Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

БАБАНОВА Мария Ивановна (часть 2)


Дядюшкин сон

Два последних шедевра

 

Тогда еще не ставили пьес Т. Уильямса. А по признанию всех, Бабанова была «его» актриса.


Мало встреч выпало ей и с близкими по духу героями Диккенса и Достоевского.


И все же в 1971 году Мария Ивановна с блеском играет Марью Александровну Москалеву в «Дядюшкином сне». «Самое удивительное, что в буффонно-трагической роли Марьи Александровны Москалевой – этого уездного Наполеона в юбке – Бабанова сыграла не только и не столько стяжательницу, хамку или полководца своих интриг, сколько ту девочку с обойденной счастьем душой, которую не доиграла в молодые годы».


В 80 лет Мария Ивановна «изменила» сцене Театра имени Маяковского. Ее пригласили на роль Жены в спектакле «Все кончено», который ставили по пьесе Э. Олби на сцене МХАТ с участием М.И. Прудкина и А.О. Степановой.


Да, никто не хотел в это верить, великие «старики» нашей сцены прощались со зрителем! Но всем тогда хотелось думать: нет, только репетировали, только играли прощанье…


На сцене возник изумительный ансамбль. Каждый играл в нем что-то свое, глубинное, всею жизнью выношенное, – свою главную тему в искусстве. Свою тему играла – увы, завершала тогда – и М.И. Бабанова.

 

Вот что пишет об этой ее работе Майя Туровская: «Однажды обманутая в своем первом девичьем чувстве или просто недолюбленная в суете жизни на виду, она взрастила в своей душе эту неприязнь и недоверие к чувству. Бабанова играет драму сильной души, не способной на самозабвение любви. Возвращаясь к прежним ее ролям, можно сказать, что она играет драму женской независимости в новых предлагаемых обстоятельствах».


Впрочем, есть и другая, более облегченная трактовка: «В роли Жены Мария Ивановна играла или проживала умиротворенную и достойную старость, по-прежнему красивую, мудрую и величественную. Такой осталась в памяти зрителей и сама Бабанова – женщина-легенда, женщина-эпоха».


Радиотеатр

Особое место занимает в творчестве Бабановой ее радиотеатр. Уникальная мелодика бабановского голоса, умеющего передавать тончайшие психологические нюансы разных образов, сделали ее незаменимой на Студии звукозаписи. Они стали своего рода исповедями, войдя в сокровищницу национальной культуры.

 

Высокий, скользящий, богатый тембрами голос Марии Ивановны Бабановой сохранили радиопостановки («Оле-Лукойе», «Маленький принц» и др.), последняя работа - радиоспектакль "Портрет Дориана Грея". Принимала участие в дублировании игровых ("Алишер Навои", 1947) и озвучании анимационных фильмов ("Сказка о царе Салтане", 1943; "Сказка о рыбаке и рыбке", 1950; "Оранжевое горлышко", 1954 и др.).

Снежная королева


Озвучивала роль Снежной королевы в полнометражном мультфильме «Снежная королева», 1957 год. Образ королевы создавался методом «эклера» – актриса исполняла свои сцены, их снимали на кинопленку, а затем все очертания и движения переносили на бумагу. Полученные таким образом рисунки и составляли основу мультфильма.


Использованная литература:

Туровская М. Бабанова: Легенда и биография. – М.: Искусство, 1981. – 351 с., ил.
Русские богини. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2005. – С. 195–207. – (Знак судьбы)
Текст В. Бондаренко "О Марии Ивановне Бабановой"

 

Все кончено

 

Бабанова, никогда не занимавшаяся преподавательской деятельностью, как-то раз, в 1934 году, по счастливому стечению обстоятельств набрала целый курс учеников. Один-единственный. Зачем ей, жившей только сценой, думавшей только о театре, понадобился преподавательский опыт, так и осталось неразгаданным. Она больше никогда его не повторяла, однако за питомцами своими следила пристально и придирчиво, подсчитывала, кто получился, кто – нет, кому зря отдала свое время, кому – не зря...

 

К 2000 году из тех студентов остались двое – драматург Виктор Розов и актриса Татьяна Карпова. Рассказ народной артистки СССР Татьяны Карповой о Марии Бабановой:

 

– В Харькове на первом курсе музыкально-театрального училища режиссер, который с нами занимался, заявил мне: “Есть такая актриса, Бабанова. Тебе нужно учиться у нее”. И я поехала в Москву. Это было провидение. Оказалось, год назад Бабанова набрала курс в театральном училище и на том курсе случился недобор. Я решилась сдать экзамен. Читала что-то, какой-то отрывок. На протяжении всего моего выступления Бабанова хохотала. Акцент у меня, и правда, был жуткий. Я решила: точно не возьмет. Но она взяла.

 

На уроке техники речи знаменитая Сарычева, услышав мое воспроизведение текстов, схватилась за голову: “Боже мой, какой же дурак вас принял?” Я в ответ: “Та шо вы ховорите! Какой дурак? Разве ж Бабанова дура, что ли? А если вам не нравится, как я разховариваю, так и учите меня! И тогда я буду разховаривать, как вам надо. Хоть мне то, как я разховариваю, нравится, и Бабановой тоже понравилось, раз она меня взяла...”

 

Учила нас Мария Ивановна очень своеобразно. Показывала, скажем, какой-то свой отрывок, и у нас случался “полный отпад”. Потому что это было неправдоподобно. То, что она делала, было не-пра-вдо-по-до-бно. Так актрисы не показывают, так не играют. Я почувствовала: это некое явление, посланное Богом. Чтобы я это узнала, чтобы увидела, чтобы была рядом.

 

Как-то мы репетировали с партнером эпизод на тему “свидание хоть и состоялось, но...”. И была в той сцене занавесочка, доходившая мне до колен. Бабанова сказала: “Не выходи, стой за занавеской. Тебя должны угадать. Я хочу видеть, как реагируют твои ноги на то, что тебе говорят...” То есть должны были играть ноги. А когда сцена была сыграна, она объявила: “Вот теперь мне ясно, кто ты, и что ты, и что там между вами произошло”. Ей не были важны лицо, глаза, было важно то таинственное нечто, что происходило за занавеской. Вот это она нам и преподавала и это же использовала, когда играла сама. В спектакле, например, когда звучал монолог партнера, никогда не стояла лицом к зрителю, старалась обязательно повернуться к залу спиной. Но ее спина, ее руки, ее голова – все свидетельствовало о том, что у нее внутри происходит. Тот монолог, который происходил в ней, на самом деле и был диалогом с партнером.

 

Она сама по себе была потрясающей школой. Когда играла Джульетту, а мы, студенты, бегали там же на сцене в массовке, то, видя, как она умирает, просто обливались слезами, как бы нам и вправду ее не потерять. А она твердила: в жизни не выпендривайся, ты на сцене выпендривайся. То есть не важно, как ты выглядишь в жизни, но, выходя на сцену, должен быть прекрасен, должен быть неотразим – любим или ненавидим.

 

Очень страдала от того, что ей – не по своей воле – пришлось уйти от Мейерхольда. Обожала его. Ей было трудно с режиссерами, которым все равно, куда она пойдет, как сядет (Мейерхольд же ставил и поворот головы, и пальчики, и мизансцены). Такой подход был присущ и Охлопкову, который позднее пришел в наш театр. Репетировали спектакль “Сыновья трех рек”, где Бабанова играла хрупкую француженку. На какое-то требование режиссера она отреагировала: “А вы сами так сыграйте!” И вышел Николай Павлович Охлопков, этот огромный красавец мужчина, и вдруг стал маленьким, инфантильным, нежным, заговорил трепетным голосом. Бабанова, глядя на него, залилась смехом. Но сыграла так, как он показал, правда, значительно лучше, чем он, блестяще, в своей манере. Так сыграла, что зритель пошел в театр именно на этот маленький эпизод.

Говорили, что Бабанова у Мейерхольда училась, по системе Мейерхольда работала. Ничего подобного. Она была так правдива, так неповторима, что выучкой этого не объяснить. Когда играла на сцене, происходило нечто невероятное, от нее в зрительный зал шел необыкновенный, мистический посыл.

 

Бабанова была абсолютно не светская женщина, не посещала, как теперь говорят, тусовки. Совершенно была равнодушна и к тому, как одета. Сыграет спектакль, надвинет шапчонку на глаза и быстренько уходит, чтобы ее не видели, чтобы с ней не разговаривали. Как бы это получше объяснить: вот появилась на небе звездочка, загорелась, посветила и исчезла. Вот появилась на сцене актриса Бабанова, отыграла спектакль, заворожила зрителя и исчезла. Ей было присуще абсолютное отсутствие житейского чванства. Эти огромные голубые глаза, этот неповторимый, нечеловеческий голос, который проникал в самое сердце... Она была как сказка. Ведь сказка – это прекрасно, но в сказке не все то, что может происходить в жизни. Так вот, она – из сказки, и потому не могла жить нормальной человеческой жизнью. В человечьей жизни она больше всего любила природу (у нее была дача, где она копалась в земле), любила сердцем собак, подбирала бездомных. И реагировала на события иначе, чем все люди. Никто не смеется, она – смеется. Никто не плачет, она – плачет. Когда шла на сцену твердой походкой, по дороге себя не любила, ругала себя: мол, и толстая она, и это у нее не так, и то не так. А на сцене появлялся ангел невообразимого обаяния. После спектакля вновь двигалась твердой походкой и вновь ругала всех на чем свет стоит: и рабочих, и актеров, и себя. Я при виде ее становилась такой маленькой-маленькой: “Здрасьте, Марья Иванна!” Молчит. Я снова: “Здрасьте, Марья Иванна!” Молчит. Нет, думаю, добьюсь своего. И снова: “Здрась...” Резко: “Ну, здравствуй, здравствуй!” Она была вся в своих делах, а мне следовало заниматься своими. Существо неземное. Ну с неземным существом можно ли все время рядом находиться? Не признавала мирской суеты. Никогда не тратила на это времени. Единственно, что не преходящее и не пустое, – это ее присутствие на сцене. Когда мы закончили учебу и разбрелись, у меня поначалу было ощущение, что она нас забросила. Но это было не так. Она очень пристально за нами следила. И всегда, пока она была жива, я затылком чувствовала ее присутствие. А потом – интересная штука – она поселилась во мне и по сию пору живет. Я, как и она, совсем не светский человек и также люблю собак и природу. Заразилась от нее, что ли. И когда играю, знаю точно, что делать надо, а что – не надо. Я хорошо помню ее слова:

 

“Никогда не делай того, что не пойдет тебе на пользу на сцене”.

 

Что бы о ней ни писали, что бы о ней ни говорили, это все равно недостаточно и не точно. Перечисляются какие-то истории о том, как жила, как репетировала, как ссорилась с тем-то и тем-то. Все мишура. Бабанову никто не разгадал, как до сих пор никто не разгадал улыбку Монны Лизы. Но, слава богу, людям выпало счастье видеть и слышать ее.

 

© "Литературная газета", 2000

 

 

Вспоминает Виталий Вульф:


...Круг друзей Марии Ивановны Бабановой с годами становился все уже и уже. Жила она замкнуто на улице Москвина, дом 5, на пятом этаже в доме без лифта - его поставили к концу ее жизни. Умерла в 1983 году. После ее смерти Фаина Георгиевна Раневская написала на листке бумаге: "Скончалась Бабанова - величайшая актриса нашего времени. Все время с тоской думаю о ней..."


Актриса делала зрителей счастливыми, Ольга Андровская писала ей: "Ваш обаятельный талант и замечательное мастерство целиком покоряют и убеждают зрителя, и заставляют его радоваться, смеяться и улыбаться душой, - что очень нужно и очень ценно". Поэт и переводчик Михаил Лозинский называл ее ослепительной волшебницей. Почитателей ее дара насчитывали десятками тысяч, хотя телевидения в те годы не было и только радио доносило до людей, не видевших ее на сцене, хрустальный голос актрисы, любившей на радио читать сказки. Бабанова - звонкое имя. Когда она играла, зрители, стремившиеся попасть на спектакли с ее участием, разгадывали тайну и магию этой самой уникальной звезды театра двадцатого века. В ее знаменитых ролях постоянно жило ощущение непоколебимого человеческого достоинства и горького юмора. Таня, Диана, Лариса, Джульетта навсегда вошли в историю русского театра. Даже когда она играла в незначительных спектаклях, роли, сыгранные Бабановой, запоминались благодаря ее фантастическому мастерству и редкому дару, пронзительному и острому. Маленькая несчастливая максималистка - такой она часто бывала на сцене. Такой и оставалась в жизни. Майя Туровская, написавшая одну из самых лучших книг в русском театроведении под названием "Бабанова: легенда и биография", писала в конце книги: "Когда-нибудь, когда уже не станет нас, когда пройдет и кончится наша беспокойная суетная деятельная, утомительная и целеустремленная, несчастная и счастливая жизнь - все так же таинственно, лукаво и повелительно будет звучать удивительный голос Бабановой - голос самой Сказки".


11 ноября, в день столетнего юбилея актрисы, Театр имени Маяковского выпустил специальную афишу и подготовил специальную программку в память Марии Ивановны Бабановой, и сыграл пьесу Моэма "Круг". Скептическая и острая пьеса Моэма была поставлена Татьяной Ахрамковой лет двенадцать назад. Андрей Гончаров легко согласился на предложение поставить "Круг" прежде всего потому, что много лет назад, после войны, пьеса была уже поставлена в театре в другом переводе забытым ныне режиссером Федором Кавериным, и Бабанова играла не самую главную и не самую выигрышную роль Элизабет. Играла как всегда умно и мастерски. Но пьеса попала под ждановский нож, в постановление о репертуаре драматических театров 1946 года, и была снята. Играли ее очень недолго. В 70-х годах Бабановой вновь захотелось сыграть "Круг", роль леди Китти, блестяще написанную автором. Но пробить пьесу в те годы тоже не удалось. И вот в 1988 году был поставлен новый "Круг" - совсем другой спектакль, с совсем другими исполнителями, а легенда неслась вслед - в этой пьесе играла Бабанова.


11 ноября зрители штурмом брали театр. Войти в зал было невозможно. Билетов в кассе не было никаких. Стояла очередь студентов в надежде на входные. В основном молодые зрители заполнили театр и расхватывали программки с портретом Бабановой. Театр Маяковского удивительно тепло и красиво отметил столетний юбилей первой актрисы театра, которой давно уже нет на свете. Самой совершенной сценической мастерицы двадцатого века.


Только почему-то Дом актера то ли не захотел, то ли не знал, как отметить этот юбилей, и постарался его не заметить....

 


Отрывки из писем Бабановой. Переписка длилась почти двадцать пять лет - с 1956-го по 1980 г. - и только частично была опубликована.


"...Репетируем и должны выпустить в марте-апреле "Вишневый сад". Это все-таки ничего. Дали Евгения Самойлова на роль Лопахина - это одно из давних моих предложений. Макет очень приятный, и если бы на месте Дудина был Всеволод Мейерхольд, то я бы смело смотрела вдаль. Но боюсь всего. О мизансценах уже думаю сама. О музыке тоже и обо всем, что не должно было бы касаться тоже. Так и работаем. Но все же, если есть работа, то жить можно, и это, вероятно, наделило меня неслыханным нахальством дать себя уговорить выступить в роли Тани в 1000-м спектакле. Об этом не жалею. Хотя неделю перед этим не могла ни пить, ни есть и играла как в тумане. Этот спектакль несколько залечил рану, нанесенную мне в Баку обстоятельствами. Я чувствовала себя живой и существующей, и кому-то нужной... В Москве дикие морозы, и ничего взамен. Ни премьер интересных. Ни интересных приездов. Будапештская "Сильва" не бог весть что, и "Порги и Бесс" - скучновато. Других новостей просто нет...


8 февраля 1956 года.


Вчера приехала из Ленинграда сыграть премьеру "Вишневого сада". Фактически этот спектакль был сыгран втихую. Для сдачи плана и только три раза прошел в поездке из-за болезни режиссера. Поэтому ничего не известно ни мне самой, никому - что из этого вышло. На днях выяснится, что мы провалились. Думаю, что Чехова театр не понял. А я только поняла, что не поняла. А сделать тоже не смогла. К сожалению, пьеса исключительно ансамблевая, чего нельзя сказать о нашем театре. С радостью ушла куда бы нибудь, но некуда. Пробавляюсь пока гастролями в другом театре. Переезд из Москвы в Ленинград надолго и вообще страшен. Остается терпеть....


16 октября 1956 г.


В Ленинграде живу одиноко, иногда, когда есть время, брожу по городу. Вчера забрела в район Пряжки... Репетирую и стараюсь не раздражаться. Премьеру английской комедии сыграли - "То, что знает каждая женщина". Внешне успех большой. Приеду в Москву, вам напишу. Живу в "Астории" - это на всякий случай...


Декабрь 1956.


Я на выдохе. Играю по 15 спектаклей в месяц. С ездой из Москвы в Ленинград и обратно. Не сплю в дороге и постоянно нахожусь в повышенном темпе, отчего страшно устаю. Я боялась вам написать о том массовом гипнозе, который сопровождал незатейливую английскую комедийку. Играем не Бог весть как. Поставлена просто плохо. Но народ валит валом, и театр воспрянул духом или, вернее, карманом от этой пьесы. С тех пор, как лягнули в прессе, этот гипноз только усилился, и теперь дирекция собирает аншлаги в огромных Домах культуры, отчего моему брату не легче... Начали было репетировать хорошую драму современного английского драматурга ("Глубокое синее море") Т.Раттигана. Но пока приостановили, не зная, стоит ли работать впустую или с риском. В пьесе ничего вредного нет. Но разве в этом дело? "Вишневый сад" к моему огорчению не получился в целом как ансамблевый спектакль, поэтому он идет редко. Нет брата. Нет Ани - никого, кроме Лопахина и Вари...


28 января 1957 года.


Ленинградский театр бешено ищет пьесу для меня, воображая, что я в любой роли буду помогать им собирать аншлаги. Не уверена. Драма Раттигана "Огни на старте" идет и пока незапятнана. Но это не значит, что разрешат "Глубокое синее море". Хочу в Москву. Домой. Гостиничная жизнь, нечастые прогулки и одиночество. Бывает у меня Юрий Александрович Головашенко (известный ленинградский критик). Общаюсь с Полиной Мелковой, переводчицей, и изредка хожу в балет. Здесь появилось новое поколение: Осипенко, Колпакова, это хорошо. Видела вчера Аллу Шелест, замечательная балерина...


Вы пишете, что я мучаю себя - это не так, а может быть, вы и правы, но поделать с собой ничего не могу. Пишите. Обязательно отвечу.


12 февраля 1957 г.


Была на концерте американского пианиста, типа Клайберна, худенький, моложавый, болезненный, без тела, одни руки, но очень симпатичен, и еще видела "Жизель" с Иветт Шовире. Я ее очень люблю, она удивительно благородна, изящна, вкуса много во всем... но для Жизели она немолода, и мне это было тяжело, знаю это по себе...


12 февраля 1960 г.


Вынуждена завтра идти на радио записывать "Месть живых" по повести Татьяны Тэсс. Много фальши, сантимента, ура-патриотизма - старались с режиссером Липовецким оставить правдивое и человеческое, но, боюсь, вряд ли это удалось. Завтра иду на "Лжеца" - жалею, что не будет вас с нами.


Сразу же напишу, что и как. Театр молчит. А я завтра решу, быть или не быть...


(Без даты).


Вчера была наконец на "Лжеце" (речь идет о пьесе Д.Килти - "Милый лжец". - В.В.) - и успокоилась вполне. Первое - это не драматургия, и непременно надо что-то сделать режиссеру, чтобы облегчить работу актерам и зрителю. Было очень скучно, длинно. Однообразно и мало вкуса, как это ни странно для Акимова. И оформление, и костюмы - все бедно. Простенько и плохого вкуса. Роль женская, конечно, в первую очередь требует, чтобы показали актрису крупного масштаба, со всеми "штуками" актрис вроде Сары Бернар. Не меньше. Да еще надо убедить две тысячи людей, что нельзя не быть в нее влюбленным. Представляете себе такую задачу? Помните открытку с изображением Сары Бернар? Мне кажется, такую актрису надо было сыграть и назвать пьесу "Милые обманщики", так как она не уступает ему ни в чем. Все это не сделано в спектакле. Да и кто может это сделать? Во всяком случае, не я и не мистер Дудин. Что касается человеческого, которое особенно выступает во втором акте, то тут тоже требуется большая и не старая техника, которой никто из нас не обладает. Ведь все-таки влюблен в нее был Шоу. А никто другой. Что касается роли Шоу, то это был врач-гинеколог, с животом, бородкой, тросточкой и всеми манерами среднего человека среднего уровня и возраста... При данных условиях мне не надо браться за это дело. Его надо выиграть и выиграть твердо. А выигрыш далеко не обеспечен. Репетирует Орлова. Во МХАТе - Степанова. Юнгер показалась в Москве с хорошими рецензиями... Неужели вы думаете, что мне надо лезть в эту свалку, не имея ни режиссера, ни партнера, ни своих прежних возможностей...


(Без даты).


Работаю на радио с Розой Иоффе. Она советует взяться за "Маленького Принца", пока боюсь. Вчера была в театре. Заглянула в зрительный зал. Играли "Кураж". Глизер получила эту роль слишком поздно, но Карпова играет великолепно. Танька всегда была талантливым человеком. Когда-нибудь я расскажу вам много интересного из серии человеческих отношений. Но Немую играет по высшему разряду и строго, что очень трудно и очень важно...


(Без даты).


Живем в ожидании юбилея Охлопкова, мне надо будет выводить его на сцену и надо будет выдержать пять часов всей этой петрушки...


(Без даты).


Ударилась в режиссуру от отчаяния. Премьера намечена на первое апреля. Пьеса - "Мари-Октябрь", помните, мы вместе смотрели французский фильм с Даниэль Дарье - так вот я репетирую. Вместо Самойлова играет Женя Лазарев, и, хотя он мне годится почти во внуки, мы это учли и кое-что предпримем. Главное, что я получила Сашу Лазарева, который сразу потянул роль. Я его очень люблю. Чудесный человек и актер талантливый. Остальные - Кириллов, Левинсон, Аржанов, Лукьянов, Люлин - все на месте, кроме меня. О себе еще не думала. Некогда, заниматься приходится всем, чем можно и не нужно - макетом, музыкой и т.д. "Шо будить" - покажет время... Хочу, чтобы у вас все было хорошо. Все и образуется. Будьте мужественны и инициативны, как всегда. Ваша М.Б.

16 марта 1965 г.

 

 

Похоронена на Новодевичьем кладбище.

 
Бабанова 1

 

29 октября (11 ноября) 1900 года - 20 марта 1983 года

Tags: актрисы
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments