Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ФИЛИППОВ Сергей Николаевич (часть 1)

 

Филиппов 2

Народный артист РСФСР (1973)


Филиппов 25

ФАКТЫ БИОГРАФИИ

 

Родился 24 июня 1912 года в Саратове в простой рабочей семье.

 

Отец его был слесарем, мать - портнихой. В школе Сергей Филиппов учился неважно, в старших классах прослыл хулиганом. Лишь два предмета давались ему особенно хорошо - литература и химия. В последней науке он настолько преуспел, что помогал учителю во время разных химических опытов. Однако любовь к химии сослужила ему плохую службу: как-то в отсутствии учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов: После такого эксперимента по всей школе распространился ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, и горе-химика исключили из школы. Филиппов не особенно унывал - устроился учеником пекаря в частной пекарне. Эта работа его интересовала мало, и в течение последующих месяцев он перепробовал несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привел его в балетную студию.

 

Занятия настолько увлекли Сергея, что через несколько недель он считался лучшим учеником и перед ним открывалось блестящее будущее в балете. В 1929 году по совету преподавателей Филиппов отправился в Москву, поступать в балетное училище при Большом театре.

 

Приехав в столицу, он узнал, что приемные экзамены уже закончились, и по совету знающих людей отправился в Ленинград, в хореографическое училище. Но и на эти экзамены он опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят.

 

Преподаватели прочили одаренному студенту блестящее будущее, и после окончания техникума, в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета. Но карьера балетного танцора оказалась слишком короткой - во время очередного спектакля Филиппову стало плохо. Приехавшие врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали уйти из балета.

 

Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актеру перейти в Театр комедии. У легендарного режиссера актер играл в основном комедийные роли, и в амплуа комика он чувствовал себя как рыба в воде и был безмерно счастлив, что одной репликой может заставить смеяться целый зал.

 

Такого артиста не могли не заметить кинематографисты, и в 1937 году состоялся дебют Сергея Филиппова в картине "Падение Кимас-озера", где он сыграл маленькую роль финна. Затем фильмы последовали один за другим: "Волочаевские дни" (1937), "Член правительства" (1939), "Выборгская сторона" (1939), "Яков Свердлов" (1940), "Новые похождения Швейка" (1943), "Беспокойное хозяйство" (1946), "Золушка" (1947). В те годы настоящих комиков было немного, поэтому Филиппов почти безраздельно господствовал на комедийной сцене и сердце" (1988). 

В последние годы своей жизни Сергей Филиппов был очень одинок. После смерти в 1989 году жепользовался огромной популярностью у зрителей.

 

Ярче всего талант Филиппова раскрылся в 1950-е годы. 

1965 году Филиппов перенес тяжелую операцию по удалении опухоли мозга. Но болезнь, казалось, не повлияла на его работоспособность - он продолжал много сниматься в кино.

 

В 1980-е годы Сергей Филиппов из-за проблем со здоровьем практически перестал сниматься.

 

Однако достойны упоминания такие работы, как роль Хювяринена в комедии Леонида Гайдая "За спичками" (1980) и маленькая роль пациента в "Собачьем сердце" (1988).

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ В КИНО

 

В большинстве случаев Филиппов не обманывает ожидания зрителей. Ключ к объяснению популярности Филиппова заключен в своеобразии его комического таланта. Один из первых учителей Сергея Филиппова, народный артист СССР Николай Павлович Акимов видит причину любви к нему зрителей в глубокой человечности его творчества, несмотря на резкие краски, которыми он пользуется. "Юмор Сергея Филиппова, - отмечает Н. II. Акимов, - глубоко психологичен и человечен в отличие от иных комических актеров, которые строят свой юмор на формальных приемах".

 

Есть, однако, и другая причина. Филиппов обладает редким даром подмечать в людях смешное, уродливое, отживающее. Гражданская непримиримость к пошлости, зазнайству, чинопочитанию, ко всякому злу, носителями которого являются его многочисленные "герои", делает творчество Сергея Николаевича Филиппова особенно острым, современным, особенно близким и понятным каждому. Народ любит и ценит тех, кто помогает ему выявлять вредное в нашей жизни и выставлять его на всеобщее посмешище. Твердо веря, что "смеха боится даже тот, кто ничего не боится" (Гоголь), Филиппов мобилизует всю силу своего юмора и мастерства, чтобы наповал убивать таких "бесстрашных" подлецов на глазах у зрителей. Он изображает их верно, точно, хотя и в сатирической форме, иногда даже в гротесковой, и зрители становятся союзниками актера. Вместе с ним, горячо и дружно они осуждают изображенные пороки. Между актером и зрителями устанавливается контакт, они делаются единомышленниками. Смех объединяет людей.

 

Впервые он начал сниматься в начале 1937 года. Роль была бессловесной и казалась легкой. Нужно было выскочить из засады, пробежать по бревну, переброшенному через незамерзающий поток между двумя озерами, и выстрелить в красноармейца. Почувствовав, что у его ног разорвалась граната, тут же рухнуть в воду.

 

На этом эпизод заканчивался. Психологической разработки образа здесь не требовалось. Нужны были ловкость, сноровка, смелость. Плавать и нырять в воду для Сергея Филиппова - было делом привычным. С раннего детства, живя на берегу Волги в Саратове, он плавал безупречно. Одного, съемки проходили зимой, и падать приходилось в ледяную воду.

 

Постановщики фильма жестоко обошлись с дебютантом. Приходилось повторять эпизод. Четыре раза Филиппов падал в воду, четыре раза его извлекали оттуда, переодевали и совершенно закоченевшего растирали спиртом.

 

Казалось бы, все эти мытарства способны были отбить у актера охоту сниматься в кино. Однако Сергей Филиппов держался стойко, и желания сниматься он не потерял.

 

После "ледяного дебюта" его охотно приглашали сниматься разные режиссеры. Роль следовала за ролью. В том же 1937 году он снимается в эпизодической роли крестьянина партизана в кинофильме "Волочаевские дни" режиссеров братьев Васильевых. Через год Филиннов появляется на экране сразу в трех фильмах.

 

В 1939 году Сергей Филиппов сыграл также эпизодическую роль погромщика в фильме "Выборгская сторона" Г. Козинцева и Л. Трауберга и старого железнодорожника в картине "Арпнка" П. Кошеверовой и Ю. Музыканта.

 

Филиппов переживает пору подъема. В следующем году его ожидает новая встреча еще с одним талантливым режиссером - Сергеем Юткевичем. В его картине "Яков Свердлов" Филиппов снимается в роли матроса-анархиста.

 

В дальнейшем многих режиссеров привлекало своеобразие дарования Сергея Филиппова его легкая эмоциональная возбудимость, яркость и острота комедийных приемов и удивительно органическое существование в образе. Филиппов уже тогда поражал своей богатой мимикой и пластичностью. Его лицо могло передавать сложные психологические состояния, которые легко угадывались и переводились с языка мимических реплик на словесный язык. В то же время обращала на себя внимание и его невероятная физическая выносливость. Ловкость, смелость, склонность к риску были всегда характерны для Филиппова. Его трудно было удержать от опасных трюков и экспериментов. А их немало выпало на его долю за тридцать лет. Он, не колеблясь, входил в клетку к тигру Пуршу на съемках "Укротительницы тигров", попадал в объятия недовольного медведя в "Косолапом друге", летел с моста в воду, ломая своим телом перила в картине "Беспокойное хозяйство". Его поднимали на дыбу в фильме "300 лет тому..." Он был виновником гибели десятков неповинных гусей и уток, когда, не умея водить машину, играл "шофера поневоле"...

Филиппов 10

Во второй половине тридцатых годов, когда Сергей Филиппов начинал свою работу в кино, развитие советской кинокомедии проходило в сложных условиях. До войны были начаты интересные опыты в области эксцентрической кинокомедии. Им не суждено было развиться в значительной степени потому, что жанр эксцентрической комедии был отнесен к разряду "формалистических".

 

Филиппов действительно ни на кого не похож. У него есть любимые комики, но, восхищаясь ими, их работой, он не повторяет их приемы, не копирует их маски. Сергея Николаевича зрители узнают сразу, да оп и не пытается спрятаться под какой-либо маской. В каждой, даже самой маленькой роли он ищет прежде всего характер.

 

Он очень наблюдателен. Смешные манеры, повадки, речь людей не проходят для него незамеченными, они извлекаются из памяти, когда понадобятся.

Филиппов 14

 

Актер должен уметь видеть и понимать действительность, в особенности комедийный актер. "Чаще всего, - говорит Сергей Николаевич, - мне приходится играть роли советских людей, наших современников, а потому я стараюсь найти в каждой из них общественный смысл. Когда я снимался в картине "Ночной патруль" в роли завмага Ползикова, для меня важно было найти присущую этому типу психологическую особенность. Я присутствовал па допросах проворовавшихся дельцов, подобных Ползикову. Мне кажется, что я нашел эту особенность и показал ее не просто как черту характера данного завмага, а как явление, обусловленное нашим социальным строем. Это постоянный, панический страх Ползикова перед правосудием и неизбежным разоблачением".

 

Одна из самых ярких удач Сергея Николаевича - лектор "из Общества" в картине "Карнавальная ночь". В этой роли, почти лишенной текста, особенно убедительно выступают самые сильные стороны дарования актера, его искусство пантомимы. Миллионы зрителей смотрели этот фильм, и уже само появление лектора вызывало неудержимый хохот. Несколько мгновений присутствует на экране лектор "из Общества" - Сергей Филиппов и перед вами незабываемый образ живого человека с ясной и подробной биографией, человека, далекого от современности, от науки, жалкого невежды, превратившего свою интересную профессию в унылое ремесло. Он произносит очень мало слов. Но с помощью тонко разработан ной мимики и жестов Филиппов передает неизмеримо больше того, что отпущено автором актеру по тексту.

Филиппов 13

 

Судьба комедийного артиста зависит от развития комедийной драматургии. У Филиппова были годы, когда он не сыграл ни одной роли в кино. На репертуаре Филиппова, не пренебрегающего короткими сценками и эпизодами, отразилось и потребительское отношение к его творчеству иных кинематографистов, которые использовали его дарование как "острую приправу к пресному блюду". Так возникали на экране многочисленные варианты шоферов, разновидности милиционеров, швейцаров, жуликоватых администраторов, подвыпивших граждан. Каждому из этих персонажей актер стремился придать живые человеческие черты. И в большинстве случаев ему это удавалось. А когда Филиппова не стесняют узкие рамки роли, мы убеждаемся в его широких актерских возможностях.

 

Особенно ярко это выражено в роли Казимира Алмазова в фильме "Укротительница тигров". Несмотря на резкие сатирические краски, Казимир Алмазов не изображен злодеем, не превращен в символ или карикатуру. Созданный Филипповым живой человек наделен чертами, взятыми из жизни. Наглый, самовлюбленный, дурак Алмазов на каждом шагу подчеркивает свое превосходство над другими. Сознание своей незаменимости породило в нем хамство, грубость и рвачество. На людей, как на зверей, Алмазов действует окриком, но, едва увидев, что его незаменимости приходит конец, он сразу теряет самоуверенность. Он еще не хочет смириться, он пытается выкрикивать угрозы, скрывая свою растерянность и страх перед единодушным осуждением коллектива. Бесславный конец карьеры Алмазова воспринимается как неизбежный и закономерный итог деятельности каждого, кто возомнит себя незаменимым, на каком бы поприще он ни подвизался.

 

Еще три века назад Спиноза сказал: "Смех есть радость, а посему сам по себе благо".

Этого утверждения придерживается Сергей Николаевич в своих взглядах на творчество и назначение комедийного актера. Этому радостному искусству он посвятил всю свою жизнь.

 

По материалам М. Шуваловой, 1968

 

 

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

"Он был странным человеком, со своеобразной манерой общения. Думаю, такие неординарные личности рождаются раз в сто лет. Будучи уже немощным стариком, Сергей Филиппов все чаще вспоминал свое балетное прошлое и очень жалел, что не стал звездой балета, а пошел в кино. Балет он бросил не по своей воле - врачи обнаружили у него опухоль мозга, провели серию операций и запретили танцевать" - рассказала старейшая сотрудница "Ленфильма" Любовь Тищенко в интервью МК.

 

C первой женой Сергей Николаевич расстался после того, как она эмигрировала в Америку.

 

"Он до мозга костей был коммунистом, поэтому такой поступок жены расценил как предательство. В тот момент это отразилось на его психике.  Ему казалось, что за ним следят органы КГБ, постоянно мерещились какие-то люди. Позже он говорил: "Конечно, я был дураком. У меня были совсем иные взгляды на жизнь, меня так воспитали. Спустя годы он осознал, что поступил неправильно. Однажды Филиппов мне признался, что никогда не бросил бы жену, если бы она не уехала в Штаты" - вспоминает она.

 

С сыном Сергей Филлипов не общался, жена увезла мальчика с собой. 

Филиппов 1

С сыном...

"Помню, Сергей Николаевич достал из-под кровати целую пачку нераспечатанных писем от сына. "Хочешь, читай, а мне неинтересно", - сказал он мне. Но самое интересное, что ни одного письма он не выбросил. Видимо, чего-то выжидал. Надеялся, что сын вернется. Сын приехал только пять лет назад, когда Сергея Филиппова уже давно не было в живых".

 

Второй женой актера стала некая Антонина Голубева, которая была старше Филиппова на двадцать лет. В актерской среде эта женщина на тот момент вызвала бурю негативных эмоций.

 

"Я не знаю, чем вызвано такое отношение к этой трогательной и любящей женщине. Филиппов называл ее Барабулькой и сильно привязался к ней. Голубева была писательницей, правда, написала всего одну книжку. Это была странная, абсолютно неприспособленная к жизни семья. Cо своей дочерью и внучкой Барабулька совсем не общалась. Однажды она предложила Филиппову встретиться с ними, но он наотрез отказался. Зато они объявились после смерти актера. Буквально за два дня вывезли из квартиры Филиппова всю мебель и дорогой сервиз, остальные вещи сдали в комиссионку" - поведала Тищенко.

 

"Филиппов был очень расточительным человеком, поэтому ничего не скопил себе на старость. А по молодости он даже не знал ценность тем или иным вещам. В советское время он мог достать любой дефицит и постоянно баловал своих знакомых, - говорит Любовь Тищенко. - У Филиппова в доме была очень богатая библиотека. Когда я в очередной раз пришла к нему домой, то не обнаружила ни одной книги. Оказывается, когда у Филиппова были проблемы с деньгами, Голубева продала всю библиотеку за какие-то смешные деньги. Самое ужасное, что в одном из томов Сергей Николаевич хранил приличную заначку".

 

"Как это ни банально звучит, Филиппова сгубила слава! В период его бешеной популярности с ним все хотели выпить. Когда организм у Филиппова был молодой и крепкий, он никому не отказывал. А потом актер уже без этого не мог. Каждый день ему обязательно надо было принять коньячку или водочки. В последнее время Филиппов совсем бросил пить. Во-первых, ему не на что было покупать спиртное, а в долг он никогда ни у кого не просил. Во-вторых, он был уже тяжело больной человек" - вспоминает сотрудница "Ленфильма".

 

Любовь Григорьевна Тищенко ухаживала за Филипповым в последние годы его жизни.

 

"Он мне всегда нравился как человек. Этот нелюдимый грубый актер на самом деле был трогательным и ранимым человеком. Хотя посторонним людям он казался жестоким. Ведь он мог запросто обидеть совершенно незнакомого человека - нахамить и даже послать матом. Но это был не настоящий Филиппов, таким образом он защищался. Он крайне негативно относился к собственной популярности. Он искренне ненавидел своих поклонников. После выхода фильма "Двенадцать стульев" он не мог спокойно пройти по улице - людям хотелось его потрогать, поговорить с ним. Филиппова это страшно раздражало. Зачастую дело доходило до драк" - говорит она.

 

Тищенко рассказала о том, что Филиппов был одиноким человеком. Он сам выбрал такой образ жизни - он никого не впускал в свой дом, отключил телефон. Коллеги по "Ленфильму", зная его суровый нрав, попросту вычеркнули его из своей жизни.По ее словам, он даже врачей не вызывал на дом вероятно, ему было очень стыдно за свой внешний вид, за беспорядок, творившийся в квартире. Любовь Николаевна приходила раз в неделю, и занималась уборкой. С годами Филиппов становился озлобленным.

 

Питерские актеры всегда были обделены, но Филиппов на фоне других буквально бедствовал.

 

"Квартплату не платил месяцами. Вы не поверите, но он буквально голодал. Я помогала чем могла - покупала крупу, лимончик, кусочек сыра. А в последнее время он вообще стал отказываться от еды", - вспоминает сотрудница "Ленфильма". - Он никогда ни у кого ничего не просил. Под конец жизни у Сергея Николаевича даже не осталось вещей. То ли продал все, то ли износились. За месяц до смерти мы положили его в больницу. Так у него не было тапочек, в которых он мог бы выйти из дома. Нам пришлось бегать по всему городу в поисках обуви 47-го размера. Вот так и госпитализировали его - в одних тапочках и какой-то рваной рубахе".

 

По ее словам, Филиппов за месяц до смерти был уже другим человеком. Он страдал от головных болей, у него ломило все тело, с психикой у него тоже было не все в порядке. Когда Тищенко приходила к нему домой, он встречал ее в чем мать родила.

 

Сергея Филиппова не стало 19 апреля 1990 года. Его похоронили рядом с Голубевой. За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко о своей мечте.

 

"Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, - вздыхал Филиппов. - Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме "Когда деревья были большие" досталась Юрию Никулину".

 

"Московский комсомолец"


Филиппов 12

Продолжение следует...
Tags: актеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments