КАА (kaaleksandr) wrote in chtoby_pomnili,
КАА
kaaleksandr
chtoby_pomnili

Category:

«ГОРЛОМ ИДЕТ ЛЮБОВЬ…»

17 февраля исполнится 20 лет со дня трагической гибели

великого русского поэта Александра БАШЛАЧЁВА



.

Александр Башлачев (1960-1988) или, как его называли друзья, СашБаш, возвел художественный уровень русской рок-культуры до почти недосягаемого предела. Он - один из первых создателей нашего, национального варианта

рок-музыки. А «открывший» его в далеком 1984-м Артемий Троицкий и в 2001-м повторил: "Наш рок подарил народу и стране одного абсолютного гения - это Саша Башлачев"

Апостол русского рока

Сентябрь 1984 года. Северный русский город Череповец. Леонид Парфенов, сотрудник вологодского областного ТВ, знакомит московского музыкального журналиста А.Троицкого со своим другом Сашей Башлачевым.

Тогда ему было 24. Он успел окончить факультет журналистики Уральского университета (Свердловск) и работал корреспондентом местной районной газеты с названием " Коммунист". Раньше писал тексты для местной группы " Рок-сентябрь". (Той самой, с которой Шевчук записал " Компромисс". ) Но музыкантов быстро вызвали " куда следует" и запретили играть рок. Такие были времена... 

Череповец-Москва-Ленинград

Услышав песни Башлачева, Троицкий сразу же пригласил его в Москву. Первое столичное выступление состоялось на старой арбатской квартире Сергея Рыженко (лидера группы " Футбол", скрипача " Последнего Шанса " и " Машины Времени"). Московский дебют прошел триумфально, и Башлачев поехал в Ленинград, где у его выступлений также был успех. Оттуда - в Череповец, но только для того, чтобы попрощаться с родственниками и уволиться из газеты.

В течение 1984-1986 годов он играл бесчисленные квартирные концерты в Москве, Питере и прочих городах Отечества, иногда (редко) выступая и на рок-фестивалях. 

Оправдание и Откровение русского рока

Башлачев создал новый поэтический язык, соединив традицию русского фольклора с энергией и ритмами рок-н-ролла. В сущности, Башлачев одним из первых создал наш, национальный вариант рок-музыки. Русский былинный стих ( "Егоркина Былина ", "Ванюша" ), русские частушки (" Ванюша"), русские плачи ("Ванюша", "Тесто") он соединил с поэтическими и музыкальными формами рока

У Башлачева было потрясающее чувство слова. Он чувствовал плоть слова, его корневую, фонетическую, музыкальную потенцию. Оцените:

Когда злая стужа снедужила душу,

И люта метель ометелила тело...

Или - "Во благо облечь облака..." ( "Тесто")

Или - "Но серпы в ребре, да серебро в ведре

Я узрел не зря. Я - боль яблока..." ("Вечный Пост")

Поэтический язык СашБаша наполнен звукописью, плотью слова, плотью звука, он сам - музыка! И с помощью феноменальных искрометных метафор и образов Башлачев брался, как правило, за глобальные "вечные" темы и проблемы: Любовь и Смерть, Судьба и Свобода, Поэт и Время…

Отношение к песне у Башлачева было сродни отношению В.С.Высоцкого: песню нельзя «исполнять», ее надо проживать, каждая песня должна быть оправдана жизнью. «Если ты поешь о Любви, так ты люби, ты не ври… Если ты поешь о своем отношении к обществу, так ты так и живи... А все остальное - спекуляция...»

И он так и жил. Все, кто слышали Баша, знают, что каждая песня пелась «на разрыв аорты», по слову О. Мандельштама, так, как будто последний раз в жизни.

Как и следует великому поэту, Башлачев оставил множество поэтических афоризмов:

- Отпусти мне грехи! Я не помню молитв.

Если хочешь - стихами грехи замолю.

Объясни - я люблю оттого, что болит,

Или это болит оттого, что люблю? ("Посошок")

И еще о Любви:

Любовь- режиссер с удивленным лицом,

Снимающий фильмы с печальным концом.

А нам все равно так хотелось смотреть на экран. («Поезд № 193»)

Созвучна Нагорной проповеди Христа строка из песни "Тесто":

Нет тех, кто не стоит любви ...

А перефразируя Высоцкого в Триптихе, ему посвященном, Башлачев достигает поистине всечеловеческого размаха в строчках:

Отражается небо во мне и в тебе,

И во Имя Имен

Пусть живых не оставят живые!

*** 

Жанровое разнообразие и религиозно-философские мистерии

Жанровое разнообразие песен Башлачева исключительно велико.

Это и исповедальные элегии ("Все будет хорошо", "Как ветра осенние", "Посошок"), и сатиры, да-да, были у Баша веселые смешные номера, хотя, конечно, чаще всего это «смех сквозь слезы» ("Слет-Симпозиум", "Подвиг разведчика", «Душа обязана трудиться», "Палата№6"),только исполнял он их со временем все реже и реже.

Следует отметить целые песенные поэмы: "Верку, Надьку и Любку" и , конечно, уже упоминавшегося "Ванюшу"- двенадцатиминутную поэму о Русской Душе. А еще он написал былину. "Егоркину Былину" – былину

в конце ХХ века, с умопомрачительным «сюрреалистическим» сюжетом, но написанную по всем правилам русского былинного стиха.

В религиозно-философской мистерии " Вечный Пост " Башлачев создал редчайший вариант нового русского эпоса. У него появляется Женская Троица. Вместе с традиционными образами Бога-Отца, Бога-Сына и Бога- Духа Святого у него появляется Вдова Господа, Сестра Господа и Дочь Господа. Причем, как Бог един в трех лицах

(ипостасях), так и Женская Троица Башлачева едина. И это- душа России, ведь Россия - женщина.

Но в изображении этой Троицы присутствует некоторое языческое «оплотнение»:

"Засучи мне, Господи, рукава!

Подари мне посох на верный путь!

Я пойду смотреть, как твоя вдова

В кулаке скрутила сухую грудь…"

Одно время казалось, что Башлачев отходит от рока, тяготится им, найдя свой русский фольклорный образ. Очевидно, он уже тогда чувствовал, что " время колокольчиков " отзвенело, и заменял в одноименной песне слово

"рок-н-ролл" на "свистопляс". 

"ЗАСТАВА"- мечты о собственной группе

Двенадцатиструнная гитара и на правой руке - браслет с пришитыми колокольчиками - предельно узнаваемый звук Башлачева. (Хотя браслет он надевал не всегда ).

То, что он всегда пел просто под гитару, совсем не означает, что ничего другого ему не хотелось. Наоборот, он мечтал об ансамбле, где были бы всевозможные инструменты - от сэмплеров до ложек. Придумывал даже название для группы: "Вторая Столица", " Застава"... Ничего из этого не вышло. Музыканты ленинградского рок-клуба, да и многие московские, свердловские, новосибирские Башлачева знали, любили, но играть с ним так и не собрались. Была только инсценировка " Егоркиной Былины ", которую они разыграли с Кинчевым и Задерием. Сашины песни никогда не прозвучали так, как он сам их слышал: с гармонью и военным оркестром, электрогитарой и раскатами грома... 

Введите содержимое врезки


Последний год

Он позвонил Троицкому в декабре 1986 года... Сказал, что не может больше писать песен, не может даже исполнять старые. И все...

В будущем - может быть, но пока..." Я не должен этого делать". Артем не стал его расспрашивать - это было бы жестоко и не по-дружески. Скорее всего, дело в том, что за два года (1984- 1986), за которые он и написал все свои главные песни, он жил в нечеловеческом напряжении творческих сил, и психологическом, и физическом. Наверное, предел не мог не наступить.

«Он отдал слишком много и слишком быстро».

Не хотел петь свои старые песни, поскольку знал, что не сможет сделать это так же сильно, как раньше. Однако пришлось нарушить обет молчания. Чтобы физически выживать, он должен был что-то делать. А все вокруг ожидали от него песен - так он поддерживал себя в кругу друзей и знакомых.

" ...Да я сумел бы выжить, если б не было такой простой работы - жить".

Раньше им искренне восторгались. Он выслушивал сотни комплиментов, в том числе и от знаменитых поэтов. "Пусть никто не топчет Ваше небо," - надписал ему свою книгу Андрей Вознесенский, перефразируя башлачевскую строчку " Вытоптали поле, засевая небо".

Теперь, скорее, подбадривали. И все спрашивали: нет ли чего новенького? А он не писал больше песен. За последнее время были созданы два номера –

" Архипелаг гуляк", от которого осталось только название,

и " Когда мы вдвоем ":

Имеющий душу - да дышит...

... Мне пора уходить следом песни,

Которой ты веришь.

Увидимся утром-

Тогда ты поймешь все сама.

***

17 февраля 1988 года Александр Башлачев выбросился из окна ленинградской квартиры. Ему было 27 лет. Абсолютно шоковое потрясение в русской рок-среде вызвала эта смерть. Его похоронили на огромном Ковалевском кладбище под Петербургом. При том, что собралось много народа, тишина стояла полная... Вплоть до опускания гроба. Вместе с Башлачевым в могиле похоронили и его гитару.

Некоторое время спустя, Кинчев с друзьями посадили у сашиной могилы березку, которая за все эти годы сильно выросла. На ее ветвях звенят в ветреную погоду колокольчики...

***

Башлачев оказал колоссальное влияние на всю русскую рок-культуру, на ее поэтический и музыкальный язык, что называется, "задал", " установил" определенный художественный уровень, точку отсчета, "гамбургский счет".

А творчество таких легендарных героев русского рока, как Яна Дягилева, Егор Летов, Ю.Шевчук, К.Кинчев, Д.Ревякин и многих других, менее известных, немыслимо без Башлачева. Отметим, что свои лучшие, сильнейшие произведения (песни, альбомы, концерты ) они написали и записали именно после гибели Башлачева, в 1988-1991 годах, как будто стремясь договорить, докричать, доиграть то, что он не успел...

(Свой концертный альбом «Шабаш» Кинчев напрямую называл

«отпеванием» Башлачева; Ревякин записал «Охту»,

Янка – «Стыд и срам», а Летов – «Сто лет одиночества» и «Прыг-скок»)

***

Когда-то давно СашБаш и Троицкий говорили о переселении душ, идя зимней ночью к железнодорожной платформе в надежде на последнюю электричку. "Интересно, - говорил Артемий,- почему, по какой

" команде" душа вселяется в очередное тело?" " Я знаю, как это происходит,- сказал Башлачев,- душа начинает заново маяться на земле, как только о ее предыдущей жизни все забыли. Души держит на небесах энергия памяти ".

…Александру Башлачеву по сей день пишут письма. Не электронные,

а те самые, написанные от руки на бумаге. И оставляют их на его могиле.

Так же, как и Майку Науменко. А это дорогого стоит…

И еще: за 20 лет, прошедших после его гибели, так и не было ни одной попытки «коммерциализовать» его творчество. Видимо – не поддается…

Хотя, может быть, мы еще доживем до «Тимати и «Отпетые мошенники»

поют Башлачева»…

А на его могиле можно было бы высечь:

Я увидел тебя, Россия…

А теперь посмотри, где я.





Примечание 1: есть замечательное, очень сильное интервью,

которое Башлачев дал Борису Юхананову в 1986 году.

Эту интервью надеюсь разместить отдельным постом.

Примечание 2: «Аналитическая часть» – «Оправдание и откровение русского рока» + «Религиозно-философские мистерии» - написана лично мной.

. «Биографическая» - составлена из следующих источников:

1. Статья А. Троицкого в журнале " Огонек". Год и месяц назвать затрудняюсь, эта статья вышла очень давно, еще примерно в 1989-1990 г.

2. А. Рахлина. Граница рядом. "Стас".1996. №1.

3. С. Задерий. Дети равновесия. СПб. 1999.

Все эти люди лично знали Башлачева и были близкими ему людьми.

Анастасия Рахлина была его женой.

Поэтому я обращался именно к их материалам.

Изданные книги Башлачева:

А.Башлачев. Посошок. Л. 1990.

А.Башлачев. Стихи. М. 1998.

А. Башлачев. Как по лезвию… М., 2005.

Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…