Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ГУНДАРЕВА Наталья Георгиевна (часть 1)


Гундарева 11


Народная артистка России (1986)

Лучшая актриса 1977, 1981, 1984 годов - по результатам опросов журнала "Советский экран"

Лауреат премии Ленинского комсомола (1978).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1980, за участие в фильме "Осенний марафон")

Лауреат Государственной премии СССР (1984, за театральную работу)

Лауреат премии Москвы (1994, за участие в спектакле "Жертва века")

Лауреат премии "Хрустальная Турандот" (1996)

Лауреат премии российских деловых кругов "Кумир" (1999, за актерскую работу в спектакле "Любовный напиток")

Лауреат премии МКФ "Восток-Запад" в Баку за лучший женский образ (2000)

Лауреат премии им.Станиславского за вклад в театральное искусство (2001)

Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2002)

Гундарева 2

 

Наталья Гундарева родилась 28 августа 1948 года в Москве в рабочей семье.

 

Ее отец - Георгий Макарович - в детстве батрачил под Тулой, в 14 лет приехал в Москву. Прошел путь от рабочего до инженера. Мать - Елена Михайловна - окончила строительный институт, работала в проектно-конструкторском бюро в должности инженера-проектировщика. В свободное от работы время увлекалась театром - играла в самодеятельном театре своего НИИ. Эта ее любовь передалась и дочери. В те годы в школах не было групп продленного дня, и Наташа долгое время ходила в кружок художественного слова в Дом пионеров. Будучи девочкой крупной, Наташа в большинстве спектаклей и роли играла соответственные - возрастные. Например, в «Дикой собаке Динго» она перевоплощалась в маму главной героини.

 

Девочкой Наташа нисколько не стеснялась своей полноты, хотя и выглядела из-за этого немного старше своих лет. Ширококостная и рослая, она одевалась очень скромно. Несмотря на полноту, посещала баскетбольную секцию, бальные танцы, бегала на лыжах. Часто в ветреную погоду ходила без шапки, доказывая всем, что «морозоустойчивая». А позднее, в училище, студентка Гундарева без устали занималась сцендвижением и хореографией, словно в отместку педагогам, говорившим, что полнота ограничит её актёрские возможности.

Гундарева 7

 

Однако, несмотря на явные успехи на театральном поприще, Наталья Гундарева после школы собиралась пойти по стопам своей матери - стать инженером-проектировщиком. Объяснялось это просто - бедностью. Поэтому после 10-го класса Гундарева перешла в вечернюю школу (тогда обучение было 11-летнее) и устроилась работать чертежницей в конструкторском бюро (для строительного института, куда она собиралась поступать, требовался трудовой стаж). За два года работы в бюро Наталья Гундарева достигла неплохих результатов - стала помощником главного инженера проекта. На семейном совете решили, что Наташа будет поступать в Московский инженерно-строительный институт.  В 1967 году начала сдавать вступительные экзамены в МИСИ и успешно прошла два тура. Однако затем в ее судьбу вмешался случай.

 

«Я серьезно решила стать строителем, — вспоминала Гундарева, — с удовольствием занималась реконструкцией железобетонных керамических комбинатов. Сдала два экзамена в институт, как вдруг забежал приятель: «Наташка, это правда, что в МИСИ поступаешь?! С ума сошла! Немедленно неси документы к нам, в Щукинское!» Почему-то послушалась». Мама в то время уехала в отпуск.

 

«Приятелем» Натальи Гундаревой оказался Виктор Павлов (он тогда работал в Театре имени Ермоловой), всегда восхищавшийся ее сценическим талантом. Именно он уговорил ее выбросить из головы мечты об инженерно-строительном ремесле и подаваться в актрисы.

Гундарева 12

 

В Щукинском училище, куда она вскоре пришла сдавать экзамены, было столпотворение - 247 человек на место. Однако Гундареву это не испугало, и она смело бросилась в пучину отборочных баталий. Несмотря на то, что за ее плечами был опыт игры на сцене самодеятельного театра, мнения экзаменаторов разделились: одни из них сетовали на полноту студентки, другие отмечали, что она слишком пластична. Но все решил голос председателя комиссии, который резонно заметил, что, несмотря на все эти недостатки, абитуриентка Наталья Гундарева очень обаятельная. Ее зачислили на курс к замечательному актеру и педагогу Ю. В. Катину-Ярцеву (однокурсниками Гундаревой оказались многие будущие звезды: Ю. Богатырев, Константин Райкин, Наталья Варлей и др.)».

 

Гундарева вернулась из училища с победой. Мама же была крайне расстроена странным поведением дочери, считая, что в театре та непременно будет нищенствовать. Еще бы — в КБ Наталье платили 120 рублей в месяц, тогда как стипендия в театральном составляла всего 38 рублей. Пришлось молодой студентке подрабатывать. «Я вообще рано начала зарабатывать деньги своим трудом, — рассказывает Наталья Георгиевна. — Мы жили не бедно, но скромно, а когда мама с папой разошлись, стало жить еще труднее. Я поднимала петельки на чулках (в то время они были дорогими) маминым подругам. Мне за это платили 50 копеек или даже рубль. Сама шила себе юбки, платья».

 

«Это был лицей. Вольница в хорошем смысле слова» - вспоминала впоследствии актриса. Наблюдательность, цепкая зрительная память и целенаправленная фантазия с первых студенческих проб стали важным профессиональным качеством Гундаревой. И еще одно свойство четко проявилось тогда же - трезвое, даже критическое отношение к самой себе и стремление преодолеть собственные слабости и недостатки.

 

По окончании в 1971 году училища Наталье Гундаревой предстояло определиться с театром. На нее подали заявки сразу несколько крупных театров столицы. Гундарева остановила свой выбор на театре имени Вл. Маяковского, которому оставалась верна до конца своих дней.

 

Первые три года она играла в основном вводы в спектакли текущего репертуара. Первой значительной работой актрисы в театре, о которой заговорили зрители и критики, стала роль Липочки в пьесе «Банкрот» по пьесе А.Н. Островского (1974).

 

Затем был спектакль «Бег» М.А.Булгакова, где Гундарева сыграла «походную жену генерала Чарноты» Люську, найдя для своей героини новые краски, сделавшие Люську одной из главных героинь спектакля. Непревзойденной вершиной в Театре имени Маяковского стала роль Катерины Измайловой в «Леди Макбет Мценского уезда» (1979).

 

Ее первым мужем был Леонид Хейфец. Брак длился шесть лет. Хейфец снял Наталью в принесшем ей первую славу телефильме «Обрыв. В 1973 году, когда Наталье Георгиевне предложили сыграть в фильме "Осень", она была на третьем месяце беременности. Чтобы не отказываться от главной роли, Гундарева сделала аборт. Больше иметь детей актриса не могла.


Спектакль «Доходное место» оказался последней совместной работой Натальи Гундаревой и Леонида Хейфеца. Правда, за шесть лет совместной жизни существование каждого из них преобразилось кардинально, даже чисто в хозяйственно-бытовом плане. Например, до женитьбы Леонид Ефимович жил… в Театре Советской армии — прямо за кулисами. Но когда у него начали складываться серьёзные отношения с Гундаревой, он принялся хлопотать о настоящем жилье.

 

Дальше произошло так: на Тверской улице построили специально для актёров дом, в котором супруги получили квартиру, где и поселились. Для Л. Хейфеца это было особенно удобно — он тогда преимущественно занимался постановками спектаклей в Малом театре, то есть до места работы ему было недалеко идти пешком. Бесспорно, это было большое достоинство, но, с другой стороны, из-за того, что театр находился неподалёку от дома режиссёра, он нередко прямо после спектакля всю труппу вёл к себе домой. Конечно, подобное хлебосольство умиляло актёров, но для супруги режиссёра, тогда уже ставшей суперзнаменитой, подобные ритуалы были в тягость.

 

То есть первоначально Гундарева привечала гостей с радостью. Но потом это гостеприимство стало даваться ей с трудом. После фильма «Сладкая женщина» её засыпали предложениями о новых ролях, она очень уставала, снимаясь в 5–6 фильмах одновременно, а тут — гости, причём — чуть ли не каждый вечер! Когда она слышала звук отпираемой двери и то, как муж кричал с порога: «Наташенька, накрывай на стол!», то в угоду этому приходилось жертвовать редкими минутами собственного отдыха. Одной из своих подруг Гундарева жаловалась: «И вот я стою на кухне и чищу картошку. Я так устала от хозяйских забот. Не могу больше! Всё, кончилась моя любовь!»

Гундарева 16

 

В то время Гундаревой практически не с кем было даже посоветоваться или на кого-то переложить круг своих хозяйственных забот. Наташина мама помогать дочке не могла — она сама как раз второй раз вышла замуж. И Гундарева поняла: придётся выбирать — или работа, или семья. После шести лет семейной жизни, она решилась на развод: у обоих супругов работа победила.

 

Главным ребенком всей ее жизни был и остается театр. «Детьми я, наверное, плачу за успех, — как-то разоткровенничалась Гундарева. — У меня ведь всегда была работа. И она постоянно опережала очередную необходимость завести ребенка. Эту работу, считала, доделаю, а потом… Одиночеством в старости и буду платить. Не страшно ли мне? Так ведь жить вообще страшно. К тому же есть тихая надежда, что Бог не оставит своей милостью и все это произойдет в одночасье. И ты не будешь висеть грузом на тех, кто останется рядом с тобой. А уйдешь, оттолкнувшись одной ногой от земли».

 

Повторно Наталья Гундарева вышла замуж за актера театра имени Вл. Маяковского Виктора Корешкова.

 

Третьим мужем Натальи Гундаревой стал актер театра имени Вл. Маяковского Михаил Филиппов.

 

О Филиппове актриса говорила: «Миша пришел в театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу. Таким образом, мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы. Кстати, мой муж - человек удивительного юмора. Он знает толк в хорошей шутке. Мне же Бог не дал такого остроумия, и я в основном была просто исполнителем. Но мне нравилось принимать во всем этом участие. Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Единственное, из-за чего у нас возникают недоразумения, - это несходство ритмов жизни. Правда, теперь я стала спокойней. Раньше, бывало, тороплю: "Ну, давай, быстрей…" В ответ слышу: "Наташа, у нас еще целых 15 минут". Все. Инцидент исчерпан. У мужа есть сын от первого брака, общих детей у нас нет. Когда муж - артист, это снимает многие проблемы. Не надо объяснять, почему волнуешься перед премьерой или репетируешь допозна. Мой муж мне не критик, а друг… Он знает, если что-то не так - сама себя изведу. Он не вмешивается в мои дела, а я - в его. Да, я понимаю, что так, как знаю Мишу я, его не знает никто. Бывает обидно, что режиссеры, с которыми он работал, не всегда могли разглядеть, почувствовать и реализовать его возможности. Ну что ж, остается надеяться, что это произойдет в другой раз. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он».

Гундарева 13

 

Детей у Натальи Гундаревой так и не было. Сама актриса на этот вопрос отвечала: «Я не испытываю потребности иметь детей, не чувствую их отсутствия. Театр мне их заменяет».

 

В кино Наталья Гундарева начала сниматься еще с 1966 года. Но настоящим дебютом актрисы принято считать 1972 год, когда она сыграла главную роль в деревенской мелодраме Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай!». Актриса настолько правдиво изобразила свою героиню, что на «Ленфильм» даже пришло письмо, в котором говорилось, что руководство киностудии поступает правильно, привлекая к съемкам не только актеров, но и людей из народа, как, например, деревенскую девушку Наташу Гундареву.

 

— Когда мы решили с Гундаревой познакомиться, — вспоминал потом автор сценария Виктор Мережко, — она нас поразила. В ней совсем не было того, к чему мы привыкли в наших начинающих исполнительницах. Ни инфантильности, ни нарочитой утомлённости, ни какой-то общей определённости — почему-то считается, что в этом есть загадка и перспектива. Гундарева притягивала к себе весёлым оптимизмом, вполне определившейся и очень задорной женственностью, нескрываемым напором свежих, неизрасходованных творческих сил. Она как-то сразу обескураживала вас своей естественностью, неприкрашенностью и «ненакрашенностью», что было тоже не очень привычно в молодой актрисе. Это ведь нынче (кстати, может, после Гундаревой?) пошла мода на внешнюю безыскусность и естественную красоту. А в начале 70-х годов по улицам и экрану, как мы помним, ходили «нарисованные» дивы в брюках, и среди них Гундарева с незапудренными веснушками и совсем не «диетической» фигурой казалась чудом. И мы сказали ей: «Здравствуй!»

 

Сама актриса, говоря об этой киноработе — буфетчицы Наденьки, была категорична: «Когда посмотрела на себя в этой роли, ужаснулась: экрана ещё такого не придумали, чтобы мою спину вместить».

 

Затем последовали такие широко известные работы, как: Дуся в мелодраме Андрея Смирнова «Осень» (1975), Тася в драме Николая Губенко «Подранки» (1976), наконец, Аня Доброхотова в мелодраме Владимира Фетина «Сладкая женщина» (1977). Последняя роль потребовала от актрисы немалого опыта - Гундарева сыграла трех разных женщин, три разных судьбы, через которые ее героиня приходит к себе самой. Фильм вызвал широкий резонанс в обществе и целый поток откликов, в которых высоко оценивалась роль актрисы, создавшей столь жизненно достоверный и неоднозначный образ. Не случайно, что в 1977 году по опросу журнала «Советский экран» Наталья Гундарева впервые была признана лучшей актрисой года.

 
Гундарева 15


В конце 70-х Гундарева сыграла еще несколько замечательных ролей. Так в мелодраме Валентина Марягина «Вас ожидает гражданка Никанорова» она предстала в образе буйной, увлекающейся, но в тоже время в глубине души доброй и чуткой Кати Никаноровой. В 1979 году Гундарева сыграла Нину в трагикомедии Георгия Данелии «Осенний марафон». За исполнение этой роли актрисе была присуждена премия имени братьев Васильевых.

 

В Щукинском до сих пор ходит такая байка: будто второкурсницей Гундарева на экзамене по мастерству настолько ярко сыграла возрастную роль Домны Платоновны в лесковской «Воительнице», что тогдашний ректор Борис Захава, сыгравший роль Кутузова в фильме-эпопее «Война и мир» режиссёра С. Бондарчука, восхищённо вскричал: «Гундаревой уже нечему учиться — пора на сцену. Я уже сейчас готов выдать ей диплом!»

 

Год 1980-й был всем нам памятен проведением Олимпиады в Москве. А для Натальи Гундаревой он был запоминающимся ещё и потому, что в этом году она поставила свой «олимпийский рекорд». На экраны кинотеатров просто хлынули фильмы, в которых она снималась, — восемь картин, каждые полтора месяца — новая роль. Рекорд!

Первый фильм — «Белый снег России», где рассказывалось о гениальном шахматисте, чемпионе мира, как его называли современники — «шахматном короле» Александре Алёхине. В главной роли снялся актёр Александр Михайлов. А Наталья Гундарева сыграла жену Алёхина.

 

Русская дворянка, блестяще образованная женщина, Надежда очень тяжело переживает в эмиграции разлуку с родиной, и едва ли не избавлением для неё стала нелепая смерть в автомобильной катастрофе.

 

— Сказать, что мне нравилось с ней работать, — вспоминал Александр Михайлов про съёмки вместе с Натальей Гундаревой, — это значит ничего не сказать. Она очень интересный и талантливый человек.

 

Фильм «Белый снег России» был «стартовым» в сотрудничестве Гундаревой и Михайлова. Потом они вместе сыграли в картине «Одиноким предоставляется общежитие» и в одной из серий сериала «Следствие ведут Знатоки».

 

Народная молва, как когда-то с Шакуровым, «поженила» Гундареву и Михайлова. Да так, что, бывало, звонит администратор Александру Яковлевичу, чтобы пригласить его с выступлением на концерт, и обязательно передаёт поклон «супруге Наталье Георгиевне», то есть — Гундаревой, да ещё добавит, что, мол, и она тоже может выступить вместе с ним. И никто не обратил внимания на то, что в том же «олимпийском» году вышла экранизация мольеровского «Мнимого больного», где Гундарева снималась вместе со своим настоящим тогдашним супругом. Правда, у неё была главная женская роль, а у него — эпизодическая.

Гундарева 14

 

Одной из наиболее известных работ режиссёра Юрия Егорова стала картина «Однажды двадцать лет спустя» — о судьбе женщины, воспитывающей десятерых детей.

 

Появление этой картины было настоящим госзаказом, потому что в стране падала рождаемость. Тогда и было решено снять фильм о многодетной семье, чтобы народ задумался: а может, 10 детей — это хорошо, может, это и есть счастье?

 

Егоров был человеком дотошным, даже решил посетить настоящие многодетные семьи и посмотреть, как они живут на самом деле. В райкоме партии одного из районов Москвы ему дали десяток адресов многодетных семей, и режиссёр был потрясён тем, что увидел: в большинстве семей родители-алкоголики, дети, как тараканы, ползают по полу и играют с бутылками. Но заказ есть заказ, и очередная красивая сказка пришла на наши экраны. Конечно, успех её был во многом обязан выбором исполнителей, в первую очередь — Натальи Гундаревой, абсолютно гармонично сыгравшей многодетную маму, и Виктора Проскурина в роли отца семейства.

Гундарева 8

 

В середине 80-х Наталья Гундарева попала в аварию. Месяца три она не могла играть, даже не поехала с театром на гастроли. И тут пришло приглашение с Одесской киностудии на роль в фильме «Подвиг Одессы». Наталья Гундарева вспоминает: «Я им говорю: "А как же я буду играть?" - а они мне в ответ: "У нас время военное, нам все равно, что у вас на лице", чем вселили в меня надежду».

 

Едва она оправилась после травмы, как снова села за руль. А. А. Гончаров узнав, что она после аварии опять самостоятельно управляет автомобилем, спросил: «Наташа, вы опять доказываете, что всё можете?»

 

Сама же актриса сравнивала свою жизнь с Олимпиадой, когда каждый участник стремится следовать её закону: «Дальше всех! Выше всех! Лучше всех!»

 

Актриса вернулась, и вновь порадовала своих поклонников новыми работами. В трагикомедии «Аэлита, не приставай к мужчинам» она сыграла простодушную женщину с космическим именем Аэлита, готовую прямо сказать даже знаменитому киноактеру Бельмондо: «Вы мне нравитесь!»

 

Затем последовали роли в детективе «Две стрелы», комедии «Чокнутые», трагикомедии «Небеса обетованные»… В знаменитой картине «Виват, гардемарины!» она сыграла императрицу Елизавету.

 

Когда в 1999 году она вышла на сцену получать премию "Кумир", то сказала единственное: "Чем дольше живешь, тем больше появляется людей, которых есть за что благодарить" и, заодно, поблагодарила своих "врагов, которые заставляли быть лучше". Вряд ли у этой умной, красивой женщины были достойные ее враги, так как у талантливых людей - это всего лишь завистники. Ведь, будучи максималисткой, Наталья Гундарева строго оценивала и себя, и других. О Гундаревой говорили, что она может два раза сделать замечание партнеру, а на третий - требует снять его с роли. Георгий Натансон - режиссер фильма "Аэлита, не приставай к мужчинам", в котором снималась Гундарева, вспоминал: "Наташа была очень вольной в своих суждениях, никого не боялась. С ней оказалось труднее работать, чем с Дорониной. Но она талантлива и естественна, как кошка".
 

В последний театральный сезон Наталья Георгиевна работала в привычном для неё напряжённом ритме, когда кажется, что каждый прожитый день — последний. Может быть, она думала, что нагрузки, которым она подвергала своё здоровье, уже стали нормой, а в таком состоянии, как правило, бывает трудно остановиться, оглядеться и перевести дыхание. Казалось, что нет такой силы, что могла бы остановить эту великую труженицу русской сцены. Так, в сезоне 2000/2001 актриса Театра им. Маяковского Наталья Гундарева отыграла роли в трёх спектаклях — Глафиру Фирсовну в «Жертве века», Огневу в «Театральном романсе» и Леттис Дуффе из «Любовного напитка».

 

Она была верна и своему режиссёру, и своему театру, сравнивая своё отношение к театру с отношением к семье, к браку: «один раз и на всю жизнь». Ведь Наталья Георгиевна даже праздники обычно проводила в театре. Актриса почти всегда оказывалась занятой в спектаклях, которые идут вечером 31 декабря — в ночь под Новый год.

 

В одном интервью на вопрос журналиста о том, как она начинает свой день, Гундарева иронически ответила: «Рука тянется к голове и за волосы вытягивает меня из постели».

 

В последние годы Наталья Гундарева часто снималась в телесериалах, воплощая на экране образ деловой женщины средних лет. Стройная, красивая, подтянутая, она отошла от амплуа грубоватой простушки, которое «перевешивало» в актрисе в былые времена. К подобным проектам следует отнести одну из последних её ролей — психолога Марины в сериале «Любовь.ру».

 

Рассказывает режиссёр Владимир Владимирович Басов:

 

— Профессионал она, конечно же, была высочайший и выносливостью отличалась неимоверной. Судите сами, из 48 съёмочных дней — июль — август — она занята в 40. Её работа шла каждый день, а снимали мы тогда почти по 18 часов в сутки.

 

Мы снимали сериал прогрессивным методом — огромными кусками. У Наташи были большие по продолжительности сцены, когда ей приходилось сразу произносить много текста. Ставились по три камеры, и она на каждую из них работала. Это было сложно, даже ошибки в тексте были чреваты большими пересъёмками. Но вот что значит высокая ответственность Гундаревой! Ни разу не было, чтобы она свой текст проговорила с ошибками или хотя бы даже запнулась. Молодец! Мы тогда все сцены с ней снимали просто с первого дубля. Талантливейшая актриса!

 

Об ответственности Гундаревой во время работы ходили легенды. Из-за этого, как утверждали многие партнёры, с ней было легко общаться. Наталья Георгиевна всегда приходила в театр рано — за час-полтора до начала спектакля, очень серьёзно к нему готовилась, спускалась на сцену раньше других актёров и, стоя за кулисами, вслушивалась в шум зала, пытаясь угадать его сегодняшний настрой. Но однажды и с ней, такой обязательной и фанатичной в работе, произошёл нелепейший казус: она… забыла явиться на свой собственный спектакль. В этот день она провожала друзей за границу и просто отвлеклась от постоянного ритма. На следующий день её вызвал директор театра, и ничего не подозревающая Гундарева, думая, что это по поводу готовящегося присвоения ей звания народной поздравить хотят, пришла к нему в хорошем расположении духа.

 

Гундарева явилась к начальству, села, положив ногу на ногу, улыбнулась и приготовилась слушать, что ей скажут. Далее между ними состоялся следующий диалог: «Ну, Наташенька, что делать будем?» — «Ну, не знаю, гулять будем страшно, наверное». — «Наташенька, а вы сами понимаете, что произошло?» — «А что такого произошло?» — «Наташенька, вы же вчера на спектакль не явились, знаете?» Тут до Гундаревой дошёл смысл разговора, внутри у неё всё похолодело, ей стало плохо, и она потеряла сознание.

 

Незадолго до смерти Гундарева ездила к тибетскому монаху, у которого просила духовной помощи.

 

- Я ненавижу себя в состоянии «всё равно». Мне лучше муки адовы. Я к ним привыкла. Так сложилась моя жизнь, и изменить это нельзя, - признавалась актриса.

 

В ее интервью часто встречается категоричное «не люблю». Не люблю животных. Не люблю цирк. Не люблю работу на земле. Не люблю прессу... Не люблю смешить людей, стыдно... Не люблю тусовки...

 

Общеизвестно, что по серьезному поводу Гундарева могла и матерком подпустить. Излишней сентиментальностью она тоже не страдала.

 

Наталья Гундарева заслужила право быть собой и никому ничего не доказывать. Хотя бы потому, что дала своей стране больше, чем получила взамен. Настоящая, стопроцентная звезда, она на всю жизнь сохранила детскую привычку к экономии. Долго кочевала по коммуналкам, лично занималась перепланировкой, высчитывала кубометры паркета и кафеля.

 
Гундарева 10


Продолжение следует...

Tags: актрисы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments