Московский журнал (mosjour) wrote in chtoby_pomnili,
Московский журнал
mosjour
chtoby_pomnili

Category:

Тихая живопись мастера < № 4 (208). АПРЕЛЬ 2008 >

О художнике Юрии Ивановиче Рогозине

Москва для него - огромный мир, в который он вошел 26 апреля 1926 года. Хотя страна тогда была объявлена безбожной, верующие родители окрестили Юрия в храме Николы в Темниках. Семья проживала в Марьиной роще. Шесть человек теснились в 12-метровой комнате двухэтажного дома на Стрелецкой улице. Неподалеку - Миусское кладбище. Подросток Юра перелезал через кладбищенскую ограду с блокнотом под мышкой и рисовал старые деревья, церковь, мгновенно «схватывая» композицию (это врожденное умение сохранилось у Рогозина на всю жизнь). В каждом рисунке - такая славная чистота, ясность чувств...

С малых лет Юрий исповедовал тезис: художники - особые люди. Ради живописи отметал соблазны улицы, игры с ровесниками. Благо, мамаша потворствовала страсти сына, покупала на рынке краски, картон, рамы, картины. «Писать до предела» - любимое выражение Юрия Ивановича. Это и вправду страсть, но, в отличие от земных пороков, - страсть, рождающая красоту. На работу в типографию издательства «Правда» он отправлялся с этюдником, чтобы к вечеру уехать в Замоскворечье и стоять там, пока небосклон не окутается кобальтовой шалью. Чаще всего бродил по своей Марьиной роще, рисовал неказистые улочки, деревянные дома с фигурками взрослых и детей (рогозинская манера: фиксировать людей силуэтно - одним-двумя мазками; главное - светоносная лепка городского пейзажа). Эскизы, этюды... Они дисциплинировали, формировали характер, укореняли в душе чувство: ты - художник.



Вскоре переехали на Беговую. Юрий любил вечерами ходить по Арбату, заглядывать в окна домов, - видел там картины в позолоченных рамах и млел от восторга.

Москва в ту пору гляделась уютной, компактной. Все вроде бы рядом - и Пушкинский на Волхонке, и Третьяковка в Замоскворечье. В Пушкинском музее стоял как завороженный перед скульптурами. Но ближе сердцу оказалась все-таки Третьяковка. Портреты Венецианова, огромные полотна Верещагина и маленькие работы Пахитонова. Что-то сказочное, таинственное сквозило в них.



Но вот - война. Юрию 16 лет. Явился в военкомат: «Хочу на фронт». Отправили учиться на курсы снайперов, потом в автошколу. На передовую попал лишь спустя два года. Но успел-таки сбить вражеский самолет - да из винтовки! Понятное дело: глаз отточен многолетним рисованием...

С годами Рогозин вырос в художника, которому по плечу любая техника, любой материал в графике и живописи. Он объездил страну вдоль и поперек: Заполярье, Средняя Азия, Кавказ, Памир, Байкал, Вологодчина, Псковщина, Калужская земля. Итог - участие во многих всезоюзных, республиканских, московских выставках, награды. Созданные им портреты, пейзажи, натюрморты находятся как в российских, так и в зарубежных галереях, музеях, частных собраниях. Юрий Иванович щедро делился своим богатейшим творческим опытом с молодежью, возглавляя художественную студию при издательстве «Правда». Делится и сейчас, когда к нему в мастерскую приходят новые ученики, чтобы приобщиться к одухотворенному и тихому, как икона, его искусству.

Еще иллюстрации
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments