Наталья Воронцова-Юрьева (vorontsova_nvu) wrote in chtoby_pomnili,
Наталья Воронцова-Юрьева
vorontsova_nvu
chtoby_pomnili

Categories:

Надежда Ламанова

  Вечером 21 ноября 1911 года в своей мастерской великий русский художник Валентин Серов заканчивал работу над портретом величественной женщины. Изысканность ее одеяния сочеталась с творческой сосредоточенностью лица и горделивым изгибом спины, а вся она, казалось, благоухала лучшими французскими духами. Облик на холсте был чем-то похож на созданный Серовым 5 лет назад портрет великой трагической актрисы Марии Николаевны Ермоловой. Сорокашестилетний художник отложил кисти, решив, что необходим еще один сеанс с моделью. Серов отправился на ужин, потом к друзьям, глубокой ночью вернулся домой, а утром умер.
    
Последней моделью художника стала непревзойденный русский художник-модельер театральных, парадных, домашних, рабочих и прочих костюмов Надежда Петровна Ламанова (правильно ударение ставить на первом слоге. - Прим. авт.). Парадный портрет делался к ее 50-летнему юбилею и остался не завершен. Нет до сих пор и завершенного литературного портрета этой выдающейся русской женщины. Восстановить биографию Ламановой мне помогли народная артистка России К.Н.Головко, знаменитый русско-французский художник, собиратель русской старины Александр Васильев, сотрудники музеев Бахрушина, Ермоловой, МХАТа и многих московских библиотек.
     Это имя - Надежда Ламанова - сейчас известно только специалистам, а в начале ХХ века было знакомо в России каждому образованному человеку, да и простолюдину тоже. Сочетание слов "платье от Ламановой" звучало так же естественно, как "булки от Филиппова", "фрукты от Елисеева" или "коньяк от Шустова". Поставщица двора Ея Императорского Величества до революции "одевала" царскую семью, аристократический и артистический бомонд, лучшие спектакли Художественного театра. После революции она не только конструировала модели для жен высоких чиновников, но и создавала моду для масс. Она делала костюмы для фильмов Эйзенштейна и Александрова, для многих советских спектаклей, где нужен был дореволюционный аристократический шик. Ее моделями были гранд-дамы России: от Марии Ермоловой и Ольги Книппер-Чеховой до Лили Брик и Веры Холодной. Она, единственная из русских модельеров, выдерживала конкуренцию с лучшими европейскими Домами мод (Ворт, Дусе, Пакен). В ее доме устраивал свои дефиле великий французский кутюрье Поль Пуаре. Марина Цветаева рифмовала ее фамилию: "та богиня мраморная - нарядить от Ламановой". "Богиня мраморная" прожила большую, счастливую и драматическую жизнь. Произведения ее искусства хранятся во многих частных коллекциях, театрах, музеях, в том числе и в Эрмитаже. 
     <...> 
     Публикации в советской печати о том, что Надежда Петровна с радостью приняла Великую Октябрьскую социалистическую революцию, конечно, не соответствуют действительности. После большевистского переворота она потеряла все. Она потеряла большое состояние, имение, свой модельный дом с замечательно удобными закроечными столами из липы, своих многочисленных работниц, свою выдающуюся клиентуру, состоящую из цвета русской нации. Но Россию не покинула - из-за сестер, которым надо было помогать, и просто потому, что вне России себя не представляла. Большевики были люди несентиментальные и не постеснялись в 1919 году арестовать бывшую "поставщицу двора Ея Императорского Величества". За что 57-летнюю барыню посадили в Бутырскую тюрьму, сейчас понять трудно - обвинения ей так и не предъявили. Скорее всего, за слишком гордый нрав, а может быть, за то, что она что-то из остатков своего имущества меняла на продукты... Только благодаря вмешательству Максима Горького (его жена Мария Андреева, конечно, тоже была клиенткой Ламановой) ее после двух с половиной месяцев отсидки освободили.
     В преклонном возрасте жизнь ей нужно было начинать сначала.  Выжила Ламанова благодаря театру (как мощному орудию пропаганды, театрам советская власть умереть не дала) и благодаря своей недюжинной воле. Кроме того, жены и дети большевистской знати хотели прилично одеваться, чтобы "не срамиться перед лицом мировой реакции". С 1921 года она работает в театре Вахтангова. В страшное, голодное и холодное время Ламанова из "остатков былой роскоши" сшила потрясающие по красоте вечерние туалеты для участников спектакля "Принцесса Турандот", обшивала и многие другие спектакли: "Зойкина квартира" Булгакова, "Егор Булычев и другие" Горького. Как модельер она работала практически в одиночку (с ней остались только одна помощница и сестры, с которыми Ламанова и жила в своей квартире в Еропкином переулке, что соединяет Остоженку с Пречистенкой). Она создавала новые модели платья из... полотенец, а пальто из... одеял. <...>
     В 1925 году модели Ламановой (без нее самой) отправились в Париж на всемирную выставку. Ее платья в русском стиле произвели фурор. Стиль "ля рюс" в послереволюционные годы был чрезвычайно моден в Европе, это связано с тем, что сотни тысяч лучших русских людей обосновались за пределами Родины и не могли не оказать влияния на западную культуру. Платья Ламановой, представленные на выставке с полагающимися аксессуарами - обувью, поясами, шляпами и бусами, скатанными из хлебного мякиша, - соперничали с одеждой лучших французских Домов. Она получила Гран-при "за костюм, основанный на народном творчестве". <...> 
     Народная артистка России Кира Николаевна Головко (в 1939 году она выступала на сцене МХАТа под своей девичьей фамилией Иванова) рассказала о своей встрече с Ламановой. Юная Кира Иванова репетировала тогда роль Натали Пушкиной в пьесе Булгакова "Последние дни". Потрясающей красоты 4 платья, накидку, веера, шляпки делала Ламанова. К ее приходу в гримерную актрису уже приготовили для примерки, талию стянули корсетом, надели нижние крахмальные юбки... И вот вошла Ламанова. Киру Иванову поразила ее прямая спина, величественность. Она была в изящном строгом костюме кремового цвета, отделанном бархатом, в юбке длинной, но не слишком - видны были ноги в шелковых чулках и, что удивительно для 80-летней женщины, на высоких каблуках. Удивило также и то, что на руках с ухоженными ногтями были кольца - это противоречило аскетичным нравам 1939 года. После двух часов изнурительной примерки невозможно стянутая корсетом Кира Иванова потеряла сознание, осев на крахмальные юбки. Когда она очнулась, то с удивлением обнаружила, что ассистентки дают нюхать нашатырь не ей, а Ламановой, которая, испугавшись за молодую актрису, тоже упала в обморок. Она говорила, приходя в сознание:
     - Уберите эту девочку, эту Иванову, как она меня напугала, расстегните ее скорей, никогда больше, никогда не буду с ней работать.
     - Надежда Петровна, я больше не буду падать в обморок, простите, пожалуйста... - оправдывалась юная актриса.
     Ее, конечно, простили, а совместный обморок их сблизил - исполнительница роли Натали, возможно, напомнила Надежде Петровне те давние времена, когда чрезмерно стянутые корсетами барышни часто падали в обморок на балах. Ламанова же произвела "освободительную революцию" в костюме, отказавшись в своих моделях от удушающих корсетов.
     Надежда Петровна предчувствовала свой финал. Близкой подруге, скульптору Вере Мухиной, незадолго перед смертью она сказала:
     - Я скоро умру.
     - Как вы можете так говорить? Почему?
     - У меня осталось всего только две капли "Коти".
     Она не могла жить без французских духов, старые запасы кончились, а возобновить их в военной Москве восьмидесятилетняя женщина не могла.
     Вскоре, в октябре 1941 года, когда немцы подошли к Москве, Ламанова должна была эвакуироваться вместе с Художественным театром. Из-за задержки, связанной с болезнью младшей сестры, она опоздала на сборный пункт - коллеги ее не дождались. Она бросилась к находившемуся неподалеку Большому театру, там тоже шла эвакуация. Она села передохнуть на скамейке в сквере у Большого театра, и здесь с ней случился сердечный приступ. Надежда Петровна Ламанова умерла 14 октября 1941 года в центре Москвы, напротив грандиозного храма искусств, увенчанного квадригой Аполлона, бога, которому она бесстрашно служила всю свою долгую жизнь.

Отсюда http://community.livejournal.com/soviet_life/128862.html

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments