КАА - Кузнецов Александр Александрович (kaaleksandr) wrote in chtoby_pomnili,
КАА - Кузнецов Александр Александрович
kaaleksandr
chtoby_pomnili

Category:

ЛЕОНИД ГУБАНОВ (1946-1983) ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ




ЛЕОНИД  ГУБАНОВ (1946-1983)

Великий  Русский  Поэт

Леонид Губанов – великий русский поэт. Это тот редкий случай, когда каждое из

слов – на своем месте. Без малейшего преувеличения. Без метафор. Великий. Русский. Поэт.

            Тем печальнее и даже страшнее тот факт, что поэтическое наследие Губанова до сих пор не издано в полном объеме. Более того, лишь три года назад, через 20 лет после трагически ранней смерти поэта, вышло первое хоть сколько-нибудь репрезентативное издание его стихов («Я сослан к Музе на галеры…»).

 

На карте истории русской поэзии второй половины ХХ века до сих пор остается немало если не «белых пятен», то, по меньшей мере, малоизученных территорий.  А творчество Леонида Губанова(1946-1983), если продолжать эту метафору, по своему масштабу – целый материк. Творчество «чудовищно талантливого», по слову Ю.Мамлеева, поэта, основателя  легендарного СМОГа – Самого Молодого Общества Гениев – по целому ряду трагических обстоятельств только в последнее время стало доступным широкому читателю. При жизни поэта вся его предельно интенсивная творческая деятельность (за трагически короткую жизнь он успел написать около 550 стихотворений и 14 поэм -  это только то, что опубликовано, неопубликованного – примерно столько же) была наглухо изолирована от широкого читателя советскими чиновниками от литературы. Губанов был исключен из официального литературного процесса. И кто знает, как развивалась бы история русской поэзии второй половины ХХ века при ином стечении обстоятельств.

 

            При отсутствии научных работ о поэзии Л.Губанова, существует великое множество воспоминаний о нем и о его поэтическом объединении, множество свидетельств людей, лично его знавших. Все эти свидетельства, за редким исключением, – предельно восторженные.  

            Юрий Мамлеев: « …То, как он (Губанов - А.К.) читал свои стихи – потрясало до самых первоистоков вашего существования. Думаю, по мощи воздействия это было сравнимо с тем ошеломлением, когда читали свои стихи Есенин и Маяковский(…)  Губанов был чудовищно талантлив, недаром есть мнение, что он – лучший русский поэт второй половины ХХ века.»

            Юрий Крохин: «…Сумасшедшая метафоричность, совершенно непривычная пластика образов, лексические пласты, не свойственные тогдашней «эстрадной» поэзии,- все это ошеломляло. Феноменальную одаренность Губанова признавали не только доброжелатели, кто потом растаскивал его поэтическое добро…».

            Константин Кедров: « …Богемная Москва обожала Губанова, молилась на него, боготворила при жизни; но не могла защитить ни от КГБ, ни от ЦК ВЛКСМ(…) … Губанова нельзя читать. Его надо кричать. И он выкрикивал свои строки, как молитвы, как заклинания, по традиции московских юродивых, не заботясь о связи слов… … Губанову, как Есенину, было труднее других, потому что он безумно любил Россию…»

            Владимир Алейников: «Дарование его велико. Наследие огромно. Это истинно русский поэт, стихийный, самородок, уникум».

            Юрий Кублановский: «Поэзия Губанова феноменальна. Надо принимать ее как цельный феномен, который навсегда останется в русской культуре».

            Примеров подобных восторженных оценок поэзии Губанова множество. Жаль только, что все они – посмертные. И до сих пор, даже через 23 года после смерти поэта, не приведшие хоть к сколько-нибудь систематическому  изданию его произведений.

 

Почему надо читать Губанова

 

1.Губанов создал свой собственный художественный язык, свою и только свою неповторимую (вновь каждое слово на своем месте) поэтическую манеру, свой стиль, который лучше всего будет назвать его именем, потому что найти ему эстетические аналоги или параллели с точки зрения языка и стиля – невозможно.

Образный строй его лирики содержит в себе переклички с футуризмом, имажинизмом и сюрреализмом, но в целостном синтезе языка и стиля сравнить его не с кем. Исходя из этого – см. второе:

2. Губанов учит Видеть и Слышать. Настраивает и развивает поэтическое зрение и слух. Использует до предела все фонетические, синтаксические, метафорические возможности русского языка. Губанов и сейчас продолжает открывать всё новые и новые поэтические возможности русского языка и новые возможности самого существования поэзии.

3. Следует отметить еще один аспект актуальности поэзии Губанова. К сожалению (в первую очередь, для них самих), современные российские молодые (да и не очень) поэты до сих пор находятся под сильнейшим гипнозом творчества И. Бродского. Эта эстетическая зависимость настолько сильна, что их самих как будто и нет.

Ничего действительно своего они создать не в силах. Тупое поклонение Бродскому (равно как и любому другому автору) ведет к творческой импотенции. Как будто нет других путей в поэзии! С этой точки зрения, Губанов – в каком-то смысле – «антибродский». И вся «океаническая мощь» его произведений показывает – как может развиваться поэзия и сколько нереализованных возможностей остается просто вне поля зрения всевозможных псевдолитературных тусовщиков.

Александр "КАА" Кузнецов

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments