?

Log in

No account? Create an account
Владимир Семёнович Высоцкий, 25 января 1938 — 25 июля 1980 “И У… - Чтобы помнили — ЖЖ [entries|archive|friends|userinfo]
Посвящается тем, кого с нами нет.

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[янв. 25, 2008|10:38 am]
Посвящается тем, кого с нами нет.

chtoby_pomnili

[annakora]
Владимир Семёнович Высоцкий, 25 января 1938 — 25 июля 1980

“И У ДРУГИХ УЛЫБКА, НО ТАКАЯ, ДА НЕ ТА...”

(моя статья 10-летней давности, и сегодня не откажусь ни от единого слова).

Владимиру Высоцкому 60 лет. Это странное сочетание: одно с другим не вяжется. Невозможно представить себе Высоцкого пожилым, солидным, убеленным сединой. Невозможно, потому что он таким не был. Таким же странным и нереальным кажется и то, что без Высоцкого мы прожили уже 17 лет.

За эти почти два десятка лет сказаны горы и горы слов. Исследовано и описано каждое мгновение жизни поэта. Написаны тонны воспоминаний. “Прокукарекать” свое слово успели все, кто хоть как-то, хоть раз в жизни видел Высоцкого вблизи. Установлен памятник. Вывешена мемориальная доска. Создан музей. За эти годы была выговорена, выкричана, выплеснута вся малозначимая, пустая мишура, так или иначе всегда сопровождающая крупную, неординарную личность.

Что осталось? Остался поэт — поэт, о котором мы ничего не знаем, хотя знаем о нем все.

Послевоенный подросток, глотающий книги. Школьник, на равных принятый во взрослую компанию. Юноша, влюбленный в театр и поэзию, но по настоянию родных поступивший в технический вуз. К счастью, эта ошибка была вскоре исправлена.

Никто теперь не помнит, когда появилась первая песня, когда вторая... Но то, что эти песни, стилизованные под дворовый фольклор, были сильнее, крупнее жанра и уже тогда выдавали неординарного поэта — это признают все. Написанные для друзей и спетые друзьям песни почти сразу же вышли за этот узкий круг и пошли “в народ” — на необъятные просторы страны, носившей тогда имя СССР.

С ролями в театре и кино гораздо проще: все они учтены и упорядочены. Надо сказать, что и было-то их не так уж много. Может быть, Высоцкий писал не песни — писал себе роли, которых не сыграл как актер?

В 1964 году, сменив несколько театров, Высоцкий пришел в театр на Таганке — знаменитый театр, переживавший в те годы неслыханную ни до, ни после популярность. Переиграл много небольших ролей. Через два года получил первые две большие, стоящие роли: главную роль в пьесе Бертольда Брехта “Жизнь Галилея” и роль Хлопуши в “Пугачеве” по Сергею Есенину. Об артисте заговорили, московские театралы ломились в театр уже “на Высоцкого”. Гамлета Высоцкий начал играть в 1971 году и играл до самой смерти. Через пять лет добавился Лопахин в “Вишневом саде”, еще через четыре — Свидригайлов, последняя театральная роль.

В кино Высоцкий впервые снялся в 59 году в фильме “Сверстницы” — сыграл какого-то студента Петю. Потом этих студентов, солдатиков, работяг, веселых парней было довольно много — вплоть до 67 года, когда Высоцкий снялся в двух значительных ролях: в фильмах “Вертикаль” и “Короткие встречи”. В обоих фильмах звучали его песни. “Коротким встречам” выпала трудная прокатная судьба. Зато “Вертикаль” прошла по экранам, можно сказать, триумфально. Всего (если считать вместе с полуэпизодическими ролями) Высоцкий снялся в 28 фильмах. Среди них — “Интервенция”, “Хозяин тайги”, “Единственная дорога”, “Плохой хороший человек”, “Сказ про то, как царь Петр арапа женил” и, конечно же, “Место встречи изменить нельзя” и “Маленькие трагедии”. Два последних фильма, которые он и увидеть-то целиком не успел.

Если предложенная роль ему нравилась, Высоцкий заводился настолько, что писал к картине песни. Однако доходили до экрана эти песни редко. Доходили до экрана и не все роли. И не только по воле редакторов. Песни “Сколь веревочка не вейся” и “Купола”, написанные к картине “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”, не вошли в нее потому, что режиссер и сценаристы почувствовали: песни эти крупнее, значительней самой картины, они задают высоту, до которой картине не дотянуться. Рассказал об этом не кто-нибудь, а один из соавторов сценария Валерий Фрид — часто ли услышишь из уст человека искусства такое признание?

Существует легенда о том, что роль поручика Брусенцова в фильме “Служили два товарища” сильно сокращена редакторскими ножницами. Об этом в один голос твердят почти все пишущие об актере, но все тот же Валерий Фрид, будучи соавтором сценария и этого фильма, писал, что как ни жаль разрушать этот красивый миф, но из роли выпало всего два эпизода, и не по вине цензуры: одна сцена, по мнению режиссера, тормозила действие, вторая не получилась чисто технически.

Однако в большинстве случаев погубленная песня, несостоявшийся фильм, несыгранная роль — дело рук “компетентных руководителей”. Самым известным примером может служить фильм “Бегство Мастера Мак-Кинли”, из которого вылетели не только специально написанные для него “сквозные баллады”, но и часть ключевых сцен, вследствие чего фильм стал просто непонятен. Сорежиссер фильма Софья Милькина вспоминала, что из просмотрового зала, где демонстрировался “улучшенный” вариант картины, Высоцкий ушел совершенно больным. А единственная полная копия фильма был смыта. Как и все многочисленные кинопробы актера к несыгранным ролям.

“До чего ж вы дошли?
Значит, что — мне уйти?”

Во многих фильмах песни “уничтожались” другим способом: сокращались до одного куплета, превращались в фоновые, звучащие во время интенсивного действия... Таким примерам нет числа. Для фильма “Одиножды один” Высоцкий написал самые настоящие народные песни — обрядовые, да так, что этнографы не могли поверить, что это не подлинный фольклор. Естественно, это не было внезапным “озарением гения” — поэт изучил множество этнографических записей, консультировался со специалистами... Однако в фильме от его работы остались лишь куцые обрывки. Из фильма “Война под крышами” была вырезана вся роль, сыгранная Высоцким. Песни, правда, остались — исполненные “профессиональным певцом”, то есть безлико, никак. С фильмом “Земля Санникова” получилось еще обиднее: загоревшись ролью гусара Крестовского, Высоцкий написал к фильму песни. Да какие! “Капитана в тот день называли на ты”, “Белое безмолвие” и “Кони привередливые”!.. Но на студийном худсовете и пробы-то смотреть не стали, а просто заявили режиссеру: “Этот актер вам не подходит, понятно?” А режиссеру фильма “Морские ворота”, в котором должны были звучать песни Высоцкого в исполнении другого актера, было заявлено еще категоричней: “Никакого Высоцкого никогда не будет на телевидении!”

“Смешно, не правда ли? Ну, вот...”

Его любил народ — и ненавидели “большие люди”. За что? За неординарность, за внутреннюю свободу, за то, что не такой, как все.

“Я скачу, но я скачу иначе...”

Тем, кто родился позже, трудно поверить, что без “раскрутки”, без официальных пластинок, без единого теле- или радиоэфира Владимир Высоцкий был самым популярным человеком в СССР. Своим считали его геологи, нефтяники, летчики, моряки, “бичи” и ветераны войны. Уже общим местом стали свидетельства о том, что многие слушатели, поклонники, обожатели поэта отказывались верить, что сам Высоцкий не ходил на подводной лодке, не рубил уголь, не добывал золото, не перегонял трейлеры, не горел в танке, не участвовал в воздушном бою... Откуда достоверность детали? Да просто Высоцкий был прекрасным, талантливым слушателем. Он умел слушать людей — тех, конечно, кому есть что сказать. Он впитывал их рассказы как губка. И не только рассказы. Образы и строчки рождались иногда из случайной реплики в разговоре, мелькнувшей “картинки” в постоянно работавшем телевизоре — все это оседало в памяти поэта и “выстреливало” потом в нужном месте и в нужное время.

В восприятии творчества Высоцкого существует несколько порочных, не имеющих под собой почвы стереотипов, о которых нельзя не сказать.

Стереотип № 1: стихи Высоцкого — это только песни, они не читаются с листа. Достаточно раскрыть любую книгу стихов Высоцкого — благо за 17 лет их вышло немало — чтобы убедиться, как тонко и бережно поэт работает со словом. Как емки и точны образы:

“Я хорошо усвоил чувство локтя,
Который мне совали под ребро...”,

как головокружительно звучны и сочны созвучия:

“Что ж, Пеле как Пеле,
Объясняю Зине я,
Ест Пеле крем-брюле
Вместе с Жаирзинио...”,

как узнаваемо, несколькими штрихами сделаны портреты социальных типов — и незадачливого “рецидивиста” Сергеева, и авторов “Письма на выставку” и “Письма с выставки”, и обиженного конькобежца на короткие дистанции, и ведущих высокоинтеллектальную беседу у телевизора Зины и Вани! .. Впрочем, какие еще нужны доказательства, если сам Иосиф Бродский принимал Высоцкого как поэта, как равного?

Стереотип № 2: мелодии Высоцкого вспомогательны, неинтересны с музыкальной точки зрения. У Высоцкого был абсолютный слух и начальное музыкальное образование — музыке его учили в Германии, где прошло его детство. Он никогда не упускал возможности совершенствовать свои знания, учился у всех, у кого можно было чему-то научиться. Композитор Юрий Буцко показал ему интонационный ход на септиму вниз — знаменитый прием, которым Высоцкий очень любил пользоваться в песнях:

“Когда провалишься сквозь землю со стыда-а...”

Многому научился Высоцкий у оперного певца Александра Подболотова, у аранжировщиков своих зарубежных пластинок. Марина Влади вспоминает, как эмоционально Высоцкий слушал джаз, как во все глаза смотрел на Лайзу Минелли, на “цыганского барона” Алешу Дмитриевича, как вопил от восторга на концерте группы “Лайк, Эмерсон и Палмер”... Он никогда не считал для себя зазорным учиться. Удивительно ли, что его песни высоко ценил Исаак Шварц, тепло относился к нему Святослав Рихтер?

Стереотип № 3 : интерес к Высоцкому держался за счет запретности. Этот наиболее глупый из всех стереотипов опрокинула сама жизнь. Запретов нет, а Высоцкий есть.
И будет всегда.


40,39 КБ

Добавления из сегодняшнего дня:
Интересная статья В.Лобачёва
А также рекомендую ЖЖ-сообщества: vysotsky, vl_vysocky, wysotsky, v_s_visotsky
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: lus_granny
2008-01-25 08:11 am
Отличная статья! Просто прекрасная! Спасибо!!!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: annakora
2008-01-25 01:58 pm
Спасибо! Рада Вас встретить здесь!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vatulin
2008-01-25 10:27 am

Помню!

С днём рождения Владимир Семёнович!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: alter_dim
2008-01-25 01:56 pm
Замечательно!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: annakora
2008-01-25 01:58 pm
Спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuriyag
2009-07-25 01:25 pm
Спасибо
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: annakora
2009-07-25 02:43 pm
Спасибо, что вспомнили!
(Ответить) (Parent) (Thread)