Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

АПЛ "Курск". Альтернативная версия - 2.


115,62 КБ

Споры о том, кто или что стало причиной ее не прекращаются и сегодня. Ниже - интересная обзорная статья-мнение:


Цитата: – После обнаружения «Курска» и начала подводных работ английскими водолазами в районе носовой оконечности АПЛ был обнаружен обедненный уран, используемый в кумулятивных наконечниках в торпедах США и НАТО.

– Приближаться к носовой оконечности водолазам было запрещено. При подъеме «Курска» она была отрезана и оставлена на грунте для последующего подъема, но вместо этого была взорвана. 

Трагедия гибели «Курска» и его экипажа 12 августа 2000 г. болью отразилась в сердцах всех честных людей. Печальное известие и в мире вызвало не только сочувствие, но и конкретные предложения помощи в спасении моряков. Одновременно возникали и вопросы: как мог погибнуть новый современный корабль? Широкой рекой разлился поток различных версий случившегося и предложений по спасению экипажа корабля. С первых дней после катастрофы появилась версия причины гибели корабля и его команды, преодолевшая все другие варианты и легшая через два года в основу заключения правительственной комиссии. В нем утверждается, что атомный подводный ракетный крейсер «Курск» погиб от взрыва части запасных торпед на стеллажах первого отсека, вызванного детонацией, последовавшей после кратковременного возгорания в отсеке, которому предшествовала активизация процессов в трубе торпедного аппарата (ТА) с окисной торпедой. Заключение выглядит правдоподобно.


И все же стоит рассмотреть предложенную версию более подробно, опираясь на опубликованные факты. Под активизацией процессов в трубе торпедного аппарата (ТА) с «окисной» торпедой подразумевается возможность протечек окислителя из бака торпеды через выработавшие свой срок прокладки предохранительного клапана. Были возможны и другие варианты капельных протечек. Однако расчеты специалистов доказали, что для возникновения пожара в кольцевом объеме ТА нужна не капельная протечка, а постоянное поступление в замкнутый объем кольцевого зазора окислителя в точном количестве 12 литров в минуту. При меньшем поступлении окислителя не хватит и огонь заглохнет. При большем – его просто зальет, как «водой», жидким окислителем. Кроме того, для пожара необходимо еще и топливо. Что же могло гореть в герметичном объеме ТА? Краска и поролоновые дорожки, по которым торпеда выскальзывает из ТА при выстреле. После подъема «Курска» при осмотре ТА были обнаружены целые несгоревшие дорожки, а на осколках бака с окислителем сохранилась не только краска, но еще и заводская смазка. Следов возгорания обнаружено не было. Но взрыв с тротиловым эквивалентом около 200 кг был! Взрывом была оторвана задняя крышка ТА. Раскаленная до температуры несколько сот градусов, она, как снаряд, пролетела по стеллажу с запасной «окисной» торпедой, разрушив ее, и приварилась к кормовой переборке отсека. Вся взрывчатка разрушенной на стеллаже торпеды – 500 кг – сохранилась, упав в трюм, и не взорвалась. Несмотря на импульс высокого давления – удар и температуры, детонации от первого взрыва не произошло. Мог ли возникнуть кратковременный пожар? Мог! Но в отсек через разрушенный ТА поступало около 300... 400 т/мин воды. Могли ли запасные торпеды взорваться от пожара? Могли! Но для используемого в них взрывчатого вещества даже при отсутствии на них противопожарных защитных чехлов (их не используют) необходимо было время. Так, при температуре 800 градусов было необходимо не менее 6 минут. Не было этих 6 минут!


Второй взрыв с тротиловым эквивалентом около 2 тонн произошел уже через 135 сек. Сейсмографы отметили взрывную волну, трижды обошедшую вокруг Земного шара. При этом прочный корпус подводной лодки со II отсека и все оборудование (реакторы, турбины, системы и все остальное), начиная с V отсека, сохранились.

Если первый взрыв мог произойти от механического разрушения ТА вне прочного корпуса, что все и объясняет, не вызвав детонации запасных торпед, то что же вызвало 2-й мощный взрыв? Причем после 1-го взрыва «Курск» мог с затопленным отсеком нормально двигаться в подводном положении и спокойно вернуться в базу. Так, например, в свое время, АПЛ «К-1» столкнулась с подводным рифом, не обозначенным на карте, в Карибском море. Выломав глыбу подводного рифа, «К-1» с глыбой рифа в разрушенной цистерне главного балласта вернулась через Атлантический океан домой. Цистерну заварили, глыбу рифа разобрали на сувениры. Правда, стоит отметить еще одну «мелочь». При столкновении были погнуты два ТА с торпедами. Причем одна из них была с атомной боеголовкой. Ответа на причину второго взрыва нет (как и первого).


Остается рассмотреть ряд фактов, опубликованных в различных открытых источниках, в том числе и иностранных.


– В разгар «холодной войны» в США появился документ, потребовавший уничтожения всех атомных подводных ракетных крейсеров (АПРК) стратегического назначения в предкризисный период до начала военных действий с СССР. После этого наши АПЛ постоянно сопровождались АПЛ США, что и приводило к неоднократным столкновениям (22 раза). Последнее столкновение было в наших прибрежных водах недалеко от места гибели «Курска».


– В более позднее время в США появился документ, потребовавший при нахождении в территориальных водах России в случае угрозы «нападения» американским АПЛ применять оружие первыми.


– В США были созданы мины «КЭПТОР» с мини-торпедами, автоматически запускаемыми акустическими сигналами от проходящих мимо советских («русских») ПЛ. Кроме этого, американские АПЛ, в частности типа «Сан-Франциско», были вооружены автоматическими системами, выстреливающими самонаводящимися мини-торпедами на звук выпуска торпед «чужой» ПЛ, без участия командира и личного состава.


– В ходе наших плановых учений в наших территориальных водах находились две АПЛ типа «Сан-Франциско»: «Мемфис» и «Толедо» (английская АПЛ «Сплендид» находилась на границе наших вод).


– После взрывов в акватории нахождения «Курска» были обнаружены: неподвижный подводный объект, лежащий на грунте, на некотором удалении за кормой «Курска», аварийный буй зеленого цвета (у нас красные), автоматически передаваемый сигнал SOS (у нас таких систем нет) и удары, которые могли быть вызваны ремонтными работами.


– Над зоной взрывов кружились самолеты НАТО.


– Через некоторое время упомянутый подводный объект начал движение в сторону мыса «Нордкап» со скоростью около 5 узлов.


– Посланные в зону взрывов наши самолеты противолодочной авиации были возвращены.


– Прибывшую в норвежскую базу АПЛ с поврежденной носовой оконечностью снимать иностранным фотокорреспондентам запретили.


В течение 4 суток мы отказывались от помощи в спасении наших подводников как иностранным спасателям, так и нашим демобилизованным водолазам-глубоководникам. Кстати, в свое время недалеко от места гибели «Курска» проводилось нашими спасателями учение по подъему с глубины 120 м ста человек из «затонувшей» ПЛ. Учение прошло успешно. Позднее эти спасательные службы были распущены, а суда, кроме одного, уничтожены. Одно из них ржавеет на берегу в 80 км от гибели «Курска».

– После обнаружения «Курска» и начала подводных работ английскими водолазами в районе носовой оконечности АПЛ был обнаружен обедненный уран, используемый в кумулятивных наконечниках в торпедах США и НАТО.


– Приближаться к носовой оконечности водолазам было запрещено. При подъеме «Курска» она была отрезана и оставлена на грунте для последующего подъема, но вместо этого была взорвана.


– На основании предположения о затоплении отсека и гибели личного состава в X отсеке он был вскрыт иностранными водолазами, после чего из него 72 мин. шло бурное газовыделение (свидетельство того, что отсек не был затоплен).
Кстати, известен случай, когда в воздушной подушке почти полностью затопленного кормового отсека в воде 22 суток без притока воздуха, без воды и пищи, отрезанные пожаром, в предыдущем отсеке жили, боролись и выжили 10 моряков во главе с капитаном 3-го ранга Поляковым.


– Заключение о гибели 22 человек в X отсеке в конце вторых суток от угарного газа признано известным иностранным специалистом-патологоанатомом неверным (очевидец слышал, как им было сказано: «это уголовное дело»).


– При проведении осмотра корпуса АПЛ на правом борту были обнаружены глубокая борозда на резиновом покрытии длиною около 60 м и круглое отверстие с оплавленными, загнутыми во внутрь корпуса краями. Снимок отверстия был напечатан после подъема и осмотра «Курска» в вашей газете.


– Проведенные по планам работы правительственной комиссии организацией, создавшей «окисную» торпеду, испытания подтвердили ее высокую взрывобезопасность. Торпеда не взорвалась даже при сбросе ее с высоты на бетонный пол. Возгорания удалось добиться только, когда торпеду прострелили куском раскаленного металла.


Перечень фактов мог бы быть продолжен, но стоит остановиться еще только на одном, обратившем на себя внимание. Через пару лет на обложке американского журнала было помещено фото носовой оконечности подводной лодки с разрушенной верхней четвертью правого борта прочного корпуса. Из статьи, помещенной в этом журнале, можно было узнать фантастическую историю о том, как АПЛ типа «Сан-Франциско» на мелководье двигалась со скоростью около 20 узлов в районе о. Гуам. Дело якобы кончилось столкновением с подводным рифом, о который ПЛ ударилась не вся, а только верхней четвертью носовой оконечности. (Не иначе как капитан Врунгель двигался по пещере со сталагмитами и сталактитами.) При этом отмечается находчивость капитана, давшего задний ход.


По справке гидрографов, в этом районе дно песчаное, максимальный уклон в районе островов не более 6 град., и никаких рифов нет.


К сожалению, в статье не отмечено, что на «Курске» тоже все повреждения на правом борту. Но это уже просто «случайное» совпадение.


В заключение хочется еще сказать вот о чем. В свое время, после десятилетнего перерыва в несении боевого дежурства в Средиземное море, через Гибралтар прошел никем не обнаруженный «Курск». Наши подводники несколько раз выходили в учебные атаки на корабли американского флота и удивлялись их беззащитности. «Курск» несколько раз всплывал в надводное положение, чтобы «разбудить» американцев, и снова исчезал от их преследования. Была издана директива, запрещавшая кораблям 6-го флота США приближаться к нашей АПЛ на расстояние меньше 500 км. Так как нахождение «Курска» было неизвестно, кораблям американского флота пришлось укрыться в базах – разбежаться, как тараканам по щелям. Но это уже детали. Дело в том, что, помимо «окисных» торпед «Шквал», движущихся со скоростью 200 узлов по кильватерному следу, не имеющих аналогов и называемых «убийцами авианосцев», «Курск» имел ракеты с дальностью полета более 500 км. При выпуске всех ракет залпом они неслись со сверхзвуковой скоростью к заданной цели. Передние ракеты вели разведку и поиск цели. Боковые – уничтожали противоракеты «противника». Концевые – уводили в сторону преследователей.


Все вместе они охраняли центральную группу ракет, наносящих удар по противнику. Не создав в течение 15 лет подобного оружия, США оказались в затруднительном положении. Вынести такого позора от одного корабля уничтоженного по планам Даллеса государства супердержава, властвовавшая над миром, не могла. Тем более она не могла допустить намечавшуюся передачу ракет «Шквал» Китаю.


Но все для США обошлось «удачно». «Курск» из-за своих чудо-торпед затонул. Торпеды сняли с вооружения, не дожидаясь заключения правительственной комиссии. А «друзья» продали эти торпеды Канаде. (Злые языки говорят, что для передачи их США). Но это уже не факт.

Автор: mbpolyakov

Альтернативная версия о гибели АПЛ "Курск", опубликованная в сообществе ранее.

Фото: mer3abeli пишет в warhistory



106,14 КБ

Баржа Мамут для подъема

59,58 КБ

87,60 КБ

Лодка в доке ПД-50

197,73 КБ

Общий вид разрушений носа. Переборка между 1м и 2м отсеками находится на 22 шпангоуте. Переборка 2 и 3 отсеков на 43м шп. В реальности переборку 22го шп. нашли на 43 шпангоуте, т.е. ее унесло на целый отсек.
Фактически спрессовало 2 и 3 отсек в один.

156,18 КБ

Переборочный люк 22шп. Кромка металла по вертикали на прочном корпусе - все что осталось от 43 шпангоута.

111,22 КБ

Вид снаружи

146,88 КБ

Порванные ребра легкого корпуса. Верхняя часть лодки.

159,79 КБ

Вид с носа в корму. Видны остатки настилов.

178,43 КБ

146,21 КБ

Выдвижные. Самое толстое - 430 мм.

146,47 КБ

Большая часть вычищена. Видны настилы. Вварыши настенах - срезаны взрывом.

153,72 КБ

49,17 КБ

Часть ракет сорвало ударом с направляющих, поэтому их залили пеной и вырезали вместе с шахтами для последующей утилизации.

133,61 КБ

От торпед (всего взорвалось около 80%) остались лишь хвостовики и сплющенные батареи. Мощность взрыва оценивается около 8 килотонн.

60,00 КБ

Здесь видно как настил (сталь до 22 мм толщиной) взрывом и давлением сложило в гофру. Представьте что произошло с оборудованием и людьми.

154,77 КБ

Вид лодки в нос.

52,17 КБ

Бортовые часы (скорее всего 3 отсек).

 

Tags: катастрофы
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments