pesnyary (pesnyary) wrote in chtoby_pomnili,
pesnyary
pesnyary
chtoby_pomnili

Categories:

Не стало Михаила Ульянова

Я о себе говорить не хочу – часто повторял он. – О чем говорить? Частная моя жизнь интересна только мне и моим самым близким. Что бы ни сказал о них – все равно это будет и обо мне. А я ничего сверх положенного здесь не сотворил. Только то, что написано на роду. Если же говорить про театр – про Театр ли Вахтангова, или про Театр как явление в нашей жизни, – это опять же будет о себе, поскольку театр – моя жизнь, для меня он никогда не существовал без меня самого. И я не хочу, чтобы меня отделяли от прожитой жизни или, наоборот, слишком привязывали к профессии. За долгий путь в театре и кино я, пожалуй, все сказал. Взгляды мои известны. Тем более, что впереди еще столько всякого...




Ушел из жизни человек-эпоха – Михаил Ульянов – умевший правдиво сыграть и маршала Жукова, и местечкового философа Тевье-молочника. До своего 80–летия народный артист СССР Михаил Ульянов не дожил всего несколько месяцев...
Другого такого артиста, которого бы знали и любили все без исключения, наверное, и не сыскать. Разве не так? Знают Ульянова, конечно же, благодаря кино. «Добровольцы», «Дом, в котором я живу», «Председатель» и «Простая история», «Тема», » Бег», «Братья Карамазовы», «Сочинение ко Дню Победы», «Самозванцы», «Ворошиловский стрелок», «Антикиллер»- для молодежи.
Родился Михаил Ульянов 20 ноября 1927 года в селе Бергамак Муромцевского района Омской области. В детстве об актерской профессии, как это часто водится, и не мечтал. В небольшом сибирском городке Тара, где он рос, и театра-то своего не было. Так что лет до пятнадцати мыслей о театре даже не возникало. А потом… Потом в Тару приехал на гастроли тобольский театр, побывав на спектаклях которого, Ульянов подумал: «Может, стоит попробовать?» Тем более что кое-какой «опыт» у молодого человека уже имелся: вместе с друзьями Михаил участвовал в художественной самодеятельности, играя в школьных постановках.
Но началась война. Ульянов, родившийся в 1927 году, не подлежал призыву на фронт. В городок Тара был эвакуирован львовский Театр им. Заньковецкой, режиссер которого Евгений Просветов и посоветовал Михаилу поступить в омскую театральную студию. «Стопроцентной гарантии, что вас туда примут, я не даю. Но попытаться стоит»,— сказал он шестнадцатилетнему юноше.
— Особого стремления в актеры у меня не было. Люди этой профессии казались мне чуть ли не иноземцами. Во время войны мама посылала меня на рынок, где я торговал морковкой. И когда за покупками приходили находящиеся в эвакуации артисты, они выделялись из обычной толпы — и внешне, и даже одеждой, которая, как и у всех, была штопаная-перештопаная, но я этого не замечал. И вот я решился поехать в Омск. Во что бы то ни стало на сцену не стремился. Поэтому, видимо, и решился уехать из дома, так как вопрос «поступлю — не поступлю» не был для меня судьбоносным. Когда мать услышала о моих планах, то спокойно сказала: «Если ты так решил, я мешать не буду».

Отучившись несколько лет в Омске, Ульянов решил попробовать поступить в Москве. В августе 1946 года с небольшим чемоданом он приехал в столицу. Первым делом отправился искать студию Алексея Дикого, в которую хотел поступить. Не потому, что мечтал учиться именно у этого актера. Просто это была единственная студия в Москве, о которой Ульянов слышал. Но оказалось, что ее давно не существует. В растерянности молодой артист попытался поступить в Театральное училище им. Щепкина, но прошел только два тура. Бросился поступать в студию при МХАТе — та же история.
Полностью отчаявшись, Михаил брел по Арбату и неожиданно нос к носу столкнулся со знакомым парнем, который тоже приехал из Омска. Он-то и посоветовал будущему художественному руководителю Театра им. Вахтангова попробовать свои силы в театральном училище при Вахтанговском театре, о котором (училище, разумеется) молодой человек тогда и понятия не имел. Роман с театром начался: Ульянов был принят!
Но любовь зрителей пришла к Ульянову, прежде всего, благодаря его ролям в кино: это и почти "былинный" фронтовик Егор Трубников (1964, "Председатель", за нее актер был удостоен Ленинской премии), и вечный мятежник Митя Карамазов (1968, "Братья Карамазовы"), и мудрый, ироничный философ Тевье (1985, телеспектакль "Тевье-молочник").

Актеру потом часто приходилось играть роли сильных мира сего — и Сталина, и Наполеона, и, разумеется, Ленина в спектакле «Человек с ружьем». На одной из встреч кто-то из зрителей спросил Ульянова: «Вас в Кремле консультировали, как играть Ленина согласно партийности в искусстве?»
— Нет, один раз только было, — ответил Михаил Александрович. — Когда в те годы театр выезжал за границу (а тогда поехать за границу -это как в рай попасть!), то вызывали к представителю министерства, а иногда и к самому министру, и настраивали. Перед отъездом в Австрию, где мы должны были играть наш репертуар, в том числе пьесу «Человек с ружьем», министр культуры Фурцева вызвала коллектив, тогдашнего руководителя Рубена Симонова и сказала: «Вы понимаете, како-ое это ответственное задание! Вы едете в самое логово врага, в средоточие капитализма! «Принцесса Турандот» — это ерунда, игрушки, а вот «Человека с ружьем» надо поднимать на недосягаемую высоту! Мы должны показать преимущество нашей жизни». И так далее. «А кто играет Ленина?» — спросила она. А меня не было, я был на съемке. «Как? — узнав, что это я, она закричала, говорят, не своим голосом. — Как он смеет играть такие роли, играя Ленина?» А дело в том, что я до того снялся у Басова в «Тишине», в роли этакого стукача, мерзавца. Ну интересно же! И вот Фурцева была категорически против, чтобы я смел играть низких персонажей.

Для большинства из нас Ульянов — в первую очередь это Жуков. В общей сложности роль прославленного полководца он играл в течение двадцати пяти лет. Дошло до того, что сегодня лицо Ульянова считают более «жуковским», чем лицо самого маршала. А в одном из городов России, когда возникла идея поставить Жукову памятник, местный скульптор не придумал ничего лучшего, чем лепить военачальника с… Михаила Ульянова. Так и стоит теперь на центральной площади бронзовый Ульянов, у подножия которого выбито золотом: «Великому полководцу Георгию Жукову».
Когда об этом рассказали артисту он удивлялся:
— Ни о чем подобном не слышал,— говорит Михаил Александрович. — Хотя уже привык к тому, что, приезжая за границу — в Аргентину или даже Китай — слышу: «О, Жуков приехал».
Кстати, как это ни покажется странным, личного знакомства между артистом и маршалом не было. Хотя на роль Жукова утвердил Ульянова… сам Жуков:
— Когда был готов сценарий, — рассказывает Михаил Александрович, — Георгий Константинович поинтересовался, кто будет играть его. «Артист Ульянов», — ответили полководцу. «А-а, Ульянов, знаю-знаю. Я не против», — согласился Жуков. Он ведь был большим театралом и действительно знал меня. А вот познакомиться нам так и не довелось. До сих пор очень жалею, что не воспользовался естественным правом актера, который играет живущего героя, на знакомство с ним. Когда начинали снимать «Освобождение», Жуков был очень болен. Потом из-за потока дел я откладывал встречу с ним, да и, честно говоря, боялся его беспокоить. Я так горько сожалею, что жил рядом с легендой, мог подойти к ней близко и не решился этого сделать!


Михайл Ульянов был не только выдающимся артистом, сумевшим одинаково талантливо сыграть бесстрашного полководца Красной Армии Жукова, "умывающего руки" прокуратора Иудеи Понтия Пилата (в так и не вышедшем на экраны фильме Юрия Кары "Мастер и Маргарита" 1994 года), подлого, беспощадного Ричарда III (в гениальном спектакле по одноименной пьесе Шекспира, поставленной Ульяновым в театре им. Вахтангова в 1976 году), всепонимающего и всепрощающего еврейского мудреца Тевье и многих-многих других. Главное то, что он был настоящим Художником, сумевшим в каждый из созданных образов, привнести черты, отличные от стереотипного восприятия персонажей. Он "очеловечивал" "забронзовелого" советского полководца, оправдывал самозванного английского короля и римского прокуратора. И просто "жил" Тевье – играл эту роль так, что пораженные зрители писали ему: "Если Вы – еврей, то ясно. Если русский – непонятно". А вот самому Ульянову было понятно все – и даже немного больше: "Я играю Ричарда III – англичанина, я играю Наполеона – француза, я играю Карамазова – русского, я играю Тевье-молочника – еврея. Что от этого меняется? Ничего. Ведь национальное всегда ведет к общечеловеческому". Именно об этом и говорил каждой своей ролью Михаил Ульянов.

Вопрос о художественном руководителе Театра имени Вахтангова может быть поднят лишь по истечении 40 дней после смерти Михаила Ульянова.Как заявил глава Роскультуры, «поднимать этот вопрос раньше было бы вопиющей бестактностью по отношению к памяти великого русского актера".

Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments