НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote in chtoby_pomnili,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie
chtoby_pomnili

Category:

Его обожала Россия и Европа. 70 лет назад не стало Ивана Мозжухина





Он родился селе Кондоль, Петровского уезда Саратовской губернии
Слава пришла не сразу. Ему исполнилось 20 лет, когда он дебютировал в кино. До этого были пензенская гимназия, театральный кружок и брошенный на полпути юридический факультет. И короткий, но бурный период скитаний по провинциальным театрам. Вероятно, он прославился бы и в театре: его одаренность не вызывала сомнений. Но «нашел» он себя в кино. Объяснить это можно отчасти и тем свойством его внешности, которое чуть позже стали называть фотогеничностью. Худощавый, среднего роста, несколько большеносый и в жизни совсем не видный; на экране он и без грима поражал яркой мужской красотой, статью, обаянием. В салонных драмах он впечатлял умением одними глазами передать «бездну страданий одинокой души», как писал по поводу «Женщины завтрашнего дня» рецензент «Проэктора».
Мозжухин не имел постоянного амплуа, переходящей из фильма в фильм актерской «маски». Он одинаково интересен был в драмах и фарсах, салонных комедиях и ярмарочных гиньолях. А подлинная слава пришла к нему после участия в самых крупных реалистических произведениях тех лет, где Мозжухину удалось создать психологически сложные человеческие характеры. Большое место в его репертуаре занимали экранизации русской литературной классики — от Пушкина до Чехова.
Мозжухин сыграл до революции в 70 фильмах, в том числе в экранизации «Пиковой дамы» (1916 г.), осуществленной Яковом Протазановым. То было этапное произведение русского раннего кинематографа, по культуре режиссуры, мастерству съемок и актерской игре свободно выдерживающее сравнение с любым зарубежным боевиком той поры. Мозжухин показал Германа с характером «демонически-эгоистическим» (В. Белинский), показал как личность страстную, сильную, но погубленную духом стяжательства.

Зрителей и специалистов тех лет поразило умение актера без слов — жестом, взглядом, точно рассчитанной паузой, живой мимикой передать непростой внутренний мир человека, решившего разом покончить с бедностью и бесперспективностью и оказавшегося в тупике своего безумия. Большим успехом пользовалась его роль Николая Ставрогина в экранизации «Бесов» Достоевского.

Однако полностью актерские возможности Мозжухина раскрылись в «Отце Сергии» (1918 г.). Рассказанная Л. Толстым история блестящего князя Касатского, увидевшего неправедность мира сего и сменившего в своем правдоискательстве придворный мундир сначала на монашескую рясу, а затем на рубище бродяги, была в чем-то созвучна эпохе всеобщей ломки. Мозжухин показал своего героя на протяжении его долгой жизни: от мальчишки-кадета до оборванного старика, бредущего по этапу в Сибирь. А между этими крайними обстоятельствами был и гвардейский офицер, снедаемый честолюбием, и обманутый жених высокопоставленной любовницы, и искушаемый соблазнами монах. И каждый облик выражал сложное душевное состояние, с удивительным мастерством воссозданное актером.

У «Отца Сергия» оказалась счастливая судьба: еще и сегодня его смотрят с интересом и раздумьями.

После революции Мозжухин оказался на чужбине. Он продолжал сниматься во Франции, Германии и Италии. Поначалу он имел успех» высокие гонорары, приглашения из Голливуда. Но все это как-то незаметно растаяло, и умер этот недавний кумир, потерявший родину, в одной из парижских богаделен, в бедности и безвестности.

Считалось, что в артистической натуре Мозжухина, темпераменте, внешности многое было от романтического русского актера-трагика, но Мозжухин очень любил улыбку, юмор и в жизни был отнюдь не мрачным меланхоликом, а человеком легким и приятным в общении, отличным товарищем, озорником.
В качестве характерного примера можно привести случай, происшедший во время съемок одного из фильмов: ясное морозное утро. Из города к Ваганьковскому кладбищу движется похоронная процессия. Белый глазетовый гроб открыт, и в нем покоится совсем еще молодой человек. Непосредственно за гробом вся в трауре идет молодая вдова. Из толпы нищих, которые всегда ожидают подаяния у кладбищенских ворот, отделилась маленькая старушонка и, кинувшись навстречу процессии, заголосила: «Подайте, Христа ради, убогонькой, чтобы помолиться за новопреставленного…» Съемки, понятно, продолжались, и никто на нищую внимания не обратил, а она продолжала гнусавить, выпрашивая милостыню: «Скажите мне имя усопшего красавчика, чтобы знала я, кого поминать…» Вдова и сопровождавшие процессию безмолвствовали, как вдруг — о ужас, покойник, внезапно поднявшись, рявкнул во весь голос: «Иван! За Ивана молись, старушоночка!».
Носильщики остановились как вкопанные, а старушка сделала такое сальто в сторону, какого никак нельзя было от нее ожидать.

27 августа 1919 года Ленин подписал указ о национализации кинопромышленности, и вскоре Мозжухин навсегда покинул Россию.

Он снимался в Берлине, когда получил приглашение в Голливуд на очень выгодных условиях. Его ставили в один ряд с Дугласом Фербенксом, Джоном Барримором, сравнивали с самим Чарли Чаплином. Но судьба часто играет с человеком очень жестокие шутки. Голливудская карьера не состоялась. Позже Вертинский говорил, что вся эта история, происшедшая с Мозжухиным, была спланированной провокацией, чтобы убрать с небосклона слишком яркую европейскую звезду.
Во-первых, Мозжухина превратили в Джона Москина, так как его фамилия якобы очень трудна для произношения.
Не только трудную славянскую фамилию, но и орлиный нос Мозжухина пришлось укоротить с помощью пластической операции: видите ли, с таким носом на голливудском экране могут появляться только актеры-комики! Добрых пятнадцать лет снимался Иван Мозжухин в России, в Германии и во Франции с тем носом, который был дан ему природой, имел успех у зрителей, нравился женщинам. А Голливуд вскоре после операции порвал договор с курносым Москиным, мотивируя это тем, что теперь актер потерял свою индивидуальность…

Историк кино М. Алейников и режиссер А. Разумный, встречавшие в конце 20-х годов Мозжухина в немецких студиях, рассказывали, что уже тогда он был озлобленным, вечно пьяным человеком. В каждом слове слышалась неизбывная ностальгия — болезнь, как известно, неизлечимая.

Можно понять, что его подкосил не приход звука в кино: он свободно говорил по-французски, обладал красивым голосом. Беда была в ином — в ощущении утраты почвы, на которой возрос и расцвел его талант.

Он был первым большим реалистическим актером русского кино и даже во Франции оставался им, снимаясь с подлинным успехом лишь в фильмах «русского стиля». Именно как первый большой актер младенческих лет русского кино он и вошел в его историю.


с использованием статьи Р. Соболева («Советский экран» № 9, 1974 год)


http://m-necropol.narod.ru/mozjuhin.html

Чтобы посмотреть другие фотографии советую заглянуть еще к m_llekolombina
http://m-llekolombina.livejournal.com/102368.html

Могильная плитаНа кладбище Сен-Женевьев де Буа
«На кладбище Сен-Женевьев де Буа»
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments