?

Log in

No account? Create an account
ВИКТОРОВ Ричард Николаевич (часть 2) - Чтобы помнили [entries|archive|friends|userinfo]
Посвящается тем, кого с нами нет.

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

ВИКТОРОВ Ричард Николаевич (часть 2) [ноя. 30, 2007|04:29 am]
Посвящается тем, кого с нами нет.

chtoby_pomnili

[andrey_g]
[Tags|]


Викторов 8

Кир Булычев и Ричард Викторов работают над фильмом "Через тернии к звездам"

Кир БУЛЫЧЁВ о Ричарде ВИКТОРОВЕ

(По материалам журнал "Если" № 8-11, 2000г.)


Викторов Ричард Викторов 14


Первую часть материала можно прочесть здесь.


Я не думал, что попаду в кино.


Случилось это в 1976 году. Одновременно мне позвонили два режиссера. Роман Качанов с "Мультфильма" предложил поставить полнометражную ленту по повести "Путешествие Алисы". А Ричард Викторов после успеха его двухсерийного фильма об отроках во Вселенной решил вернуться к фантастике.


Ричард сильно хромал, у него было массивное тело, лицо доброе, но всегда серьезное и задумчивое; внешне он был сдержан, а внутри кипел от страстей, увлечений, мыслей и идей.


Жизнь обошлась с Викторовым сурово, но это никак не испортило ему характер.

Викторов 4

Шарж Кира Булычев. "Ричард Викторов".

Мальчиком он заболел костным туберкулезом, и летом сорок первого года его отправили в Крым лечиться в санаторий.


А вывезти не смогли.


Когда пришли немцы, Ричард отступал вместе с нашими войсками. В Керчи он лежал у пулемета - там уже не приходилось разбираться, кто взрослый, а кто ребенок. На одном из последних катеров его, тяжело раненного в ногу, вывезли в Новороссийск. Затем - в район Теберды, в больницу. Туда вскоре тоже прорвались немцы, и детей уводили по горным тропам.


Все эти месяцы мать искала его, не веря, что мальчик погиб. Она разыскала сына в Баку.
К тому времени, когда Ричард пригласил меня в Дом литераторов, он уже прославился двумя фантастическими фильмами для детей - "Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной". В те годы (впрочем и в последующие) они были лучшими фильмами подобного рода в нашей стране.


Мы подружились - с таким хорошим человеком нельзя было не подружиться. И сценарий двух фильмов написали хоть и не быстро, но без конфликтов.

Работа с Викторовым для меня связана с Ялтой. С разными временами года, с Чайной горкой - общежитием Ялтинской студии, гостиницами, от шикарной по тем временам "Ялты" до общежитий в блочных пятиэтажках на крутых склонах ялтинских окраин.

 

Самой запоминающейся поездкой была первая, когда мы писали киносценарий "Через тернии к звездам". Писали вчетвером: я, Викторов, художник Загорский и оператор Антипенко.


Киногруппа почти всегда похожа на своего режиссера, как собака на старого хозяина. Викторовская группа была солидной, семейной, в ней не ломались тонвагены, не пропадали в запой осветители, а актеры не дрались в ресторанах. Вечером Ричард садился к телефону и подробно выяснял со своими детьми Аней и Колей, оставшимися в Москве, что сегодня было в школе, что задали и что предстоит завтра. Я сочувствовал его ребятам, но семейство, включая маму Ричарда, которая жила в том же доме и на том же этаже, было настолько дружным, что слезы, если и бывали, оставались невидимыми миру. А если случалось, что мы, примкнувшие к группе, загуливали и возвращались в гостиницу в час ночи, то всегда рисковали увидеть Ричарда на балконе. Молчаливого, глядящего на звезды и ни в чем нас не упрекающего. Мы переходили на бег трусцой и охваченные стыдом и ужасом разбегались по комнатам.


Через несколько лет мы возвратились в Ялту, чтобы дописывать сценарий и снимать новый фантастический фильм "Комета". Несчастливый, неладный, убивший Ричарда и оставшийся практически неизвестным. Хотя по тем временам мы с Ричардом старались сказать в нем куда больше, чем было положено, и если бы не болезнь Ричарда, наверное, фильм стал бы событием. Недаром Госкино сразу же потребовало фильм целиком переделать.

 

Никто не знает, что "Комета" оказалась чемпионом страны по числу режиссеров, которые в нем сыграли. В Крыму летом немало групп или вольных кинодеятелей. Ричард загорелся идеей всех их задействовать в нашем фильме. Так что там играли В.Басов, Ю.Чулюкин, П.Арсенов и так далее.


"Комета" интересна мне и сегодня как попытка осмыслить сюжет-катастрофу, не новый в фантастике, но на нашем российском материале;увидеть, к какому идиотизму приведет эта ситуация в одном отдельно взятом Советском Союзе. Задано: к Земле летит комета (а задумали мы фильм, когда к Земле летела комета Галлея). Все ученые, комментаторы и знающие люди уговаривают наш народ, что комета ничем страшным не грозит.
А на берегу Крыма, в курортном городке всех охватывает паника. Доведенная нами до бескрайнего идиотизма. Оказывается, никакая комета не сравнится по опасности с нами самими...


Мы сделали "Комету", и в последний день съемок Ричарда поразил инсульт. Викторов прожил еще полгода, но так и не пришел в себя.

 
А на материал фильма накинулось Госкино. Дело в том, что режиссеры не любят показывать чужим людям, а тем более начальству, сырой, несмонтированный, неозвученный материал, потому что чужие люди, а тем более начальство, воспринимают "полработы" как окончательный продукт. Без Ричарда с его пробивной силой фильм оказался осиротевшим. Госкино накидало полную корзину убийственных замечаний, утверждая, что советским людям не свойственно паниковать и питаться слухами, и требуя снять реплику попавшего в кораблекрушение узбека: "Даже чаю нет!", - как намек на нехватку некоторых товаров в торговой сети.


С намеками всегда плохо. Они называются научным словом "аллюзия". Под аллюзию можно подвести что угодно.


Я позволю себе отвлечься и вспомнить о драме, имевшей место в журнале "Химия и жизнь" именно из-за очередной аллюзии.


Шла статья о биодобавках в корм скоту. Над заголовком был нарисован грузовик, едущий на читателя, в кабине сидели счастливые свинья и корова, а сам грузовик был с верхом гружен мешками с этими самыми добавками.


Когда журнал уже был в производстве, кто-то вспомнил, что надвигается очередной съезд нашей любимой партии. И тогда по требованию редактора над заголовками всех материалов номера появилась надпись: "Навстречу двадцать какому-то съезду КПСС!"


Все было хорошо, но чин в ЦК, который курировал популярные журналы и пролистывал их перед выпуском, посмотрел на картинку, где ехали свинья и корова, а над ними было написано: "Навстречу...", перепугался, побежал к заведующему сектором, тот бросился к заведующему отделом. Не знаю, рассматривали ли вопрос на Политбюро, но этот казус послужил одной из причин изгнания из журнала милейшего и умнейшего заместителя главного редактора Черненко (главный - академик Петрянов-Соколов - был существом олимпийским и появлялся в редакции в торжественные дни). Решение ЦК гласило: тираж отправить под нож! То есть все 400 тысяч экземпляров!


История зловеще повторялась - вспомните эпизод с "Искателем". И тогда редакция, чтобы спасти журнал, обратилась ко всем авторам и друзьям журнала отправиться в город Чехов и там принять участие в операции: вырезать из номера злополучную страницу и вклеить на ее место другую, без свиньи и коровы.


Несколько дней, сменяя друг друга, мы работали в Чехове. Ударным трудом мы спасли журнал от участи худшей, чем смерть.


Кстати, в соседнем цехе то же самое происходило с журналом "Работница" (а может, "Коммунальное хозяйство" - не помню точно). Там на обложке были сфотографированы работницы передовой прачечной. В ЦК КПСС заметили, что на груди одной из прачек поблескивает нательный крестик. Обложку содрали. Подозреваю, что сотрудника ЦК, принявшего это решение, сегодня можно встретить в церкви.


Ни в одной антиутопии никто из фантастов ничего подобного придумать не смог. Возможно, это и послужило причиной современного кризиса фантастики: наша действительность всегда была фантастичнее вымысла!


А что касается "Кометы", то нам дали другого режиссера, которому за эту работу посулили заграничную командировку, может, даже съемки в Кении, если он перевернет фильм с ног на голову и сделает слабого, несчастного и неустроенного героя человеком сильным, справедливым и партийным.


Дальше начался шантаж. Оператора фильма Рыбина и меня вызвали куда надо и дали понять, что если мы откажемся участвовать в "поправках к фильму", то картину положат на полку, и семья Викторова, который был человеком бескорыстным и небогатым, вообще останется без средств к существованию - и его жена, и двое детей. И мы с Рыбиным сдались.


Я писал новые тексты и сидел целыми днями с Аленой Аникиной, умевшей подгонять тексты к движению губ, что важно при синхронном переводе фильма, и разминали фразы и слова, которые должен был произнести Александр Кузнецов вместо тех, что произносил ранее.


Надежда Семенцова, жена Ричарда, была на нас сердита, и справедливо сердита, потому что для нее важнейшей была память о муже.


В конце концов фильм закончили, он вышел в нескольких копиях, и его никто не видел. Правда, в последние год-два его показали по телевидению…

 
Источник.

 

Из воспоминаний вдовы режиссера  Надежды Мефодиевны:

Викторов 1


Вспомнили вручение Викторову международного приза за фильм "Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной". Весь зал был уверен, что картина достойна Золотого приза, но объявили о присуждении Серебрянного. Зал выразил полное недоумение. Но через паузу взорвался громом аплодисментов. Ричард тихо сказал: "Вот оно наше "золото". Эти восторженные глаза и улыбки детворы".


На банкете журналистка из США Мириам Мортон, женщина маленького роста, очень темпераментная, в красном платье возмущенно доказывала, что это присуждение премии несправедливо, что фильм достоин Платины. Позже она писала об этом в своих статьях. Было горько и досадно читать их. А какая горечь осталась в детских душах - детское жюри сделало так, как требовали взрослые...


Во время пресс-конференции с участниками фестиваля транслировалась телепередача о стыковке кораблей "Союз-Аполлон". Это удивительно совпало с выступлением Ричарда Викторова.

 

Он говорил:

 

"Прежде всего, мы счастливы, что наши картины "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" демонстрировались на следующий день после взлета нашего "Союза-19" и в день взлета "Аполлона". Мы не думали, что мы будем столь современны, хотя снимали фантастику. И поэтому для нас особенно близок девиз Международного кинофестиваля "За мир и дружбу между народами, за гуманизм". Наша студия - это студия детских и юношеских фильмов. Мы делаем сейчас двадцать фильмов в год. Но наши картины "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" были первым экзаменом на поприще производства научно-фантастических фильмов. Для нас всех , для нашей группы это было впервые. Это был эксперимент и для нас и для студии. Я сегодня хотел бы выразить благодарность за большую терпимость студии к нашей группе, в связи с тем, что у нас были и успехи, и свои какие-то грустные моменты, связанные с производством. Тем не менее, студия терпимо, даже очень терпимо, относилась к группе, чтобы создать эти первые два фильма. Я повторяю: для нас это было впервые, и мы счастливы, что мы смогли выйти с этими экспериментальными картинами на международный кинофестиваль.


Для нас эта тема, о которой мы рассказываем в наших двух фильмах, была очень важной, потому что мы считаем, что с детьми необходимо разговаривать серьезно. Мы можем говорить с юмором, с иронией, но обязательно, в конечном счете, мы должны все вести к мысли о том, что дети - те, которых мы воспитываем сегодня, они будут жить завтра и создавать то общество, о котором мы мечтаем. Наши мечты сегодняшние, они должны завтра превратить в жизнь. Поэтому сегодня мы относимся к воспитанию детей очень серьезно. Мы шутим с ними, говорим им добрые слова, но, в то же время, напоминаем им о трудностях жизни. В наших картинах был и юмор, была ирония и, в какой-то момент большая грусть. Потому что, повторяю, с детьми нужно разговаривать серьезно.


Пресс-конференция такая серьезная, так много народу, и, конечно, каждый из нас волнуется неимоверно, не менее, наверное, чем наши космонавты, когда производили стыковку "Союз-19" -"Аполлон", а мы смотрели на них. Поэтому - все, что я хочу сегодня сказать - это спасибо, большое спасибо! Спасибо за внимание!"

 

Чуть позже в кулуарах Ричарду рассказали, что кто-то из американских космонавтов до полета перенес инфаркт, но справился с ним так, что врачебная комиссия вынуждена была признать его годным к полету. Ричард ликовал: " Надежда есть, отлично! Мы еще поборемся во славу Отчизны! Ха-ха!" Этот случай стал для него как бы моральной поддержкой. Это означало - можно увеличить сложность задуманного. Обретя крылья, он сделал новый рывок - в неизведанное. Это были фильмы "Обелиск" и "Через тернии к звездам…

 

САЙТ, посвященный Ричарду Викторову. 


Фильмография:


Режисcерские работы:


  1. Впереди - крутой поворот - 1960 (Киноповесть)
  2. Третья ракета - 1963 (Военный)
  3. Любимая - 1965 (Мелодрама)
  4. Переходный возраст - 1968 (Киноповесть)
  5. Переступи порог - 1970 (Мелодрама)
  6. Москва - Кассиопея - 1973 (Фантастика / фэнтези)
  7. Отроки во вселенной - 1974 (Фантастика / фэнтези)
  8. Обелиск - 1977 (Киноповесть)
  9. Через тернии к звездам - 1980 (Фантастика / фэнтези)
  10. Комета - 1983 (Фантастическая комедия)

Написал сценарии:


  1. Обелиск - 1977 (Киноповесть)
  2. Через тернии к звездам - 1980 (Фантастика / фэнтези)
  3. Комета - 1983 (Фантастическая комедия)

 

 Викторов 3


7 ноября 1929 года – 8 сентября 1983 года

 

 

СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: budovskiy
2007-11-30 07:06 am
Большое спасибо! Практически ничего не знал о Викторове, а на "Отроки во вселенной" в первом классе бегал в кино каждый день в течении нескольких недель и до сих пор с удовольствием пересматриваю
(Ответить) (Thread)
From: ex_zmicer695
2007-11-30 08:43 am
СПАСИБО ОГРОМНОЕ!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: m_holodkowski
2007-11-30 09:42 am

фан-сайт

Спасибо!
Не могу не пропиарить тут наш новый сайт:

"Клуб любителей кинодилогии "Москва - Кассиопея / Отроки во Вселенной"
http://otroki.druid.ru/
СМОТРИТЕ интересные материалы по фильмам, как например:
- фильмографические справки о создателях;
- киноляпы и интересности;
- воспоминания актрисы Ольги Битюковой;
- творчество фанов;
- и многое другое.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: annakora
2007-11-30 01:31 pm
Эти фильмы стоят особняком, они ни на что другое не похожи, и поэтому были для нас грандиозным потрясением.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vmel
2007-11-30 04:02 pm
Замечательный рассказ, благодарю.

Но утверждать, что "Комету" никто не видел - всё-таки неверно. В кинотеатрах она тогда (1983-84) шла, хоть и недолго и в немногих; я успел посмотреть раза 2 - больше и не хотелось. Фильм действительно получился серый, совсем "не викторовский". У меня сохранился режиссёрский сценарий, есть с чем сравнивать...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: andrey_g
2007-11-30 07:29 pm
А откуда режиссерский-то?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vmel
2007-12-03 08:14 am
Так Ричард Николаевич подарил...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: andrey_g
2007-12-03 08:44 am
Интересно было бы взглянуть...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vmel
2008-02-04 08:11 am
Извините за долгое молчание.
Сейчас я сканирую и перевожу в ХТМЛ режиссёрский сценарий "Кометы" для размещения на сайте. Надеюсь, что через месяц-другой смогу выслать файл. Если всё еще интересно - давайте адрес.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gray1957
2007-12-01 09:03 am
Замечательные материалы о замечательном режиссёре! Спасибо!
Всегда с большим трепетом читаю об этом человеке.
Но стоит всё-таки восстановить истину.
На фотографии где подпись "Р. Викторов и П. Арсенов на съемках фильма "Комета"
не Ричард Викторов, а другой замечательный режиссёр - Юрий Чулюкин
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: andrey_g
2007-12-01 11:01 am
Меня эта надпись под фото тоже как-то смущала, но везде, где это фото присутствует в Яндексе пишется, что это - Викторов. Вы уверены? Как-то это доказуемо?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gray1957
2007-12-01 12:56 pm
Конечно уверен.
А доказуемо в том же Яндексе.
Например, http://www.krugosvet.ru/articles/72/1007256/1007256a1.htm. Фото увеличивается.
Или http://www.ruthenia.ru/moskva/encycl/ch/chulukin.htm
Да фильм у меня этот есть, поэтому нет сомнений, что это кадр из фильма.
Павел Арсенов играет режиссёра, кстати, интересно и необычно что под собственным именем,
а Юрий Чулюкин его помощника.
Да и проще. Ричард Викторов внешне был совсем другой.
По фотографиям даже на этой странице хорошо видно.

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: andrey_g
2007-12-01 07:07 pm
У меня ЖЖ пока глючит. Позже уберу фотографию.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gray1957
2007-12-02 05:38 am
А вот интересно где лежит первоисточник этого ляпа?
На Миелофоне или где-то ещё?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: andrey_g
2007-12-03 09:28 pm
Убрал это фото.
(Ответить) (Parent) (Thread)