Paul (paulkosov) wrote in chtoby_pomnili,
Paul
paulkosov
chtoby_pomnili

Categories:




Джек Леммон
(1925-2001)

Специфика американской киноиндустрии, в которой коммерческий успех играет огромную роль, нередко приводит к тому, что актёры боятся выходить за границы собственного амплуа, в котором они получили известность. Джек Леммон, обладавший удивительным, ярким комедийным даром, который и принёс ему славу, ломать сложившееся амплуа не побоялся. Он играл роли как эксцентрические, так и драматические, порой даже трагедийные. Он мог вызывать слёзы, а мог вызывать смех. Но на всех ролях лежит отпечаток его личности, его собственного стиля, стиля великого трагикомического артиста.
Комическое следовало за Джеком Леммоном с рождения. Он родился 8 февраля 1925 г. в больничном лифте, в котором схватки застали его мать. Отец Джона Улера Леммона III (настоящее имя) был успешным промышленником – владельцем пончиковой компании – и хотел, чтобы сын получил хорошее образование и занимался серьёзным делом. Джон Улер на первых порах следовал желаниям отца и окончил Гарвардский университет, получив в 1947 г. степень бакалавра искусств и естественных наук. При этом во время Второй мировой войны он числился офицером связи в запасе, а после Гарварда служил на флоте.
Но как всегда в таких случаях бывает, Леммона тянуло к театру, публике, и он уже в детстве играл в театре. И даже противодействие отца не смогло сдвинуть его с пути, на который влекло главное, что есть в любом значительном артисте, – сердце.
Окончательно решив посвятить себя лицедейству, Леммон начал с малого: пианист-самоучка, он играл на фортепиано в мюзик-холле, затем выступал на радио, играл в маленьких, небродвейских театрах, в сериалах на телевидении. Там он познакомился со своей первой женой, актрисой Синтией Стоун, от которой у него родился сын Крис Леммон.
На Бродвее актёр дебютировал в 1953 г. и до конца жизни не бросал театральную сцену. В следующем году Леммон впервые снялся в кино, в фильме «Это должно было случиться с вами». Ещё через год он получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме Джона Форда «Мистер Робертс», где играл в компании Генри Фонды и Джеймса Кэгни. Роль эксцентричного, невезучего сержанта Палвера продемонстрировала его комедийный талант. После этого он много снимается: «Моя сестра Эйлин», «От этого не убежишь», «Операция «Безумный бал»», «Колокол, книга и свеча», «Это случилось с Джейн».
В 1959 г. происходит встреча Джека Леммона с режиссёром Билли Уайлдером, и Леммон получает роль в его новом фильме «Некоторые любят погорячее». Решительный шаг к международному успеху Леммон сделал в женской одежде и с контрабасом в руках. Для актёра-мужчины сыграть женщину – одна из труднейших и вместе с тем почётнейших задач. Перевоплощение было полным: герой Леммона усвоил женские привычки, женские манеры, приобрёл богатого поклонника и даже на время забыл, что он не хохотушка Дафна, а бедный музыкант Джерри. Сам актёр говорил, что его любимая сцена в картине та, в которой он после ночи, проведённой с Осгудом Филдингом III на танцах, не может выкинуть из головы зажигательный мотив и, ритмично двигаясь по комнате, говорит приятелю, что выходит замуж. За весёлой маскарадностью в герое Леммона сквозило нечто трогательное, доброе, сердечное. Его контрабасист был неудачливым, но добродушным, не обворожительным сердцеедом, как его приятель, а совсем обычным человеком, каких много. Эта традиция в американском кино шла от героев Бастера Китона, непутёвых, но честных малых с добрым сердцем. Игра Леммона принесла ему номинацию на «Оскар», несколько престижных кинопремий и уважение привередливого Билли Уайлдера, для которого Джек стал любимым актёром.
Уже через год творческий тандем представил новую работу – фильм «Квартира». Несколько лет назад в статье в одном журнале было написано, что беда Леммона в том, что в его фильмографии были великие фильмы («Некоторые любят погорячее», к примеру), но не было великих ролей. Наблюдая игру Леммона в «Квартире», с этим никак нельзя согласиться. Не беда, что Си Си Бакстер известен куда меньше, чем Стэнли Ковальский Марлона Брандо, Р.П. Макмёрфи Джека Николсона или Джек Ла Мотта Роберта Де Ниро. Скромный служащий, предоставляющий свою квартиру для любовных утех начальников, в исполнении Леммона вызывал смех и сочувствие. В этой роли вырисовывается «классический» Леммон: нервическая жестикуляция, острая мимика, растерянная улыбка, выдающая человека наивного, скрытый психологизм. О своей работе Леммон говорил: «Я особенно восприимчив к ролям, которые играю… Если мой герой страдает от нервного срыва, от того же срыва страдаю и я». Финальная сцена фильма, в которой уволенный Си Си Бакстер, оказавшийся, казалось бы, в печальнейшем положении, обретает собственную любовь, вызывает слёзы. В 1963 г. тот же актёрский состав – Джек Леммон и Ширли Маклейн – Билли Уайлдер занял в картине «Нежная Ирма», экранизации бродвейского мюзикла.
Наряду с ролью в «Квартире», по словам Леммона, любимая его роль была также в драме Блейка Эдвардса «Дни вина и роз» (1962), за которую он получил приз кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Актёр честно признавался позже, что сам страдал алкоголизмом, и роль алкоголика Джо Клэя, теряющего из-за болезни семью, была для него очень личной.
За этими фильмами последовали картины, которые сделали Леммона кассовым чемпионом: «Под деревом Юм-Юм», «Добрый сосед Сэм», «Как убить свою жену». В приключенческой комедии Блейка Эдвардса «Большие гонки» (1965) Леммон предстал в образе демонического, но невезучего профессора Фейта, который строит козни своему постоянному сопернику Великому Лесли (вновь роль Тони Кертиса). Профессор Фейт, как и слабый, капризный принц – вторая роль Леммона в фильме, - откровенно эксцентрическая роль-маска, продемонстрировавшая способность актёра менять внешность и голос.
Сотрудничество с Билли Уайлдером продолжилось лентой «Печенье с предсказанием» (1966). Здесь Леммон играл телеоператора, который во время съёмок бейсбольного матча получил травму из-за одного игрока. Травма была пустячной, но свояк героя, пронырливый адвокат, заставил его симулировать серьёзные осложнения, чтобы получить компенсацию от страховой компании. Но ложь, в конце концов, герою Леммона надоела, и он, почти уже получив компенсацию, признался в обмане.
«Печенье с предсказанием» - первая работа Леммона с Уолтером Маттау, который блестяще исполнил роль адвоката. Маттау был лучшим другом Леммона, который и подсказал его кандидатуру режиссёру. Леммон и Маттау вместе снялись в десятке картины. Самой же знаменитой оказалась «Странная пара» (1968), экранизация пьесы Нила Саймона, в которой Леммон играл героя невротичного, а Маттау героя решительного и циничного. На главную роль в своей единственной режиссёрской работе, фильме «Котч» (1971), Леммон позвал того же Маттау. Это картина о замкнутом старике, который под воздействием обстоятельств меняет образ жизни и становится добрее к людям. Одну из ролей в картине сыграла Фелиция Фарр, на которой Джек Леммон женился в 1962 г. и с которой прожил до своей смерти.
В 70-80-х гг. Леммон, всегда старательно выбиравший сценарии, сыграл в нескольких серьёзных фильмах о кризисе среднего возраста: «Спасите тигра» (1973, премия «Оскар»), «Заключённый второй авеню» (1975), «Чествования» (1980), в политических картинах «Китайский синдром» (1979), «Пропавший без вести» (1981), а также вновь участвовал в картинах Билли Уайлдера – «Аванти!» (1972), «Первая полоса» (1974), «Приятель» (1981). В итальянской комедии Этторе Скола «Макароны» (1985) Леммон снимался вместе с Марчелло Мастрояни и вновь демонстрировал умение находить грустное в самоё комической ситуации и смешное в самой трагической.
В 1988 г. Леммону был вручён почётный приз Американского киноинститута за достижения всей жизни.
В начале 90-х Леммон играет роли, в основном, небольшие, порой эпизодические, но чрезвычайно яркие, заслужившие похвалы критиков и публики. В первую очередь следует назвать роль в фильме «Гленгарри Глен Росс» (1992), где Леммон играл старого агента по продаже недвижимости, для которого единственный шанс сохранить работу – продать участок земли, опередив троих конкурентов. Фильм принёс Леммону награду как лучшему актёру на венецианском кинофестивале. В картинах «Д.Ф.К.» (1991) Оливера Стоуна или «Игрок» (1992) и «Короткий монтаж» (1993) Роберта Олтмена его персонажи возникали на экране на несколько минут, но всегда запоминались.
Свою последнюю роль Леммон сыграл в картине Роберта Редфорда «Легенда о Баггаре Венсе» (2000).
Умер Джек Леммон 27 июня 2001 г., на год пережив своего лучшего друга Маттау и не пережив Билли Уайлдера, который написал для него лучшую роль его жизни и одну из лучших ролей американского кино – негероического, непутёвого Си Си Бакстера с его добрым, беззащитным сердцем.  
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…