Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ЕРЕМЕНКО Николай Николаевич (старший)


Еременко 3

Народный артист СССР (1989)
Народный артист Белорусии
Лауреат Государственной премии


Еременко 1

На фото - с сыном Николаем...
 

Николай Ерёменко родился 20 июня 1923 года в Новосибирске.

 

Сниматься в кино начал в 1960 году.

 

Отец не менее известного актёра Николая Ерёменко (младшего)

 

Николай Еременко–старший, был в Беларуси не только популярным актером, но и авторитетным общественным деятелем.

  

Великая Отечественная

 

После окончания ремесленного училища работал токарем. Окончил курсы младших лейтенантов в Новосибирске (1942). Девятнадцатилетним юношей Николай Еременко окончил курсы младших лейтенантов и в 1942 году отправился воевать на фронт.  В 15 лет пошел на фронт, раненый попал в окружение, оказался в плену. Сумел выжить в фашистском концлагере, из которого несколько раз пытался бежать. Затем воевал в составе подпольной группы Сопротивления.

 

Попав в плен, он четыре года провел в фашистских лагерях, и был освобожден лишь после победы. Фашистский плен обернулся молодому Еременко допросами чекистов, выбитыми зубами. Но это не поколебало его веру в Советскую власть…

 
Театр

 

В 1948 году Николай Еременко окончил театральную студию при Театре им. Я.Коласа в Витебске. До 1959 года он работал в этом театре, а с 1959 перешел в Белорусский академический театр им. Я.Купалы в Минске. 

Еременко 4

 Семья

 

Жена Николая Еременко-старшего - Галина Александровна Орлова - актриса национального театра, народная артистка республики. Супруги любили и уважали друг друга. Еременко-старший был настоящим, глубоким и правильным человеком, таким же, как и его герои в кино, обреченные изменять жизнь к лучшему; Галина Александровна - женщиной строгой, но справедливой. Не случайно среди минской интеллигенции их семью называли идеальной. О них говорили как о людях очень гордых, которые никого не пускали в свой внутренний мир, семья для них была самым главным в жизни.

Еременко 5

С женой и сыном.

 

В 1949 году у них родился сын Николай, ставший впоследствии очень популярным актером, сыгравшим замечательные роли в фильмах: "Красное и черное", "Царская охота", "Юность Петра" и др.

 
Отец и сын

 

Начиная с 1960 года Николай Еременко начал сниматься в кино. Первой его большой работой стала роль советского офицера Алексея в киноромане "Люди и звери". Его герой попадает во время второй мировой войны в плен и, оказавшись в числе перемещенных лиц, не сразу решается на возвращение в СССР.

 

К началу 70-х Еременко снялся уже в десятке фильмов, среди которых были: историко-революционные ленты "Москва-Генуя" и "Крушение империи", приключенческая комедия "Музыканты одного полка", драме Валерия Исакова "Погоня".

 

В это время начинает сниматься и его сын, который довольно быстро становится известным и популярным. Первоначально и отец и сын писались в титрах просто - Николай Еременко. Но со временем зрители стали путаться. Еременко-младший вспоминал: "Отец рассказал мне такой курьезный случай: когда появился телевизионный фильм с моим участием "Красное и черное", к нему в Минске после пятой серии подошла женщина и на полном серьезе сказала, как он замечательно молодо выглядит в этой картине. Или наоборот: после "Вечного зова", где снимался отец, подходили ко мне с недоумением: "В титрах написано - Николай Еременко - все глаза проглядели, не можем тебя найти. Ты что, вырезан из фильма?" Чтобы каждый раз не объяснять, где какой Николай Еременко, мы стали писать: "старший" и "младший".

 

Еременко-старший продолжал активно сниматься до начала 80-х. В военной киноэпопее "Солдаты свободы" он сыграл молодого Леонида Брежнева, в производственной драме "Молодость с нами" энергичного директора нефтезавода Колосова… Но, начиная с 80-х он практически перестает сниматься. 

"
Сын за отца"

 

Как рассказывал его сын, в 90-е годы Николай Еременко утратил интерес к работе. Это и не случайно - за плечами было прожито 70 лет, два перенесенных инфаркта, многое его не устраивало и в общественной жизни. Сын решил всколыхнуть отца, вдохнуть в него интерес к жизни, к работе. К тому же до сих пор они вместе ни разу не снимались в кино.

Еременко-младший решился снять фильм сам: "Говорю: "Давай кино снимать!" Он, понятное дело, ответил: "Ты что, с ума сошел? Еще мне не хватало в конце жизни облажаться!".

 

Сниматься в фильме сына Николай Еременко-старший все же согласился. И наверное, совсем не ожидал, что "Сын за отца..." станет для него мощной "терапией", которая оторвет его от кресла. После окончания съемок семидесятилетний актер забыл о болезнях, снялся еще в нескольких картинах, вернулся на театральную сцену, великолепно сыграв одну из главных ролей в английской пьесе "Костюмер", которая была отмечена призами на театральных фестивалях.

 
Уход

 

В последние годы жизни Николай Еременко работал на сцене Белорусского национального академического театра имени Янки Купалы. 8 июля он должен был принять участие в международном фестивале искусств "Славянский базар" в Витебске. Кроме того, актер планировал выступить на сцене родного Витебского театра и записать ряд телевизионных программ

 

Николай Еременко-старший 1 июля 2000 года внезапно умер от инфаркта.

 

На последнем спектакле "Милый лжец", в котором играли он играл вместе со своей женой за три дня до смерти, было что-то необъяснимое: полный аншлаг, люди "висели" на люстрах, как будто пришли попрощаться с любимым актером. Потом все так и скажут: в этот день Николай прощался с Галиной Александровной и со зрителями.

 
Через год вслед за отцом ушел и сын.

 

"Рассказывайте обо мне хоть изредка и поминайте добром. Артисты живут только в памяти людской..." Эти слова Николай Еременко-старший произносил от имени своего героя Сэра Джона в спектакле "Костюмер". Но они стали как бы завещанием самого артиста…

 

Похоронен в Минске на Московском кладбище. Рядом с Николаем Ерёменко-старшим похоронен его сын Николай Ерёменко-младший, скончавшийся через 11 месяцев после смерти отца.

 

 

“Бензин кончился, летим на самолюбии”, — любил говаривать в трудных ситуациях замечательный актер Николай Еременко-старший.

 

Интервью, Алла БОБКОВА, кинокритик

  

Отец и сын


“Он остался верен своим убеждениям, матери и... рыбалке”, — так афористично определил суть отца — Николая Николаевича Еременко — его сын Николай Еременко.
Однажды случилась путаница. Получив в Минске телеграмму, Николай Николаевич отправился на пробы. Оказалось, ждали сына, тоже Николая Николаевича. С той поры и появились добавления — Еременко-старший и Еременко-младший.


У обоих был общий учитель — большой советский режиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов. Обоих хорошо знала наша бывшая страна, хотя поклонники у того и другого были разные. Старший Еременко играл революционеров, людей военной косточки, советских интеллигентов, рабочих, служащих, колхозников — как рядовых, так и руководящих лиц (для такого рода персонажей есть профессиональный термин: социальный герой). Значились в его творческой биографии и Иосип Броз Тито (“Солдаты свободы” — историческая хроника о национально-освободительной борьбе народов Восточной Европы против фашизма), и секретарь обкома Веденин — прообраз будущего генсека Брежнева (в фильме о целинной эпопее “Вкус хлеба”). Его зрителями было его поколение — те, кто прошел войну, вытащил страну из разрухи, верил в ее идеалы и великое предназначение.


Младший Еременко играл молодых романтических героев современности и прошлого. Отсчет его массовой известности можно вести со второй половины 1970-х, когда он сыграл честолюбивого, волевого Жюльена Сореля в экранизации романа Стендаля “Красное и черное”. А потом был старший механик в первом советском боевике “Пираты ХХ века”, после которого популярность актера, что называется, зашкалила.
А встретились они вместе на съемочной площадке лишь однажды, в новой социальной ситуации. В середине 1990-х Николай-младший дебютировал на “Беларусьфильме” в качестве режиссера, предложив Николаю Николаевичу- старшему сыграть в фильме “Сын за отца” — роль, близкую его тогдашнему душевному настрою. Оба играли представителей своих поколений. Старший, Александр Николаевич Красюк (так зовут героя-отца, мастера пластической хирургии), уволен из клиники за то, что высказал чиновнику все, чего тот стоит. Сын Виктор, сумевший приспособиться к рыночным отношениям, организует для отца частную клинику. Но Красюк-старший не может смириться с безнравственностью, которую принесли в жизнь города “крутые” с их представлениями о морали, и вступает в  неравную борьбу с мафиозной группой.


... Твой ангел вычеркнул тебя из Книги Бытия. Так обозначил уход человека персидский поэт Рудаки. Ангел вычеркнул обоих деятелей искусства, принадлежащих Беларуси и России (хотя и на неодинаковых условиях). Николай Еременко-младший прошел земную жизнь в полстолетия — ему исполнилось пятьдесят два года. Он пережил отца на одиннадцать месяцев и два дня. На Московском кладбище у них общая могила с памятником-аркой из темного, с зеленью гранита. По обе стороны арки — их бронзовые лица. Сейчас на могиле цветут ландыши.


Вершины


Боюсь ошибиться, так ли оно было, но, кажется, что именно так. Николай Николаевич Еременко, узнав, что Сергей Герасимов снимает фильм о судьбе человека, попавшего раненым в плен, прошедшего ад фашистких концлагерей, испытавшего горечь недоверия у себя на родине, поехал в Москву к Герасимову сам. И получил роль, которая выпадает один раз в жизни. В киноромане “Люди и звери” (1962 г.) малоизвестный актер Николай Еременко сыграл роль Алексея Павлова, которая принесла ему всесоюзную славу. В биографии героя было многое из того, что пережил сам актер: плен, концлагерь, каторжная работа, издевательства, побег, снова арестантская роба, а после победы — допросы в НКВД.


В какие-то моменты фильма, глядя на Николая Еременко, казалось, что смотришь хроникальный фильм о фашистском узнике (картины пережитого героем давались в ретроспекции, в воспоминаних Павлова, едущего в “Москвиче” к брату в Севастополь вместе с врачом Анной Андреевной и ее дочерью). Еще не все можно было говорить о том, как поступали с людьми, попавшими в фашистский плен не по своей воле. Но глубина переживаний экранного героя досказала скрываемое, обнажила людскую трагедию многих и многих советских людей, потерявших связи с близкими, а то и сгинувшими в сибирских или северных лагерях.


Актерская профессия сродни девушке на выданье. Может быть хорошая партия, а может — так себе. Кинематограф чаще использовал типажные данные Николая Еременко. И не так уж много попалось на его пути режиссеров с большой буквы. Тем не менее были такие актерские работы, перед которыми до сих пор хочется снять шляпу. К ним отношу небольшую роль в историко-революционной картине “Москва—Генуя” (1964 г.). Здесь Николай Еременко темпераментно сыграл офицера Белой гвардии Русанова, каждая физическая клетка которого, казалось, пронизана одним исступленным желанием — мстить и мстить большевикам. А вот другой человеческий тип — маньяк в военном мундире, способный к клонированию (сколько их — четыре, пять?). Его сладострастная, зловещая улыбка, его глаза, жаждущие оглядеть мир властителем — это высший актерский пилотаж. Имею в виду блестящую работу Николая Еременко в фильме Валерия Рубинчика “Отступник” (1987 г.), которую, к сожалению, мало кто знает.
Так получилось, что мне не довелось видеть лучшие театральные работы Николая Еременко в Национальном академическом театре им.Янки Купалы, которому он отдал сорок лет творческой жизни. В частности, в сатирическом спектакле “Мудромер” (в нем за исполнение роли Министра согласований он получил Государственную премию Республики Беларусь). Но по сей день помню восхищенные оценки в минской театральной среде, когда Николай Еременко сыграл сэра Джона в спектакле “Костюмер” в постановке Николая Пинигина. Приведу краткий фрагмент из рецензии одного из наших театроведов Татьяны Орловой: “Подчинившись режиссеру, Николай Еременко создает образ сильного и слабого человека, самодура и ребенка, короля и шута одновременно. Не боясь быть некрасивым, неэстетичным в королевской мантии, накинутой на нижнее белье, его герой то погружается в маразматический бред, то с предсмертной ясностью заглядывает в души своих близких, и думаешь — сколько замечательных, характерных ролей не сыграл этот артист! Мимо него чуть не прошел корабль театральной классики, и радуешься, что вот наконец-то можно поздравить артиста с серьезным творческим достижением”.


Фраза “мимо него чуть не прошел корабль” — это вот о чем. Роль сэра Джона предназначалась для Донатаса Баниониса, поскольку Николай Пинигин готовил спектакль в Литве, в Паневежисском театре. Там не получилось, и постановка осуществилась в Минске, на Купаловской сцене. Улыбка Фортуны? Воздание недоданного актеру больших возможностей? Кто знает...


Я видела его в последней роли в Театре-студии киноактера в спектакле “Милый лжец”. Он сыграл Бернарда Шоу, а его партнершей в роли актрисы Патрик Кемпбел была жена, народная артистка Беларуси Галина Орлова. Пьеса хорошая, и самоотдача обоих была предельной. Ответственность перед зрителем за каждый выход на сценическую площадку — черта, характеризующая семью Еременко—Орловой и свойственная далеко не всем служителям Мельпомены, особенно в наше прагматическое время.

 

Слово к другу


“Мой самый дорогой человек! В июне у тебя юбилей. И как положено в дни юбилея, тебе припомнят все твои “вехи”, твои заслуги: то, что ты участник Великой Отечественной войны, орденоносец, лауреат Государственной премии республики, народный артист СССР, видный общественный деятель, президент Белорусской конфедерации творческих союзов и культурных фондов. А теперь еще и председатель Совета президентского фонда материальной помощи молодым талантам. Много ты услышишь добрых, искренних слов о себе как Человеке и Артисте, и все они будут справедливы.
А от себя я хочу сказать следующее: ты счастливый человек, Микола! Ты счастлив тем, что всегда был нужен людям! Телефон в нашей квартире звонит с утра до позднего вечера. Редакции газет, журналов, белорусских и российских, просят тебя написать статью, дать интервью. Благодаря кино и телевидению ты известен и популярен далеко за пределами нашей суверенной Беларуси, и твое слово вызывает иногда широкий резонанс. Тебе пишут, звонят, на улице подходят незнакомые люди, молча пожимают твою руку и молча уходят, чему я не раз была свидетельницей (...)


Мы с тобой трудно начинали нашу жизнь, так трудно, что, когда я иногда вспоминаю то время, удивляюсь, как мы все это могли пережить (...)


Ты любишь свой дом. Тебе в нем спокойно, уютно, надежно. Здесь ценят хорошую шутку, юмор. Прекрасно, когда смех в доме не редкий гость.


У тебя красивый, талантливый сын, который тоже любит этот дом и часто его навещает.
В день твоего юбилея я тебе желаю, как и всегда желала, главного — здоровья. Ты все так же красив, элегантен. А главное — ты все так же нужен людям. Звонит телефон.
Жизнь продолжается”.


Читатель догадался: эти итоги, сформулированные в простых и искренних словах, подведены женой Николая Николаевича, Галиной Александровной. Было это в 1996-м, в год семидесятилетия мужа, которое праздновали его родные, сослуживцы, общественные, политические деятели и поклонники в театре им. Янки Купалы (строки эти опубликованы в книге “Три я”, написанной журналистом Леонидом Екелем вместе с Галиной Орловой).


Думаю, что нам, зрителям, оставлен документ в эпистолярном жанре, аккумулирующий если не все в биографии Николая Еременко, то немалое. В этом документе — скромность и правда.


P.S. Я не отважилась бы писать эти маленькие главки к 80-летию актера, поскольку, как уже упоминала выше, слабо знаю его театральные роли. Но вот уже сорок лет ощущаю журналистский должок. В 1964 году я написала рецензию на фильм “Люди и звери”, в котором Николай Еременко-Павлов буквально взорвал меня — и в эмоциональном плане, и как человека, раздумывающего о своем времени. Тот материал главный редактор “Лiтаратуры i мастацтва” снял уже с полосы — оказалось, что тему бывших советских военнопленных лучше не трогать. В середине 1970-х мы с тележурналисткой Ириной Заяц сделали на Белорусском ТВ передачу о Николае Еременко-старшем (в ней участвовал и Ерменко-младший, за интервью с которым поехали в Москву, на киностудию им. Горького — как раз он снимался в роли Жюльена Сореля в фильме “Красное и черное”).


И все равно неисполненное оставалось в каком-то из уголков души. Так что, пусть и с запозданием, отдаю маленький долг Актеру, за киноролями которого следила. Радовалась, когда он встречался с хорошим режиссером, раскрывавшим глубинные возможности такого неординарного, пытливого артиста.


Ну, а жизнелюбивая фраза “Бензин кончился, летим на самолюбии” — одно из любимых изречений юбиляра, заимствованное у летчика-аса Валерия Чкалова. Она сродни каверинскому девизу, по которому жили все сверстники его поколения: бороться и искать, найти и не сдаваться.

 
Источник.

 

Фильмография:

 

1960Впереди крутой поворот

1961Первые испытания

1962Люди и звери

1964Москва-Генуя

1965Дни лётные

1965Музыканты одного полка

1965Погоня

1967Запомним этот день

1968Десятая доля пути

1968Иван Макарович

1968Освобождение

1968Желаю удачи

1968Рядом с вами

1970Крушении империи

1970Море в огне

1970Счастливый человек

1970Прорабский участок

1970Большие перегоны

1971Мировой парень

1971Человек в проходном дворе

1972Илга-Иволга

1972Карпухин

1972Руины стреляют

1973-1983Вечный зовСубботин

1974Трудные этажи

1974Пламя

1974Соколово

1976Легко быть добрым

1977Солдаты свободы

1977Атланты и кариатиды

1978Молодость с нами

1978Дебют

1978Расписание на послезавтра

1979Вкус хлеба

1979Старые долги

1980Петровка, 38

1981Амнистия

1983Незнакомая песня

1983Обретёшь в бою

1987Отступник

1991Невозвращенец

1994Притча про светлицу («Притча»)

1995Сын за отца…

1995Зал ожидания


 

 Еременко 2

 

Авторы памятника на могиле - скульптор Геннадий Буралкин и архитектор Евгений Ковалевский.


 

20 июня 1923 года - 1 июля 2000 года

Tags: актеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments