Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич

 
Булгаков 2.gifБулгаков 3.gif

Булгаков 1.gifБулгаков 4.gif


АВТОБИОГРАФИЯ

 

Как и всякий советский гражданин сталинской эпохи, Михаил Афанасьевич Булгаков должен был при поступлении на очередную «службу» писать автобиографию, прилагавшуюся к печатному «листку по учету кадров». Таких официальных документов он собственноручно составил несколько, все они являются и литературными произведениями, важными источниками для научной биографии великого русского писателя.

 

В Отделе рукописей Государственного Литературного музея (фонд 151, опись 1, единица хранения 278) хранится автобиография М.А.Булгакова, датированная мартом 1931 года и содержащая малоизвестные сведения о его театральной деятельности.

 

«Родился в 1891 году в Киеве. Сын профессора. Окончил Киевский университет по медицинскому факультету в 1916 году. Тогда же стал заниматься литературой, нигде не печатаясь до 1919 года.

 

В годы 1919-1921, проживая на Кавказе, писал фельетоны, изредка помещаемые в газетах, изучал историю театра, иногда выступал в качестве актера.

 

В 1921 году переехал в Москву, где служил в газетах репортером, затем фельетонистом.

В годы 1922-1924, продолжая газетную работу, писал сатирические повести и роман «Белая гвардия».

 

В 1925 году, по канве этого романа, написал пьесу, которая в 1926 году пошла в Московском Художественном театре под названием «Дни Турбиных» и была запрещена после 289-го представления.

 

Следующая пьеса «Зойкина квартира» шла в театре имени Вахтангова и была запрещена после 200<-го> представления.

 

Следующая - «Багровый остров» шла в Камерном театре и была запрещена приблизительно после 50-го представления.

 

Следующая - «Бег» была запрещена после первых репетиций в Московском Художественном театре.

 

Следующая - «Кабала Святош» была запрещена сразу и до репетиций не дошла.

 

Через 2 месяца по запрещении «Кабалы» (в мае 1930 года) был принят в Московский Художественный театр на должность режиссера, находясь в которой, написал инсценировку «Мертвых душ» Гоголя.

 

В марте 1931 года был принят кроме режиссуры и в актерский состав Московского Художественного театра.

 

Михаил Булгаков.  Москва, март 1931 года»

 

Семья

Булгаков был трижды женат.

Первая его жена – Татьяна Лаппа, судя по всему, добрые чувства и даже любовь к Булгакову Л. сохранила до самого конца. Она вспоминала: "Крешков (второй муж) ревновал меня к Булгакову; порвал его рукописи, кричал - "Ты его до сих пор любишь!"... Однажды, когда я ездила к сестре, Крешков открыл стол и все, что было связано с Булгаковым, уничтожил. Документы, фотографии... все".

 

По утверждению Лаппы, в марте 1940 года они со вторым мужем собирались приехать в Москву, но из-за плохой погоды перенесли поездку на апрель: "И вдруг мне Крешков газету показывает - Булгаков скончался. Приехала, пришла к Леле (сестре писателя Е. А. Булгаковой). Она мне все рассказала, и что он меня звал перед смертью... Конечно, я пришла бы. Страшно переживала тогда. На могилу сходила".

 

Очевидно, перед смертью Булгаков хотел попросить прощения у Татьяны, которая провела с ним самые тяжелые годы его жизни. В смоленской глуши она не дала мужу погибнуть от морфинизма. Во Владикавказе в 1920 году выходила Булгакова от тифа, а в Москве провела вместе первый, самый голодный год.

 

Лаппа не имела каких-либо особых талантов или знакомств в литературно-театральных кругах. Булгаков оставил ее, женившись на более интересной с точки зрения круга литературных знакомств Л. Е. Белозерской, хотя, как доказывают предсмертные слова, чувств своих к Лаппе не исчерпал даже через полтора десятилетия после разрыва.

 

Белозерская Любовь Евгеньевна – вторая жена писателя. В дневниковой записи в ночь на 28 декабря 1924 года Булгаков весьма откровенно отозвался о Белозерской: "Подавляет меня чувственно моя жена. Это и хорошо, и отчаянно, и сладко, и, в то же время, безнадежно сложно: я как раз сейчас хворый, а она для меня... Как заноза сидит... что чертова баба завязила меня; как пушку в болоте, важный вопрос. Но один, без нее, уже не мыслюсь. Видно привык".

 

В феврале 1929 года Булгаков познакомился с подругой Белозерской - Е. С. Шиловской, с которой у него завязался роман. В октябре 1932 года она стала третьей женой писателя.

 

 

 

БИОГРАФИЯ

 

Родился 3 (15) мая 1891 в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии.

Булгаков Афанасий Иванович (1859-1907) - отец Булгакова, статский советник, профессор Киевской Духовной Академии по кафедре истории западных вероисповеданий.

Булгакова Варвара Михайловна (урожденная Покровская, во втором браке - Воскресенская) (1869-1922) - мать М. А. Булгакова.

 

Родилась 5/17 сентября 1869 года в городе Карачеве Орловской губернии в семье соборного протоиерея. Окончила Орловскую женскую гимназию с программой мужских гимназий. В 1888-1890 годах была учительницей в 4-м классе Карачевской женской прогимназии. 1 июля 1890 года вышла замуж за Афанасия Ивановича Булгакова и переехала в Киев. У них было семеро детей: Михаил (1891), Вера (1892), Надежда (1892), Варвара (1895), Николай (1898), Иван (1900) и Елена (1902).

 

После смерти мужа с 1908 года работала казначеем во Фребелевском обществе. В 1906 году познакомилась с врачом-педиатром Иваном Павловичем Воскресенским и вышла за него замуж. Булгаков не одобрял связь матери с Воскресенским, возможно, из-за того, что Иван Павлович был значительно младше своей возлюбленной.

 

По воспоминаниям первой жены Булгакова Т. Н. Лаппа: «Михаил все возмущался, что Варвара Михайловна с Воскресенским... Он каждую субботу приезжал в Бучу (поселок в 30 километрах от Киева, где была дача семьи Булгаковых), а если они были в Киеве, приходил все время, поздно возвращался. Даже ночевать оставался где-то там... отдельно... не знаю, Михаила это очень раздражало. Он мне говорил: «Я просто...». Он выходил из себя. Конечно, дети не любят, когда у матери какая-то другая привязанность. Или они уходили гулять куда-то там на даче, он говорит: «Что это такое, парочка какая пошла». Переживал. Он прямо говорил мне: «Я просто поражаюсь, что мама затеяла роман с доктором. Очень был недоволен».

 

В 1909 году Булгаков поступает на медицинский факультет Киевского университета. По его окончании в 1916 году он получает звание "лекаря с отличием". Ко времени первой мировой войны Булгаков уже сформировался как личность. После окончания университета, летом 1916 года, он работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы, затем с сентября 1917 года - Вяземской городской больницы. Эти годы послужили материалом для восьми рассказов писателя, составивших цикл "Записки юного врача" (1925-1927). Работу над ними он начал там же, в Смоленской губернии, регулярно записывая свои впечатления от встреч с больными.

 

События 1917 года прошли почти незаметно для земского лекаря Булгакова. Его поездка в Москву осенью того же года была вызвана не интересом к событиям революции, что пытались из лучших побуждений приписать ему некоторые биографы, а желанием освободиться от военной службы и от личного недуга, довольно точно воспроизведенного в одном из рассказов упомянутого цикла – «Морфий». Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918 года. В условиях постоянной смены властей в столице Украины 1918-1919 годов остаться в стороне от политических событий было невозможно. Сам Булгаков в одной из анкет напишет об этом так: «В 1919 году, проживая в г. Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город». О ключевом значении для его творчества этих полутора лет пребывания в Киеве свидетельствуют роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбинных», рассказ «Необыкновенные приключения доктора» (1922). После взятия Киева генералом Деникиным (август 1919 года) Булгаков был мобилизован в белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь появилась первая его публикация - газетная статья под заглавием «Грядущие перспективы» (1919). Написана она с позиции неприятия «великой социальной революции» (иронические кавычки Булгакова), ввергнувшей народ в пучину бедствий, и предвещала неизбежную в будущем расплату за нее. Булгаков не принимал революцию потому, что крушение монархии во многом означало для него крушение самой России, родины - как истока всего светлого и дорогого в его жизни.

 

В годы социального разлома он сделал свой окончательный выбор - расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1920-1921 годах, работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил пять пьес; три из них были поставлены на сцене местного театра. Эти ранние драматургические опыты, сделанные, по признанию автора, наспех, «с голодухи», были впоследствии им уничтожены. Тексты их не сохранились, за исключением одной – «Сыновья муллы». Здесь же Булгаков пережил и свое первое столкновение с «левыми» критиками пролеткультовского толка, нападавшими на молодого автора за его приверженность культурной традиции, связанной с именами Пушкина, Чехова. Об этих и многих других эпизодах своей жизни владикавказского периода писатель расскажет в повести «Записки на манжетах» (1922-1923).

 

В 1921 Булгаков приехал в Москву.

Возможно, этот шаг он сделал не без влияния О. Э. Мандельштама, с которым встречался в последние дни своего пребывания на Кавказе. Начальные годы в Москве были очень трудными для Булгакова не только в бытовом, но и в творческом отношении. Чтобы выжить, он брался за любую работу: от секретаря ЛИТО Главполитпросвета, куда устроился при содействии Н. К. Крупской, до конферансье в маленьком театре на окраине. Со временем он стал хроникером и фельетонистом ряда известных московских газет: "Гудка" (здесь Булгаков делал знаменитую "четвертую полосу" вместе с В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым, И. Бабелем, Ю. Олешей), "Рупора", "Рабочего", "Голоса работника просвещения", "Накануне", издававшейся в Берлине. В литературном приложении к последней, кроме упомянутых "Записок на манжетах", были опубликованы его рассказы "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни" (все - 1922). Среди множества ранних произведений, написанных Булгаковым в "журналистский период", выделяется своим художественным мастерством рассказ "Ханский огонь" (1924).

 

Впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести «Записки на манжетах», которая не была издана при жизни писателя. Главным героем повести является человек, подобно Булгакову приехавший в Москву, чтобы начать жизнь с чистого листа. Необходимость написать бездарную пьесу для того, чтобы «вписаться» в новую жизнь, угнетает героя, он чувствует свою связь с прежней культурой, которая для него воплощена в Пушкине.

Своеобразным продолжением «Записок на манжетах» явилась повесть «Дьяволиада». Ее главный герой, «маленький человек» Коротков, оказался в самой гуще фантасмагорической жизни Москвы 1920-х годов и стал ее летописцем. В Москве происходит и действие других повестей Булгакова, написанных в эти годы, – «Роковые яйца»  и «Собачье сердце» (1925, опубл. в 1968 в Великобритании).

В 1925 Булгаков опубликовал в журнале «Россия» роман «Белая гвардия» (неполный вариант), работу над которым начал еще во Владикавказе. Трагедия гражданской войны, разыгрывающаяся в родном писателю Киеве (в романе – «Город»), показана как трагедия не только народа в целом, но и «отдельно взятой» семьи интеллигентов Турбиных и их близких друзей. Булгаков с пронзительной любовью рассказал об атмосфере уютного дома, в котором «пышут жаром разрисованные изразцы» и живут любящие друг друга люди. Герои романа, русские офицеры, в полной мере обладают чувством чести и достоинства.

В год публикации романа Булгаков начал работу над пьесой, сюжетно и тематически связанной с Белой гвардией и получившей впоследствии название «Дни Турбинных». Процесс ее создания описан автором в «Театральном романе» («Записки покойника», 1937). Пьеса, которую Булгаков несколько раз переделывал, представляла собою не инсценировку романа, а самостоятельное драматургическое произведение. Спектакль «Дни Турбинных», премьера которого состоялась в 1926 во МХАТе, имел огромный успех у зрителей, несмотря на нападки официозных критиков, которые обвинили автора в том, что он «перемигивается с остатками белогвардейщины», и усмотрели в пьесе «насмешку русского шовиниста над украинцами». Спектакль выдержал 987 представлений. В 1929–1932 его показ был запрещен.

Вскоре после «Дней Турбинных» Булгаков написал две сатирические пьесы о советской жизни 1920-х годов – «Зойкина квартира» (1926, шла на московской сцене два года), «Багровый остров» (1927, снята с репертуара после нескольких спектаклей) – и драму о Гражданской войне и первой эмиграции «Бег» (1928, запрещена к постановке незадолго до премьеры).

В конце 1920-х годов Булгаков подвергался резким нападкам официальной критики. Его прозаические произведения не публиковались, пьесы были сняты с репертуара. В начале 1930-х годов на сцене МХАТа шла только его инсценировка «Мертвых душ» Гоголя; пьеса о Мольере «Кабала святош» (1930–1936) некоторое время шла в «исправленном» цензурой варианте, а затем тоже была запрещена. В марте 1930 Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе.

Разрешение работать, данное Булгакову, оказалось излюбленным коварным ходом Сталина: произведения писателя по-прежнему были запрещены к публикации. В 1936 Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. В это время Булгаков писал роман, начатый еще в 1929. Первоначальный вариант (по собственному определению писателя, «роман о дьяволе») был уничтожен Булгаковым в 1930. В 1934 была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 название «Мастер и Маргарита». В это время Булгаков уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене Е.С.Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя.

В 1938 году в Москве Булгаков почувствовал резкое ухудшение зрения - первый признак нефросклероза.

За годы работы над «Мастером и Маргаритой» авторская концепция существенно изменилась – от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого. Текст насыщен множеством ассоциаций – в первую очередь, с Фаустом Гете, из которого взят эпиграф к роману и имя сатаны – Воланд. Евангельские истории художественно преображены Булгаковым в главах, представляющих собою «роман в романе» – произведение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Публикация романа при жизни автора не состоялась. Только в 1967 вдове Булгакова, при содействии К.Симонова, удалось опубликовать роман в журнале «Москва». Публикация стала важнейшим культурным событием 1960-х годов. По воспоминаниям критиков П. Вайля и А. Гениса, «эту книгу немедленно восприняли как откровение, где в зашифрованном виде содержатся все ответы на роковые вопросы русской интеллигенции». Многие фразы из романа («Рукописи не горят»; «Квартирный вопрос только испортил их» и др.) перешли в разряд фразеологизмов. В 1977 году Юрий Любимов поставил по «Мастеру и Маргарите» одноименный спектакль в Театре на Таганке.

Роман «Мастер и Маргарита» принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на три десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы.

 

Последние свои годы Булгаков жил с ощущением загубленной творческой судьбы. Продолжая активно работать, создавал либретто опер «Черное море» (1937, композитор С. Потоцкий), «Минин и Пожарский» (1937, композитор Б. В. Асафьев), «Дружба» (1937-1938, композитор В. П. Соловьев-Седой; осталась незавершенной), «Рашель» (1939, композитор И. О. Дунаевский). Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом посредством пьесы «Батум» (о молодом Сталине; 1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса была запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью. Это окончательно надломило Булгакова, привело к резкому обострению его болезни и скорой смерти.

Умер Булгаков в Москве 10 марта 1940.

Булгаков 5

Похоронен на Новодевичьем кладбище.



Булгаков 6

Плакат на входе в квартиру


Булгаков 7

Стенд в первой комнате музея.


Булгаков 8

Первое, что вы видите при входе в московский музей Булгакова.


Булгаков 9

Мастер творит.


Булгаков 10

Стенды, посвященные биографии и драматургии Булгакова.


Булгаков 11

Азазелло с куриной косточкой в кармане.


Булгаков 12

Силуэт повелителя теней.


Булгаков 13

Закадычные друзья за стопочкой хорошего коньяку.


Булгаков 14

Михаилу Булгакову - 111. Оригинальное решение музея.


Булгаков 15


Панно - иллюстрация к роману.


Булгаков 16

Комод, где рождались картины первой пьесы Булгакова.


Булгаков 17

Театральная экспозиция.


Булгаков 18

Иллюстрация к "Мастеру и Маргарите".


Булгаков 19

Добро пожаловать... Комната в Нехорошей квартире, где жил Булгаков.


Булгаков 20

Оригинальное решение музея. Фото на кирпиче.


Булгаков 21

Ключевой экспонат в этой комнате. На первом плане - свитки с рукописями. На заднем - бутылки из-под Аннушкиного растительного масла.


Булгаков 22

Стилизация под уютный домашний быт.


Булгаков 23

Загадочная экспозиция как-то, по-видимому, связана с творчеством Булгакова.


Булгаков 24

Реалии в московском музее Булгакова.


Булгаков 25

По этому телефону разговаривал сам Мастер. По нему же глумился над мсквичами Коровьев-Фагот.


Булгаков 26

Печатная машинка Булгакова.


Булгаков 27

Диплом Михаила Афанасиевича. Свое медицинское образование он скрывал до конца жизни.


Булгаков 28

Портрет 1936 года.


Булгаков 29

Денежный дождь пролился и на Садовой, 10.


Булгаков 30

Официальный портрет М.А.Булгакова.


Булгаков 31

Абстракционистская обложка романа.


Булгаков 33

 

Tags: писатели
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…