?

Log in

No account? Create an account
Чтобы помнили [entries|archive|friends|userinfo]
Посвящается тем, кого с нами нет.

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

ПАВЛОВ Виктор Павлович (часть 1) [май. 28, 2009|11:56 am]
Посвящается тем, кого с нами нет.

chtoby_pomnili

[andrey_g]
[Tags|]


Павлов 6

Народный артист России (1994)

 
Павлов 7

 

 

Родился 6 октября 1940 года в Москве в районе Арбата на Сивцевом Вражке.

 

Его детство пришлось на военные годы и было голодным и холодным. Незабываемое воспоминание тех лет - приход с войны отца - и он, пятилетний мальчишка, обнимает его, вдыхая запах отцовской гимнастерки. Особой любовью Виктора были птицы, страсть к ним он пронес через всю жизнь. Было много друзей, начиналась мирная, светлая жизнь с надеждой на счастье.

 

Родители Виктора познакомились в Чите, где отец начинал службу в танковом корпусе. Позже он занимался переводом машиностроительных заводов на выпуск военной продукции, испытывал новые танки. Мать - родом из Иркутска, врач. Родители переехали в столицу по настоянию матери. Отец - по специальности инженер, специалист по сельскому хозяйству, в 50-х годах работал начальником территориального управления «Повольжье», позже его назначили заместителем министра сельского хозяйства РСФСР.

 

К театру Виктора пристрастил отец, любил его необычайно, и уже в третьем классе он был частым зрителем спектаклей во МХАТе, Малом, Вахтанговском... Выступать на сцене начал рано. Сначала занимался в детском районном хоре, потом был школьный драматический кружок. Его первая роль - негритянской женщины - вызвала восторг и безудержный хохот одноклассников.

 

Семья жила всегда трудно. В 1956 году после окончания 8-го класса Виктор пошел на завод учеником слесаря. Потом стал радиомонтажником и одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. Первым театральным педагогом его был замечательный актер и режиссер МХАТа Вадим Николаевич Богомолов в драматическом кружке при Доме учителя. Именно он распознал в Викторе актерские способности и поддержал его в решении идти в искусство. В 1959 году Павлов поступал в Школу-студию МХАТ, в Щукинское, в Щепкинское и собирался даже в цирковое училище. Свой выбор Виктор остановил на Школе-студии МХАТ, куда он был принят. Но Вера Николаевна Пашенная и Николай Александрович Анненков, набиравшие курс, попросили разыскать и передать ему, что его ждут в училище Малого театра. Когда Виктор узнал, какие мастера будут его педагогами, он пришел в училище имени Щепкина.

 

Студенческие годы были счастливейшим периодом жизни. На курсе царила удивительная  творческая атмосфера. И курс был интересный: О.Даль, В.Соломин, Я.Барышев, М.Кононов, М.Фомина... Руководители курса на занятиях не признавали половинчатой работы, требуя полной отдачи и от себя, и от студентов.

 

Театр «Современник», куда попал Виктор Павлов после окончания училища в 1963 году, был известен на всю страну. На «Современник» равнялись лучшие театры. За два сезона на сцене театра «Современник» он так и не сыграл «своей» роли. В основном были вводы: Христиан («Голый король» Е.Шварца), Репа («Два цвета» А.Зака и И.Кузнецова), Огородников («Старшая сестра» А.Володина).

 

Виктор еще учился на 3 курсе училища, когда получил предложение сняться в кино. Роль солдата Мити Огольцова в фильме режиссера Ростоцкого «На семи ветрах» была маленькая, но молодому, неопытному актеру удалось создать достоверный образ неунывающего солдата-балагура, сродни Теркину. С этого момента кино и театр в его жизни шли рядом.

 

Работа актера в кино начиналась с эпизодических ролей, но это дало возможность познакомиться с искусством таких крупных режиссеров, как Ростоцкий, Кулиджанов, и Гайдай. Леонид Гайдай помог актеру найти себя в комедийном жанре. На съемочной площадке он был не только режиссером, он был педагогом, одержимым идеей взаимного творчества. В фильмах Гайдая Виктор сыграл студента-изобретателя Дуба («Операция «Ы» и другие приключения Шурика») и студента-молодожена («Двенадцать стульев») - маленькие эпизоды, а запомнились зрителям уже не одного поколения.

Павлов 2

 

Творческая жизнь в «Современнике» не складывалась и в 1965 году Павлов уходит в театр имени Ермоловой. Тогда жизнь этого театра определяли актеры старшего поколения: Вс.Якут, Л.Галлис, И.Соловьев... Молодой актер был доброжелательно принят «стариками» и, играя в ансамбле с ними, каждый раз получал уроки актерского мастерства. Здесь Павлов сыграл одну из лучших своих ролей - Биверса («Время и семья Конвей» Дж.Б.Пристли).

 

Признание получили и такие роли артиста, как Дюпон Дюфор («Бал воров» Ж.Ануйя), Буланов («Лес» А.Н.Островского). В театре имени Ермоловой Павлов познакомился и со своей будущей супругой, актрисой Татьяной Говоровой. Она играла главную роль в спектакле «Гусиное перо». На сцене была смешная девчонка, и Виктор не смог устоять перед ее привлекательностью и обаянием. Они вместе вот уже более 30 лет и в их взаимоотношениях по-прежнему присутствует любовь и взаимопонимание.

 

В 1968 году Виктор Павлов уходит из театра имени Ермоловой. Все переходы из театра в театр связаны не с трудным характером Виктора Павловича, а по соображениям творческим. Он убежден, что актеру необходима свобода, свобода выбора.

 

В театр имени Маяковского (1969-1977 гг.) его привел интерес к режиссерским работам Андрея Гончарова. А творческое общение с Арменом Джигарханяном, Александром Лазаревым, Светланой Немоляевой, Евгением Леоновым, Владимиром Самойловым, Татьяной Дорониной, легендой русского театра Марией Бабановой, роли, сыгранные здесь ознаменовали, может быть, один из лучших периодов жизни актера. Героика и комедийность, драматичность и гротеск - так расширился диапазон ролей Павлова на сцене театра имени Маяковского. Неистовый по темпераменту Стыркша («Разгром» А.Фадеева), «коммерсант» и пьяница Красавин («Дети Ванюшина» С.Найденова), человек без морали, опаленный тщеславием Мелет («Беседы с Сократом» Э.Радзинского) - далеко не полный перечень ролей, сыгранных им.

 

Особенно любима и дорога актеру была роль Санчо Панса («Человек из Ламанчи» Д.Вассермана и Д.Дэриона). Эта роль пришла к актеру от Е.Леонова, которого Павлов заменил в этом спектакле. У многих в памяти еще был жив образ, созданный известным артистом, но Павлов создал своего Санчо, у которого под внешней грубоватостью деревенского мужика жила верность и трогательная любовь к своему повелителю, вера в добро и справедливость.

 

За годы работы Павлова в театре и кино у зрителей выработался некий стереотип восприятия актера, привыкших видеть его преимущественно в амплуа злодеев. Такие персонажи не вызывают положительных эмоций. Да и режиссеры считали Павлова актером отрицательного обаяния. Ему же хотелось попробовать себя в иной ипостаси. В 1977 году Павлов возвращается в свою альма-матер, Малый театр, где учился профессии, где хорошо знали его творческие возможности. Теперь он играл на сцене рядом со своими учителями: Анненковым и Царевым, другими корифеями, которые, несмотря на разницу лет, званий, говорили на одном языке - языке Малого театра.

 

Виктор Павлов - актер с почти не меняющимся от роли к роли обликом. От спектакля к спектаклю он никогда не повторялся, что-то меняя, добавляя, каждый раз обогащая роль. Вот только некоторые из ряда интересных ролей, созданных в Малом театре: Ухтищев («Фома Гордеев» М.Горького), Шпекин («Ревизор» Н.Гоголя), Репетилов («Горе от ума» А.Грибоедова), Сомоновский («Мой любимый клоун» В.Ливанова) и др. Но театралам запомнилась его блистательная работа в роли Шута («Король Лир» У.Шекспира) - одной из наиболее сложных в мировом репертуаре. Актер создал народный образ средневековой трагедии, шута без шутовства, фигуру драматическую, персонаж, произносящий истины, даже не прячась за профессиональные шутовские приспособления. Казалось, что в Малом театре Павлов, наконец, обрел свой родной дом. Но судьба сделала свой очередной виток...

 

В театр имени Ермоловой пришел главным режиссером талантливый Фокин со своей, заманчивой программой привлечения в театр интересных драматургов, с современным, обостренным чувством времени. Он пригласил Павлова в свой театр. Шел 1985 год, наступала эпоха перемен, горьких и очищающих журнальных публикаций, покаяния. Хотелось играть в пьесах, созвучных времени. И «Говори...» (пьеса А.Буравского) стала таким спектаклем. Павлов сыграл в ней роль Нечипуренко. Среди работ этого периода: Казмин («Последний посетитель» В.Дозорцева), Жак («Второй год свободы» А.Буравского) и др.

 

Событием театральной Москвы стал спектакль «Спортивные сцены 1981» Радзинского. Это был «звездный» спектакль. Партнерами В.Павлова были Доронина, Меньшиков, Догилева. Павлов был одним из лучших в этом ансамбле, обнажив в своем герое Михалеве лик современного мещанина, подчеркнув агрессивную сущность этого персонажа, социально опасного типа.

 

У Виктора Павлова был твердый жизненный принцип: если внимание к тебе, как к актеру, у главного режиссера пропадает, то нужно разобраться - временное это явление или ты стал не интересен. Если последнее, то надо уходить. Не найдя достойного применения своим актерским возможностям, Павлов уходит из театра имени Ермоловой и в 1990 году возвращается в Малый театр, где работает до последних дней своей яркой жизни.

 

Виктор Павлов находился в лучшей поре актерского пути. Ощущение праздника - то есть желание играть - не иссякало. Ему были подвластны все жанры, а та палитра красок, которая была в арсенале артиста, позволяла ему создавать роли: Ашметьева («Дикарка» А.Островского и Н.Соловьева), лицемера и ханжи Градобоева («Горячее сердце» А.Островского), махрового злодея, с обольстительной наглостью, одурачивающего всех и вся Бежеарса («Преступная мать, или Второй Тартюф» Бомарше), дающие представление о многогранном таланте одного из самых интересных актеров в труппе Малого театра. За роль Градобоева Павлову в 1992 году была присуждена премия Правительства Москвы.

 

Аркашка Счастливцев в «Лесе» Островского - смешон в исполнении Павлова, и одновременно трагичен, но отнюдь не жалок. А маска шута - это своего рода самозащита, и как его давний шекспировский Шут - он также талантлив и мудр, той наджитейской мудростью, которая бывает у людей, битых жизнью. А главное, Аркашка Павлова - действительно актер по призванию, а не по необходимости добывания хлеба насущного. Демонстрируя потенциальные артистические возможности своего героя, «проигрывая» каждую из своих «баек», как законченный спектакль, сам артист Павлов увлечен азартом игры - это его стихия, его призвание. «Это диплом моей любви к актерам», - признался Виктор Павлов, принимая приз «Московская премьера», учрежденный Международным фондом К.С.Станиславского, за роль Счастливцева в «Лесе». Это была самая дорогая для артиста награда, так как присуждают ее коллеги-профессионалы.

 

Театральное творчество Павлов сочетал с работой в кино и на телевидении. Он создал более 150 самых разнообразных экранных образов, принесших актеру широкую известность. Творческое сотрудничество и дружеские отношения с такими талантливыми режиссерами, как Ташков, Венгеров и Трегубович дали возможность актеру создать ряд интересных образов в кино и на телевидении.

Уходя - уходи.

 

Ташков серьезно рисковал, когда приглашал тогда еще юного актера, игравшего комедийные эпизоды на роль в телевизионном фильме «Майор Вихрь». Роль Гришанчикова - это роль в роли. Создать образ кадрового офицера-разведчика было непросто: приходилось отрабатывать каждую деталь, чтобы профессионалы приняли за «своего». Следующая встреча Павлова с Ташковым состоялась на съемках телевизионного фильма «Адъютант его превосходительства». В творческой биографии Павлова Мирон Осадчий - роль одна из самых ярких, фигура сложная и противоречивая, человек, душа у которого изъедена злобой и страхом, но сохранивший удивительное чувство испепеляющей любви. Перекликается с этой ролью и образ Демьяна Штычкова в телефильме режиссера В.Венгерова «Строговы». В фильме снималась и жена Виктора Павлова Татьяна Говорова в роли Ксюши. Герой Павлова и на этот раз «злодей» и тоже безнадежно влюблен. Но поскольку роль более масштабна и сложна, актер создает и более значительный в художественном отношении образ.

 

Неожиданными красками, новизной характера поразила зрителей работа актера в фильме Трегубовича «На войне, как на войне» в роли Гриши Щербака, мужественного, обаятельного, открытого, характера, сдобренного юмором и смекалкой. С именем этого же режиссера связана и другая серьезная удача актера в фильме «Уходя - уходи». Главная роль бухгалтера Сулина написана драматургом В.Мережко специально для Виктора Павлова.

 

Сейчас трудно представить себе другого Левченко - еще одного героя Павлова в телефильме С.Говорухина «Место встречи изменить нельзя», запутавшегося, сломанного войной и недобрыми людьми и все еще сильного и волевого человека. В детстве актер знал, видел таких людей. Рядом с их школой строился комплекс гостиницы «Пекин», где работали такие штрафники, когда-то оступившиеся в жизни, но не забывающие, что есть добро, справедливость, и свой грех готовые искупить. Военная тема для актера - одна из главных. В воспоминаниях военного детства, рассказах отца-фронтовика и коллег-профессионалов, прошедших всю войну, по ролям, сыгранным в кино артистом - эта тема живет в нем всегда.

Павлов 8

 

Среди наиболее известных киноработ Павлова: Васька-сеньор («Здравствуй и прощай», 1973 г.), Игнатенко («Схватка в пурге», 1978 г.), Митька Лысов («Емельян Пугачев», 1979 г.), Иван Карнавин («След на земле», 1979 г.), Ватутин («Контрудар», 1985 г.), Красавин («Дети Ванюшина»), Бегемот («Мастер и Маргарита», 1993 г.) и др. Артист снимался в фильмах: «Расскажи мне о себе», «Одиноким предоставляется общежитие», «Даурия», «Проверка на дорогах», «Не будите спящую собаку», «Дети понедельника», «Любовь поэта», «Святой и грешный» и др.

 

Виктор Павлов редко находился в творческом «простое», что свидетельствовало о постоянном интересе к нему режиссеров, об огромной работоспособности актера. В свободное время, а это редкость, он страстно увлекался рыбалкой и охотой. Занимался стендовой стрельбой. Любил активный отдых на даче: с работой в саду и огороде.

 

Но главным увлечением его жизни было рисование. Это не хобби, а подспорье в работе. На третьем курсе училища у Павлова неожиданно пропал голос, стоял вопрос о его отчислении. Ему посоветовали овладеть профессией гримера. Экзамен был сдан на отлично, и с тех пор артист может профессионально гримировать и рисовать. На репетициях, на съемах, на гастролях - всюду с ним бумага, краски, карандаши. Каждый раз, приступая к роли, он создает «портрет» своего героя. Это развивает у актера фантазию, самостоятельное мышление. Такой эскиз - только первый шаг к постижению образа, а продолжает создавать его артист из своих нервов, из своей фактуры, пластики, что-то меняя, заново придумывая, дорисовывая своего героя, но уже актерскими средствами. Есть у него картины и для души: пейзажи, портреты, но в основном, лица друзей, жены Татьяны.

Павлов 4

 

Скончался 24 августа 2006 года.


Продолжение следует...

СсылкаОтветить