ludvig_xiii (ludvig_xiii) wrote in chtoby_pomnili,
ludvig_xiii
ludvig_xiii
chtoby_pomnili

Category:

она умела ждать...

Диана Арбус

123,43 КБ
(14.03.1923 - 26.07.1971)



однажды взглянув на ее работы, Вы уже не сможете забыть их.
обычные жители Нью-Йорка. те, кого не будут снимать для глянцевых журналов, те, кто каждое утро сливается с толпой, идущей на работу, те, кто проходит мимо Вас, когда Вы гуляете в Центральном Парке. Вы не замечаете их, потому что Вы – один из них. обычный житель Нью-Йорка. а на других героев ее фотографий Вы смотрите мельком, смущенно отводя взгляд, а может – наоборот – во все глаза, как на животное в зоопарке. но это тоже жители Нью-Йорка. фрики. особая каста. они выглядят иначе. и как бы Вам, «обычному человеку» , ни пытались внушить, что они – «такие же как все», Вы не поверите в это. и правильно сделаете. фрики не могут быть такими же, «как все».
«Фрики – те, кого я часто снимаю. Они были одними из первых моих моделей и остаются ими поныне. Я обожала их. Некоторых люблю и по сей день. Не могу сказать, что они мои лучшие друзья, но с ними я испытываю особые чувства – смесь стыда и благоговения. Людей с физическими отклонениями многие воспринимают как сказочных героев, которые заставляют тебя остановиться и требуют ответа на неразрешимую загадку. Дело в том, что многие из нас идут по жизни, пытаясь избежать травм и потрясений. Фрики рождаются с травмой. Они уже прошли это испытание. Они от рождения – аристократы», – так писала о них Диана Арбус в своем дневнике.

254,67 КБ
Молодой человек в бигуди у себя дома на West 10th Street в Нью-Йорке, 1966
© 1972 The Estate of Diane Arbus, LLC

Диана Немеров родилась в 1923 году, в Нью-Йорке, в богатой еврейской семье. она закончила школу Филдстона. ее брат Ховард Немеров известен больше, чем она, как американский поэт. в 14 лет она влюбилась в будущего актера Аллана Арбуса и, как только ей исполнилось 18, вышла за него замуж, несмотря на несогласие родителей. у них родилось двое детей –Эми Арбус (в будущем – фотограф) и Дун Арбус (писатель и арт-директор). семейная пара приобрела успех в мире моды: Аллан был фотографом, а Диана стилистом. под влиянием и с помощью мужа Диана также стала фотографом. в 40-е Диана Арбус обучалась фотографии у Беренис Эббот (Berenice Abbott), а в середине 50-х - у знаменитого дизайнера, фотографа и в то время арт-директора журнала «Harper`s Bazaar», Алексея Бродовича. в 1956 году она начинает брать уроки у Лизетт Модел. в 1959 году Диана и Аллан расстались. начиная с 1960 года она работала как фотожурналист в журналах «Esquire», «The New York Times Magazine», «Harper’s Bazaar», «Sunday Times». ее первая выставка называлась «Путешествие по вертикали: Шесть мгновений внутри центра города» и включала шесть портретов жителей Нью-Йорка.

253,80 КБ
Две дамы возле автомата, Нью-Йорк, 1966
© 1972 The Estate of Diane Arbus, LLC
264,60 КБ
"Мальчик с игрушечной гранатой в руке,
Центральный Парк, Нью-Йорк, 1962"
© 1972 The Estate of Diane Arbus, LLC

первым зрителям работ Дианы пришлось нелегко: фотографии шокировали не только персонажами, но и техникой исполнения. снимки походили на любительские - квадратный формат, грубый вспышечный свет прямо от камеры, серые, словно завуалированные отпечатки. и словно на домашних любительских фотографиях, её персонажи смотрят прямо в объектив. оставалось только догадываться о том, что же заставило молодую женщину из обеспеченной семьи, получившей хорошее образование, ТАК взглянуть на мир вокруг. это взгляд ребенка – любопытный и осторожный, наивный и глубокий. ребенка, однажды обнаружившего, что за пределами его семейного замка люди живут совсем иначе. и детская беззащитность перед новой реальностью, хлынувшей огромным потоком в жизненно важные центры сознания, породила взгляд, несовместимый с общепринятым представлением о фотографии. она оказалась первым фотографом, фланирующим в трещинах и разрывах людских душ. когда облик расползается по швам. эту трещину – между видимым и скрытым – любой человек пытается завуалировать. «Каждый из нас хочет выглядеть одним способом, а получается совсем другой. На улицах как раз и бросаются в глаза эти изъяны. Ведь весь наш облик – это знак того, как мы хотим, чтобы о нас думали. Но всегда имеется разрыв между желанием и реальностью. В этом заключена горькая ирония – то, что ты внутренне желаешь, никогда не проявляется в полной мере», - писала она в своем дневнике. в отличие от многих своих последователей, использовавших камеру наподобие отмычки или кувалды для взламывания чужих тайн, наша героиня обладала одним выдающимся качеством: она умела ждать. Диана Арбус вспоминала, что в силу застенчивости постоянно медлила с решительным действием и предпочитала просто отсиживаться в стороне. в итоге она открыла древнюю китайскую максиму – скука ожидания всегда переходит в очарование. камере оставалось только запечатлеть то, что после долгого томления ей выносили на блюдце. биографы Дианы утверждали: «Такой автор, как Диана Арбус не говорит: “Садитесь на кушетку, повернитесь вот этак, руку положите на колено и сделайте страшное-страшное лицо”. Такой автор не знает ничего про кушетку, руку, колено, лицо, он просто хочет чтобы внешнее, происходящее, резонировало с внутренним, его, автора, ощущением. Он ждёт и, в меру своего умения и возможностей, тормошит и вдруг, в какой-то миг, глядя в видоискатель камеры, чувствует: “Сейчас!” И если успевает нажать на спуск (и ещё много если и если), то получается фотография, которую автор демонстрирует нам, как свой взгляд.»

в 1962 году, для более открытого, непосредственного общения с людьми, которых она снимала на улицах родного Нью-Йорка, и для получения более резких снимков, Арбус перешла с 35-миллиметровой камеры на фотокамеру с квадратным кадром, среднеформатную. она экспериментировала с положением фотокамеры, со вспышкой и дневным светом, подчеркивая индивидуальность своих персонажей.
в 1963 и 1966 годах Диана Арбус получила грант Гуггенхайма - для работы над своим проектом «Американские обряды, обычаи и нравы» («American Rites, Manners and Customs»). она добавляет к своим снимкам Нью-Йорка и Нью-Джерси фотографии из Калифорнии, Пенсильвании и Флориды, где снимает конкурсы и фестивали, демонстрации, публичные и закрытые ритуалы. в 1967 году состоялась ее первая серьезная выставка в Музее современного искусства. в это время Арбус изучала искусство фотографии в Школе дизайна Парсонса в Нью-Йорке и Колледже Хэмпшира в Массачусетсе. но поистине выдающимися ее работами стали снимки одной из последних серий «Без названия» («Untitled»), снятой в резиденциях для душевнобольных в 1969—1971 годах.
263,72 КБ
"Без названия", 1971
© 1972 The Estate of Diane Arbus, LLC

в 1970 году Диана Арбус печатает альбом-портфолио из десяти авторских отпечатков, так и названный ею «Альбом десяти фотографий», который должен был стать первым изданием из намеченной серии, выпускаемой ограниченным тиражом.
каждый из критиков замечал, что Арбус привила американскому искусству столь мощную вакцину против фотоглянца и гламура, что она действует по сей день. . «В своих работах Диана Арбус выявила суть повседневной жизни» ., – не устают повторять рецензенты, спустя более четверти века. как следствие, произведения художницы сегодня занимают первые строчки аукционных продаж. в 2004 году снимок близнецов был продан за $478 тыс., возглавив перечень самых дорогих фотографий в мире.
255,52 КБ
"Identical Twins (Cathleen and Collen), Roselle", 1967
© 1972 The Estate of Diane Arbus, LLC

в июле 1971 года Арбус совершила самоубийство в возрасте 48 лет, выпив большое количество барбитуратов и перерезав себе вены. говорили, что она снимала это на камеру, но никаких фотографий обнаружено не было.
невозможно установить истинные причины самоубийства женщины, сумевшей взорвать мир фотографии одним лишь взглядом беззащитного ребенка на этот мир. быть может, этот ребенок просто не смог вынести всего, что он увидел…

при подготовке поста использованы статьи:
Михаил Лемхин «Откровения Дианы Арбус»
Надежда Шерье «Диана Арбус»
Анастасия Хорохонова «Люди Нулевой мировой войны»
Сергей Соловьев «Диана Арбус»

а так же фотоматериалы с сайтов:
www.jewish.ru
www.vashdosug.ru
www.potrebitel.ru
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments