pesnyary (pesnyary) wrote in chtoby_pomnili,
pesnyary
pesnyary
chtoby_pomnili

Categories:

18 февраля...

Не стало Нелли Ивановны Каменевой


В воскресенье в Республиканском Русском театре имени А.П.Чехова давали "Горе от ума". Во втором акте в роли Хлестовой на сцену вышла народная артистка Молдовы Нелли Каменева. Она начала говорить свою реплику: "Благодарю, мой дорогой" и вдруг упала. Все попытки находившихся в зрительном зале врачей, все усилия коллег оказались бесплодными. Врачи "скорой" констатировали мгновенную смерть. Нелли Ивановна ушла из жизни так, как может только мечтать настоящий артист. И, наверное, ей уже хорошо. Но нам без нее плохо.

Ни коллеги, ни зрители, ни друзья, ни знакомые, ни просто приятели до конца еще не осознали, что Нелли Ивановны больше нет. Даже курсор компьютера зависает и не хочет рядом с фамилией Каменевой писать слово "была". Она относилась к тем людям, которые, казалось, обречены жить вечно. Трудно даже подсчитать, сколько поколений зрителей воспитаны на ее спектаклях. Именно воспитаны, потому что Каменева всегда относилась к театру как к храму, и это ее отношения невидимыми миру флюидами передавалось зрителям.

Она никогда не считала публику дурой и никогда не халтурила. Неважно, где и перед кем она играла: в сельских клубах советского образца перед колхозниками или на подмостках московских театров перед самыми придирчивыми знатоками; на родной сцене перед организованными в культпоход школьниками или перед жюри международных конкурсов. Для нее не было "проходных" выступлений. Однажды на чествование, увы, уже покойного нашего земляка, классика мировой еврейской литературы Ихила Шрайбмана пригласили актеров, которые должны были читать перед публикой его произведения. Каменева была самой старшей в этой группе. Но она единственная не позволила себе выйти на сцену с текстом в руках. Она единственная выучила его наизусть, потратив на это всю ночь. А ведь тогда у нее на руках была больная беспомощная мать.

Она никогда не позволяла себе расслабиться и ни на одну минуту не переставала быть ни актрисой, ни женщиной. Ей было уже за семьдесят, когда мы однажды случайно встретились в кафе, и посетители ее узнали. Кто-то сделал Нелли Ивановне комплимент, и вдруг она, которая только что на ушко пожаловалась, что болят ноги, сделала пару таких залихвастских танцевальных па, что ей мог позавидовать любой профессионал. Все посетители аплодировали ей стоя. А Нелли Ивановна закурила сигаретку, села за стол и своим неповторимым низким голосом начала читать что-то из Цветаевой.

Она любила поэзию и умела ее читать. Ее моноспектакли на стихи Ахматовой, Цветаевой, Вознесенского превращались в исповеди людей двадцатого века. И ее самой.

Она прожила долгую, трудную и все-таки счастливую актерскую жизнь. 54 года в одном-единственном театре. Он напитался ею, как иссохшая земля напитывается влагой после многодневных дождей. Каждая складка кулис, каждый сантиметр сцены, каждая ступенька лестницы хранит ее отпечаток. А в гримерной и в кабинете художественного руководителя - этот пост занимала Каменева до последнего дня - все еще стоит запах ее сигарет. Она любила крепкие.

Но она была не просто человеком одного театра. Она была его сподвижницей и охранительницей. Она сумела даже в самые тяжелые годы выживания не отдать подмостки на откуп дешевой попсе. Потому что, в первую очередь, она была человеком русской культуры - в самом широком смысле этого слова. В мировоззрении, в образованности, в пристрастиях. И она так хотела, чтобы эта культура жила у нас в стране. Она все для этого делала, и нам еще только предстоит оценить масштабы этой гигантской работы.

В свой последний день в театре и в жизни Нелли Ивановна шла на работу с тяжелыми сумками. В последний день Масленницы она хотела с коллегами помянуть двух замечательных актеров Русского театра: 24 февраля будет годовщина смерти ее мужа Виталия Левинзона, а 12 февраля был бы день рождения Виктора Бурхарта, останься он в живых. Перед выходом на сцену Нелли Ивановна успела накрыть в гримерной стол:

Она ушла в Прощеное воскресенье. В такие дни Господь забирает лучших.

«Спасибо, мой родной!..»
Это была последняя фраза, которую сказала великая актриса, скончавшись на сцене во время последнего в своей жизни спектакля «Горе от ума»

- Такое у нас в театре впервые, - тяжело вздыхает снабженец Зинаида Васильевна Литвинова, - никогда еще никто на сцене не умирал. Даже и не думала, что пригодятся эти черные лоскуты. (Тем временем Зинаида Васильевна закрывает трюмо в бухгалтерии). Шили из них костюмы, теперь вот... занавешиваем зеркала.
В театре печально и тихо. Рабочие сцены меряют расстояние дверного проема, откуда должны будут выносить гроб. Мы заходим к директору театра Владимиру Юза.
- До сих пор не можем поверить в это, - сокрушается Владимир Ярославович. - Вчера (разговор происходил в понедельник, 19 февраля) Нелли Ивановна попросила актеров не расходиться после спектакля. Хотела вместе со всеми помянуть мужа. Он умер ровно 20 лет назад, 23 февраля.
Во время второго акта Нелли Ивановна вдруг качнулась и упала на спину. Ее не успели подхватить. Быстро опустился занавес. Стали искать среди зрителей медиков. Нашлись четыре человека. Но было уже поздно.
- Нелли Ивановна упала как раз посередине сцены, - говорит Владимир Юза. - Именно на том самом месте, куда выходят артисты для поклонов...

Сергей КИРЮШКИН, актер, играл Загорецкого, был на сцене, когда произошла трагедия: - Я делал ей искусственное дыхание, но было уже поздно...

- Играла она графиню Хлестову - свояченицу Фамусова. Должна была сказать свою реплику и уйти за кулисы. Произносит «Спасибо, мой родной» (по сценарию ее героиню ублажали другие персонажи) и вдруг... падает. Мы попросили, чтобы техники опустили занавес. В первое мгновение к Нелли Ивановне подбежали девушки-актрисы. Потом все остальные. Я стал ей делать искусственное дыхание. Но, как потом выяснилось, было уже поздно...
- А как зрители отреагировали: они вообще догадались о произошедшем?
- Сначала - нет, все молчали. Даже опомниться никто не успел. Кто-то из актеров сообразил выйти к залу и спросить, есть ли среди зрителей врачи. Вышли две женщины, сделали массаж сердца. Чтобы в зале было больше воздуха, мы по-
просили публику разойтись. Люди молча уходили.
- Когда приехала «скорая»?
- Буквально через четыре минуты подъехала первая машина, а через минут пятнадцать вторая - из реанимации. Как позже сказали нам медики, она умерла в тот самый момент, когда упала...
- Быстро связались с родными?
- Ее сын Александр с внуком хотели первого марта прилететь из Израиля (он там живет, - прим. авт.). У них намечалось грандиозное семейное торжество: свадьба внука...

ЗВОНОК СЫНУ

Александр, сын Нелли Каменевой: «Мама так хотела дождаться правнука!»

- Последний раз я разговаривал с мамой в понедельник, 12 февраля, - рассказал «Комсомолке» сам Александр. - Звонил ей из Израиля. Нормально поговорили. Она была веселой, обсуждали скорую свадьбу внука. Мама так хотела дождаться правнука! А я думал, что мы справим и ее 80-летие... Нет, ничего у нее не болело, она не жаловалась на здоровье. Я сейчас в Израиле, не знаю, когда смогу прилететь в Молдову. Билетов нет... Надеюсь, что во вторник-среду смогу прилететь. Прошу только об одном: чтобы маму похоронили рядом с отцом на «Дойне». Такая вот моя просьба. Там и место есть рядом...

ВСТРЕЧА С СОСЕДЯМИ

«Она перед спектаклем к нам заходила»

На доме № 6, на улице Штефан чел Маре, уже есть одна мемориальная доска - известному скрипачу - маэстро Лункевичу. Доска установлена практически под окнами квартиры, где на 9-м этаже жила Нелли Каменева. Сейчас у нее тихо (мы были там в 13.30, вчера, 19 февраля), и на звук дверного звонка никто не выходит. Соседи по подъезду от нас, журналистов, узнают печальную новость.
- Я лет 15 ее знаю, - говорит Артем Лазарев. - Мой дед - бывший министр культуры. Они постоянно общались. Ну и я, разумеется, тоже бывал у нее в гостях, и она у нас. Сильная личность! Ее все здесь любили. Я мог с ней откровенно говорить, она всегда была внимательна. Мы на пятом живем, а она - на 9-м. Когда лифт ломался, Нелли Ивановна тащила сумки по лестнице. Старались ей помочь. Но она же редко обращалась за помощью. Все сама, сама.
- Мы уже лет 40 с Нелли общаемся, - вспоминает Тамара Рознерица, бывшая танцовщица «Жока». - Мы семьями дружим. Да вчера она ко мне заходила, поговорили, Нелли еще деньги за уборку подъезда оставила, я потом передаю их уборщице. Мы с мужем - он у меня заслуженный артист - после ее ухода как раз говорили о том, как же Нелли одна управляется...

Нелли Каменева родилась на Украине, детство и юность провела в Одессе.
В коллектив театра им. А.П. Чехова она пришла сразу после окончания Киевского театрального института им.
И. К. Карпенко-Карого в 1953 году. За прошедшее с тех пор время выдающейся артисткой создано около двухсот разномасштабных и многоплановых художественных образов. Наиболее значительные из них: Люси («Мертвые без погребения» Ж.-П. Сартра), Аркадина и Раневская («Чайка» и «Вишневый сад» А. П. Чехова), королева Елизавета («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Филумена («Филумена Мартурано»
Э. де Филиппо), Тамара («Пять вечеров» А.Володина), Танкабике («В ночь лунного затмения» М. Карима), Голда («Поминальная молитва» Гр. Горина), Софья Ивановна
(«Я очень люблю тебя, мама» Н. Птушкиной) и многие другие. Кроме того, актрисой созданы яркие, запоминающиеся моноспектакли по стихам А.Вознесенского, М. Цветаевой, А. Ахматовой.

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ

Нелли КАМЕНЕВА: «У меня рука не поднимается зачеркнуть номера телефонов, по которым ты уже не позвонишь...»

- Ужас моего возраста состоит в том, что, рассматривая старые фотографии, внезапно осознаешь, что большинства людей, запечатленных на них, уже нет! Из моего поколения мало кто остался. Ушли партнеры, друзья, близкие... Мужчин практически не осталось. Но у меня рука не поднимается зачеркнуть в записной книжке номера телефонов, по которым ты уже никогда не позвонишь...
(Из последнего интервью «Комсомольской правде» в Молдове, 21 октября 2006 года).



Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment