Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Category:

Майк НАУМЕНКО (часть 2)


Науменко Нуаменко 6

Интервью корреспондента «Газеты» Александра Зайцева с товарищем Майка и менеджером группы «Зоопарк» Всеволодом Грачом.

Науменко Науменко 15

 


- Как вы познакомились с Майком?

 

- Я даже не помню, когда я первый раз видел Майка. Я знал практически всех музыкантов, в том числе и группы 1960-х, которые играли «фирму». Мы, видимо, пересекались году в 1975-1977-м. Мы потом вспоминали это, когда уже скорешились довольно сильно. Потом так получилось, что я немного отъехал от этой тусовки. Жена у меня работает в Консерватории, и туда устроились работать монтировщиками Дюша Романов, Джордж Гуницкий и Рыба. А я с ними что-то года полтора не общался, так получилось. Они подружились, пришли к нам в гости, мы попили винца и с Рыбой поехали к Майку на работу опохмеляться вдумчиво. Ну и потом это уже все покатило, поскольку нам с Майком было друг с другом интересно. К тому же мы оба были любителями кроссвордов, даже можно сказать - профессионалами. Он выписывал «Вечерку», а я - «Смену». Я к нему приходил, давал свою «Смену» - в кроссворде было два-три слова недобито, а он мне - свою «Вечерку». И вот такой диалог: «Майк, ну интеллигентный человек должен вообще-то знать, что такое топинамбур!» А он все знал про самолеты, просто на звук мог их определять. И он говорит: «Ну а турбодвигатель «Ила» такого-то - это вообще каждый должен знать!» Я к нему частенько заходил на работу выпить винца, да много кто к нему заходил поговорить о том о сем. Он мне рассказывал кучу всяких баек о любимых музыкантах, потому что постоянно читал 'NME', 'Melody Maker' и владел английским хорошо.

 

- А когда вы стали официальным менеджером «Зоопарка»?

 

- С 1986 года, когда группа получила тарификацию. Потом у нас сразу были концерты в СКК, причем в такой солянке с эстрадниками. А тогда было модно такие солянки заряжать и какого-нибудь рок-н-ролльщика кондового пригласить, чтобы зал собрать и всю эту шнягу кормить. Тогда первый раз разрешили танцевать в зале, а все концерты шли при аншлагах. У нас было две баллады в программе. Я говорю: «Майк, баллады убираем, играем только рок-н-ролл». И тысяч пять к сцене ломанулось!

 

- В те времена, во второй половине 1980-х, «Зоопарк» ведь гастролировал очень активно?

 

- Да, хотя были проблемы. Не было новой программы, не было нового альбома, и мы съехали со стадионов на «тысячники» и «двухтысячники». Но тем не менее Союз мы объездили от Петропавловска-Камчатского до Калининграда и от Мурманска до юга России. Больших городов, в которых мы не были, я что-то и не припомню. Первые концерты были в «Юбилейном», дали восемь аншлагов. Играли, помню, со «Звуками Му». Комиссия сидела дурацкая. Поскольку не было должности менеджера, я тоже числился артистом - вышел с гитарой на сцену, взял пару аккордов. Просто я во время гастрольных дел вел концерты, потому что мы были единственная группа, которая выступала с перерывом. «Алиса», «Аквариум» играли нон-стоп, а мы - с перерывчиком. Там в среднем час-десять, час-двадцать концерт длился. «Зоопарк» играл два отделения музыки, между ними - перерыв. В то время было мало информации, и поэтому в любом городе типа Сыктывкара или той же Казани, когда народ спрашивал «а что сейчас делает Гребенщиков?» или «а что делает Рикошет?», я с удовольствием эту информацию заполнял. В Казани в 1988-м мы с Валерой Кирилловым нарвались на гопников, но, когда они узнали, что мы из «Зоопарка», они сказали: «Да, слушай, я тебя вчера на сцене видел!», поймали нам такси, запугали водителя: «Если денег с них возьмешь, найдем!».

- А как гопники, интересно, реагировали на песню «Гопники»?

 

- Постоянно приходили записки такого рода: «Просьба сыграть песню «Гопники». И, допустим, подпись: «Тюменские гопники»... Почти каждые выходные мы где-то выступали. Тогда появились деньги более-менее приличные. Какое было у звезды подпольного рока преимущество в жизни? Выпить на халяву. Не все же такие удары держат. Я видел Майка за месяц до смерти. Мы слегка поссорились перед этим - на этой же почве, - я позвонил ему: «Майкуша, ну что ты, как?». Заехал к нему. А он получил тогда приличные деньги за 'LV', который был издан на виниле не то в Харькове, не то в Киеве, и бухал. Говорит: «От меня Наташка ушла». Я говорю: «Ну который раз уже». А он говорит: «Нет, тут все серьезно. С рукой вот беда». Я ему говорю: «Так надо не бухать, а идти в больницу». А он был такой человек - ненавидел что-нибудь просить. Приезжали, например, америкосы - та же Джоанна, другие. Они привозили гитары и все такое. И все подмажоривали, потому что откуда у музыкантов были деньги на хорошие гитары? Я Майку говорю: «Приехал какой-то рок-н-ролльный чел из Америки, привез гитару акустическую. Я знаю, что она для тебя. Посмотри, на чем ты играешь квартирники! Но для этого надо встать, дойти до рок-клуба, получить гитару. Я не могу ее за тебя получить». «Ну да», - отвечает. Я отвлекся минут на двадцать. Прихожу, а он специально, чтобы не идти и не унижаться - как ему казалось, уже неподъемный. Он как человек интеллигентный не мог сказать: «Нет, пошли они со своими подачками». В принципе, он мог быть жестким. Иногда он мог что-то тихо сказать, если хотел кого-то обидеть, но это было круче, чем на х... послать. Так и остался без гитары.

 

- А почему, как вы думаете, Майк практически перестал писать в это время новые песни?

 

- Я недавно перечитывал книгу о Майке - там есть разные версии. А ведь я же с ним прожил бок о бок все это время. Тема Троицкий говорит, что люди разные. Из Гребенщикова песни выскакивают как естественные надобности. Или Юрка Шевчук: вот прошло два года, пора написать альбом. Он собирается специально, едет в деревню и там сидит и творит. Майк, если у него не писались песни, не вымучивал их из себя. Я считаю, что последний сильный номер, который он написал, - это «Выстрелы». Это такой реквием по самому себе, это 1987 год.

 

Я ему говорил: «Миша, нужна новая программа», а он говорил: «Все будет». Но я видел, что не будет, увы. Может быть, человек уже сказал все, что хотел сказать. Майк - это единственный человек, который написал стандарты на русском языке. Потому что у нас не принято петь чужие песни, но, начиная еще с «Секрета», у нас ни одной команды нет, которая не пела бы его песни. От «Аквариума» до появившихся уже после его смерти «Кирпичей». Он Боб Дилан и Чак Берри в одном лице. Троицкому не нравились все эти рок-н-роллы, буги-вуги, он больше любил баллады, а мне, наоборот, они страшно нравятся, потому что так, как «Зоопарк», рок-н-ролл у нас до сих пор никто играть не умеет. Майк сам всегда говорил такую фразу: «Пусть народ танцует, это очень даже в кайф. Нам нравится, когда под нас танцуют». Песенки дурашливые - буги-вуги, твист и все такое. Но написать такую песню так, чтобы это не выглядело идиотизмом, иногда труднее, чем написать серьезный текст.

 

- Майк действительно был таким уж домоседом?

 

- Последние лет десять он даже на гастролях никуда особо не выходил. Я, как бывший экскурсовод и музейщик, старался что-то успеть посмотреть, погулять - а Майкуша... Выезд на природу ему был вообще по барабану, он был совершенно урбанистический человек. У нас была одна длинная гастроль - Дальний Восток, Сибирь. И я так построил, что было три дня отдыха во Владивостоке: город шикарный. Мы договорились, что нас отвезут на остров Попов в океан на три дня. Майк не поехал: 'Ну чего там - остров, зачем мне эта рыбалка'. И вот они с Илюшей Маркеловым остались в гостинице, запаслись алкоголем - у них это называлось автономное плавание, - и сидели каждый в своем номере: шампанское, водочка, всякая корейская еда. Идти из номера в номер уже в лом, и вот они по телефону созванивались. «Что сейчас будем пить? Шампанское?» - «Давай шампанское».

 

- А чья была идея снять фильм «Буги-вуги каждый день»?

 

- Я в этом никак не участвовал. Там хорошая была идея, и он сам по себе такой «зоопарковский» - без понтов, без говна всего этого. Там одна неудачная шутка, которая сначала смотрелась весело, как у Джармуша, - когда Майк висит в петле. Я в мистику не верю, и Майк был человек неверующий, просто атеист. Но вот довиселся, через полгода - бабах! - и все.

 

- О смерти Майка. Я встречал такую версию, что он умер не из-за падения в квартире, а был избит на улице.

 

- У него было давление, и с рукой все эти проблемы - она немела. Я у ребят специально спрашивал: «Сколько вы выпили в тот день?» Я точно выяснил, что выпили они на всех три банки пива - советского, баночного, из ларька. Для «Зоопарка» это вообще ноль. Ему сплохело, он упал и головой ударился о табуретку - перелом основания черепа. Это был несчастный случай.

Науменко 6


Tags: исполнители
Subscribe

  • жаль, без вас, Быстрицкий...

    Есенин перепутал фамилию, но знакомство с еврейским мальчиком, прибывшим в Москву в поисках работы и славы, видимо, произвело на него впечатление. По…

  • БАШЛАЧЕВ Александр Николаевич

    Поэт и исполнитель "Я знаю, душа начинает заново маяться на земле, как только о её предыдущей жизни все забыли. Души держит…

  • ОКУДЖАВА Булат Шалвович

    Поэт и прозаик, один из основателей жанра авторской песни Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • жаль, без вас, Быстрицкий...

    Есенин перепутал фамилию, но знакомство с еврейским мальчиком, прибывшим в Москву в поисках работы и славы, видимо, произвело на него впечатление. По…

  • БАШЛАЧЕВ Александр Николаевич

    Поэт и исполнитель "Я знаю, душа начинает заново маяться на земле, как только о её предыдущей жизни все забыли. Души держит…

  • ОКУДЖАВА Булат Шалвович

    Поэт и прозаик, один из основателей жанра авторской песни Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты…