Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

ХМЕЛЬНИЦКИЙ Борис Алексеевич (часть 2)


Хмельницкий 13

Актер.

Хмельницкий 14

 

Хмельницкий женился поздно - в 35 лет, имея к тому времени титулы «бабника» и «закоренелого холостяка». Его избранницей стала однокурсница по Щукинскому театральному училищу красавица Марианна Вертинская. Никто точно не ответит, когда стирается грань между дружеско-приятельскими отношениями и любовью. Марианна и Борис были знакомы давно, но настоящее чувство проснулось как-то вдруг. После первого развода Вертинской.

 

Хмельницкий рассказывал об Александре Вертинском:

 

«Как-то приехал он к нам давать концерт. После его выступления я осмелился к нему подойти. Сказал, как сейчас помню, что мне нравится его творчество, что знаю многие его песни, даже напел. Он несказанно удивился: как так, комсомолец - и знаком с творчеством опального Вертинского? Он был такой артистичный, изысканный, сильно ото всех отличался. К нам же многие в ту пору известные артисты приезжали. Но в них не было той театральности, утонченности, как в Вертинском. Для меня человек, который поет, должен обладать некими актерскими навыками. Я не люблю слова «кумир», но для меня он был уникальным. Его вокальные данные были выдающиеся - как у Высоцкого, Шарля Азнавура...

 

А потом судьба сложилась так, что я женился на его дочке Марианне».

 

Артисты - народ узнаваемый, зачастую ревнивый к успехам другого. Полным-полно примеров, когда актерские семьи разбегаются именно из-за более успешной карьеры «своей половины». В доме Хмельницкого и Вертинской не существовало такой проблемы. Они стояли выше ревности к общей профессии и выяснения отношений по поводу популярности и народной любви. Дочь Даша стала главным итогом этой красивой сказки, которой, увы, суждено было закончиться. Правда, с неожиданным финалом – маленькая Даша осталась жить с отцом.

 

Несмотря на два развода, Хмельницкий никогда не отозвался плохо ни об одной из своих жен. На вопрос о семейном положении всегда отвечал смеясь: "Меня все женщины бросили. Я никогда не скажу, что я бросил - это не по-мужски. И вообще я считаю позором выносить личное на суд широкой общественности. Но и так всем известно, что у меня было две жены, и обе замечательные: Марианна Вертинская и Ира Гончарова. Они меня бросили, и правильно".

 

- О вашей необыкновенной любви к дочери ходят легенды. Почему все-таки вы решились сами воспитывать Дашу?

 

- Любовь к своему ребенку - вполне естественное чувство. Животные - и те к потомству относятся с нежностью. Это заложено природой. Ничего героического и необычного не вижу в том, что мы живем вдвоем с дочерью. Ну и что? Таких примеров множество. Кто больше любит, тот и воспитывает.

 

Я устал повторять, что мама Дашу не бросала. Просто так сложились обстоятельства. Мы договорились, что Саша (старшая дочь Вертинской от первого брака – прим. авт. ) остается с Марианной, а Даша – со мной. Как оказалось, мы приняли верное решение. Сегодня все члены семей Хмельницких и Вертинских часто встречаются, у нас прекрасные взаимоотношения.

 

- В чем секрет вашего воспитания?

 

- В любви. Мне доставляет огромное удовольствие помогать ей во всем. Говорят, что я ее балую. А почему бы и нет? Предназначение мужчины – забота о женщине. Пусть она и его дочь. Но я ни в коей мере не ограничиваю ее свободу. Даша вполне самостоятельный человек. Естественно, волнуюсь, когда ее долго нет. Звоню, ругаю, что в час ночи, например, она в парке выгуливает собаку. Обстановочка сейчас та еще.

 

- Вы были женаты два раза. Возможен ли третий вариант?

 

- Все, хватит, хватит. Хотя зарекаться не могу. Любовь, знаете ли, зла. Но пока вроде бы изменений в личной жизни не предвидится.

Хмельницкий 5

С дочерью Дашей.


В интервью о своей жизни Хмельницкий рассказывал: "Теперь дни рождения мне можно отмечать не раз в год, а раз в пять лет. В этом преимущество возраста. В детстве ты же не думаешь — ну, жизнь и жизнь, пойду во двор мячик погоняю... А с возрастом ты понимаешь — у-у-у, вот это дар, который тебе дан. Каждый день, минуту, секунду ты ценишь. Жизнь — это божий дар. Поэтому я и не унываю никогда. Мы с дочкой по парку идем. И вдруг она: “Папа, ну-ка распрямись”. Как будто ничего не значащие слова, но я всегда это помню и всегда распрямленный, всегда энергичный, никогда не позволяю себе шаркать ногами. Дочка меня одевает в духе молодежной моды. Многие молодые меня очень понимают, говорят: “Дядя Борь, а где вы так одеваетесь?” Я, конечно, не самовлюбленный идиот, не Нарцисс. Просто эта одежда и удобна, и подтягивает меня. Вчера вот были в компании, я как начал плясать... Еще неизвестно, кто кого переплясал. Там и девушки были 30-летние. Были и постарше. Молодые ребята... лет под 40. Разница, впрочем, небольшая — что 40, что 65. Ведь главное — как себя ощущаешь. Не дай Бог, быть немощным. Не дождетесь! До последнего буду юморить! Мой папа, кстати, умирая, рассказывал анекдоты. Врачи были в шоке. Нет, я не собираюсь спешить с последним анекдотом".

 

"Я свободен, занимаюсь тем, что мне нравится - устраиваю музыкально-поэтические вечера. Это своеобразные спектакли. В этом мне помогает моя сестра Луиза, она композитор. Я сам отвечаю за подбор материала, за музыку, стихи, песни, актеров, видеоряд.


У нас есть спектакль, посвященный Владимиру Семеновичу Высоцкому. Конечно, с одной стороны это вечер памяти, но все равно мы каждый раз с режиссерами придумываем мизансцены, декорации. Мы приглашаем разных актеров, которые вписываются в него. Никто не отказывается, потому что считают за честь выступить на вечере памяти Высоцкого. Вот в Ленинграде мы сделали несколько вечеров, в Ленинграде, где публика очень избирательная. Актер Игорь Дмитриев пришел к нам в качестве зрителя. Так он не выдержал и поднялся на сцену в конце спектакля, чтобы нас поблагодарить. "Ребята, я не могу промолчать, - воскликнул он. - Вы потрясающе все сделали. Мне пошел восьмой десяток, у меня уже давно не было такого ощущения. Два события в Ленинграде было - залп "Авроры" (это, конечно, не самое лучшее событие) и ваш замечательный вечер!". 

Хмельницкий 12

 

В последние годы Хмельницкий играл в кино и на телевидении, последний фильм с его участием – "Тарас Бульба" режиссера Бортко. Занимался различными концертными проектами, записывал диски, писал музыку – в качестве композитора он выступил в фильмах "Первая любовь" и "На короткой волне". Отмечая свое 65-летие, в юбилейных интервью рассказывал: "Теперь дни рождения мне можно отмечать не раз в год, а раз в пять лет. В этом преимущество возраста. В детстве ты же не думаешь — ну, жизнь и жизнь, пойду во двор мячик погоняю... А с возрастом ты понимаешь — у-у-у, вот это дар, который тебе дан. Каждый день, минуту, секунду ты ценишь. Жизнь — это божий дар. Поэтому я и не унываю никогда. До последнего буду юморить! Мой папа, кстати, умирая, рассказывал анекдоты. Врачи были в шоке. Нет, я не собираюсь спешить с последним анекдотом. Хотелось бы, чтобы этот спектакль под названием “жизнь” имел хорошо срежиссированный финал, после которого тебя помнили, чтобы не стыдно было уйти".

 

 "Мы раньше играли в Чапаевых, Мересьевых, Робин Гудов. Дети должны расти на добре, а они во что играют? Каждая передача на телевидении напичкана кровью, смертью, дьявольщиной в чистом виде. Поколение воспитывается на войне и злобе" - Борис Хмельницкий.


"Совсем недавно мы снимались в картине "Тарас Бульба". Ничто не предвещало такого трагического конца, хотя я знал о его болезни. Он великолепно рубился с врагом, как настоящий казак. Даже не в съемочный период разъезжал на лошади профессионально" – рассказывал Михаил Боярский.


Хмельницкий отлично играл в бильярд. Готовить любил и умел: "Я не "тоже" умею. Я это умею! Лучшие повара - это мужчины. Так вот я готовлю потрясающе! Вот если бы я зашел в любой ресторан и приготовил бы там свои пельмени или блинчики, еще вопрос, какие бы блюда люди заказывали - мои или фирменные ресторанные. Я ведь вырос в семье охотников, а охотники всегда очень хорошо готовили. Кулинария – обширное поле для фантазии, и я на кухне действительно много фантазирую. Однажды Макаревич пригласил меня в свою передачу "Смак", так этот получасовой выпуск принес мне большую известность, чем иные работы в театре и кино! А ведь я там не сделал ничего особенного - я просто пожарил картошку. Но я так ее пожарил! Надо было видеть, как я ее переворачивал. Это надо уметь! Чем блюдо легче, тем оно сложнее. Не думайте, что приготовить жареную картошку очень легко. Это искусство – готовит вкуснятину из ничего – пришло ко мне еще во времена студенчества. Когда ничего нет, а вы пригласили девушек в компанию, приходится выдумывать... Получали мы мало, и коронное блюдо было – плавленый сырок. Но умудрялись так приготовить эти несчастные бутерброды – с чесноком, с зеленью… И все девушки были довольны!".

Хмельницкий 8

 

"Я недавно закончил работу над очень важным для меня фильмом, снимавшимся много лет. Режиссер Булат Мансуров снял многосерийную картину об истории нашей земли - от княгини Ольги и дальше. Это четыре художественных фильма и телеверсия. Я там играю несколько ролей. Одна из них Святослав Игоревич. Когда-то я играл, если помните, в телеопере "Князь Игорь" Романа Тихомирова. Недавно ее пересмотрел и получил колоссальное удовольствие от великой музыки, постановки и прекрасной игры актеров" – актер был полон сил и творческой энергии…

Хмельницкий 11

 

 Но мнение об общем положении дел в российском кино имел однозначное: "За то кино, которое сейчас снимают, раньше выгоняли с первого курса киноинститута. Большинство очень хороших режиссеров вынуждены снимать не то, что они хотят. надо выживать. По телевизору сплошные сериалы. Но если никакой режиссер, никакой оператор и никакой сценарий, то ты и сам играешь плохо, ведь чтобы максимально удешевить съемочный процесс, актеров ставят в кадр, не обговорив предварительно их роли, не отрепетировав. Но опасность даже не в этом. Вырастает нация, которая не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Искусство - это идеология, которая сейчас извращается. Даже в церковь для некоторых стало модно ходить и очень удобно: грешить, каяться и опять грешить".

 

Утром 16 февраля 2008 года в Москве на 68-м году жизни после продолжительной болезни Борис Хмельницкий ушел из жизни. У него было онкологическое заболевание. Похоронен на Кунцевском кладбище. Анастасия Вертинская рассказала, что Хмельницкий умер у себя дома, его сердце остановилось в 10:30. Актеру было 67 лет.

 

Как рассказали близкие актера, Борис Алексеевич уже больше месяца не выходил из дома. А вечером 15 февраля ему внезапно стало плохо. Дочь Дарья вызвала ему «Скорую», однако ночью актеру стало хуже, и он впал в кому. Под утро врачи сообщили дочери актера, что он может умереть с минуты на минуту. Дарья обзвонила и попросила прийти всех близких и друзей.

 

«Я ни разу не «засветился» в плохом кино, — говорил Борис Хмельницкий. — Нет ни одного фильма с моим участием, где был бы сценарий плохой или сама идея»...

 

</lj-embed>



 

Фильмография:

2007 Запорожская сечь / Тарас Бульба (в производстве)
2006 Тюрьма особого назначения  (Коля Архангельский, преступный авторитет)
2005 Черный принц
2005 Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой
2005 Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко
2003 Моя граница
2003 Каждый взойдет на Голгофу
1999 Одна любовь души моей  (Александр Поджио)
1998-2003 Роксолана 2. Любимая жена Халифа  -  главная роль
1998-2003 Роксолана 1. Настуня -  главная роль
1998 Седьмое кольцо колдуньи /Кольца всевластия
1997 Моцарт в Петербурге (короткометражный)
1994 Джонатан - друг медведей
1994 Веселенькая поездка
1993 Месть пророка
1993 Гетманские клейноды
1992 Убийство в Саншайн-Менор
1992 Караван смерти
1992 Бегущий по льду
1989 Этюды о Врубеле (Близкий друг Врубеля Семен Гайдук)
1989 Султан Бейбарс
1989 Комедия о Лисистрате  (Афинский посол)
1989 Бейбарс
1989 Без надежды надеюсь
1988 Трагедия в стиле рок
1988 Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии  (Гайраддин, цыган )
1987 Десять дней, которые потрясли мир (телеспектакль)
1987 Войдите, страждущие!
1986 Перехват
1985 Черная стрела (лорд Грей)
1985 В поисках капитана Гранта (капитан Грант)
1983 Пароль "Отель Регина"
1983 Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа
1983 Баллада о доблестном рыцаре Айвенго  (Робин Гуд)
1981 Черный треугольник
1981 Лесная песня. Мавка
1980 Юность Петра  (стрелец Кузьма Чермный)
1980 В начале славных дел  (стрелец Кузьма Чермный)
1979 Человек меняет кожу  (Кристаллов)
1979 Дикая охота короля Стаха (Ворона)
1979 Антарктическая повесть
1978 Море
1977 Свидетельство о бедности ("Крест")
он же Геннадий Андреевич Лобанов, Геннадий Семёнович Костюк
преступник-убийца
1977 Ненависть
1975 Стрелы Робин Гуда (Робин Гуд)
1972 Петерс
1972 Наперекор всему
1971 Пой песню, поэт...
1971 И был вечер, и было утро..
1970 Обыкновенная история (телеспектакль)
1970 Красная палатка (Вильери)
1969 Князь Игорь
1968 Журавушка
1968 Вечер накануне Ивана Купала (Петр)
1967 Софья Перовская
1966 Кто вернется - долюбит  (поэт)
1965-1967 Война и мир (Адъютант отца Пьера Безухова)

 

 Хмельницкий 15

 

27 июня 1940 года - 16 февраля 2008 года

Tags: актеры
Subscribe

  • Беляева Ольга Сергеевна

    Одним из немногих режиссёров, запомнившихся из эпохи кинематографа 90-х стал Дмитрий Астрахан. Его необычные фильмы "Всё будет хорошо",…

  • ОРЛОВА Любовь Петровна

    Народная артистка СССР (1950) Лауреат Государственных премий СССР (1941, за участие в фильмах «Волга-Волга» и…

  • НАЗАРОВА Маргарита Петровна

    Актриса цирка и кино, дрессировщица тигров Народная артистка РСФСР (1969) Маргарита Назарова родилась 26 ноября 1926 года в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments