НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote in chtoby_pomnili,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie
chtoby_pomnili

Category:

В апреле вспоминали и Вадима Людвиковского...


 

Вадим Людвиковский и его оркестр - триумф на фестивале ДЖАЗ-67.
Фото Владимира Лучина

Выдающийся мастер оркестрового джаза, аранжировщик и композитор, лидер знаменитых оркестров родился 23 апреля 1925 года в Курске. С четырех лет играл на рояле, с шести – на кларнете, в восемь сел за пульт гобоиста в военном ансамбле, которым руководил его отец. К началу войны, еще учась в музыкальной школе, играл на танцах. На фронте руководил оркестром Белорусского военного округа, благодаря чему встретился с руководителем Госджаза Белорусской ССР, выдающимся маэстро джаза Эдди Рознером. Вскоре Рознер перевел его в свой оркестр, который был для хватавшего все на лету талантливого музыканта школой джазового профессионализма. В 1947 Рознера арестовали, оркестр расформировали, и Людвиковского взял к себе Леонид Утесов пианистом и аранжировщиком. Ни в каком другом оркестре равного ему не было. Это тут же сказалось на звучании оркестра, способствовало его творческому росту.
В 1949 Вадим Николаевич поступил в ленинградскую консерваторию на композиторское отделение к Венедикту Пушкову, композитору еще старой закалки, автору и академических произведений и популярных песен. Консерваторию он закончил в год смерти Сталина, и первой его большой работой стала серия записей танцевальной и популярной музыки советских композиторов-песенников на радио. Их песни, оркестрованные Людвиковским, предстали в ярком, модном, американистом виде, это понравилось и авторам и слушателям. А в 1960 приняли и в Союз композиторов.
Но Людвиковский взялся за нечто большее. В начале 60-х он предложил Москве новый жанр – джаз-варьете. Блестящий бэнд играл самый модный репертуар в загримированном под западный найт-клуб ресторане "Советский", праздном оазисе оттепели с привкусом распутства. Бэнд был составлен из утесовцев, пока шеф лежал в больнице. Людвиковский был на вершине творчества и успеха. В 1966 Гостелерадио предложило ему создать оркестр для исполнения произведений советских композиторов. Так возник Концертно-эстрадный ансамбль Радио и ТВ, ставший не только мощным официальным форпостом джаза, но и образцом, которому подражали, а порой и завидовали. Лучшим аранжировкам был свойствен монументальный фресковый стиль, динамичность и полнозвучность.
К сожалению, студии не записывали лучшее, чем располагал оркестр. Но слава о партитурах, которые были в портфеле оркестра, о мирового класса солистах – саксофонистах Алексее Зубове, Георгии Гараняне, Геннадии Гольштейне, Юрии Албегове, трубачах Константине Носове, Германе Лукьянове, Владимире Чижике, Германе Петрове, Викторе (Арзу) Гусейнове, тромбонистах Константине Бахолдине, Викторе Мотове и Леоне Черняке, басисте и аранжировщике Игоре Кантюкове, ударнике Александре Гореткине, пианисте Борисе Фрумкине – перешагнула закрытые на замок границы Советского Союза. Это было опасно. В 1972 оркестр Чехословацкого радио пригласил Людвиковского и его музыкантов в Прагу на запись имеющихся у него оригинальных аранжировок. Пластинка вышла, но дни Людвиковского на радио были сочтены. В 1973, воспользовавшись бытовым поводом, его уволили из Гостелерадио, а вслед распустили и его “концертно-эстрадный ансамбль”, ставший уже ведущим советским джаз-оркестром.
После роспуска своего детища Вадим Николаевич стал фактически безработным. Будучи полным творческих сил, быть 22 года невостребованным в собственной стране, ясно сознавая свое профессиональное превосходство над теми, кого жизнь ласкает своим вниманием, вынести трудно. Заказов - даже на переписку нот - ему никто не давал.
Людвиковский медленно умирал. Его семидесятилетие встретили молчанием. Награждение вдогонку званием Заслуженного деятеля искусств России летом последнего года его жизни уже ничего не меняло. И впереди, кроме тишины и темноты, у него не было ничего. Оставалось ждать конца. И он наступил. 8 декабря 1995 года его нашли замёрзшим на одной из московских улиц. Выдающему музыканту стало плохо, а помощь никто не оказал.
На похоронах было немного народу. Кремация состоялась на Донском. А прах по его желанию развеян над любимой Москвой.

© Алексей Баташев
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments