НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote in chtoby_pomnili,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie
chtoby_pomnili

Category:

125 лет назад в Тифлисе родился великий русский дирижёр Самуил Абрамович Самосуд


       «Репетиция еще не началась. На сцене гигантским полукругом расположился оркестр. Он предстал сегодня в полном составе - вдвое больше обычного количества, которое необходимо в условиях зала Куйбышевского Дворца культуры для сопровождения опер.

В пустом, но ярко освещенном зрительном зале сидит человек. Он внимательно прислушивается к беспорядочному нагромождению звуков настраиваемых инструментов. Человек очень молод. У него совсем юношеское лицо и молодые порывистые движения. Временами он вскакивает с кресла, бежит к оркестру, отзывает то одного, то другого музыканта. Что-то ему объясняет, перелистывая при этом нотную тетрадь, лежащую на пюпитре.

Но вот кто-то на сцене захлопал в ладоши. Наступает тишина. За дирижерским пультом появляется народный артист Союза ССР С. А. Самосуд. Взмах палочки и репетиция началась.


Давно, уже несколько лет оркестр Большого театра не выступал перед публикой с новой самостоятельной работой. Оркестр с мировой славой мог и должен был поднять только такое музыкальное произведение, которое было бы достойно его исполнителей. И вот сегодня это произведение появилось. Оно властно захватило творческие думы блестящего музыканта - дирижера Самосуда, оно овладело мыслями всего коллектива артистов оркестра. Это Седьмая симфония Д. Шостаковича - того самого молодого человека с тонкими, юношескими чертами лица, которого мы видим сейчас в зрительном зале.

Идет уже последняя репетиция. Казалось бы, все уже закончено. Казалось бы, что художник добился предельной филигранности в отделке исполняемой вещи. Слушатель, зачарованный звуками изумительного симфонического аллегро первой части. Но, нет, взыскательный дирижер не удовлетворен. Он стремится «выжать» из оркестра все, что только можно.

- Нет кресчендо! Его не ощущаешь! - восклицает Самосуд и останавливает оркестр. Дирижер ежеминутно оборачивается в зал и тревожными глазами глядит на Шостаковича.

- Звучит или не звучит!

- Хорошо, очень хорошо! - громко, на весь зал откликается композитор. Он бежит к рампе, вскакивает на сцену, становится рядом с дирижером, углубляется в ноты. Что-то подчеркивает карандашом.

Царит напряженная творческая обстановка. Композитор, дирижер и артисты оркестра сдают ответственейший экзамен перед всей советской общественностью, перед мировой общественностью всего мира.

С.А.Самосуд говорил как-то автору этих строк:

- Седьмая симфония Шостаковича важна для нас не только как выдающееся музыкальное произведение последнего полувека. Значение симфонии в ее глубоком политическом звучании. В тот момент, когда весь мир повержен в пучину небывалого катаклизма, в этот момент именно в советской стране, появляется такой Эльбрус музыкального творчества, как Седьмая симфония!

Дирижер прав. Значение нового произведения Шостаковича прекрасно понимают не только у нас, Но и за границей. Вся иностранная печать полна описаний работы Большого театра над Седьмой симфонией. Заграничные радиостанции настойчиво требуют трансляции первых концертов из Куйбышева.

Сам автор симфонии Д.Шостакович так говорит о своем произведении:

- Много сил и энергии я вложил в это сочинение. Никогда я не работал с таким подъемом, как сейчас. Есть такое крылатое выражение: "Когда грохочут пушки, тогда молчат музы". Это выражение справедливо относится к тем пушкам, которые своим грохотом подавляют жизнь, радость, счастье, культуру. Мы же воюем во имя торжества разума над мракобесием, во имя торжества справедливости над варварством. И муза нашего народа своим могучим голосом помогает нам творить победу.

...Репетиция длится несколько часов. Самосуд по нескольку раз останавливает оркестр. Дирижер заставляет десятки раз повторять одни и те же музыкальные фразы.

Творческий подъем в театре небывалый. Седьмая симфония Шостаковича, как произведение, воплотившее в себе все чувства и устремления, родные и близкие каждому советскому человеку, воспринимаются коллективом, как радостное событие, как праздник советской культуры. Большой театр готовится достойно встретить этот праздник.


И.Родин (Волжская коммуна. 1942. 4 марта)

ХРОНИКА
пребывания Государственного ордена Ленина академического
Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы
Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года

 




Вспоминает выдающийся русский бас Иван Петров:

               "Определяющую же роль в моей судьбе сыграл другой дирижёр, один мз самых больших мастеров опреного искусства, Самуил Абрамович Самосуд. Этот удивительный музыкант тонко чувствовал не только музыку, но и стиль произведения, прекрасно знал законы сценического искусства и ясно ощущал драматургическое развитие каждого произведения.
Дирижируя, Самосуд никогда не заглушал певцов, стараясь подчинить всё исполнение вокальному звучанию, в то время как игра самого оркестр отличалась всегда яркостью, стройностью, филигранностью отделки деталей. Такие постановки Самосуда, как "Иван Сусанин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Черевички", забыть невозможно...
               Самуил Абрамович светился обаянием. Вся его ладная фигура, благородная осанка, выразительное лицо, обрамлённое чуть седеющими волосами, добрый и умный взгляд карих глаз притягивали внимание, очаровывали; Он был очень общительным человеком, приятным остроумным собеседником, обладающим чувством юмора. Так же, как и другие музыканты, - Голованов, Пазовский, - часто приходил в театр, чтобы просто послушать какой-нибудь спектакль, и когда он появлялся в ложе, то в театре сразу наступала напряжённая творческая атмосфера. Когда же сам Самуил Абрамович становился за дирижёрский пульт и поднимал дирижёрскую палочку, всё замирало. Только скулы на лице Самосуда приходили в движение, а затем по взмаху его руки начинала литься вдохновенная музыка.
               К сожалению, этот огромный мастер очень немного времени проработал в Большом театре, и я с ним ничего не спел, кроме двух опер, которые прозвучали в концертном исполнении - "Тангейзер" Вагнера, где мне была поручена ведущая роль Ландграфа, и "Джоконда" Понкьелли. Здесь я выступил в роли Альвизе... " (добавим, что, к счастью, сохранилась запись этого исполнения)

Если захочется, можно послушать:

П.И.Чайковский "Пиковая дама", Большой театр, 1937. Дирижёр - С. А. Самосуд

По составу исполнителей это одна из уникальных записей. Если абстрагироваться от несовершенств записи (оцифровка тем не менее хорошая), то понимаешь, ЧТО такое мастерская интерпретация. С.А.Самосуд принимал участие в постановке Вс.Э.Мейерхольда. Великий режиссер по-своему прочитал партитуру, решительно приблизил ее к пушкинскому первоисточнику. Было сделано много купюр. Но работа не прошла для ДИРИЖЕРА даром. Будучи сам мастером, он при постановке уже полной версии оперы многое привнес из того, мейхерхольдовского спектакля. Особого интереса заслуживают картины в спальне Графини и в казарме Германа. Н. Ханаев один из непревзойденных Германов, а талант К. Держинской почему-то сегодня забыт. В советские годы было сделано не так много записей этой оперы. Записи Г. Нэлеппа с А.Ш. Мелик-Пашаевым, В. Атлантова с М.Г. Эрмлером, есть запись З. Анджапаридзе... но с этой записью они сравниться не могут.

Н.А. Римский-Корсаков - МОЦАРТ И САЛЬЕРИ. Дирижёр - С. Самосуд. Фильм-опера (1962г.)
Моцарт - Иннокентий Смоктуновский (поёт Сергей Яковлевич Лемешев), Сальери - Пётр Глебов (поёт Александр Степанович Пирогов)
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments