Anastasia (nasthol) wrote in chtoby_pomnili,
Anastasia
nasthol
chtoby_pomnili

Categories:

Александр Гаврилович Абдулов

(род. 29 мая 1953, Тобольск, СССР — 3 января 2008, Москва, Россия) — советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1986), народный артист России (1991).

154,56 КБ

Биография

Родился в городе Тобольске Тюменской области в театральной семье. Отец его был режиссёром театра в Фергане, а мать работала в театре гримёром. Хотя на театральную сцену Абдулов впервые вышел ещё в пятилетнем возрасте, к актёрской карьере он не стремился — в школе занимался спортом, увлекался музыкой. По настоянию отца он пытался поступать после школы в театральное училище имени Щепкина, но неудачно, поэтому, вернувшись из Москвы, успешно сдал экзамены на факультет физкультуры местного пединститута. Тем не менее, через год Александр Абдулов вновь едет в Москву и поступает в ГИТИС, на курс И. М. Раевского.

В кино актёр дебютировал в 1974 году, ещё студентом он сыграл маленькую роль десантника Козлова в фильме Михаила Пташука «Про Витю, про Машу и морскую пехоту». В 1975 году игру Абдулова в дипломном спектакле отметил главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком») Марк Захаров и пригласил молодого актёра в труппу.

С тех пор имя Александра Абдулова неразрывно связано с театром Захарова. В числе самых известных театральных работ Абдулова — роль в знаменитом «ленкомовском» спектакле «Юнона и Авось». За роль в спектакле «Варвар и еретик» он удостоился «Хрустальной Турандот» и премии фонда Станиславского.

В середине 70-х развитие получила кинокарьера молодого актёра. Однако широкая известность пришла к Александру Абдулову лишь после роли Медведя в телевизионном фильме «Обыкновенное чудо» (1978), поставленном Марком Захаровым по одноимённой пьесе Евгения Шварца. Новым успехом стала мелодрама Павла Арсёнова по пьесе А.Володина «С любимыми не расставайтесь» (1979), в которой Абдулов играл главную мужскую роль — Митя, а главную женскую роль исполнила его тогдашняя жена — Ирина Алфёрова. Незаурядный дар позволяет Александру Абдулову с равным успехом исполнять разноплановые роли, снимаясь в картинах различных жанров и у разных режиссёров.

В числе самых его известных актёрских работ — Никита в «Карнавале» Татьяны Лиозновой, убийца Робер из эксцентричного детектива Аллы Суриковой «Ищите женщину», лирический герой Иван из «Чародеев». Артист широкого творческого диапазона, Александр Абдулов снимался в комедиях («Самая обаятельная и привлекательная», «За прекрасных дам!», «Формула любви»), в драмах («Храни меня, мой талисман!» и «Леди Макбет Мценского уезда» Романа Балаяна, «Над тёмной водой» Дмитрия Месхиева), в криминально-приключенческих («Тайны мадам Вонг») и детективных картинах («Десять негритят» Станислава Говорухина), в историко-костюмных лентах («Гардемарины, вперёд!» Светланы Дружининой).

Особо следует выделить работы Александра Абдулова в фильмах Марка Захарова, которые сразу полюбились зрителю, и в картинах Сергея Соловьёва, ставших заметным событием кино рубежа 80-90-х годов. В 1991 году началось сотрудничество Абдулова с режиссёром Виктором Сергеевым, и их первый фильм, плутовской детектив «Гений», оказался одной из самых интересных картин тех лет и вошёл в число лидеров видеопроката отечественных фильмов; не прошла незамеченной и криминальная мелодрама «Странные мужчины Семёновой Екатерины», где вместе с Александром Абдуловым снялись Наталья Фиссон и Андрей Соколов. Но другой фильм Виктора Сергеева «Шизофрения», для которого Абдулов сам написал сценарий, а консультантом был Александр Коржаков, вышедший на экраны в 1997 году, не стал открытием, как это было с «Гением»…

Довольно часто участвовал в жюри Высшей лиги КВН.

В сентябре 2007 года Александру Абдулову был поставлен диагноз — «четвёртая стадия рака легких»

3 января 2008 года актёра Абдулова Александра Гавриловича не стало.

Иначе я - тряпка

- У МИХАЛКОВА в "Сибирском цирюльнике" огромная массовка. Но, по-моему, вы "Бременскими музыкантами" его рекорд побили.

- Думаю, что в сцене парада задействовано тысяч 20-30 воинов. Это больше дивизии! Как мне помог Гейдар Алиев на съемках! Мы полтора месяца снимали в Азербайджане, и у нас было все, что мы хотели. Нужны были танки - шли танки, бэтээры - шли бэтээры. У меня даже шутка родилась: в тот момент, когда снимался парад у Короля, Армения спокойно могла брать Азербайджан - все его войска были на съемках "Бременских музыкантов".

- Скажите, а бегемот в "Бременских музыкантах" настоящий?

- Конечно. Помог Бакинский зоопарк. Мне привозили ягуаров, удавов, орлов... Была ситуация, когда бегемот должен с охраной пробегать мимо меня. Я смотрю в монитор: Жужа бежит на меня, укрупняется, укрупняется... И тут я поднял голову и вижу, что она уже в трех метрах от меня. На меня перло 2,5 тонны! А бегемоты достаточно быстро бегают. Я схватил телевизор со столиком вместе - и в сторону... В тот же момент по месту, где я стоял, пробежал бегемот...

- В "Бременских музыкантах" есть что-то от фильмов Захарова.

- Я счастлив. Хоть чему-то я должен был у него научиться! Мы уже 25 лет вместе. Но я ни в коем случае не сравниваю мою картину с кино Захарова.

- Что сказал вам Марк Анатольевич насчет вашего дебюта?

- "У меня есть много вопросов, несколько претензий, но было несколько сцен с такой энергетикой, что я просто позавидовал". Ничего плохого не сказал, и это уже хорошо. Потому что он человек честный и скажет все, что думает. Если у актера что-то не получается, он все говорит в глаза. Мы над спектаклем "Варвар" бились так, что у меня доходило до слез, кровь носом шла... Мне мнение Марка Анатольевича было важнее, чем кого-то другого, он мой учитель и отец. Огромное спасибо моим друзьям: Олегу Янковскому, Саше Збруеву, Лазаревым, Адабашьяну, Волковой, Немоляевой... Они согласились сыграть маленькие рольки. Но я считаю, что эти рольки знаковые. И, когда увидел в "Пушкинском", что люди плакали, я понял, что угадал. Отдельно хочется о Михаиле Пуговкине сказать. Это такой профессионал! Он летал на съемках. А в Ялте, где он раньше постоянно жил, еле ходил. 8 лет ему никто из режиссеров не предлагал ролей. Все его давным-давно похоронили. Когда я с ним пришел на кинофестиваль, все шептались: "Как, Пуговкин жив?" Актеров быстро забывают, моментально. Если в советское время еще приходили из профсоюза с сеткой апельсинов, то сейчас уже никто не придет. Но как только у Пуговкина появились "Бременские музыканты", он ночи мог не спать, дай ему работу. Молодые ломались, а он...

"Бабник я, бабник!"

- О ВАС что только не говорят. И бабник вы...

- Ну бабник я, бабник. Слава богу, что не голубой. Сейчас такое время, что, даже если ты ничего о себе не рассказал, за тебя все придумают. Раньше об актерах ходили легенды - о Ливанове, Крючкове, Баталове, Стриженове... А теперь - сплетни. В лучшем случае - кто с кем переспал. О каком воспитании можно говорить, когда по первой программе идет передача "Женские истории" с Борисом Моисеевым? Я же не говорю, что Моисеев плохой артист. Но как можно делать с ним "Женские истории"? Дети посмотрят и начнут спрашивать: а что это такое? Тогда в следующий раз пусть покажут встречу Степаши и Хрюши с педофилом.

- Вы затронули актуальную тему. Сейчас все женщины в один голос жалуются: не хватает мужчин. Почему мужской пол так стремительно "голубеет"?

- Это проблема не только наша, это проблема всего мира. У нас-то гомосексуализм пока еще в меру, а в Америке, во Франции с этим просто катастрофа. Я ни в коем случае не осуждаю сексуальные меньшинства. Но нельзя навязывать это другим посредством телевидения, прессы. Почему об этом надо кричать?

- Вы хотели бы снять компьютерный суперфильм в стиле Стивена Спилберга?

- Хотел бы. Но это, к сожалению, невозможно. Никто мне не даст 200-300 млн. долларов.

Билет в один конец

– На репетициях мы фактически заново сочиняли текст. Если вы сравните текст нашего спектакля и русский перевод романа, то окажется, что это два разных произведения. Потому что, если честно, роман-то устаревший. Сейчас играть про борьбу индейцев за резервации, борьбу за хиппи – невозможно, этого никто не помнит. Поэтому нам приходилось адаптировать текст к сегодняшнему дню, к нашей реальности. Мы хотели добиться – не знаю, получилось ли, – чтобы эта история воспринималась как вселенская, которая может произойти в любое время в любом месте.

– Морфов – это первый приглашенный режиссер, которому удалось сделать качественный спектакль с ленкомовской командой. Почему у него получилось, а у других не складывалось?

– Здесь просто звезды сошлись. Ведь у каждого хорошего режиссера – а Захаров гениальный режиссер – есть свой язык, и ты к нему привыкаешь. Я с Захаровым работаю уже 30 лет, и он только начинает фразу, а я уже знаю, чем он ее закончит. Это безумно интересно и удобно. А когда приходит другой человек с другим языком, надо все время ходить со словарем, надо мучительно понимать, чего он хочет. Это всегда очень сложный переход – с языка на язык. И мне поначалу было сложно настраиваться на Сашу, но он очень мягкий, очень аккуратный. Хирургии не было в том, как он с нами работал. Мы искали, мы мяли, мы пробовали, было тысячу вариантов – актеры не знали, какой текст учить – у нас буквально вплоть до премьеры еще не было текста. Этому спектаклю сейчас нужно немножко пожить. Пока все актеры испытывают страх перед текстом, сюжетом – мы же сыграли премьеру без прогонов. А задумывался этот спектакль как джем-сейшн, когда люди играют не текст, а тему. Ты только задаешь тональность, остальные ее подхватывают. Литературный материал позволяет это сделать. Если мы дойдем до этого состояния, все станет очень интересно.

– В период репетиций вы пересматривали фильм Формана?

– У меня вообще очень интересная история вышла с «Кукушкой». Когда-то давно, лет 25 назад, я посмотрел картину и хотел вообще уходить из профессии, потому что понимал, что мне никогда такую тему сыграть не удастся. Не дадут. Никогда в жизни. И вот через столько лет это пришло на круги своя.

Кстати, я заметил, что тем, кто не видел фильм, спектакль нравится. А те, кто видел, невольно начинают сравнивать. Я им говорю: «Зачем вы сравниваете? Это же разные произведения!» Вообще самое обидное – это когда спрашивают: «Ты Николсона играешь?» При чем здесь это?! Это отдельная история, я совершенно не пытался ничего перенимать из фильма. Мне очень нравится та история, но наша – мне ближе. Врачи-психиатры говорят: «Больны все. Просто есть обследованные и есть необследованные». А у Гротовского есть фраза: «Все великие дела совершаются на пике нездоровья, потому что эталон здоровья – корова». Вообще – что такое болезнь? Относительно чего человек нездоров? Относительно кого? Кто устанавливает эти нормы? Так что пациенты в нашем спектакле – они не больны. Они просто не вписались в эту жизнь. Знаете, что есть в МакМэрфи и чего нет в медсестре Речид? Он абсолютно свободен. Я придумал себе формулу: абсолютно свободный человек – это тот, кто понимает и уважает несвободу другого. Это то, к чему пришел МакМэрфи. А она несвободу других понимает, но не уважает. Потому что, если она начнет ее уважать и, соответственно, менять правила, ее уволят, и ее мир рухнет. Я название придумал для спектакля, которое мне больше нравится, чем «Затмение»: «Билет в один конец». Наша история – про это.

– Кажется, последний спектакль на эту тему в Москве был «Еще Ван Гог...» Валерия Фокина, и Евгений Миронов рассказывал, что, готовясь к роли, он ходил в сумасшедший дом, что ему как актеру важно было не прочитать об этой реальности, об этих людях, но увидеть их...

– Я ходил в сумасшедший дом – еще раньше. И не только в Москве, но и на периферии. Мне все время было интересно понять логику этих людей. Например, я много снимался в лагерях, в тюрьмах. И – интересно: они же все уверены, что сидят ни за что. Они – каждый! – могут оправдаться. Я спросил одного: «За что сидишь?» И он говорит: «Да ни за что! Я вышел из тюрьмы, приехал в свою деревню, сестра накрыла стол, выпиваем, и она говорит, что сосед две недели назад взял приемник и не отдает. Я пошел к нему и сказал, чтобы он отдал, а он меня послал. Я взял топор и зарубил. Ну что – я виноват разве?» Понять вот эту логику – дико интересно для актера. Я эти истории, подобные той, которую вам рассказал, эти впечатления, эти ощущения не для конкретной роли собирал, но потому что знал, что когда-то где-то пригодятся. Вот они и пригодились для МакМэрфи. Знакомый психиатр, посмотрев спектакль, сделал медицинское заключение о болезни МакМэрфи. На четырех листах. И когда я дал прочитать это моему близкому человеку, то, прочтя, мне сказали: «А чего читать-то было? Это твой диагноз».

А я все равно буду жить!
Дата публикации: 27.12.2007

Врачи, отчаянно пытающиеся спасти жизнь тяжелобольного артиста, стали свидетелями нервного срыва, который случился у Александра Гавриловича.

54 летний актер не смог сдержать эмоции, когда медики предоставили ему последние результаты анализов.

Измученный раком Абдулов не мог поверить сухим и, разумеется, честным выкладкам врачей и сорвался на них – людях, которые делают все возможное, чтобы болезнь отступила...
Лечение

Бригада врачей два-три раза в день специально приезжает на дом к с трудом передвигающемуся актеру. Александру Гавриловичу вводят внутривенно сильнейшие препараты, чтобы снять невыносимую боль. На этот же раз медики привезли звездному пациенту неутешительные результаты анализов.

– Этого не может быть! – сорвался на крик Абдулов, как только ознакомился с документами. – Я найду других докторов!

Уважая больного артиста и искренне ему сочувствуя, медики не стали вступать в перепалку, понимая, что у каждого могут сдать нервы, окажись он в подобной ситуации.

– Сигарета – вот имя того палача, который занес свой топор над головой Александра Гавриловича, – уверен наш источник в больнице, к которой прикреплен Абдулов. – Органы дыхания актера находятся, скажем так, в плачевном состоянии. Разумеется, не все еще безнадежно. Медицина знает случаи, когда пациент мог полгода, а то и больше, прожить, допустим, с одним легким. Все очень индивидуально. Будем надеяться, что все вместе мы победим болезнь!

К слову, врачи смогли довольно быстро успокоить разнервничавшегося больного и даже укрепить его в надежде на лучшее.

– Дело в том, что у Абдулова очень хорошо работают почки, – продолжает наш источник в больнице. – Это очень важно! Мы стараемся всячески их поддерживать в рабочем состоянии, вводя особые растворы и глюкозу. Очищение, безусловно, идет на пользу артисту.
Надежда

Когда медики покидали дом Абдулова, Александр Гаврилович уже был вполне спокоен и поблагодарил врачей за их заботу.

– Знаете, а я все равно буду жить! – улыбнулся знакомой миллионам кинозрителей улыбкой Абдулов, и в тот же миг на глазах медсестры предательски проступила слеза.

– Мне в Израиле врачи обещали, что со мной ничего плохого не случится...

Сразу после Нового года актер должен вновь лечь в одну из элитных клиник Москвы, чтобы продолжить борьбу за свою жизнь.

Творчество

Актёр театра

* «Всё проходит»
* «Юнона и Авось»
* «Варвар и еретик»
* «В списках не значился» Б. Васильева — лейтенант Плужников (премия «Театральная весна»)
* «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» Пабло Неруды — Хоакин
* «„Юнона“ и „Авось“» А. Вознесенского и А. Рыбникова — Фернандо Лопес, Человектеатра
* «Жестокие игры» А. Арбузова — Никита
* «Школа для эмигрантов» Д. Липскерова — Трубецкой
* «Поминальная молитва» Г. Горина — Менахем Мендель
* «Диктатура совести» М. Шатрова — Верховенский
* «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского — Сиплый

Режиссёрские работы в кино

1. 2000 — Бременские музыканты

Актёрские работы в кино
Кадр из фильма Чародеи. В роли Иванушки Александр Абдулов
Кадр из фильма Чародеи. В роли Иванушки Александр Абдулов

1. 1969 — Два гусара
2. 1974 — Про Витю, про Машу и морскую пехоту
3. 1974 — Москва, любовь моя
4. 1975 — Пропавшая экспедиция
5. 1976 — 72 градуса ниже нуля — Лёнька Савостиков
6. 1976 — Двенадцать стульев — инженер Щукин
7. 1976 — Золотая речка
8. 1977 — Аленький цветочек
9. 1977 — Побег из тюрьмы
10. 1978 — Капитанская дочка
11. 1978 — Всё решает мгновенье — первый тренер
12. 1978 — Двое в новом доме
13. 1978 — Красавец-мужчина
14. 1978 — Обыкновенное чудо — Медведь
15. 1979 — Место встречи изменить нельзя — водитель, член банды «Чёрная кошка»
16. 1979 — С любимыми не расставайтесь
17. 1979 — Тот самый Мюнхгаузен — Рампкопф
18. 1980 — Сицилианская защита
19. 1981 — Карнавал — Никита
20. 1981 — Женщина в белом — Уолтер Хартрайт
21. 1981 — Факты минувшего дня
22. 1982 — Ищите женщину — Робер де Шаранс
23. 1982 — Предчувствие любви
24. 1982 — Суббота и воскресенье
25. 1982 — Чародеи — Иван Пухов
26. 1983 — Дом, который построил Свифт — Доктор Симпсон
27. 1983 — Рецепт её молодости
28. 1983 — Юнона и Авось
29. 1983 — Поцелуй — Лобытко
30. 1984 — Формула любви — Жакоб
31. 1984 — Два гусара
32. 1985 — В поисках капитана Гранта
33. 1985 — Самая обаятельная и привлекательная — Володя Смирнов
34. 1985 — Страховой агент
35. 1985 — Тайны мадам Вонг
36. 1986 — Весёлая хроника опасного путешествия
37. 1986 — Сошедшие с небес — Сергей
38. 1986 — Храни меня, мой талисман
39. 1987 — Гардемарины, вперёд! — Лядащев Василий Фёдорович
40. 1987 — Десять негритят
41. 1987 — Филёр
42. 1988 — Убить дракона — Ланцелот
43. 1989 — За прекрасных дам!
44. 1989 — Леди Макбет Мценского уезда
45. 1989 — Руанская дева по имени Пышка
46. 1989 — Чёрная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви — Владимир
47. 1990 — Анекдоты
48. 1990 — Живая мишень
49. 1990 — Сукины дети
50. 1991 — Униженные и оскорблённые
51. 1991 — Гений — Сергей Ненашев
52. 1991 — Дело Сухово-Кобылина
53. 1991 — Дом под звёздным небом
54. 1991 — Осада Венеции
55. 1992 — Официант с золотым подносом — официант
56. 1992 — Странные мужчины Семёновой Екатерины
57. 1992 — Сумасшедшая любовь
58. 1993 — Грех. История страсти
59. 1993 — Золото
60. 1993 — Настя
61. 1993 — Поминальная молитва — Менахем-Мендл
62. 1993 — Тюремный романс
63. 1993 — Я виноват
64. 1993 — Над тёмной водой
65. 1994 — Кофе с лимоном
66. 1994 — Простодушный
67. 1995 — Первая любовь
68. 1995 — Чёрная вуаль — Андрей Яковлевич Рокшин
69. 1997 — Шизофрения
70. 1998 — Женская собственность — Сазонов
71. 2000 — Бременские музыканты — Сказочник
72. 2000 — Тихие омуты
73. 2000 — Рождественская мистерия
74. 2001 — Жёлтый карлик
75. 2001 — Фаталисты
76. 2002 — Следующий (Next) (Сериал) — Лавр
77. 2002 — О’кей!
78. 2002 — О любви
79. 2002 — Ледниковый период (Сериал)
80. 2002 — Next 2 (Сериал) — Лавр
81. 2003 — А поутру они проснулись
82. 2003 — Тартарен из Тараскона
83. 2004 — Дура
84. 2004 — Next 3 (Сериал) — Лавр
85. 2004 — Я тебя люблю (Сериал) — Александр
86. 2005 — Мастер и Маргарита — Коровьев
87. 2005 — Адъютанты любви
88. 2007 — Анна Каренина — Стива Облонский
89. 2007 — Ленинград — Чигасов
90. 2007 — Капкан (телесериал) — Михаил Волобуев
91. 2007 — Артистка

Wikipedia.org

Peoples.ru
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →