштейна.1925–1929. – Звукооператор киностудии «Межрабпомфильм» (позднее – киностудия им. Горького).1941. – Боец московского ополчения. В Брянско-Вяземском окружении попал в плен.1943. – Совершил побег и скрывался на территории Молдавской ССР в католическом монастыре, где принял постриг под именем Лаврентия.1945. – Арестован и осужден по ст. 54.1б УК УССР. С 1945 по 1952 в театрах системы ГУЛАГа поставил около 20-ти спектаклей.1952. – Актер и режиссер драматического театра г. Минусинска Красноярского края.1956. – Звукорежиссер, 2-й режиссер киностудии в г. Свердловске.1962. – Оператор-корреспондент и режиссер Челябинской областной студии телевидения (см. ЧГТРК).1972. – Режиссер-методист клуба кинолюбителей ДК «Прометей» г. Миасса. С 1972 снимался на различных киностудиях СССР. В разное время на экраны выходили фильмы с участием Оболенского: «Необычные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925), «Потомок Чингисхана» (1928), «Праздник Святого Йоргена» (1930), а также «Окраина», «Кирпичики», «Вид на жительство», «Чисто английское убийство», «Красное и черное», «Ореховый хлеб», «Чужая», «Чужие страсти», «Подросток».1980. – За участие в фильме «На исходе лета» (1979) удостоен приза «Золотая нимфа» на ХХ международном кинофестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло.Принял участие в создании кинофильмов «Во власти золота» (1957), «Одна строка» (1960), научно-популярных фильмов «Люди пытливой мысли» (1961), «Пленник железного кристалла» (1962) и др.1991. – Получение звания народного артиста РФ.1991, 19 ноября. – Л.Л. Оболонский скончался в Миассе. *** По статье Т. Мордасовой, И. Вайнгардт из энциклопедии «Челябинск».

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ


Среди "пишущих для кино" - а именно их собрали в тогдашнем ещё Свердловске на киносеминар, были люди очень разные. Новосибирск представлял я и почтенного уже возраста писатель-фантаст М.П.Михеев, автор нашумевшей в то время книги "Вирус В-13". И потому меня не удивил в толпе преимущественно молодых "семинаристов" ещё один седовласый господин, прилежно слушающий выступления руководителей семинара Б.Т.Добродеева и М.С.Арлазорова. После них седовласого пригласили для выступления на сцену и представили: "Легенда советского кино, режиссёр Свердловской киностудии Леонид Леонидович Оболенский" ...
"Легенде" тогда было почти 70, но то, ч т о и к а к рассказывал (и показывал !) этот высокий, статный человек с поразительной мимикой и огромными живыми глазвми, врезалось в память навсегда. По счастью, я захватил фотоаппарат и сделал несколько снимков. Увы,роясь скйчас в архивах, сваленных после переезда как попало, я до них пока не добрался, но доберусь и вставлю в ЖЖ обязательно.
На одном из снимков Л.Л. прижимает к боку неестественно прямую руку - это иллюстрация к репетициям у Станиславского: любовник, застигнутый женой в то время, как он играл любовнице на флейте (как не вспомнить рязановскую "Забытую мелодию для флейты"!), с перепугу прячет флейту в рукав и все его дальнейшие действия комичны, так как рука не сгибается...
На другом снимке Л.Л. задрал ногу выше головы, делая гигантский шаг (это уже из рассказа про репетиции у Мейерхольда). На этом снимке позднее я попросил у него автограф. Он достал ручку и размашисто начертал:
"Шагающему в кино Саше от шагающего..." - тут перо его замерло. "Из кино"?- подумал я со сжавшимся сердцем.Но Оболенский, лишь на миг скосив на меня огромные и, казалось, вечносмеющиеся глаза,чуть помедлив, уверенно дописал:" от шагающего по кино Леонидыча".
И он оказался прав.Ему предстояло "шагать" по кино ещё почти два десятка лет - и с неизменным успехом..
А в целом он отдал отечественному кинематографу без малого 80 лет !
Воспоминания об Оболенском Леониде Леонидовиче получаются фрагментарными. И это вполне соответствует стилю его рассказов.Он мог, отвечая на вопрос о Кулешове Л.В. ,увлекшись, горячо рассказывать об Эйзенштейне С.М. Потом, как бы невзначай, добавить:"Я же у них был ассистентом на кафедре режиссуры во ВГИКе.А они кафедрой поочерёдно заведовали: ругали Кулешова - заведовал Эйзенштейн, ругали Сергея - заведовал Кулешов..."
Нескольких семинаристов (мне повезло и я вошёл в их число) Оболенский пригласил к себе домой. По дороге Надя Ромашова, будущий режиссёр учебных фильмов, рассказала нам, что Л.Л.Оболенский - бывший князь. что в Свердловске он работает сравнительно недавно,один ездит с камерой и звуковой аппаратурой, сам снимает, сам монтирует, сам озвучивает - человек-студия.
Почему его в своё время никто не привёл на телевидение?! Страна слушала бы его, раскрыв рот, ручаюсь! Он был артистичен и по-своему был бы настоящим И.Андронниковым в кадре!..
Л.Л. встретил нас радушно в своей однокомнатной "хрущёвке".Неизменный шейный платок под воротом свежей сорочки,вкусный запах печёного из кухни - на "горячее" Л.Л. приготовил то, что я до сих пор называю "гренками по-оболенски" - ломтики нарезного батона с кусками свежего сулугуни были запечены в духовке до румянца на сыре и посыпаны свежей зеленью. На придвинутом к стене столике стояла машинка "Колибри", а над ней висел громадный фотопортрет юной красавицы.На немой наш вопрос Л.Л., усмехнувшись, пояснил: "Это - моя невеста. Сейчас она в больнице, я её навещаю, а нянечки спрашивают её - кто это? Она отвечает, что это её дедушка, нв что они спрашивают: "А почему у него т а к и е глаза?"
Много лет спустя из-за этой истории с его женитьбой, на ЦТ запретили показывать готовый фильм об "аморальном" Оболенском. А я, написав ему однажды письмо, получил в ответ сообщение о том, что Л.Л. болен и извиняется, что не пишет сам. Письмо было подписано так:"Секретарь Л.Л.Оболенского Ирина Оболенская"
Его бывшая жена, актриса Клавдия Судейкина, "отказалась" от него, когда он попал в сталинский Гулаг.Это случилось после войны. А в войну он попал в плен к немцам - сорвался с борта стремительно отъезжающего грузовика во время отступления. Из плена бежал, пешком шёл к линии фронта, но ,заблудившись, попал в Румынию и там скрывался в мужском монастыре, выдав себя за беглого монаха Лаврентия.
Перед арестом и отправкой на Колыму Л.Л. решил спасти если не свою большую библиотеку, то хотя бы дорогие ему автографы: вырвал титульные листы с ними, сложил в папочку и дал на хранение друзьям. Папочка сохранилась и он показал нам её. Запомнился титульный лист из альбома "Домье" с записью: "Учителю, ученику и другу, соблазнившему меня на кино, с признательностью (далее по-английски: - в обмен - приобщение к Шараку, Домье и монистическому методу.)С.Эйзенштейн". Да-да, это Оболенский "соблазнил на кино" самого Сергея Михайловича Эйзенштейна, после того, как обучал его у Мейерхольда замысловатой чечётке!

К заключённому в Гулаг могли писать только близкие родственники. Узнав, что К. Судейкина порвала все связи с Л.Л.Оболенским, С.М.Эйзенштейн стал писать ему от её имени. "Это было очень забавно,- рассказывал Л.Л. - он описывал мне все новости в кино и в московских театрах, писал:" вчера я побывал на очень интересном спектакле", "встретил вчера такого-то" - от своего лица, а внизу подписывал: Твоя Клава". Письма друга оказывали не только моральную, но и профессиональную поддержку заключённому Оболенскому, ставившему на лагерныз сценах, а затем и в Минусинском театре, куда попал с "минусом" по освобождении, спектакли, гремевшие на столичной сцене.
А потом он снова стал артистом кино.Снимался много, успешно. Помню его в Доме кино - высокого,стройного, загоревшего на очередных съёмках, улыбающегося.
- У кого Вы сейчас снимаетесь, Леонид Леонидович?
- А-а,... разве их можно различить? У Вертипупкина, Свистодырочкина... Это раньше можно было гордо сказать:"Я снимался у Пудовкина,у Кулещова, у Эйзенштейна,у Козинцева"...
Последнее письмо Маяковского Лиле Брик в Берлин заканчивалось так:"Страшно рад был Оболенскому и всем твоим подаркам".
Говорят, всё человечество, благодаря рукопожатиям, знакомо через вторые-третьи руки. Скольким великим я пожимал руку, здороваясь с Л.Л. Оболенским?!!
Он был моим первым педагогом кино, ещё до ВГИКа. И он был незабываемой Личностью.Обаятельной и трагической.Повторю вслед за киноактрисой Галиной Кравченко, написавшей о нём:"Удивительно несправедливой иногда оказывается судьба к людям, даже к тем, кто является украшением человечества".
Спасибо судьбе за встречи с ним!
P.S.В день 105 годовщины со дня рождения Леонида Леонидовича Оболенского заработал посвящённый ему сайт/ Сделал его unlimmobile ,за что низкий ему поклон.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments