gurbolikov_foto (gurbolikov_foto) wrote in chtoby_pomnili,
gurbolikov_foto
gurbolikov_foto
chtoby_pomnili

Categories:

Вспоминая Виктора Попкова


 

Мой день. 1968 г.

Современники говорили, что каждая новая картина Виктора Попкова вызывала резонанс не меньший, чем премьера спектакля в театре на Таганке. Глоток свободы, островок истины и доброты в мире казенщины и серости, – вот чем были работы Попкова в официально признанной живописи в 60-70-е годы. Интерес к его творчеству не угасает и теперь, спустя более чем тридцать лет после трагической гибели художника.

 


Двое. 1966 г.



Живопись Виктора Попкова
Текст Екатерины Гавриловой



Работа окончена. 1972 г.

Виктор Попков родился в 1938 году в Москве, куда его семья переехала из деревни. Отец его погиб на Великой Отечественной войне, мать одна воспитывала троих детей. С двенадцати лет Виктор ходил в изостудию, потом поступил в художественное училище, а после его окончания – в Суриковский институт к академику Е. А. Кибрику. Сокурсники и преподаватели Попкова отмечали не только его природный талант, но и необыкновенную работоспособность: к диплому он подготовил не 3-4 графические работы, как другие студенты, а целых 13. Защитился отлично, некоторые из его работ были даже приобретены Третьяковской галереей.


Хороший человек была бабка Анисья. 1973г.


Шинель отца. 1972 г.

Но, столь успешно дебютировав как график, Виктор практически сразу переключился на живопись, которой остался верен до конца своей жизни. За 42 года им были созданы более 70 картин и несметное количество этюдов, эскизов и рисунков.


Бригада отдыхает. 1965 г.

Поначалу он был востребован и обласкан властью. Государственная премия, участие в комитете по присуждению Ленинских премий, отклики и рецензии в газетах и журналах... Но внутренний нравственный и духовный суд художника оказался значительно строже. Он не остановился на достигнутом, не почил на лаврах, а постоянно искал что-то новое.


Сентябрь на Мезени. 1969г.

Одной из первых работ, четко обозначивших направление его творческого поиска, стала картина "Двое", получившая Гран При Биеннале в Париже. Вещь эта до сих пор вызывает интерес. Умение автора в простом сюжете подняться до высокого обобщения и глубокая литературная наполненность стали отличительной особенностью живописи Попкова.


Воспоминания вдовы. 1966 г.

Важнейшее место в ней занимает образ матери – Степаниды Ивановны, с которой у художника на всю жизнь сохранилась глубокая духовная связь. Он постоянно ездил к ней в Мытищи, много ее рисовал. Степаниде Ивановне посвящена замечательная работа "Мать и сын". По воспоминаниям друзей художника, мать его была не только настоящей русской женщиной – стойкой и бесконечно доброй, но и человеком глубоко верующим. В какой-то степени эту веру она передала и сыну.


Северная песня ("Ой, как всех мужей побрали на войну...). 1968 г.

Многие работы Попкова, написанные в скупой, почти иконописной манере, повествуют о скорби русских женщин, потерявших своих мужей на войне, о горестях одиночества и силе духа, с какой приняли вдовы свою нелегкую долю. В их жизни и воспоминаниях художник нашел отражение судьбы и своей матери.


Северная часовня. 1972 г.


Монастырь в Боровске. 1972 г.


Осенние дожди. Пушкин. 1974 г.

Последней работой художника стала тонкая и лиричная вещь "Осенние дожди" (1974), посвященная А. С. Пушкину. Образ поэта в ней далек от навязанных штампов. К сожалению, художник не успел дописать эту картину. Обращение Попкова к судьбе Пушкина кажется не случайным: художник, как и поэт, погиб от пули в расцвете духовных сил, возможно, на пороге нового этапа в творчестве. Виктору Попкову было 42 года, когда он ушел из жизни, но время, отпущенное ему, он использовал очень плодотворно. Он создал свой живописный язык – язык полифонической притчи, наполненной глубочайшими подтекстами и философией. Вместе c тем, его работы не были надуманными, "изобретенными" в мастерской, каждая тема была взята из жизни, каждую предваряли десятки, сотни натурных этюдов и рисунков.


Часовня в деревне Захново. 1972 г.

Правдивый, мощный и по-настоящему глубокий мастер, Виктор Попков черпал свои силы в традиции иконописи и в национальных мотивах, в истинно народном стремлении к правде и красоте, в духовном порыве.



Читайте также другие материалы рубрики "Галерея" на сайте "Фома.ру"


 




 

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments