Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ЛАВРОВА Татьяна Евгеньевна


Лаврова 4

Народная артистка РСФСР (1988)


Лаврова 2

Родилась 7 июня 1938 года.

Настоящая фамилия Татьяны Лавровой – Андриканис. Ее родители - папа, Евгений Николаевич Андриканис, и мама, Галина Кузьминична Пышкова, были кинооператорами. Вместе они сняли такие фильмы, как «Гаврош» и «Небо Москвы».

 

Когда Тане было 12 лет, родители разошлись, и это событие, по ее собственному признанию, оставило тяжелый отпечаток на всю жизнь. Некоторое время после развода родителей Татьяна оставалась с мамой, а в 17 лет она ушла из дома. Детство закончилось. Для Татьяны началась своя собственная жизнь...

 

Таня с детства знала, что обязательно станет актрисой. Пришло время, и девушка подала документы сразу во все театральные учебные заведения Москвы. Удача улыбнулась ей в школе-студии при МХАТ. В этом было что-то символичное, ведь одним из предков Татьяны был легендарный меценат Савва Морозов, строитель Художественного театра.

Лаврова 1

 

А вскоре пришел и первый успех. МХАТу требовалась молодая героиня на роль Нины Заречной в легендарной «Чайке». Так студентка четвертого курса попала в окружение выдающихся театральных звезд. Партнершей Татьяны была сама Алла Константиновна Тарасова, игравшая Аркадину.

 

Правда, для работы в театре Татьяне пришлось сменить фамилию. Ей объяснили, что «русская актриса должна иметь русскую фамилию». Пришлось взять псевдоним. Выбрала Татьяна его очень оригинально. Она попросила сокурсников написать фамилии на листке бумаги и ткнула в одну из них, наугад. Так из Татьяны Андриканис получилась Татьяна Лаврова.

 

После дебюта в «Чайке» о Татьяне Лавровой заговорили, как о новом таланте. На курсе она была признана первой ученицей, педагоги школы-студии прочили ей большое будущее, а МХАТовские «старики» приняли и полюбили молодую актрису. Великий Грибов даже предложил ей вместе сыграть «Белые ночи» Достоевского.

 

О таком начале карьеры можно было только мечтать, и тем неожиданней стал уход Татьяны Лавровой из МХАТа. 

Лаврова 11

 

Татьяна Лаврова вышла замуж. Ее избранником стал актер Евгений Урбанский - человек редкого таланта, которого впоследствии назовут советским Марлоном Брандо.

 

Когда они познакомились, Евгений Урбанский был женат, и работал в театре имени Станиславского. Татьяна нередко приходила на его спектакли, и Евгений каждый раз очень волновался. Несмотря на разницу в возрасте (Евгений был старше на 6 лет), Татьяна была для него большим авторитетом.

 

Об их совместной жизни Татьяна Лаврова вспоминает: «Он казался очень старым, мне во всяком случае. Смешно да? Вы знаете, я была очень юна. Это была первая любовь, что сложности быта, они тогда не так воспринимались, как сейчас. Мы долго жили в общежитии театра Станиславского. Потом у моей бабушки за ширмой в одной в коммуналке. И снимали комнаты. Но это не превалировало интереса к жизни и друг к другу и к искусству».

Урбанский 1

 

Однако их совместная жизнь была недолгой. Татьяна узнала об измене мужа и не смогла ему этого простить: «…идеализм молодости, он бескомпромиссен, особенно, если любовь есть». А спустя некоторое время случилась трагедия. 5 ноября 1965 года Евгений Урбанский погиб на съемках фильма «Дублер», выполняя трюк на автомобиле.

 

В 1959 году Татьяна Лаврова окончила Школу-студию и осталась работать в МХАТе. Тогда же состоялся ее дебют в кино. Первой ее ролью стала Варя в фильме «Песнь о Кольцове».

 

А спустя два года Татьяна Лаврова сыграла главную роль в драме Михаила Ромма «Девять дней одного года». Молодой актрисе посчастливилось сниматься с великими мастерами кинематографа Иннокентием Смоктуновским и Алексеем Баталовым.

 

Как и многие шедевры, эта картина имела непростую судьбу. Первоначально сценарий был вовсе запрещен, и только благодаря настойчивости Михаила Ромма фильм все же состоялся. Картина для того времени была во многом нетипичная. Главные персонажи - физики-ядерщики (Смоктуновский и Баталов) – были не картинными героями, а обыкновенными людьми со своими житейскими проблемами. Все это дополнялось непростым любовным треугольником, в котором разрывалась Леля - героиня Татьяны Лавровой. Татьяна Евгеньевна вспоминает: «Главное на площадке – Ромм, который точно знал, куда нас вести. Я сама ему задала: «Так кого же она любит – этого или этого». Он сказал: «Деточка, можно любить двоих». Я сказала: «Хорошо».

 

Успех «Девяти дней одного года» был огромен. Картина была удостоена множества призов. Главный приз международного кинофестиваля в Карловых Варах, Почетный диплом международных кинофестивалей в Сан-Франциско и Мельбурне, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых - и это далеко не полный перечень наград.

Лаврова 6

 

Не удивительно, что после выхода картины Татьяна буквально проснулась знаменитой. Актрисе посыпались многочисленные предложения от других режиссеров, но… «…всех я мерила уже по Ромму и от большинства предложений отказывалась», - признается Татьяна Евгеньевна. К тому же в эти годы начался ее стремительный взлет в театре…

 

Несмотря на успехи во МХАТе Татьяна Лаврова приняла решение покинуть его. В 1961 году она перешла в «Современник».

 

Чем же объясняет свой поступок сама актриса? «Меня поразило то, что на сцене «Современника», сейчас этим, конечно, никого не удивишь, но я увидела людей, которых я вижу в жизни, которые существуют реально. А во МХАТе были великие мастера, но там было ощущение, что это какие-то далекие-далекие люди, что вот где-то они живут, и мы их не знаем и не узнаем, вот только вот на сцене. Как-то вот такая странность была. Скучно мне стало там…»

 

«Современник» сделал Татьяну Лаврову знаменитой. Здесь она сыграла одну из лучших своих ролей - Гитель Моску в пьесе Э. Гибсона «Двое на качелях». О ней написал  Виталий Вульф: «Лаврова играла искусно, тонко и глубоко. Она давала ощущение "первооткрывателя". У ее героини Гитель Моска, маленькой женщины, привыкшей отдавать все, что она может, была великая душа. До сих пор мне слышится голос Тани Лавровой: «Сколько бы ты ни прожил на земле, я хочу, чтобы ты помнил: последнее, что ты услышишь от меня, это что я люблю тебя».

Лаврова 9

 

Не менее интересными были и другие работы актрисы: Катя в спектакле «С любимыми не расставайтесь», Раневская в «Вишневом саде», Полина Андреевна в «Чайке», Лавра в «Эшелоне», Настя в пьесе «На дне» и др.

 

Еще из воспоминаний Виталия Вульфа: «Лаврова была беспощадна к своим героиням, она с потрясающей силой и вдохновением сыграла Настю в «На дне», тема возрождения человека была доминирующей в этом спектакле. В те уже далекие годы она была любимицей Волчек, и та занимала ее во всех своих спектаклях. Лавра в «Эшелоне» Рощина, Раневская в «Вишневом саде» были уже работами мастера, актрисы мощной индивидуальности, талант которой заражал и притягивал и зрителей, и товарищей по сцене.

Лаврова 5

 

Именно в «Современнике» Лаврова сыграла роль, которая навсегда останется в истории театра Чехова непревзойденной: Полина Андреевна в «Чайке» Олега Ефремова <...> Это была особая «Чайка», критика считала ее неудачей режиссера, она была насмешливой и очень трезвой, неожиданной. На сцене были обыденные люди с возвышенным складом души. И самой неожиданной была Лаврова, сыгравшая, казалось бы, невыгодную, не очень выразительную роль с редким проникновением в суть, как бы высвободив в себе скрытую энергию…»

 

На сцене «Современника» в те годы играли потрясающие актеры: Игорь Кваша, Олег Табаков, Галина Волчек, Евгений Евстегнеев, Нина Дорошина, Валентин Гафт, Михаил Козаков, Олег Даль… Обаятельный, искрометный, невероятно талантливый и, в то же время, нервный, неуживчивый и очень ранимый Олег Даль… В 1965 году Олег и Татьяна стали мужем и женой. Вместе они прожили лишь полгода...


 

Как признается сама Татьяна Лаврова: «Моя история с кино не очень состоялась». Да, роль в фильме «Девять дней одного года» так и осталась лучшей в кинобиографии актрисы. И все же интересные работы были. Это и политическая драма Наума Ардашникова «Вся королевская рать», и фантастическая притча Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли», и психологическая драма Бориса Шадурского «Факт биографии», и мелодрама Леонида Марягина «Вылет задерживается».

 

В 1978 году Лаврова вернулась в МХАТ к Олегу Ефремову (он покинул «Современник» в 1970 году). Поначалу ее карьера здесь складывалась очень удачно. Она много играла в самых спектаклях: «Наедине со всеми» (Наташа), «Серебряная свадьба» (Аглая), «Варвары» (Надежда Монахова), «Московский хор» (Люба), «Мишин юбилей» (Катя), «Венецианский антиквар» (Графиня Изабелла), «За зеркалом» (Графиня Брюс)…

 

И вновь была «Чайка». Только теперь уже Татьяна Лаврова выходила на сцену в роли Аркадиной. Виталий Вульф: «Лаврова <...> играет проникновенно, с ощущением общей темы спектакля. <...> В Аркадиной она как истинная актриса сыграла боязнь приближающейся старости. Поэтому ее Аркадина моложава, следит за собой и третий акт, сцену с Тригориным, проводит на пределе человеческих и женских сил, безо всякого актерства».

 

Но в дальнейшем все сложилось совсем не так, как, наверное, хотелось бы актрисе. С годами ролей становилось все меньше и меньше. Одной из причин считают ее неуживчивый характер. Хотя, как считает Виталий Вульф: «Он (характер), может быть, действительно нелегкий, но вся конфликтность ее натуры связана с тем, что в искусстве Лаврова – максималистка».

 

В последние годы работы в театре у Татьяны Лавровой мало. В интервью «Аргументам и фактам» она призналась: «Я два года не имею ни одной роли пока что. И у меня уменьшился репертуар, потому что часть спектаклей, в которых я играла, они сняты в силу определенных обстоятельств. Ну, женщинам всегда сложно в театре. Но я надеюсь, я с лишком много проработала в этом театре, много сил отдала и здоровья. Надеюсь, что мне что-то предложат. Я вот сейчас живу в ощущении: «Ищу режиссера, ищу режиссера!». Где бы его взять, чтобы он захотел со мной трудиться. Вот, например, мне сейчас очень хочется сняться у, я его очень люблю, у Говорухина. Он картину начинает. И хотелось бы сняться начинается «Московская сага» Васи Аксенова, который мой друг. И никто не зовет туда, а мне очень хочется. Я думаю, вдруг я скажу по телевидению, и они захотят. В театре у меня просто папки несыгранных ролей. Как-то недавно перебирала все и думаю: «Боже мой, и это не сыграла, и это, и это».

 

После Олега Даля у Татьяны Лавровой был третий брак, но о нем она вспоминала неохотно. Жила вдвоем с сыном Володей. Он по образованию скульптор.

 

Татьяна Евгеньевна до своего дня рождения не дожила три недели.

Лаврова 8


В начале мая актрису госпитализировали в 19-ю больницу с подозрением на инфаркт.


Проблем с сердцем врачи у Лавровой тогда не нашли. Чтобы выяснить истинную причину недомогания, Татьяну Евгеньевну положили в отделение кардиологии. После тщательного обследования актрисе поставили диагноз "хронический бронхит". А также заподозрили у нее рак кишечника.


Врачи настаивали на более серьезном обследовании. Однако Татьяна Евгеньевна от него отказалась и неожиданно попросила перевести ее в другую клинику. В то, что у нее может быть онкология, актриса не верила. А бронхит решила лечить в 57-й больнице, где работают одни из лучших пульмонологов города.


В клинику Лаврову перевезли 8 мая. Дополнительный осмотр показал, что у нее развилась пневмония. Она чувствовала себя относительно неплохо. Даже звонила подруге и просила привезти ей в больницу винегретик. А в ночь Татьяны Евгеньевны не стало.


Похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.

 

 

Интервью

Лаврова 10

 

Последний раз она вышла на сцену МХАТ больше года назад. Качало, кружилась голова, темнело в глазах, отказывали руки. Была необходима операция. Лучшие врачи России взялись помочь. И помогли. Но все оказалось непросто. Время от времени приходится проходить курс реабилитации. Мужественна, немногословна, не жалуется.


«Танечка, что тебе нужно?» - «Вот если бы диктофон, я бы стала наговаривать что-то про жизнь, жизнь была интересная, столько людей...»


«Комсомолка» покупает диктофон и все, что к нему полагается, в подарок актрисе.


Я еду к Татьяне Лавровой.


- Давай попробуем на моем диктофоне, как бы репетиция...


- ...Как Женя Урбанский меня в первый раз поцеловал... Это было такое потрясение, что я сказала своей бабушке: «Баба, я, наверное, беременна...» Он был моя первая любовь, мой первый мужчина, мой первый муж. Отец его сидел, и он родился в Инте. При такой потрясающей внешности был очень застенчив и не уверен в себе. Он был создан для классических ролей, а играл социальные. Великие роли обошли его...


- А Даль?


- Даль - выдающийся артист. Слово затасканное. Индивидуальность, стиль, манера слишком рано появились, такого еще не было. У него была способность переживать что-то, любовь, скажем, как мужчине переживать не дано. Такая тонкость и такая ранимость, каких мужчинам нельзя иметь, от этого судьба и ранний уход. Я его знаю лучшим, когда он еще был молод. Я вышла замуж: я уже кто-то, а у него рваное пальто, рваные ботинки, и я начала его одевать. Мы снимали квартиру, жили в подвале. Но я не могла одолеть его страшного пьянства.

 

- Тебя Даль не спаивал?


- А как русская женщина себя ведет? Я попивала с ним, чтобы ему меньше осталось. Мне Ефремов сказал: ты смотри, сопьешься. Но Бог не дал. Его мать и отец обожали меня.


Когда Олег умер, я на девять дней пришла к Лизе, его вдове. Павла Петровна отвела меня в свою комнатку и сказала: если бы ты не ушла, он бы не умер. Я сказала: Павла Петровна, что делать, Господь распорядился так.


Понимаешь... мы были с ним в той близости, что могли не разговаривать даже. Мы звуками разговаривали. Но я не думала, что он будет так переживать, когда я ушла. А иначе надо было бросать все и заниматься его пьянством, а это было безнадежно. Он пил с 16 лет. И с Лизой пил. Он тайна. У него неподвижное лицо. У актера это редко бывает, мы все с ужимками. И он с этим неподвижным лицом - оторваться невозможно.


- Ты влюбляешься в человека или в артиста?


- Я влюбляюсь в талантливых. Вот и все. Хоть тресни.


- А они в тебя?


- Я не спрашивала. Я была беспечна.


- Беспечная самоедка?


- Но и с большим гонором. Потому что сначала сразу все пошло вверх. А потом - резко вниз... Я недоигранная актриса. В «Современнике» играла чаще, а мне казалось, редко. Редко играла у Олега Ефремова, а считалось, что я - его любимая артистка. У Галины Волчек я тоже была любимая актриса, а потом перестала...


- А сын Володя от кого?


- От третьего брака. Третий - не актер. Володя окончил Суриковский институт как скульптор, занимается дизайном.


- С тех пор ты одна?


- Ну, у меня были любовники. Многолетние. Семь лет - с известным поэтом, почти пять - с известным режиссером...


...А хочешь, еще историю расскажу? Мы ехали как-то на гастроли в Германию через Польшу. Режиссер Анджей Вайда должен был меня встречать в Варшаве на путях. А поезд пришел не на те пути. И пока он бежал, подходит женщина, просит передать посылочку. Я стою, тереблю сверток, бумажка в моих пальцах рвется...


И в это время бежит Анджей: «Татьяна!» Итак: мороз, пурга, запасные пути, поезд отходит, летит великий режиссер с красными розами... И вдруг я слышу: «Та-а-ня, зачем тебе так много презервативов в Германии?» Я не понимаю: каких презервативов? А он: посмотри, что у тебя в руках. Я смотрю: правда, в свертке - презервативы. А в Германии никто за ними так и не пришел...


Что еще рассказать? Смотри, какие у меня награды. «Ника», «Золотой Овен», «Созвездие», серебряная «Нимфа» . В Доме музыки я вышла на вручение «Ники» после операции...

- Как же ты смогла взять «Нику», статуэтка такая тяжелая!


- Спроси лучше, как я по лестнице смогла подняться...

Ольга Кучкина.

Источник.

 

Фильмография:

Лаврова 7

 

1960  ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК
1961  ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА
1965  ВРЕМЯ, ВПЕРЕД! 
1967  ТАИНСТВЕННАЯ СТЕНА

1969  ОСТРОВ ВОЛЧИЙ

1974  ВЫЛЕТ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ
1975  БЕГСТВО МИСТЕРА МАК-КИНЛИ

1975  МЕНЯЮ СОБАКУ НА ПАРОВОЗ

1975  ФАКТ БИОГРАФИИ

1976  ДНЕВНОЙ ПОЕЗД

1979  АКТИВНАЯ ЗОНА

1979  ВТОРАЯ ВЕСНА

1982  ГОЛОС

1983  ДОЛГАЯ ДОРОГА К СЕБЕ

1988  ТРАГЕДИЯ В СТИЛЕ РОК

1990  СИСТЕМА НИППЕЛЬ

1993  ВИШНЕВЫЙ САД

 

 
Лаврова 3

7 июня 1938 года - 16 мая 2007 года

Tags: актрисы
Subscribe

  • ОКУДЖАВА Булат Шалвович

    Поэт и прозаик, один из основателей жанра авторской песни Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты…

  • ДОВЛАТОВ Сергей Донатович

    Писатель “Главная моя ошибка – в надежде, что, легализовавшись как писатель, я стану веселым и счастливым. Этого не…

  • ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич

    Народный артист РФ (1996) «У меня ощущение, без кокетства, что я как бы не из тех людей, которые родились артистами. Я не родился, я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments