Allora (liell) wrote in chtoby_pomnili,
Allora
liell
chtoby_pomnili

Category:

Дворжецкий Евгений Вацлавович

(12 июля 1960 – 1 декабря 1999)

...Как писали потом в прессе, он перепутал педали газа и тормоза на своей машине. Хотя теперь никто доподлинно не узнает, как все случилось на самом деле. Евгений, как и его старший брат Владислав, погиб в 39 лет.

Каким он был актером? Пластичным, органичным, синтетическим... Евгений был "живым", настоящим. И необыкновенно разным, каковым и подобает быть большому артисту. Навсегда в памяти его гаер-шут из "Короля Лира" на Малой Бронной. Или "Чайка" в "Школе современной пьесы": он был, пожалуй, лучшим Медведенко из всех "летающих" по Москве "Чаек". Или трагическая "Береника" на лестнице Детского театра с любимой Ниной... Перечислять можно долго и с наслаждением. Казалось, что все ему дается легко: что называется - артист от Бога. Он только-только встал на ноги, окреп, стал популярным, желанным и в кино, и на ТВ, и во многих театрах. Но выбирал, не хотел стать всеядным, мелькающим на экране "сериальным" актером. И теперь остается только домысливать, мечтать, что он еще смог бы сыграть. Какой бы это был Гамлет! Или Чацкий. Или Хлестаков. Или, или - до бесконечности... Но несмотря на популярность, тщеславия, самомнения, "понтов" за ним не водилось никогда. Он был вечным "пахарем". Быть всегда "в полной боевой" - это он называл профессионализмом. Говорил, что надо каждый день вкалывать, крутить педали. Ощущал дискомфорт, когда случайно выпадало свободное утро. До последних дней ему огромную радость доставляло участие в "непрестижных" детских спектаклях для самых маленьких. Он сам был в чем-то ребенком, поэтому дети его очень чувствовали и принимали. Говорил, что всегда будет играть в сказках. И сидел в общей гримерной... Коллеги-ровесники до сих пор называют его Дворжиком.

Это - отсюда: http://www.rg.ru/2005/07/14/dvorzhecky.html

А сейчас немного от меня. Ну, или много. Я когда-то уже писала о Жене в своем дневнике, хочу просто повторить. Это не только о самом Жене, это о том театре... Которым он для меня был.


Сидела на сайте РАМТ, плакала. Из тех, кого я знала и помнила, так многих нет! Невозможно представить другого Тома Сойера... Хотя, конечно, Шувалов уже далеко не мальчик, ему под сорок. А великолепный в своей противности Сид - Юзовский? Ушла Аксюта. Нет Степченковой, хотя, кроме Кати в "Жаворонке" я ее нигде не помню толком. Нифонтов ушел в Папы для Супертещи, Ушмайкина превратилась-таки в Веселкину и играет Бекки вместо Антоновой... Нет Кузнецова, Пресниковой - а как она пела, боже мой!
Из знакомого в репертуаре остался только тот самый "Том Сойер" без моего Тома и без моего индейца Джо.
Помнится, это был первый раз, когда я дарила актеру цветы на сцене. Это было смешно - две одинаковые очкастые девочки со стрижками каре, одна блондинка, другая шатенка, взявшись за руки, дарят индейцу Джо два букета, не расцепляя рук, хором говорят "Спасибо", удостаиваются усталого и довольно далекого взгляда и ответного "спасибо вам!" и быстро ретируются со сцены.
Это мы с Ирочкой впервые пришли с цветами для Евгения Дворжецкого...
Потом я еще дарила ему цветы на "Жаворонке", "Сне с продолжением", "Жаворонке", "Ловушке", Жаворонке"... и только однажды на "Жаворонке" я изменила себе и ему, и подарила цветы Степченковой - блин, я не помню, как ее звали, кажется, Людмила. Она тогда была беременна, они с Борисом Шуваловым ждали пополнения семейства, - но отыграла один из лучших спектаклей на моей памяти... Нельзя было ее обойти тогда с цветами.
А однажды я притащила в театр отца с фотоаппаратом, и он что-то даже снимал. К сожалению, потерялись негативы, почти все, а фотки наполовину растащили девчонки. Они наверняка уже все повыкидывали, а ведь это были лучшие кадры... А в финале я пошла на сцену с цветами, а отец с видом собственного корреспондента программы "Время" полез за мной с фотоаппаратом. Увы, Дворжецкий так быстро двигался, а в зале было темновато (со вспышкой снимать было нельзя) и фотки вышли не очень качественные. Но это было, было, было! И сейчас десяток этих кадров и сорок пять минут записи на аудио кассете - это все, что осталось у меня от спектакля всех времен и народов. "Между небом и землей жаворонок вьется"...
Я читала эту пьесу, хотя умудрилась потерять и ее. Это обалдеть можно - полгода выписывать журнал "Театр" ради щекочихинской пьесы, а потом пустить ее по рукам и утерять в пространстве. Пять оставшихся номеров так и валяются в кладовке. Я была поразительно идиотична в юности...
Так вот, пьеса - полная фигня, на самом деле. Я удивлена, как из такого в ЦДТ (для меня РАМТ, все-таки, навсегда останется Центральным Детским, хоть расстреляйте) умудрились сделать такое завораживающее действо.
Эти декорации - вернее, почти полное их отсутствие, эти раскачивающиеся лампы, этот дым, эта музыка, черт побери! Да, музыка! Будете смеяться, но именно "Жаворонок" познакомил меня по-настоящему с Битлами. Ребята сами играли и пели на сцене, и я до сих пор слушаю их пение с удовольствием, даже уже полностью утонув в оригинале.
Когда Нифонтов с Веселкиным пели "Girl", пол зала непременно всхлипывало. А когда в конце первого акта Терехов/Дворжецкий улетал в наркотические дали под "Zoolook", я улетала вместе с ним //"Там чайки летают, а не ездят!" (с)// - удивляюсь, как у кресел в зале оставались целы подлокотники. А в начале второго акта мне хотелось убить всех зрителей, потому что Веселкин с Шуваловым начинали тихо петь "Hey, Jude" под акустические гитары, сидя в левом углу сцены, на краю, когда свет еще даже не начинал гаснуть, и первые два куплета были не слышны - если только ты не сидел на 25-26 месте первых двух рядов. А я сидела обычно там, всеми правдами и неправдами, потому что оттуда удобнее было выходить с цветами, и потому что именно тут, в левой части сцены, в основном, вел все свои монологи Дворжецкий.
А во время "Ловушки № 46" того же Щекочихина (по которой потом был снят "Меня зовут Арлекино") надо было сидеть справа, совсем справа, но рядом с проходом между креслами. Потому что актеры ходили по залу, и Женя/Интер стоял прямо перед теми местами, где обычно сидели мы с Ирой. Думаю, он уже узнавал нас в лицо.
А вот в "Крестики-нолики" Веселкин играл лучше него. Это был идеальный Холодильник. //"Приличные люди белье не стирают! Они его выбрасывают и покупают новое!" (с)// Зато Дворжецкий лучше пел про конфетки-бараночки в роли того же Холодильника. Они вообще всегда шли рядом, конкурировали, что ли. Среди девчонок ходило нечто типа байки, что все, кто приходит в театр, заболевают сначала Дворжецким, а потом переключаются на Веселкина. Ну да, на Веселкина я тоже переключилась - после "Кабанчика", потому что он так играл этого мальчика, что в конце лично я рыдала просто взахлеб. Но ненадолго - именно на время "Кабанчика". А вообще Женя был для меня всем этим театром. И когда он ушел, ушло все.
У меня было время, когда я перестала ходить в театр вообще - в 1995 году, когда родился сын. Потом пару раз я выбиралась, но в декабре 1999-го все это закончилось на Каширском шоссе.
На первой странице моего не самого художественного альбома о ЦДТ - фотография из "Театрально-концертной Москвы", сцена из "Ловушки" - Веселкин, Дворжецкий, Шувалов. Вот когда эти трое были вместе - это был ЦДТ. Для меня. Сейчас это уже все не то. Один Алексей их всех вместе не заменит.

ЗЫ "Беренику" я живьем так и не увидела. Прособиралась... Зато это единственный спектакль, который есть у меня в видеозаписи. Многе бы отдала за запись - хоть кусками, любого качества - "Жаворонка". Эх... А еще у меня сейчас есть автограф Веселкина. А у Дворжецкого автограф я так и не взяла. Не решилась...

Более интересная и полная информация об этом замечательном человеке - на его официальном сайте

 

Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…