Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ЛИЕПА Марис Рудольф Эдуардович


Лиепа Лиепа 27


Награжден золотой медалью на I Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве (1957)

Награжден медалью имени К. С. Станиславского за актёрское мастерство в роли Спартака (1962)

Заслуженный артист РСФСР (1964)

Народный артист Латвийской ССР (1968)

Народный артист РСФСР (1969)

Лауреат Ленинской премии за партию Красса (1970).

«Лучший танцовщик мира» (1970)

 
Лиепа Лиепа 20

 


Бывают в искусстве особые, "звездные" люди, наделенные, помимо таланта, трудолюбия, обаяния и творческой силы, еще и каким-то светом, полетностью. Первые кадры нового документального фильма "Свет его звезды" (киностудия "Отечество") о Марисе Лиепе: он - в полете, в прыжках, долгих, словно затяжных, через все пространство сцены. Как распрямившаяся пружина. Чуть позднее мы услышим в фильме: в день спектакля, с утра, он сжимался, как пружина, и важно было это состояние не потерять, пружина срабатывала тогда, когда поднимался занавес.

 

 

Тринадцатилетний серьезный рижский мальчик: первое участие в конкурсе в Москве. Первое па-де-де из "Щелкунчика". Первый успех. Только с этого момента он решил, что балет - его судьба (раньше мог и удрать с класса на футбол и даже был однажды наказан за это поркой). "Балет не может быть карьерой, балет может быть только судьбой".

 

"Он был такой маленький, щупленький". А на его могиле всего два слова: "Выдающийся танцовщик". Одержимый?

 

Он был азартен, страстен в любом проявлении. Лиепа с детьми на "чертовом колесе" - в бурном восторге, как и они, Лиепа сажает дерево, и тоже со страстью, с любовью. Лиепа бежит вприпрыжку на занятия к ученикам, легкий, неотличимый от них, юных, в толпе. И учит он тоже легко и страстно, падая на колени, зажигаясь сам и хваля, хваля безудержно, потому что знает: балет - это гигантский труд. Балет - это боль (однажды, сажая маленькую дочку Илзе на шпагат, он увидел в ее глазах боль и запомнил это не только по себе).

 

Он прожил жизнь, как факел или звезда - вспыхнул и погас. Он не смог бы, наверное, доживать, угасать. Он умел и хотел только - жить. "Я чувствую себя как автогонщик, все лечу и лечу и не могу остановиться". "Когда я уйду из Большого - я умру". Большой был его единственным театром. Он был максималистом, романтиком. И балет был его единственной судьбой.

Лиепа Лиепа 18

 

 

Марис Рудольф Эдуардович Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге.

 

«В семье Эдуарда и Лилии Лиепы я был вторым ребёнком», — напишет он много лет спустя в книге «Вчера и сегодня в балете». Отец в молодости пел в Либавском хоре, потеряв голос, работал мастером сцены в Рижском театре оперы и балета. В доме бывал директор театра Рудольф Берзинь; он предложил Марису петь в хоре мальчиков в постановке оперы «Кармен»; так состоялся сценический дебют. Однако, по совету ещё одного друга отца Болеслава Милевича, Мариса отдали в хореографическое училище на улице Смилшу, где бывший танцовщик Милевич состоял завучем. И хотя мать мечтала, что сын станет преуспевающим врачом, отец настоял на своём, желая, чтобы хилый мальчик окреп и развился физически.

 

В училище педагогом Лиепы стал Валентин Блинов, в прошлом характерный танцовщик. Лиепе тоже прочили карьеру характерного танцовщика.

 

В 13 лет Марис уже танцевал не только роли в детских балетах, но и выступал во взрослых партиях, исполняя краковяк и мазурку в «Бахчисарайском фонтане», сегидилью в «Дон Кихоте», китайского кули в «Красном маке», половецкого мальчика в опере «Князь Игорь», страшилище в «Аленьком цветочке». А в «Ромео и Джульетте» Марис исполнил роли Шута, друга Тибальда, слугу Монтекки и юношу из толпы. Всего таких ролей в биографии актёра было около сотни. Наряду с работой Лиепа занимался спортивной гимнастикой и плаванием, завоевав титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции и радикулит.

 

Весной 1950 года несколько учеников и в их числе Марис Лиепа были направлены на Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве. Вместе с Галиной Ждановой и Интой Карулис он танцевал па-де-труа из «Щелкунчика» и «Мазурку» в постановке своего учителя Блинова. Рижское училище заняло на смотре первое место вместе с училищами Москвы, Ленинграда и Алма-Аты.

 

На соревнованиях по плаванию он и был замечен отдыхавшими на Рижском взморье балетными педагогами из Москвы Е. Сергиевской и Н. Тарасовым. Эти педагоги способствовали переводу перспективного ученика Рижского училища в Московское хореографическое училище. Перевод состоялся в 1953 года, и два последних года Лиепа учился в МХУ в классе Николая Тарасова, ученика Н. Легата.

 

Театр не дал ему стипендии, и родители продали дачу на Взморье, чтобы сын мог учиться. И за два года учёбы Марис Лиепа не пропустил ни одного урока, аккуратно приходя за 10 минут до начала.

 

Также как и в Риге, в Московском училище в Лиепе первоначально видели характерного танцовщика, но через год он исполнил партию Принца в спектакле МХУ "Щелкунчик", а к выпускному концерту подготовил классические номера - па-де-де из балета "Дон Кихот" и партию Солора в акте "Тени" из "Баядерки". Это решило его дальнейшую судьбу – после выпуска из училища Марис Лиепа становится классическим танцовщиком.

 

В 1955 году Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МХУ в Ригу.    По возвращении  Лиепа получил партию Зигфрида в "Лебедином озере", возобновленном в канонической редакции Иванова-Петипа. Это была последняя партия, исполненная Лиепой в составе Латвийского государственного театра оперы и балета: летом 1956 года Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы – Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение. Первой партией в театре стал Зигфрид в новаторской для того времени редакции "Лебединого озера" В. Бурмейстера.

Лиепа Лиепа 17

 

Сезон 1956-57 годов для танцовщика стал самым продуктивным из четырёх сезонов в Музыкальном театре - Лиепа станцевал ещё три новых партии: Феба в "Эсмеральде", Конрада в "Корсаре" и Лионеля в "Жанне д'Арк" В. Бурмейстера.

 

В 1958 году артист подготовил партии Чабана в "Лесной фее" А. Чичинадзе и Синдбада в "Шехерезаде" В.Бурмейстера.

 

Последней работой Лиепы в театре Станиславского стал Поэт в "Штраусиане" В. Бурмейстера в 1959 году. Летом 1960 года Мариса Лиепу пригласили участвовать в гастрольной поездке Большого театра в Польшу. На гастролях он станцевал партии в балетах "Тропою грома" К. Сергеева, "Дон Кихот" и в сцене "Вальпургиева ночь" из "Фауста" в хореографии Л. Лавровского.

 

После гастролей в Польше в 1960 году Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны.

 

В начале сезона 1960-61 годов в партии Базиля в "Дон Кихоте" состоялся его официальный дебют на сцене Большого театра. В этом сезоне Лиепа также станцевал Вакха в "Вальпургиевой ночи" и Ленни, чернокожего юношу.

 

В 1961 году Лиепа подготовил и новые партии в классическом и современном репертуаре. Первой из этих партий стал Зигфрид в "Лебедином озере" в знакомой ему по гастролям с Плисецкой редакции Горского – Мессерера, а второй - Альберт в "Жизели". Эта роль стала этапной в его артистической карьере, именно за неё Лиепа впоследствии получил в Париже премию имени Вацлава Нижинского. В этом же году Леонидом Лавровским впервые "на Лиепу" был поставлен балет - "Ночной город" на музыку Белы Бартока "Чудесный мандарин", в которой Марис станцевал партию Юноши.

Лиепа Лиепа 26

 

1962 год был посвящён Лиепой ролям в советских балетах. Это Георгий в "Страницах жизни" (постановка Л. Лавровского), Армен в "Гаянэ" (постановка В. Вайнонена) и Спартак в оригинальной по пластическому языку версии "Спартака" А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона. За роль Спартака артист был удостоен памятной медали имени К. С. Станиславского. До сих пор Лиепа остался единственным обладателем этой награды среди артистов балета. Кроме современных партий в том же году Лиепа станцевал и классическую партию Юноши в "Шопениане". В том же году у Лиепы и его первой жены, артистки Московского театра драмы имени А.С. Пушкина Маргариты Жигуновой, родился сын Андрис, а в 1963 году – дочь Илзе. Позднее второй женой Лиепы стала балерина Большого театра Нина Семизорова.

Лиепа Лиепа 29

 

1963 год стал в творческой биографии Лиепы годом "благородных" героев: Принц в "Золушке" (постановка Р. Захарова), принц Дезире в "Спящей красавице" (постановка Л. Лавровского по М. Петипа и А. Горскому) и Жан де Бриен в "Раймонде" (постановка Ю. Григоровича по М. Петипа). В этом же году Лиепа создал одну из своих лучших ролей - Ромео в версии Л. Лавровского "Ромео и Джульетта".

 

1963 год стал для Лиепы началом педагогической деятельности (танцовщику исполнилось 27 лет) – он взял мужской класс в Московском хореографическом училище.   С середины 60-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера – Ю.Н. Григоровича.

Лиепа Лиепа 23

 

В 1965 году Григорович перенёс из Кировского в Большой театр свою знаменитую постановку "Легенды о любви". В этом спектакле Лиепа создал одну из своих лучших ролей в советском репертуаре – Ферхада.

 

В сезоне 1964-65 годов в репертуар Большого театра вошёл экспериментальный балет-пантомима И. Стравинского "Сказка о солдате и чёрте" (постановка эстонского балетмейстера Энн Суве), в котором сочетались танец, пантомима, пение и слово. Начав репетировать роль Солдата, Лиепа по ходу репетиций "переключился" на многоликий образ Чёрта и "сделал" его центральным персонажем балета.

 

В течение шести лет артист занимается восстановлением легендарного фокинского балета "Виденье розы", премьера которого состоялась в 1966 году на Кубе, а в Большом театре спектакль включён в репертуар с 1967 году.

 

"Звёздным" стал в биографии Лиепы стал 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета "Спартак", в котором роль римского полководца Красса была поставлена Ю. Григоровичем специально для Лиепы. В 1970 году за роль Красса Лиепе была присуждена высшая государственная награда СССР в области литературы и искусства.

Лиепа Лиепа 28

 

В 1969 году Лиепа снялся в роли Гамлета в одноименном телебалете "Гамлет" на музыку Шостаковича.

 

В 1970 году артист станцевал в новой версии "Лебединого озера" Ю. Григоровича. Конец 60-х – начало 70-х годов – период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, в том числе в ведущих балетных странах - во Франции, Англии и США. На этих гастролях Марис Лиепа получает мировое признание. В 1971 году Лиепа был признан Парижской академией танца лучшим танцовщиком года и награждён премией Вацлава Нижинского. В этом же году Лиепа снялся в главной мужской роли - Анри в телебалете "Имя твоё" на музыку Ф. Пуленка (хореография А. Лапаури и О. Тарасовой).

Лиепа Лиепа 25

 

В начале 70-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий. После Зигфрида в "Лебедином озере" больше ни одной новой роли в балетах Григоровича Лиепа не получил. Он репетировал, но не получил возможности станцевать Курбского в "Иване Грозном", не был занят и в новой версии "Раймонды". Новые роли на сцене театра после 1970 года Лиепа получает только в балетах других балетмейстеров, а "лицо" Большого театра по-прежнему определяют постановки Григоровича.

 

В 1972 году Марис Лиепа станцевал Вронского в премьере "Анны Карениной" на музыку Р. Щедрина (постановка Н. Рыженко и В. Голованова совместно с М.Плисецкой), в 1974 году - Каренина в этой же постановке. Появление Лиепы в этом же году в роли принца Дезире в новой редакции "Спящей красавицы" Григоровича стало эпизодическим.

 

В 1976 году Марис Лиепа снялся в экранизации балета Большого театра "Спартак" в роли Красса. В этом же году Лиепа был удостоен почетного звания народного артиста СССР.

Лиепа Лиепа 19

 

В 1977 году Лиепа станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре - принца Лимона в детском балете "Чиполлино" К. Хачатуряна (постановка Г. Майорова).

 

На гастролях в Исландии Лиепа появился в партии Клавдио в балете "Любовью за любовь" (постановка В. Боккадоро), а в Дании – в роли Гирея в "Бахчисарайском фонтане". Однако в Москве на сцене Большого эти роли показать не удалось. В этом же году Лиепа вместе с Е. Максимовой снялся в популярном телебалете "Галатея" (хореография Д. Брянцева) в роли профессора Хиггинса. За вклад артиста в мировое балетное искусство Парижская академия танца присудила Лиепе приз имени Мариуса Петипа.

 

В 1978 году Лиепа станцевал солиста в бессюжетном балете В. Васильева "Эти чарующие звуки", а в 1979 году на гастролях в Австралии - лесничего Ганса в "Жизели", однако зрители его Ганса на сцене Большого театра так и не увидели. Низкая занятость в текущем репертуаре Большого театра привела Лиепу к необходимости поиска нового репертуара вне театра. В 1977-79 годах Лиепа подготовил и провёл свои творческие вечера в Центральном концертном зале "Россия", где исполнил роль Хозе в "Кармен-Сюите" А. Лемберга и впервые в СССР - па-де-де из балета "Сильвия" в постановке Ф. Аштона.

 

После опубликованной в 1979 г. в газете "Правда" статьи Лиепы с критикой методов руководства театром Ю. Григоровичем, около двух лет Лиепе не давали танцевать на сцене Большого театра.

 

В период незанятости в Большом театре Лиепа активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана: в 1981 году он станцевал Рогожина в "Идиоте" Бориса Эйфмана и солиста в его же "Автографах" вместе с Аллой Осипенко. В этом же году провёл творческий вечер в Большом концертном зале в Олимпийской деревне, завершил учебу на балетмейстерском отделении ГИТИСа, поставил балет "Дон Кихот" и несколько балетных миниатюр в Днепропетровском театре оперы и балета. Только через два года "безработицы" в театре по личному приказу Министра культуры СССР П.Н. Демичева 28 марта 1982 года состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Но триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра. Последний триумф завершается решением художественного совета о профнепригодности танцора. Коллеги не желают или не могут противостоять Григоровичу.  После "бенефиса" его вынудили уйти на пенсию - артисту было 45 лет.

 

Уход из Большого театра не стал концом балетной и артистической карьеры Мариса. И в период работы в Большом театре, и после ухода он вёл обширную творческую деятельность за пределами театра. С 1963 по 1980 год Лиепа преподавал в Московском хореографическом училище, выпустил один мужской класс (самым известным танцовщиком этого выпуска стал Борис Акимов), затем вёл класс поддержки. Артист активно сотрудничал с драматическим театром в качестве постановщика сценического движения и танцев, в том числе поставил "пластику" в знаменитом спектакле "Антоний и Клеопатра" Вахтанговского театра. Драматический талант Лиепы был востребован на телевидении и в кино вне балетной сферы.

Лиепа Лиепа 30

 

В 1978 году Марис Лиепа снялся в "синтетическом жанре" - популярном телевизионном цикле "Телебенефис" - в бенефисе Людмилы Гурченко.

 

В 70-80 годах Лиепа активно снимался в драматических ролях в кино - в телефильме "В одном микрорайоне", кинофильмах: "Могила льва", "Детство Бемби" и "Юность Бемби", "Лермонтов", "Четвёртый" (для которого поставил самую выразительную из всех его постановок балетную миниатюру) и других. В 1980 году поставил танцы к художественному фильму "Музыка ко дню рождению".

 

В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги "Я хочу танцевать 100 лет" и "Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа". Сфера его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством - в конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Давида Тухманова.

 

В 1983-85 годах по приглашению Болгарского правительства Марис Лиепа работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской Народной опере, где поставил два балета - "Дон Кихот" и "Спящую красавицу". В "Спящей" Лиепа создал свои последние игровые роли в балете - Короля Флорестана и Фею Карабосс. В 1985 году болгарский балет отпраздновал 30-летие творческой деятельности Мариса Лиепы. В том же году Лиепа вернулся в Москву, но оказался никому не нужен и впал в тяжёлую депрессию. Из неё его не смогла вывести не третья женитьба (на костюмере Евгении Шульц), ни рождение ещё одного ребёнка - дочери Маши.  В те дни он записал в своём дневнике такие строки: "Бесперспективность... Для чего ждать, жить, быть?.. Я сижу днями дома без дела и убиваю себя в надежде на прекрасную, лёгкую смерть во сне. Это единственное, о чём я могу мечтать теперь".

 

Осенью 1986 года Марису Лиепе не доверяют вакантный пост балетмейстера в Рижском оперном театре и не позволяют создать в Риге новый театр балета на Тихой улице. Министр культуры Латвии Раймонд Паулс вмешаться не хочет, зато Моссовет принимает решение: создать Театр Мариса Лиепы в столице.

 

В «Советской культуре» 4 марта 1989 года появляется объявление о конкурсе в театр «Балет Мариса Лиепы». Он должен состояться 15 марта. Художественное руководство  должен был осуществлять сам Лиепа, а бывший ведущий характерный артист Большого театра Сергей Радченко должен был стать директором.

 

Но 26 марта 1989 года Марис Лиепа умер от инфаркта. После того, как охранник не впустил его в Большой театр и отобрал пропуск - сердце артиста не выдержало.

 

Укомплектованная труппа Балетного театра Мариса Лиепы была преобразована в "Фестиваль-балет" под руководством Сергея Радченко.

 

Разрешение на то, чтобы гроб с телом Лиепы был установлен в Большом театре, его друзьям пришлось добиваться ценой неимоверных усилий. Большую помощь в этом вопросе оказал председатель СТД Михаил Ульянов, который имел обширные связи среди тогдашних руководителей страны.  В конце концов, такое разрешение было получено. Тысячи людей пришли к Большому театру, чтобы проститься с выдающимся танцором. Их число было столь велико, что панихида грозила продолжиться до глубокой ночи. Поэтому пришлось ограничить доступ прощавшихся, чтобы закончить панихиду.

 

Борис Акимов вспоминает: "Хоронили Мариса Лиепу на Ваганьковском кладбище. Неся гроб с его телом на высоко поднятых руках, мы с трудом протискивались между памятниками, могилами, оградами. И я подумал: "Господи, неужели такой великий танцовщик, слава и гордость Большого театра, не заслужил себе места на кладбище, к которому хотя бы можно нормально подойти?"

Лиепа Лиепа 5

 


Отрывки из дневников
Мариса Лиепы.

 

 

Использованные материалы:

 

Материалы сайта www.proekt-wms.narod.ru

Материалы сайта www.okno.artinfo.ru

Материалы сайта www.marisliepa.narod.ru

Материалы сайта Википедия

 

 

Репертуар Мариса Лиепы:

Лиепа Лиепа 15

 

"Сакта свободы" (А.Скулте), Тотс, 1955
"Лайма" (Е. Тангиева-Берзниек), Никита, 1955
"Раймонда" (М. Петипа), Солист в гран-па, 1955
"Корсар" (М. Петипа), Солист в Пад' экслав, 1956
"Лебединое озеро" (М. Петипа, Л. Иванов), Принц Зигфрид, 1956
"Лебединое озеро" (А. Горский, А. Мессерер), Принц Зигфрид, 1956
"Бахчисарайский фонтан" (Р. Захаров), Вацлав, 1956
"Жанна д' Арк" (В. Бурмейстер), Лионель, 1957
"Корсар" (Н. Гришина), Конрад, 1957
"Лесная фея" (А. Чичинадзе), Чабан,1958
"Шехерезада" (В. Бурмейстер), Синдбад, 1958
"Штраусиана" (В. Бурмейстер), Поэт, 1959
"Дон Кихот" (А. Горский), Базиль, 1960
"Тропой грома" (К. Сергеев), Ленни, 1960
"Вальпургиева ночь" из оперы "Фауст" (Л. Лавровский), Вакх, 1961
"Жизель" (Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа), Граф Альберт, 1961
"Ночной город" (Л. Лавровских), Юноша, 1961
"Лебединое озеро" (А. Горский, А. Мессерер), Принц Зигфрид , 1961
"Гаяне" (В. Вайнонен), Армен, 1962
"Класс-концерт" (А. Мессерер), солист, 1962
"Шопениана" (М. Фокин), Юноша, 1962
"Страницы жизни" (Л. Лавровский), Георгий, 1962
"Спартак" (Л. Якобсон), Спартак А.,1962
"Золушка" (Р. Захаров), Принц , 1963
"Раймонда" (Л. Лавровский по М. Петипа и А. Горскому), Жан де Бриен, 1963
"Спящая красавица" (Ю. Григорович по М. Петипа), Принц Дезире 1963
"Ромео и Джульетта" (Л. Лавровский), Ромео, 1963
"Сказка о солдате и черте" (Э. Суве), Черт, 1964
"Легенда о любви" (Ю. Григорович), Ферхад ,1965
"Видение розы" (М. Фокин), Дух розы, 1967
"Бахчисарайский фонтан" (Р. Захаров), Вацлав, 1967
"Спартак" (Ю. Григорович), Красс, 1968
Телебалет "Гамлет" (В. Камков), Гамлет, 1969
"Лебединое озеро" (Ю. Григорович), Принц Зигфрид , 1970
"Анна Каренина" (Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов, М. Плисецкая), Вронский, 1972
"Спящая красавица" (Ю. Григорович по М. Петипа), Принц Дезире, 1974
Телебалет "Имя твое" (А. Лапаури, О. Тарасова), Анри - на музыку Ф. Пуленка, 1974
"Анна Каренина" (Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов, М. Плисецкая), Каренин, 1976
"Кармен-сюита" (А. Лемберг), Хозе, 1976
"Бахчисарайский фонтан" (Р. Захаров), Хан Гирей, 1976
"Любовью за любовь" (В. Боккадоро), Клавдио, 1976
Фильм-балет "Спартак" (Ю. Григорович), Красс, 1976
Телебалет "Галатея" (Д. Брянцев), Хиггинс, 1977
"Чипполино" (Г. Майоров), Принц Лимон, 1977
"Эти чарующие звуки..." (В. Васильев), Солист, 1978
"Жизель" (Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа), Ганс, 1979
"Идиот" (Б. Эйфман), Рогожин, 1981
"Автографы" (Б. Эйфман), Солист, 1981
"Спящая красавица" (М. Лиепа по М.Петипа), Король Флорестан, Фея Карабос, 1984

 

Лиепа Лиепа 21

 

27 июля 1936 года – 26 марта 1989 года

Tags: балет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments