flying_cheetah (flying_cheetah) wrote in chtoby_pomnili,
flying_cheetah
flying_cheetah
chtoby_pomnili

Categories:

Фёдор Шехтель


Гордость русской архитектуры, создатель знаменитых московских зданий.



Франц-Альберт (Фёдор) Шехтель родился 7 августа 1859 года в Санкт-Петербурге. Отец его был инженером-технологом, мать Дарья Карловна - купчиха (из семьи саратовских купцов Жегиных, позднее работала экономкой у Третьякова). У Шехтеля было ещё два брата и три сестры.
Детство провёл в Саратове, отец рано умер и положение семьи было почти бедственным.
закончил Тираспольскую католическую гимназию, учился в Строгановском училище, но не закончил его, был отчислен за плохую посещаемость. После этого работал архитекторским помощником у известных московских зодчих конца XIX века А. Каминского и К. Терского. Участвовал в проектировании театра «Парадиз» на Большой Никитской, составил проект фасада. Под влиянием Каминского – знатока русского и западных средневековых стилей - у Шехтеля возник интерес к средневековому зодчеству, который вскоре найдёт отражение в его работах. Не без влияния Каминского развился и колористический дар Шехтеля – одного из самых замечательных мастеров цвета в архитектуре.
С конца 1870-х годов Шехтель начинает работать самостоятельно. Архитектура на время оставлена - он иллюстрирует и оформляет книги, журналы, рисует виньетки, адреса, театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов, сотрудничает в сатирических журналах "Будильник" и "Сверчок". Вместе со своим приятелем по училищу Н.Чеховым (братом Антона Павловича), Шехтель пишет иконы и создает эскизы монументальных росписей. Кстати, именно Шехтель оформил виньетками первый сборник Чехова "Пёстрые рассказы".
Особое место в творчестве молодого Шехтеля занимает работа театрального художника. Он создает костюмы и эскизы декораций, помогает знаменитому декоратору Большого театра К. Вальцу – большому любителю красочных зрелищ. Вместе с тем он работает и в народном театре «Скоморох», оформляет народные гуляния. Забавно, что свою карьеру антерпренёр "Скомороха" Лентовский начинал в "летнем театре городского «Сада Шехтель» в Саратове, принадлежавшему дяде и отцу Федора Осиповича.
Женится Шехтель на своей кузине Наталье Тимофеевне, чем отец - купец Т. Жегин - известный меценат, друг Третьякова. 
   
Постепенно Шехтель возвращается к архитектуре. Уже в середине 1880-х годов по его проекту ведется застройка имений Кирицы и Старожилово в Рязанской губернии, строятся загородные дома в Московской и Ярославской губерниях, отделываются интерьеры московских особняков. Настоящий успех приходит к нему после того, как он построил несколько дач и особняков для известной семьи Морозовых (в частности, особняк З. Морозовой на Спиридоновке, в оформлении которого Шехтелю помогал тогда ещё малоизвестный М. Врубель и "готический замок" И. Морозова в Петровском парке). Морозовы не скупились на средства и предоставили художнику практически полную творческую свободу.

В 1893 году Шехтель наконец получает диплом техника-строителя и окончательно решает посвятить себя архитектуре. Любопытно, что Фёдор работает в двух разных стилях - «русском» и "готическом". Но главный принцип Шехтеля - здание не должно быть скучным и его невозможно рассмотреть с одной точки, оно должно меняться, пока ты идёшь по нему. Современники называли его настоящим "певцом прекрасного". Он насыщал свои здания интересными деталями, умел создать ощущение гармонии, спокойствия и уюта. Ведь дом, по мнению Шехтеля, создан в первую очередь не для того, чтобы производить впечатление, а для жизни. Характерно, что так же внимательно, как к строительству самых ответственных заказов, он относится к собственному дому в Ермолаевском переулке. Над его входом, как символ наступивших художественных перемен, была помещена выразительная мозаика. Она метафорически изображала неумолимую динамику жизни — рождение, расцвет и смерть — в виде бутона, расцветшего и увядшего цветков ириса на золотом фоне.
Весной 1900 года Шехтель выполняет проект здания типографии А. Левенсона в Трёхпрудном переулке, выдержанный в формах любимой им готики, но уже в конце года, когда завершается постройка этого сооружения, он создает внутреннюю лестницу в совершенно иной манере. В творчестве художника происходит резкий поворот с сторону модерна. Возможно, сказалось влияние Всемирной Парижской выставки, которая дала творческий импульс многим художникам и на которой Шехтель был награждён серебряной медалью. В любом случае, считается, что Шехтель - это классика московского модерна. А самое известное здение Фёдора Осиповича, выполненное в этом стиле - особняк Рябушинского.

Он был построен по принципу спирали и совмещал в себе достижения Ар Нуво с русской архитектурной традицией. В 1901 году Фёдор Осипович удостоен звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств.
Одно из самых известных зданий, построенных Шехтелем в этот период в любимом "псевдорусском" стиле - Ярославский вокзал. В нём творчески переосмыслена архитектура Русского Севера, щедро исрользованы керамика и лепнина, и многие до сих пор считают его самым красивым вокзалом Москвы.

Тогда же архитектор перестраивает здание Художественного Театра, именно благодаря Шехтелю (развившему здесь орнаментальные достижения Климта) МХТ обретает свой фирменный дизайн.

До революции Шехтель создаёт ряд значительных построек, в том числе в стиле «рационального модерна» - со строгим и скупым, но выразительным декором. Кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади - прекрасный образец этого стиля.
Впрочем, работает он не только в Москве, данью памяти Чехова стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в городе Таганроге. Интересны также его "духовные" работы, например, старообрядческая Белокриницкая церковь Троицы со сторожкой в Балакове Самарской губернии,

 построенная по заказу купцов братьев Мальцевых и выполненная всё в том же "псевдорусском" (или неорусском) стиле, или совсем другая - в византийском стиле - Спасская церковь в Иваново-Вознесенске.
В 1914 году, после начала Первой мировой войны, перешёл в православие и принял имя Фёдор.

Шехтель был далёк от политики, так что после революции он продолжил свою творческую деятельность. Но значительных произведений больше не создал, большинство его замыслов оказалось нереализованными.
В 1918 году особняк Шехтеля для был национализирован, а зодчий с семьёй выселен. Скитался по разным квартирам, пока не нашел пристанище у своей дочери, Веры Фёдоровны Шехтель (Тонковой).
Всего у Шехтеля было две дочери и два сына. Внук Шехтеля - эстрадный артист Вадим Тонков, больше известный как Вероника Маврикиевна.

Умер Шехтель 7 июля 1926 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
 
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments