Sweet Movie (sweet_movie) wrote in chtoby_pomnili,
Sweet Movie
sweet_movie
chtoby_pomnili

Categories:

Душа в заветной лире...

Четыре субботы назад, 5-го июля Алексею Саморядову исполнилось бы 46. А его нет уже 14 с половиной лет. Легко посчитать.

Осталось с дюжину сценариев. Много? Мало? А черт его знает. Всё сразу. Еще "Окраина" осталась, сделанная Луциком в 98-м. Наверное, для Алексея делал. Наверное, все после того января в Ялте Петр делал для Алексея. Осознавая в полной мере бесполезность извечных "почему", мучиться ими не перестаю. Может и не я одна.

Тогда странно получилось. В Premiere, как сейчас помню, заметка была о скоропостижной смерти Луцика (он там на фотке к статье прилепленной, такой молодой, цветущий... в голубой майке - на всю жизнь врезался), я-то дремуча тогда была сильно - кто, что, - ниче не знала, а муж позеленел весь - уважал очень, глубину чувствовал. Бросился в Москву подруге какой-то названивать, личное знакомство с Петром водившей. Соболезновал. Много позже у меня получилось осознать произошедшее, издевательский этот смех судьбы услышать. Дело в ту пору еще (уже ли) в Оренбурге было - на родине как раз Алексея Алексеевича.

Потом, когда в 2004-м доску мемориальную памяти Саморядова открывали, тогда я уже в первых рядах бежала Одельшу Агишева с Еленой Цыплаковой слушать в обветшалом зальчике местного кинотеатра, где народу была толпотня и со сцены, больше похожей на подножку вагона, в зал столько любви, столько печали, столько боли от утраты и счастья от воспоминаний вылилось. И Нина Кофанова, конечно, была. И все говорили что-то ласковое, вспоминали, воскрешали. Помню, местные интеллигентные тетеньки средних лет - искусствоведы, преподаватели, библиотекарши, наверное, - в платочки носовые утыкались то и дело. И я, кажется, сквозь пелену смотрела привезенного "Гражданина убегающего" (к нему сценарий тоже Петр с Алексеем написали, говорят, специально для Елены), но помню, что светло было очень. Улыбаться хотелось.

А между 2000 - 2004 и было-то всего: сценарии, "Праздник саранчи" (где только ее, книгу эту, теперь взять не знаю... у нас еще с тех самых времен лохматых 3 экземпляра остались, а так...) прочитала, "Окраину" посмотрела, публикации опять же, сказочки Саморядова (хоть что-то).
Много про тандем этот творческий, конечно, и гадостей писали (чему живое свидетельство), и развенчать пытались. Я не знаю... как можно с мифологией бороться? На полном серьезе что-то там критиковать, изъяны выискивать, уличать в алогичности? Смешно? Глупо?.. Но больше хвалили, проникались. Да и до сих пор, кажется, все отголоски, отголоски... все ждем, когда ж оно бабахнет. Ведь бабахнет же. Всенепременно.

О фильме со странным названием «Дюба-дюба» в 92-м году говорили как о шедевре. В первом глянцевом журнале нашей страны «Империал» Александра Хвана, снявшего к тому моменту полтора фильма, представляли так, как сегодня голливудских звезд. Сюжет фильма еще до всяких Тарантино был абсолютно макулатурным и криминальным: студент ВГИКа пишет авантюрный сценарий, который, вырвавшись из воображения, делает своего автора исполнителем главной роли, погибающим в финале.
Когда убитый Олег Меньшиков с ножом в сердце, уже упакованный в целлофановый мешок, достает гранату и подрывает себя вместе с убийцами, хотелось закричать: кто это придумал? Придумала шикарная парочка здоровенных парней — соль земли русской. Алексей Саморядов был румяным и вальяжно полноватым. Петр Луцик имел косую сажень в плечах и бледное лицо варяжского воина. Наверное, именно они были главной ставкой кино 90-х: одаренные неиссякаемой фантазией, мыслящие яркими кинематографическими образами и пишущие сценарии, которые читаются запоем, как хорошая проза.
Эти сценаристы очень любили зрителей. И не любили, когда их помещали в разряд «Кино не для всех» или «Кино для своих». Если сегодня сравнить их тоже пропавший в никуда фильм, снятый на деньги какого-то канувшего в Лету банка «Гонгофер», с аншлаговыми «Дозорами», сразу же выпрут отсутствие воображения и графоманская беспомощность господина Лукьяненко. Сами авторы, открещивавшиеся от экранизаций своих сценариев («Дети чугунных богов», «Лимита»), больше всего соглашались с экранным воплощением этой бесшабашной и безнадежной «черной сказки» про похищенные глаза и неудавшуюся попытку изгнания из бесовской Москвы «иных». Луцик и Саморядов мечтали сами когда-нибудь начать снимать свои истории. Но в 1994 году на форуме молодого кино в Ялте, где все друг друга весело награждали путевками в ХХI век, Леша Саморядов, перебираясь с одного балкона гостиницы на другой, сорвался вниз. Петя Луцик, за шесть лет не справившийся с тем, что остался один, снял все-таки свой фильм «Окраина» и догнал друга, умерев во сне.


Натуре моей не свойственны вообще-то патриотические эмоции. Ни федеративно, ни в отношении "второй малой Родины" (даже слово родина люблю строчно писать). Только вот ощущение причастности не хочу отпускать. Голублю. 10 бестолковых лет в Оренбурге, кажется, не даром прошли. Ходила ведь по улице Народной, дом 8 знаю как найти. Поеду в следующий раз в гости к сестре - обязательно схожу к школе №1. Там энергетика Саморядовская. Там, может даже, будущее привидится на секунду.

Давайте будем помнить.

У г-жи Аркус в "Энциклопедии" много интересных публикаций собрано. Еще тут и тут можно почитать. И еще здесь. Ну и поисковики в помощь.
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment