Максим (1_9_6_3) wrote in chtoby_pomnili,
Максим
1_9_6_3
chtoby_pomnili

Categories:

Уроки доброты на фоне злого времени. Часть 2

Как и для многих авторов определяющей для Чаплиной стала ее вторая книга – «Мои воспитанники»(1937). И действительно, такие рассказы, как «Арго», «Лоська», «Тюлька», не только показали ― да, у этой писательницы есть свой собственный литературный стиль, но и стали одними из лучших в ее творчестве. А история про львицу Кинули, воспитанную в городской квартире, стала настоящим бестселлером, и читатели с нетерпением ждали выхода этой книги.


Вера Чаплина кормит Кинули. Коммунальная квартира на Большой Дмитровке. Май 1935



Чаплина с Кинули и шотландской овчаркой Пэри на прогулке. Петровка. Лето 1935



Чаплина с Кинули и Пэри. Коммунальная квартира на Большой Дмитровке. Весна 1936


Читайте и смотрите далее...



События, описанные в этой повести, начались весной 1935 года и уже осенью были широко известны не только в Москве, но и далеко за ее пределами, благодаря многочисленным газетным заметкам и репортажам в киножурналах. На Чаплину буквально обрушился поток писем - от детей и взрослых, из разных концов страны. Причем большинство, не зная ее точного адреса, надписывали конверты просто: Московский зоопарк, Кинули Чаплиной. Вскоре известность становится международной: в декабре американская «The Christian Science Monitor» опубликовала большую статью о Вере Чаплиной, Кинули и площадке молодняка; затем с писательницей заключили договор об издании ее произведений за границей, и в 1939 году в Лондоне вышла книга ее рассказов «My animal friends».


Фотографии из статьи о Вере Чаплиной в «The Christian Science Monitor», США. 18 декабря 1935


Сборник рассказов В.Чаплиной «My animal friends». Лондон. 1939

К этому времени жизнь Чаплиной насыщена до предела. В 1937 году у нее родилась дочь Люда, но это не помешало 29-летней сотруднице Московского зоопарка стать руководителем секции хищников. Она продолжала активно сотрудничать с редакциями газет, журналов и на радио, писала тексты к диафильмам, работала сценаристом и консультантом в научно-популярном кино. Порой ей опять приходилось дома выхаживать брошенных или осиротевших детенышей – так было с леопарденком Заботкой, выдренком Наей. В зоопарке не прерывалось общение с Кинули, Арго. Появились новые воспитанники: медвежонок Фомка, овчарка Куська, в начале 1941 года – гепард Люкс. В мае того же, 1941 года Вере Чаплиной объявили благодарность «как лучшей ударнице Московского зоопарка»…


Чаплина с Кинули. Московский зоопарк. Конец 1930-х


Чаплина с гепардом Люксом. Московский зоопарк, весна 1941

Но все поломала война. Чаплину направили в Свердловский зоопарк - туда вывозили часть животных из Москвы. В хаосе массовой эвакуации она пережила ужас потери детей, и лишь самообладание и счастливый случай помогли ей найти их где-то под Пермью. Обстоятельства еще не скоро позволили им быть вместе (лишь осенью 1942 года у Веры Васильевны появилась крохотная, но отдельная комната с печкой), а пока двенадцатилетнего сына удалось пристроить у знакомых в Челябинске. Впрочем, тяжело тогда приходилось всем.
Но особенно трудно было сохранить жизнь животным. «Не хватало кормов, приходилось прилагать громадные усилия, чтобы накормить, спасти их, - рассказывала годы спустя писательница. – Все без исключения сотрудники зоопарка самоотверженно боролись за жизнь наших питомцев. Мы делились последним с детьми и... зверями» (из интервью газете «Вечерний Свердловск», 1991г.). В тяжелейших условиях войны Веру Чаплину не раз выручала способность не растеряться, искать нестандартные решения. В Свердловском зоопарке Вера Васильевна проявила себя как умелый и решительный организатор, и летом 1942 года ее назначили заместителем директора, а весной 1943 года вернули в Москву и поручили руководство производственными предприятиями столичного зоопарка, где она и встретила окончание войны.

Дети и муж выжили, оба брата погибли. Молодость осталась где-то далеко позади, хотя Вере Чаплиной еще не было сорока. И во многом жизнь нужно было начинать сначала. Именно тогда из двух профессий, двух призваний она окончательно выбрала литературу... В 1946 году Чаплина уволилась из зоопарка, где проработала ― нет, прожила больше 30 лет, и в историю которого вписала свою яркую страницу. Она ушла, чтобы встать на еще не вполне для себя твердый путь профессионального писателя. На этом пути, конечно, можно было воспользоваться прежними достижениями и двигаться по инерции в творческом спокойствии, как это сделало немало «писателей одной книги». Однако трудно представить эту решительную, волевую женщину бесцельно пребывающей где-то на обочине. И главное - Чаплиной было что сказать читателям.
В 1947 году вышел ее новый сборник «Четвероногие друзья», где помимо переработанной повести «Кинули» впервые появились рассказы «Фомка - белый медвежонок», «Волчья воспитанница», «Куцый», «Шанго» и другие. «Четвероногие друзья» имели необычайный успех: уже через несколько лет они были переизданы не только в Москве, но и в Варшаве, Праге, Братиславе, Софии, Берлине. А когда в 1950 году Чаплина вступала в Союз писателей, то рекомендовавшие ее С.Маршак и Л.Кассиль недоумевали, почему это не произошло гораздо раньше.
В послевоенные годы в творчестве Чаплиной появилась и другая тема. Животные зоопарка ― существа экзотические, уже сама встреча с ними для многих ― событие... И посыпались письма от юных читателей: пришлите мне львенка, тигренка или хотя бы медвежонка. Вера Васильевна в таких случаях спрашивала: а вы уже вырастили сами кого-нибудь? Вы кормите зимой птиц во дворе, помогаете бездомным собакам и кошкам? И знаете ли вы хоть что-то о тех, кто живет в ближайшем лесу, в поле, у речки?.. Другом может стать самый обычный четвероногий или крылатый питомец – это она с детства узнала сама и сейчас открывала своим читателям.
Единомышленником и литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал известный писатель-натуралист Георгий Скребицкий. Интересно, что в своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложными! Важно было, добиваясь простоты, не сбиться в примитив. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живет майский жук.


Г.А.Скребицкий (1903-64)

Чаплина и Скребицкий в соавторстве написали сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951г.) и «В лесной чаще» (1954г.). После совместной поездки в Западную Белоруссию вышел сборник их очерков «В Беловежской пуще» (1949г.). И все же главной темой дляЧаплиной была жизнь Московского зоопарка. Конечно, эта жизнь менялась: уже давно там не работал П.А.Мантейфель, с войны вернулись не все ее товарищи. Но она еще не рассказала множество замечательных историй из недавнего прошлого. Да и настоящее давало немало материала для новых сюжетов – в зоопарке работали друзья... Так появились рассказы «Медвежонок», «Кондор», «Марьям и Джек», «Мусик», «Крылатый друг» и другие, вошедшие в сборник «Питомцы зоопарка»(1955). И в дальнейшем Вера Васильевна не раз пополняла как цикл рассказов под этим названием, так и цикл «Мои воспитанники» - свой окончательный вид они приобрели только в 1965 году.
Надо сказать, что каждый выход новой книги Чаплиной становился большим и ожидаемым событием. Немалую роль в этом играли иллюстрации талантливых художников-анималистов Дмитрия Горлова и Георгия Никольского и фотографии Анатолия Анжанова с реальных мест описываемых событий – площадок и вольер Московского зоопарка.

А сама писательница после ухода из зоопарка и тяжелой болезни с начала 1950-х годов жила все более замкнуто. Чаплину не волновала мишура публичных выступлений, она не стремилась пролезть в «литературное начальство», а отношение к ней со стороны начальства зоопарковского было на удивление прохладным. Зато Вера Васильевна сделалась общественным инспектором охраны природы, научилась водить машину (после того, как почти год была парализована из-за энцефалита)... Выросли ее дети, появились внучки, прибавилось семейных забот. Со стороны казалось ― Чаплина все глубже погружается в пучину обыденности. Возможно, так оно и было. Но Вера Васильевна привыкла быть лидером – основной груз ответственности в семье она всегда несла на своих плечах. А вот обыденность вряд ли обременяла, потому как Вера Васильевна с детства имела счастливый талант в самых обыкновенных обстоятельствах и ситуациях обращать внимание на что-то очень интересное для себя и неожиданное для других.
С возрастом этот талант не только помогал писательнице находить новые сюжеты для рассказов, но и в какой-то мере преобразил ее произведения. На смену крупным планам и ярким краскам, создававшим приподнятые по настроению, а порой и драматические портреты четвероногих героев, приходят образы вроде бы меньшего масштаба. Но теперь они приходят как будто из собственной жизни читателя. Кажется, что Вера Чаплина уже не столько рассказывает какие-то истории, сколько просто помогает заметить и разглядеть наших не всегда приметных четвероногих и крылатых соседей. И как увлекательно и забавно следить за проказами прожорливого семейства воробушка Пика! Как захватывают перемены, происходящие в жизни дворняги Мухтара – как будто они происходят с нашим собственным участием. Даже с виду малосимпатичная жаба оказывается занятной и узнаваемой Хромкой. И вот уже мир рассказа в чем-то меняет реальную жизнь читателя – ему теперь легче стать чуть наблюдательнее, немного добрее. И, быть может, не только к зверям, но и к людям.


Вера Чаплина на даче с дворняжкой Капиком. Конец 1960-х

Эти новые черты творчества Чаплиной, впервые отчетливо проступившие в сборнике «Друг чабана» (1961г.), полностью раскрылись в цикле ее поздних рассказов «Случайные встречи» (1976г.). Многие из них – «Забавный медвежонок», «Испорченный отпуск», «Пуська», «Как хорошо!» – полны комических ситуаций, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. То, что вытворяют при этом зверята, может легко вывести из себя даже очень спокойного человека, и Вера Чаплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом.

Знаменитые питомцы Московского зоопарка и звери, которых Чаплина воспитала сама, случайно встреченные четвероногие друзья – все они предстают перед нами на страницах ее книг. И может, не столь заметен, но очень значим в каждом рассказе и сам человек. От его доброты и ответственности подчас полностью зависят судьбы зверей. Но звери не остаются в долгу – забота о них как-то легко помогает человеку стать лучше, а их преданность и любовь делают его жизнь счастливее. Именно об этом - замечательные произведения Веры Васильевны Чаплиной.


Чаплина с шотландской овчаркой Радой. Конец 1970-х

Марина Бернацкая

Максим Тавьев



Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…