Мастеркова Елизавета Михайловна (masterock) wrote in chtoby_pomnili,
Мастеркова Елизавета Михайловна
masterock
chtoby_pomnili

Category:

Николай Ширяев

Эпоха кончается, когда уходят люди, составлявшие ее суть. 8 марта 2003 года был убит уличными грабителями бас-гитарист Николай Ширяев.
Он был знаковой фигурой рок-сцены 70-х. Московские музыканты собрались, чтобы почтить его память так, как, наверное, и следовало: играя рок и блюз. Гитарист Алексей Белов (Вайт) вспомнил традицию нью-орлеанских джазовых музыкантов, которые по дороге с похорон свинговали. Он и открыл вечер импровизациями на темы Хендрикса и Джонсона, которые ранее исполнял в совместном проекте с Ширяевым. Алексей Козлов вспоминал Ширяева, худощавого, длинноволосого, в невероятных расклешенных джинсах - и уже умеющего играть, когда другие только пытались.
Эти два дня памяти напомнили о 60-х и 70-х годах, кода параллельно официозу существовала дикорастущая рок-культура, адепты которой слушали "Битлз" и Дженис Джоплин и говорили на особом языке. Телевизор никто не смотрел, но каждая крупица информации жадно усваивалась. Рекламы не было, но на "сейшены" рвались толпы. Рокеры стали героями устного эпоса. Ширяев начал играть в 1966-м. (в те времена, когда в группу могли взять просто потому, что у человека была гитара), а через три года, к моменту возникновения группы "Второе дыхание", стал инструменталистом экстра-класса. Группа "Второе Дыхание" появилась на свет в 1971 году, но Николай Ширяев и Максим Капитановский познакомились двумя годами раньше, в военкомате, и договорились, что вернувшись из армии, они будут играть вместе. И действительно, когда Коля пришел из армии, Максим познакомил его с Игорем Дегтярюком. Так родилась группа "Второе Дыхание". Они играли в стиле классических роковых трио Jimi hendrix Experience, Cream и Taste, основанном на сложных импровизационных задачах каждого инструмента. У Ширяева была индивидуальная ритмическая повадка, основанная на острой, нервной синкопе. Ширяев стал первым в Москве обладателем безладовой бас-гитары "Aria", которую привезли из Японии сыну одного дипломата, но тот играть не стал и в конце концов гитара досталась Николаю.
Музыканты "Второго Дыхания" запомнились так же своим радикализмом в одежде. Игорь Дегтярюк выходил на сцену в псевдоиндейском пончо, широченных цветастых клешах из гобеленовой ткани, по каждой штанине которых в виде лампасов шла лента из пацифистских знаков.
Но самым модным человеком тусовки был Николай Ширяев: фантастически широкие клеша, фиолетовая рубашка, борода, широкая как у Карла Маркса. Он носил тогда маленькие очечки, которые поправлял жестом, как Валерка из "Неуловимых мстителей". У него были все повадки суперзвезды, которые, однако, подкреплялись виртуозной техникой игры на бас-гитаре.
Тот состав проработал лишь до 1973 года, а потом Капитановский ушел играть в "Машину Времени". Несколько концертов Ширяев с Дегтярюком отыграли с Петровичем (то есть с Михаилом Соколовым), а потом Алексей Семенович Козлов пригласил их в "Арсенал". После запрета "Второго дыхания" по инициативе райкома ВЛКСМ Дегтярюк и Ширяев вошли в первый состав козловского "Арсенала". О них заговорили, и вскоре состоялся легендарный ночной концерт в Театре на Таганке, куда арсенальцев пригласил Юрий Любимов. Потом Николай участвовал во множестве проектов, получил высшее музыкальное образование как аранжировщик, сочинял собственные джаз-роковые композиции. К музыке, которую ревниво запрещали старые власти, оказался равнодушен и новый шоу-бизнес - известность не всегда подразумевает востребованность.
Но помнить Николая Ширяева будут, пока у нас есть живая музыка.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments