Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

БОГОСЛОВСКИЙ Никита Владимирович (часть 1)


Богословский 6

Народный артист СССР (1983)

Народный артист РСФСР (1978) 

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968)


Богословский 13

 

Родился 22 мая 1913 года в Санкт-Петербурге.

 

Отец - Богословский Владимир Львович. Мать - Богословская (Поземковская) Елена Михайловна. Супруга - Сивашова Алла Николаевна, композитор. Сын - Богословский Андрей Никитич, литератор, музыкант.

 

Бабушка Никиты - Надежда Николаевна слыла прекрасной пианисткой. Но на молодых родителей Никиты огромное впечатление произвела запись в его школьном аттестате: "Склонность к градостроительству и химии". Они мечтали увидеть ребенка строящим города и почему-то занимающимся химией.

 

Но бабушка сказала: "Нет!" И "химик" угодил в музыкальную школу. Его усадили за рояль. "Вы не представляете, - вспоминал Никита Владимирович, - как я ненавидел этот инструмент!" Огорченные родители смирились и разрешили ребенку на рояле вообще не играть.

 

И вот тут произошло нечто характерное. Мне дозволено не играть на рояле? И мальчик прямо-таки прилип к клавишам. Более того, стал бренчать на них что-то неведомое ему самому. Проще говоря, сочинять музыку. Она произвела приятное впечатление на друга семьи, который был к тому же выдающимся композитором Александром Константиновичем Глазуновым.

 

Вскоре состоялось и публичное признание. Никиту пригласила на день рождения подружка Дита. Ей исполнилось 7 лет, и он написал в честь этого события вальс. Вальс очень понравился гостям - и дяде Леде, и дяде Мише, и дяде Исааку, и трем дядям Володям. Вообще-то это были Утесов, Зощенко, Бабель, Маяковский, Горовиц, Софроницкий... Несколько позже Никита Владимирович исполнил тот вальс на 85-летии Леонида Осиповича Утесова, папы девочки Диты.

 

Вундеркинда стали приглашать на детские торжества, как бы в назидание своим отпрыскам - вот ведь какие бывают хорошие дети! Но гость Никита был беспокойный. На дне рождения у мальчика Саши Менакера, в дальнейшем папы Андрюши Миронова, он расколол фарфоровую вазу. Заплакал: "Я разбил красивую новую вазу!" Его успокоили: "Не плачь, не такая уж она новая. Ей уже 200 лет".

 

В консерваторию его приняли с партитурой оперы "Мечта мира". Дальнейшее, в общем-то, известно. Впрочем, вот что прелюбопытно. Все-таки поэтов-песенников - хоть пруд пруди. А вот прозаик-песенник был один-единственный. Кстати, издал два романа.

 

В мире музыки у Богословского все хорошо и даже очень: рояль его обожал, женщины его боготворили, народ им восхищался.

Богословский 7

 

Нет, "шероховатости", конечно, были. Из консерватории его выгнали с 3-го курса за "эксперименты". Закончил ее экстерном. Потом выгнали и из дирижеров Александринского театра: после первого акта спектакля, бросив дирижерскую палочку, сбежал на свидание к любимой девушке. А из Союза композиторов его исключали даже дважды.

 

Правда, была "шероховатость" и покруче. Внук царского камергера показался недоучившемуся семинаристу, а впоследствии генералиссимусу недостаточно аристократичным. Так и сказал: "Кабацкие песни!". Это, очевидно, про всенародно любимые "Темную ночь" и "Шаланды"...

Богословский 11

 

В списке произведений Богословского - симфоническая и камерная музыка, сочинения для музыкального театра, песни и музыка к кинофильмам и мультфильмам. Он автор 8 симфоний, написанных в период с 1940 по 1991 г., симфонической повести "Василий Теркин" (1950-1963 гг.), двух струнных квартетов (1931, 1988 гг.), музыкальных драм по А.Блоку: "Незнакомка" (1972 г.) и "Балаганчик" (1976 г.), балета "Королевство кривых зеркал" (1953 г.), одноактной оперы "Соль" (1932-1980 гг.), 18 оперетт и музыкальных комедий, в том числе: "Одиннадцать неизвестных" (1946 г.), "Весна в Москве" (1972 г.), "Раскинулось море широко" (1943 г.), "Алло, Варшава" (1967 г.) и других. Композитор сочинил музыку к 52 драматическим спектаклям (в том числе "Факир на час", "Свадебное путешествие", "В сиреневом саду"), 58 художественным фильмам: "Остров сокровищ" (1937 г.), "Истребители" (1939 г.), "Большая жизнь" (1939 г.), "Таинственный остров" (1941 г.), "Ночь над Белградом" (1941 г.), "Александр Пархоменко" (1942 г.), "Два бойца" (1942 г.), "Пятнадцатилетний капитан" (1945 г.), "Безумный день" (1956 г.), "Разные судьбы" (1956 г.), "Олеко Дундич" (1958 г.), "Пес Барбос и необычный кросс" и "Самогонщики" (1961 г.), "Всадник без головы" (1973 г.), "Жили три холостяка" (1967 г.); 49 мультфильмам: "Кто в сапогах" (1938 г.), "Айболит" (1939 г.), "Бармалей" (1941 г.), "Кораблик" (1956 г.), "Кошкин дом" (1958 г.), "Дюймовочка" (1964 г.), "Мой зеленый крокодил" (1966 г.), "Скамейка" (1967 г.). Никита Богословский написал около 400 песен, среди которых такие популярные, как "Я на подвиг тебя провожала", "Любимый город", "Спят курганы темные", "Темная ночь", "Шаланды", "Три года ты мне снилась", "Лизавета", "Старый извозчик", "Днем и ночью", "Почему ж ты мне не встретилась", "Уходит бригантина", "Звезда моих полей", "Аленушка", "Солдатский вальс", а также музыкальную картинку "Старая Одесса", две увертюры в классическом стиле, музыку для многочисленных эстрадных спектаклей и радиопостановок.

 

Автор: Эдуард Графов

 

 

БОГОСЛОВСКИЙ о своей биографии…

 

Автор: Александр Сирота

 

«Проделки маэстро»

Богословский 10

 

- Никита Владимирович, "Что было и чего не было и кое-что еще" - это своеобразная книга воспоминаний в коротких новеллах, большей частью смешных и веселых, впрочем, не лишенных ностальгической задумчивости. Но если с первой частью названия все ясно, то что значит "...чего не было и кое-что еще"?

 

- Выдумка украшает жизнь. А для меня это еще и страховочная фраза, поскольку всегда могут быть какие-то авторские неточности, описки, к которым придерется дотошный читатель. Кроме всего прочего, в книге есть просто рассказы, очень похожие на правду.

 

- И все же вначале о том, что было. Вы знали очень многих знаменитых, выдающихся людей. Но, вероятно, есть среди них те, кто запомнился вам более всего.

 

- Первый удар в сердце и сознание - моя встреча и общение с великим русским композитором Александром Константиновичем Глазуновым. В петербургских дворянских семьях было принято учить детей музыке с трех лет. Трудно передать отвращение, с которым я приступил к этим занятиям. Когда я пошел в школу, родители сказали, что освободят меня от музыкальных занятий, если буду приносить пятерки по поведению. Как вы понимаете, для умельца переделать скорбную тройку на пятерку особых трудов не составляет. Очень скоро я был начисто освобожден от этой обузы. А потом произошло следующее. Отчетливо помню вечер, в доме гости, меня уже отправили спать. И тут как бы издалека я услышал звуки рояля: играла мама, она была прекрасная пианистка, ученица знаменитого петербургского педагога Есиповой, которая в свое время училась у Листа. Потом я узнал, что это была первая баллада Шопена. Почти сразу мама спела под свой аккомпанемент какую-то раннюю песенку Вертинского. Все это на меня так сильно подействовало, что я заплакал.

 

На следующий день сам подбежал к роялю, начал что-то ляпать, пытаясь произвести нечто свое, и меня уже нельзя было оттащить от инструмента. Меня решили показать Глазунову. Он начал с обычных вещей: проверил слух, память, чувство ритма и т.д. С собой на эту встречу я принес первый акт клавира своей оперы. Он мельком посмотрел, перелистал и отложил в сторону. Потом начал наигрывать разные знаменитые мелодии, большинство которых, к великому моему стыду, я не знал. И здесь случилось чудо: Глазунов легко и непринужденно, без единой ошибки, в точном темпе сыграл всю увертюру к моей опере. Я был ошеломлен и повел себя крайне глупо: стал заглядывать под рояль, в струны в поисках своих нот. Но они продолжали сиротливо лежать на прежнем месте. Значительно позже я узнал о его феноменальном даре, почти патологической музыкальной памяти. Например, на вечере у Римского-Корсакова Бородин сыграл увертюру к только что сочиненному им "Князю Игорю". Бородин скончался, а Глазунов по памяти всю увертюру записал, оркестровал, и она идет во всех театрах в этом варианте.

 

В течение почти двух лет я занимался с ним по воскресеньям, и эти занятия дали мне больше, чем все последующие консерваторские годы. Правда, иногда занятия заключались в том, что я бегал на угол Казанской и Невского за коньяком, но и это входило в круг нашей совместной деятельности, несмотря на то, что тогда я даже не пригубливал спиртное.

 

- Это как-то отразилось на вашем отношении к горячительным напиткам в дальнейшем?

 

- Студентами мы выпивали, но для удовольствия, а не для разгрома витрин. Между прочим, я и сегодня с удовольствием выпью рюмку-другую.

 

- Мандельштам писал: "Мы живем, под собою не чуя страны...". Вам приходилось испытывать что-либо похожее?

 

- Может быть, это стыдно, но я никогда не интересовался страной. Все мои мысли были направлены на творческое благополучие и на свою судьбу в этом мире, который я воспринимал иронически. В духовном плане у меня не было драм и трагедий. Только ясное, радостное ощущение жизни, праздник бытия. К счастью, трагедии прошли мимо меня, только холодом от них повеяло. Например, после убийства Кирова в 1934 году из Ленинграда стали высылать дворянские семьи. Всему нашему семейству предписывалось ехать куда-то в Среднюю Азию. За нас ходатайствовал друг семьи генерал медицинской службы (еще при царе) Григорий Григорьевич Епифанов, прятавший когда-то у себя в имении Менжинского. В результате его хлопот нашей семье заменили место ссылки, теперь это была Казань, где, так и не вернувшись в Ленинград, умерли бабушка, мама и отчим. (Была еще сестра, родная по матери, умершая в десятилетнем возрасте.) Мне назначили местом проживания Сыктывкар. Но я подумал, а что если я туда не поеду? И не поехал, и обо мне забыли.

 

Кстати, мой дед был камергером Двора Его Императорского Величества. Когда Репин писал картину "Заседание Государственного Совета", то дед, как камергер, входил туда автоматически. Художник был у нас дома и подарил карандашный эскиз. Когда началась вся эта кутерьма с высылкой, бабушка так испугалась, что зачернила мундир деда тушью, а в 1937 году и вовсе сожгла рисунок.

 

- Ваше композиторское творчество начиналось с серьезной музыки, песня появилась позже. Как вы думаете, современная песня изменится?

 

- То, что когда-то казалось мне смелым экпериментаторством в музыке, сегодня воспринимается как детская забава, а что до так называемой современной песни, то это же не песня, а сплошные выкрики. Она не может деформироваться, не будучи песней. И ничего из нее вырасти не может, потому что ни интонационно, ни по смыслу она не воспринимается. Недавно я попал в дом, где оказалось много современной молодежи. Отыскали старую пластинку со знаменитыми песнями советских времен, проигрыватель. Вы бы видели, как слушали ребята, с каким интересом. Я убежден, песни эти просто-напросто им не дают. Нельзя же в самом деле всерьез говорить о чепухе под названием "Старые песни о главном".

 

- Кто из отечественных композиторов будет, по-вашему, исполняем в ХХI веке?

 

- Наверняка Свиридов, хотя это не самый мой любимый композитор. Стравинский. Шостакович. Но не долго, лет сто.

 

- А из песенников?

 

- Да никто! Правда, подобные прогнозы делать весьма трудно, легко можно попасть пальцем в небо. Порой старые, прочно забытые песни неожиданно обретают новую судьбу. Скажем, песня Бориса Мокроусова "Вологда". Она ведь была написана давно и забыта. А "Песняры" ее воскресили.

 

- Вы прожили огромную жизнь, были свидетелем стольких событий. Изменился ли за это время человек?

 

- Люди начала века, времени революционной поры, и нынешние совершенно разные. Я это замечал по нашей эмиграции первой волны, от которой, увы, никого уже не осталось. Это другой язык, другой стиль общения при наличии тех же человеческих чувств - любви, ненависти и пр. Все это выражалось в словах и поступках совершенно иначе, нежели теперь.

 

- Ваша любимая добродетель?

 

- Ни в юности, ни сегодня особо любимой добродетели у меня не было. Я никогда не придерживался строгих моральных устоев. Но добродетель заключается в том, чтобы не предавать друга, не ябедничать и не врать, когда попался.

 

- А к какому пороку вы более всего снисходительны?

 

- К блуду. Если кто-то в этом уличен, я не могу быть ему суровым судьей. С возрастом и мои донжуанские эксперименты утратили былую привлекательность.

 

- Ваши любимые качества у мужчин и у женщин?

 

- У мужиков - верность, у женщин - нежность. Первая моя жена была очаровательная молодая художница, но жизнь с ней не сложилась. Точка была поставлена на весьма нелепом эпизоде. Это случилось в Ленинграде. Денег ни копейки, и вдруг я получаю на студии какую-то крупную сумму. Прихожу домой, говорю: "Ирка, живем!" На следующий день она опять просит на обед, а я ей замечаю, что только вчера отдал вполне приличную сумму. Торжественным тоном она объявляет: "Я сделала очень важную покупку!" Ни за что не догадаетесь, что она приобрела. Кандалы Рылеева! Нашла в каком-то комиссионном магазине, да еще с квитанцией, удостоверяющей их подлинность. Брак развалился мгновенно. Я просто представил, что может быть дальше. Потом я долго жил со второй женой, замечательной женщиной. Она, к несчастью, умерла. Сейчас у меня прекрасная жена Алла.

 

- К чему вы питаете наибольшее отвращение?

 

- К бездарности, которая гримируется в творца. Когда эта бездарность настойчиво, всеми способами внедряется, используя приятельские отношения, подкуп, вот это омерзительно.

 

- Ваше любимое занятие?

 

- Помимо творчества? Конечно, чтение. Моя библиотека насчитывает 12 тыс. томов, но целый ряд собраний сочинений советских классиков с дарственными надписями стоит на полках, как говорится, "для мебели".

 

- Ваши любимые писатели?

 

- Аверченко. Пусть это иной масштаб, но он, как мне кажется, не оценен по-настоящему до сих пор. Разумеется, Зощенко. Не могу сказать, что мы близко дружили, но до его смерти находились в дружеских отношениях. В 1954 году я был в Ленинграде и попал в больницу, чем-то отравившись. Михаил Михайлович узнал об этом и навестил меня. И подарил свою книжку "Возвращенная молодость". Недавно она попалась мне на глаза, я стал ее перелистывать и неожиданно на одной из страниц обнаружил прежде мной незамеченную карандашную авторскую запись: "О, мои грустные опыты! И зачем я захотел все знать? Теперь я не умру так спокойно, как надеялся..." Затем поздний Катаев, Булгаков, исключая христианскую линию в "Мастере и Маргарите", это мне читать скучно. Из западных писателей люблю - Диккенса, Честертона, Конан Дойля.

 

- Не тяжела ли корона "короля розыгрыша"?

 

- Розыгрыш - это театр для себя. Я разыгрываю только друзей и только тех, кто обладает чувством юмора. В противном случае это либо хулиганство, либо месть. Никогда не разыгрываю женщин. Из вежливости, из галантности. Потом имеет значение уровень обидчивости и не всегда адекватное восприятие шутки. У меня был один розыгрыш, задуманный 27 лет назад. Он шел как многосерийный фильм. Но вот беда: его участники начали умирать, а когда актеры выбывают, надо менять сюжет.

 

- Кто же его жертвы?

 

- Э, не скажу. Еще много живых действующих лиц. Но вот что хотел бы заметить. Мне смертельно надоело отрицать свое участие в различных проделках и розыгрышах, к каковым я не имею никакого отношения. Впрочем, иногда я выслушиваю приписываемые мне истории с некоторым интересом, поскольку ставший уже каноническим сюжет обогащается различными неожиданными и забавными поворотами. Вместе с тем решительно отмежевываюсь от розыгрышей, к которым не причастен. Я никогда не запечатывал ни одной квартиры, никогда не отправлял никаких пьяных самолетом в Киев, никогда не разыгрывал Таривердиева в связи с его песней из фильма, никогда не провоцировал поэта М. на написание православного гимна.

Богословский 4

Продолжение следует...

Tags: композиторы
Subscribe

  • Журналист и музыкант

    Ханнес Ростам / Hannes Råstam Шведский тележурналист и бас-гитарист. ( 27.07.1955 - 12.01.2012 ) Сегодня он больше известен как…

  • жаль, без вас, Быстрицкий...

    Есенин перепутал фамилию, но знакомство с еврейским мальчиком, прибывшим в Москву в поисках работы и славы, видимо, произвело на него впечатление. По…

  • БАШЛАЧЕВ Александр Николаевич

    Поэт и исполнитель "Я знаю, душа начинает заново маяться на земле, как только о её предыдущей жизни все забыли. Души держит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment