Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Category:

БОГОСЛОВСКИЙ Никита Владимирович (часть 2)


Богословский 2

Награжден орденами "За заслуги перед Отчеством IV степени" (1998 г.), Трудового Красного Знамени (1971 г.), Красной Звезды (1946 г.), французским орденом "За артистическую деятельность" (1978 г.), болгарским орденом "Кирилл и Мефодий I степени" (1986 г.), медалью им. А.В.Александрова (1986 г.), а также 17 военными и гражданскими медалями, является полным кавалером знака "Шахтерская слава" (1966, 1968, 1973 гг.).


Богословский 5

 

ФРАГМЕНТЫ других интервью…

 

Из интервью на 90-летие композитора. Источник: www.megapolis.ru

Автор: Виктор ЯДУХА

Богословский 9

 

"— Я всегда бежал от неприятностей, которые, естественно, подстерегали меня, как любого человека, всюду и везде. Но я думал так: если сегодня на эту гадость я реагирую остро, то завтра она мне покажется мелочью, а послезавтра я вообще о ней забуду. И от этих мыслей сила неприятностей моментально угасала, и я успокаивался. Наверное, поэтому в моей музыке и взглядах на жизнь много света. Это то, что лежит на поверхности. Ну а что уж я скрываю в глубине своего сердца, я вам не скажу.

 

— Песню «Письмо в Москву» вы написали в 13 лет. Откуда у подростка такое острое гражданское чувство? Или дети в то время все такие были?

 

— Да я думаю, просто я дурачок был: все писали — и я написал. Честно говоря, я об этом уже и забыл.

 

— Вы даже в советское время много ездили по миру, дружили с Жаном Маре, с Мишелем Леграном, были даже знакомы с королем Испании. Как вам это удавалось? Вы были любимцем партийного начальства?

 

— Всем известно, что любимцем начальства я не был никогда, не являюсь сейчас и, надеюсь, не буду. Вы знаете, что было написано в постановлении ЦК о моих песнях для кинофильма «Большая жизнь»? «В фильм введены песни, проникнутые кабацкой меланхолией и чуждые советскому народу». А песни-то были — «Спят курганы темные» и «Три года ты мне снилась»! Та же «кабацкая меланхолия», по их мнению, была и в «Темной ночи», и в «Шаландах», представьте себе. Но весь народ их распевал, несмотря на постановления. Это что касается песен. А что касается людей, то я всегда встречался с интересными мне людьми, невзирая на их социальный статус и политические взгляды. Поэтому в моем окружении всегда были люди яркие, талантливые и, как правило, веселые — я очень люблю людей остроумных.

Богословский 12

На фото: Евгений Аверин справа. За столом в центре Никита Богословский, слева писатель Леонид Ленч, в углу Юрий Никулин, Борис Грачевский («Ералаш» только-только вставал на ноги) и Владимир Шахиджанян.

 

— Как вам сегодняшняя жизнь? Многие из тех, кто гораздо моложе вас, не чувствуют себя вписанными в нее и остро это переживают. Вы себя вписанным чувствуете?

 

— Абсолютно! Я интересуюсь всем, что происходит за окнами моей квартиры, я в курсе всех политических баталий, я слежу, что делается в музыке, в театрах. Современная жизнь ничуть не менее интересна, чем прежняя — она просто иная. И я никогда не говорю, что раньше было лучше, вода была мокрее, воздух суше и что-то там такое чище.

 

— Что вы думаете о современной эстраде?

 

— Современная эстрада тоже разная. Как-то мы поспорили с Леонидом Осиповичем Утесовым, с которым мы уже тогда перешли на ты, и я ему задал вопрос: «Леня, как ты думаешь, что вообще никогда не произойдет?» А мы как раз шли мимо Колонного зала Дома союзов, и он мне говорит: «Ну, наверное, никогда блатные песни не будут петь в этом зале». Как он ошибся! Но в современной эстраде, как и раньше, наряду с пошлостью, гадостью, глупостью, бездарностью и полной пакостью встречаются очень интересные явления. Нормальная жизнь! Что вы так волнуетесь по поводу современной эстрады?

 

— Сейчас так много песен-однодневок! Никто не пишет вещей, которые остались бы на десятилетия.

 

— Такие вещи пишутся с поцелуем Господа Бога. Что ж, вы полагаете, он всех должен целовать? Вот взял и поцеловал меня, такого. А в отношении однодневок... Откуда вы знаете? Давайте, как говорил Маяковский, поживем лет сто и посмотрим.

 

— 25 мая в ГЦКЗ «Россия» прошел юбилейный концерт в вашу честь, а за день до этого рядом, на Красной площади, дал концерт Пол Маккартни. Но битломаны помнят, что в 64-м году вы написали статью, где предрекали «Битлз» скорое забвение и даже называли их «навозными жуками». Как такое могло случиться?

 

— Ой, как я ошибся, как ошибся! Но вы что, полагаете, будто я во всем и всегда был такой, как во время написания «Темной ночи»? Если я вам расскажу, сколько сделал за свою жизнь глупостей, ошибок и всяких дурацких поступков, то вы мне, наверное, не поверите. Я о них просто молчу и выхваляюсь как этакое уникальное явление. Но глупостей я сделал много и от них сейчас прилюдно, принародно отрекаюсь. А битлы — потрясающие ребята. Кстати, Пол Маккартни давал концерт в мою честь, вы в курсе или нет?

 

— Нет.

 

— Так знайте.

 

— Вас заставили написать ту злополучную статью или вы сами недооценили масштаб явления?

 

— Значит, так, говорю вам однозначно и категорично: заказов, тем более подобного рода, я не исполнял никогда, ни для кого и ни за что! Я думаю, что я был пьяный.

 

— Если бы вы сейчас встретились с Маккартни, что бы вы ему сказали?

 

— Я бы ему сказал: «Спасибо, старик!»

 

— Покаялись бы?

 

— Ну, чего это я буду перед ним каяться? Каяться надо не перед Полом Маккартни, а сами знаете перед кем. А ему бы я просто сказал: «Спасибо тебе, старик!»

 

— Никита Владимирович, вы известный мастер розыгрышей и шуток. Откуда у вас такая страсть к этому?

 

— Ну откуда же я знаю? Таким уж родился — люблю шутить, подзуживать, хулиганить.

 

— У вас есть любимый розыгрыш?

 

— Трудно сказать, я многое уже забыл, а когда мне рассказывают, делаю вид, что помню, чтобы не думали, будто я впал в старческий маразм. Один из любимейших розыгрышей уже стал классикой: это когда мы с Зигой Кацем поменяли очередность выступлений на концерте. В программе он выступал первым, а я вторым, но я убедил его в обратном и пошел вместо него. Выхожу и говорю: «Здравствуйте, меня зовут Сигизмунд Кац!» А люди нас в лицо не знали — ну Кац, значит, Кац. Я сажусь, исполняю его репертуар, потом откланиваюсь и ухожу. Через минуту на сцену выходит совсем другой человек — сам Зига — и говорит: «Здравствуйте, меня зовут Сигизмунд Кац!» Зал недоумевает, потом начинает хохотать. За это меня выгнали на три месяца из Союза композиторов, и я уехал в Париж вполне свободным человеком.

 

— Вам уже девяносто, но трезвости ваших суждений и памяти может позавидовать юноша. Как вам это удается?

 

— Неужели я выгляжу на девяносто лет? Вы меня старите! Я считаю, что выгляжу лет на двадцать пять моложе своего паспортного возраста. Не знаю, почему. Может быть, потому, что мы с друзьями всегда жутко веселились, разыгрывали друг друга, постоянно шутили, иногда просто задыхались от хохота. Мне кажется, молодежь сейчас так не смеется. Унылые они какие-то. "

Богословский 3

 

 

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ…

Богословский 8


Первый розыгрыш

 

ПЕРВЫЙ свой розыгрыш Никита Богословский устроил, еще учась в школе. Зимой по пожарной лестнице он забрался на пятый этаж школы, прижался носом к окну и постучал. Учительница, увидев его физиономию, упала в обморок

 

 

За пьесу «Павлик Морозов» — ни х…

 

У писателя Виталия Губарева была такая манера: позвонит и обрадует — вечером приеду. И бросает трубку — его вовсе не волновало, свободен я вечером или занят. К одному его визиту я подготовился: поехал в Радиокомитет к Юрию Левитану, попросил его наговорить текст. И гостей на вечер назвал побольше. Съехались гости, прибыл и Губарев. Сидим, пьем, я сделал вид, что включаю радио, а на самом деле врубил магнитофон. Узнаваемый голос Левитана вещает: «…В области драматургии присудить: Лавреневу Борису Андреевичу — Сталинскую премию первой степени… Губареву Виталию Георгиевичу за пьесу «Павлик Морозов» — Сталинскую премию третьей степени…» Шум, гам, поздравления… Счастливый Губарев бежит в магазин за шампанским, фруктами, пир продолжается. Кто-то предложил послушать «Последние известия» целиком. Включаю вторую пленку. Левитан перечисляет фамилии лауреатов и заканчивает выступление словами: «…Губареву Виталию Георгиевичу за пьесу «Павлик Морозов» — ни х…».

 

 

Подлинный Левитан…

 

ОДНАЖДЫ Богословский попросил знаменитого диктора Левитана нарисовать что-нибудь на листке бумаги. Тот отпирался, говорил, что никогда не умел рисовать, но Никита Владимирович его все-таки уломал. Левитан нарисовал домик с идущим из трубы дымком. Этот детский рисунок Богословский вставил в рамку, повесил у себя дома и с каждым, кто приходил к нему в гости, спорил, что это подлинный Левитан…

 

 

А я так ждал!!!

 

НИКИТА Богословский и Марк Бернес делили на двоих номер в киевской гостинице. Никите Владимировичу срочно потребовалось улететь на несколько дней в Москву, а когда он вернулся, то первым делом позвонил от портье в их шикарный номер и сказал женским голосом: «Ах, дорогой мой! Я уже вернулась, раздевайся, я сейчас к тебе зайду…» Вот тут-то портье и сообщил, что, пока Богословского не было, Бернес из экономии переехал в более скромный номер, а в «люкс» поселили министра внутренних дел Украины Серова.


…Лет через десять Богословский встретил Серова на приеме в американском посольстве и напомнил ему ту давнюю историю. На что министр ответил: «А я так ждал!!!»

 

 

Капиталисты-бракоделы

 

КАК-ТО Богословский привез из-за границы ручку, которая заправлялась специальными чернилами. Брызнешь кому-нибудь на костюм — жуткие чернильные кляксы, человек в шоке, но… проходит несколько минут и кляксы испарялись, не оставляя никаких следов. На приеме в «Метрополе» Никита Владимирович решил испытать чудо-ручку на разных знаменитостях. Реагировали по-разному: Евгений Евтушенко рассмеялся, Сергей Михалков рассердился… А Марк Донской был от ручки в восторге и в конце концов упросил композитора одолжить ему ее напрокат. И вот приходит радостный Донской в ресторан и брызгает на официанта чернилами, предвкушая, как через пару минут они оба весело посмеются. Откуда ему было знать, что коварный Богословский заправил ручку настоящими чернилами? Чтобы успокоить бедного официанта, Донскому пришлось выложить кругленькую сумму. А Никита Владимирович сделал вид, что не менее Донского возмущен «капиталистами-бракоделами».

 

 

Бюсгалтеры для нимф

 

ДОСТАВАЛОСЬ от Богословского не только друзьям, но и предметам неодушевленным: голые алебастровые нимфы в фонтане дома отдыха на следующий день после приезда композитора обзавелись бюстгальтерами с ценниками из соседнего магазина.

 

 

Девятая симфония

 

У меня восемь симфоний, и я боюсь писать девятую, потому что согласно поверью, которое бытует среди композиторов, после написания девятой симфонии композиторы очень быстро умирают.

В советское время мы сочинили своеобразное продолжение к этому поверью: «Архангел, который ведает в небесах вопросами искусства, приходит к Всевышнему и говорит: «Что тут делать? В России полагается умирать после девятой симфонии, а там живет один композитор, который уже двадцать первую написал. Непорядок». Бог спрашивает: «А как его фамилия?» Тот называет фамилию. Бог говорит: «Какие же это симфонии? Это же дрянь. Пусть живет».

 

Остался за границей

 

Будучи вице-президентом общества «СССР - Франция», я из-за путаницы с визами задержался в Париже на два дня. Гуляю по бульвару Клиши и вдруг встречаюсь с нашими -- Марией Мироновой, Менакером, еще какими-то людьми, среди которых выделяется «руководитель гастролей» -- товарищ явно с Лубянки. Зная, что наша делегация улетела, они удивлены. Я говорю: «Товарищи, после долгих размышлений я принял решение не возвращаться на Родину. Не по политическим соображениям. Просто предложили здесь интересную работу, а в Москве у меня плохие отношения с Союзом композиторов... - и сдерживая рыдания: Прощайте, друзья! Вы, конечно, не подадите мне руки на прощание...» Они оцепенели. Я повернул на улицу Фобур-Монмартр, и меня осенило: ведь этот стукач сейчас ринется в посольство докладывать обо мне. Я рванул в посольство, рассказал про шутку советникам. Один референт придумал окончание розыгрыша... Скоро в посольстве появляется этот тип и требует срочного свидания с послом. «Сейчас доложу», - сообщает референт. Через минуту из кабинета с надутым видом выхожу я и спрашиваю: «Вы ко мне?» Можете себе представить, что с ним было...

 

Ангел Ангелович

 

В детстве, в Ленинграде, я увидел в телефонном справочнике: «АНГЕЛОВ Ангел Ангелович». Набрал номер и вежливо попросил: «Черта Чертовича можно?» - на тот момент мне это казалось невероятно смешно. Меня обругали, бросили трубку... Прошло лет пятьдесят, и опять я в Питере листаю телефонную книгу, и вдруг -- как привет из детства: «АНГЕЛОВ Ангел Ангелович»! Ну я, конечно же, не отказал себе в удовольствии. Набрал номер и вежливо попросил: «Черта Чертовича можно?» И старческий голос в трубке мне ответил: «ТЫ ЕЩЕ ЖИВ, СВОЛОЧЬ?!!»

 

Встречи с Шостаковичем

 

Как-то, идя по Невскому проспекту, встречаю Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, который в задумчивости гулял по проспекту, глядя себе под ноги и что-то тихо насвистывая. А это был еще и день рождения Шостаковича, но он не изменял своему правилу ежедневной прогулки по городу. Я уже немного знал Шостаковича по Союзу композиторов. Ну и вот, я вежливо раскланялся с ним, поздравил. Он рассеянно выслушал, явно не узнав меня, но, поблагодарив, продолжил прогулку, опять погрузившись в себя. Я взял извозчика, обогнал композитора и опять пошел ему навстречу. Все повторилось - вежливые раскланивания, поздравления. Он уже слегка удивлен. Затем я повторяю свой маневр в третий раз. Шостакович уже ничего не насвистывает, он растерян и озабочен. Увидев меня, ускоряет шаг и переходит на другую сторону проспекта. Тогда я бегу на почтамт, звоню другу в Москву, и тот посылает на адрес Шостаковича срочную телеграмму: «Находясь в Москве и не имея возможности лично поздравить вас с днем рождения зпт хочу сделать это данной телеграммой...» Далее шла привычная поздравительная часть, и в конце: «До скорой встречи тчк Никита Богословский».

 

 Богословский 1

 

22 мая 1913 года - 4 апреля 2004 года


 
Tags: композиторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments