Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ЧИРКОВ Борис Петрович


Чирков 1

Народный артист СССР (1950)

Лауреат Государственных премий СССР (1941, за участие в кинотрилогии о Максиме)

Лауреат Государственных премий СССР (1947, за участие в фильме "Глинка")

Лауреат Государственных премий СССР (1949, за участие в фильме "Суд чести")

Лауреат Государственных премий СССР (1952, за участие в фильме "Донецкие шахтеры")

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз за мужскую роль" за 1960 год

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии за актерскую работу" за 1968 год

Герой Социалистического Труда (1975)

 

 Чирков 8

 

Борис Чирков родился 13 августа 1901 года в городке Нолинске Вятской губернии.

 

"Городок наш был маленький, в стороне от железной дороги - глухой уголок. Теперь даже и представить себе трудно, каким захолустным мог быть центр уезда… Даже электричества мы у себя не видели. Только почтовая пара привозила письма и газеты два раза в неделю…" - вспоминал Борис Чирков.

 

В семилетнем возрасте Чирков пошел учиться в местную школу второй ступени. Когда он учился в старших классах, отец  решил привлечь его к театральной самодеятельности, поскольку сам давно играл в театральных постановках общества любителей драматического искусства. Поначалу юный Борис работал в будке суфлера, но затем ему стали доверять небольшие эпизодические роли.  Позднее Борис Чирков вспоминал: "Когда у себя дома, в Нолинске, я часто и с удовольствием играл в любительских спектаклях, то никогда и в мыслях у меня не было, что смогу стать настоящим, профессиональным актером. Для этого надо ведь иметь и подлинный талант, и выразительную внешность, и много еще всяческих свойств и достоинств, которым у меня и взяться-то было неоткуда…"

 

Осенью 1921 года Борис Чирков с несколькими товарищами решает отправиться на учебу в Петроград. Шесть суток они ехали до "колыбели революции" и все вместе поступили в политехнический институт. Однако после нескольких месяцев обучения Чирков понял, что точные науки совершенно не для него. Советами помогли его друзья.  Сам он так вспоминал об этом: "Мою участь решили Сережка Кадесников и Алешка Зонов, сами, безо всякого моего участия. Через некоторое время они мне объявили, что мне предстоит экзамен в только что учрежденный Институт сценических искусств. Я опускаю период выяснения отношений между нами, слабую мою борьбу за собственную эмансипацию, за то, что я сам буду решать свою судьбу. Дело кончилось тем, что я принялся готовиться к испытанию моих театральных возможностей и способностей. Я старательно повторял отрывок из "Мертвых душ", учил басни Крылова и с упоением декламировал зачитанное, истрепанное по концертам и любительским выступлениям весьма драматическое стихотворение Мережковского "Сакья Муни". Через несколько дней подготовка была закончена, но, когда Серега объявил, что завтра он будет сопровождать меня на экзамен, я понял, что ни внутренне, ни внешне не приспособлен к такому роду деятельности, к которому меня решили определить мои товарищи".

 

Несмотря на страх перед экзаменами, он все-таки сумел собраться и достойно выступить. Его приняли, несмотря на то, что конкурс в это заведение был огромный.  Стипендию Борис Чирков начал получать только на третьем курсе, по ночам работал грузчиком в порту. Он был молод и полон сил.

 

В агитспектаклях театра народной комедии при институте соединялись приемы комедии дель арте, русского народного театра, лубка, балагана, эстрадного дивертисмента, цирковой акробатики, эксцентрики, буффонады. Театр народной комедии просуществовал лишь два года. Студенты овладели курсом актерского мастерства, и приобретенный навык и вкус к эстрадной эксцентрике и буффонаде, вскоре пригодился Чиркову в его первых профессиональных выступлениях с Н. Черкасовым и П. Березовым, студентами того же института, в пользовавшемся успехом у многих зрителей пародийном танце-пантомиме "Пат, Паташон и Чарли Чаплин", где Чирков изображал Паташона. Эти же навыки пригодились молодому артисту, принятому вместе с другими выпускниками в Лентюз, в его работе над ролями Тиля Уленшпигеля и Санчо Пансы. Профессиональная учеба Чиркова продолжается рядом с опытными актерами коллектива, созданного и руководимого режиссером А. А. Брянцевым.


Чирков 7

 


Чирков играл в классике (Самозванец в "Борисе Годунове" А. С. Пушкина, Семен в "Плодах просвещения" Л. Н. Толстого) и во многих современных пьесах. В его репертуаре были комедийные и драматические роли, гротескные и психологические образы, созданные с острым чувством формы, психологические. Обаяние, правдивость на сцене, внешняя непретенциозность, простота расположили к Чиркову зрителей и привлекли внимание кинематографистов.

 

В театре Борис Чирков познакомился с актрисой Елизаветой Уваровой, с которой позже жил в гражданском браке. От Уваровой Чирков перенял безумную страсть к книгам. Все ленинградские букинисты знали Чиркова, который, не жалея денег, приобретал редкие книги.

 

В 1931 году Чирков снялся в эпизодической роли в фильме Козинцева и Трауберга "Одна". Козинцев в своей книге "Глубокий экран" описал первые впечатления от встречи с актером: "Вовсе не было обязательным, чтобы в "Одной" на крохотный эпизод (болтливый парень, занявший телефон-автомат) ассистент привел именно этого артиста Театра юных зрителей. Ничего примечательного не было в роли: человек нудно пересказал, пока дожидалась телефона наша героиня, что он ел на обед. И нельзя сказать, чтобы молодой исполнитель проявил какое-то особенное мастерство или блеснул талантом. Не было этого. Но он сам, невысокого роста, не очень складный, с носом картошкой, с ногами не такими уж прямыми, с каким-то дефектом речи (не то простецкий акцент, не то бубнит под нос), - ничуть, буквально ни одной чертой не похожий на актера, показался на редкость славным... Заключался в нем особенный, драгоценный дар: удивительная, чудо какая задушевность".

 

В январе 1934 года из Ленинграда Чиркову пришли две телеграммы: от  Козинцева и  Трауберга о том, что он будет сниматься в их фильме "Юность большевика", от братьев Васильевых - что он утвержден на одну из ролей в фильме "Чапаев".


В фильме Чапаев

 


Сначала Борис Чирков снялся в небольшом эпизоде у братьев Васильевых. Он сыграл старика крестьянина, который жаловался Чапаеву: "Белые пришли - грабют, красные пришли - тоже грабют, куда бедному крестьянину податься?" После этого он пришел на съемочную площадку, где снимался фильм "Юность большевика" (в прокате картина будет носить название "Юность Максима").


Максим 2

 


Козинцев и Трауберг пригласили Чиркова принять участие и в следующем фильме, который они задумали: "Путешествие в СССР" (по сценарию Н. Погодина). Здесь Чиркову предложили не эпизод, а маленькую роль деревенского парня, читающего наизусть книгу "Дети капитана Гранта". Фильм этот так и не был снят режиссерами, но дружба их с Чирковым не прервалась. И когда они написали сценарий звукового фильма "Большевик" (1934), то пригласили Чиркова исполнить роль рабочего парня Демы.

 

Главную роль в фильме должен был играть Эраст Гарин, в расчете на которого и писался сценарий "Большевик". Но на первой же репетиции режиссеры поняли: Максима должен играть Борис Чирков и никто, кроме него.

 

Максим - создание Козинцева, Трауберга и Чиркова - тоже стремился скорее зажить собственной жизнью. В сценарии, например, был один персонаж: матрос-большевик. Попав в царскую тюрьму, он дерзко и остроумно отвечал на вопросы тюремщиков. Однако на репетиции стало ясно: этот текст надо отдать Максиму. И так на протяжении всех съемок - Максим отнимал у всех героев фильма их лучшие реплики. По этому поводу Г. М. Козинцев замечает: "Борис Петрович - один из самых благородных и скромных артистов - никогда не позволил бы себе обидеть товарища. Нет, это нахальничал сам Максим. В нем было сердце фильма".


Юность Максима

 


Режиссер фильма Григорий Козинцев долго искал песню для главного героя - Максима, но все не находил. Позже Козинцев вспоминал: «И вот однажды, когда уже и вера в саму необходимость песни проходила, подвыпивший гармонист заиграл вальс, затянул сиплым голосом: «Крутится, вертится шарф голубой...» Ни секунды сомнения не было. Это была она, любовь мгновенная, с первого взгляда, вернее слуха...»

 

Фильм "Юность Максима" (так в ходе работы изменилось название сценария "Большевик") кончался словами: "До свидания, Максим!" В этих словах как бы содержался намек на возможность будущего "свидания" Максима со зрителями. Действительно, Максим не мог уйти с экрана бесследно: зрители не допустили бы этого. И в 1937 году появился фильм под названием "Возвращение Максима". Название имело двойной смысл: возвращение революционера Максима из ссылки и возвращение киногероя Максима к публике.

 

А еще через несколько лет, в 1939 году, вышла завершающая часть трилогии - "Выборгская сторона", где действие происходило уже после Октябрьской революции. Максим учился управлять государством.


Максим

 


Сам Чирков в одной из своих статей вспоминал о том, что когда он работал над ролью Максима, то ему казалось, что "ты все еще закладываешь фундамент будущего дома своего искусства, а на самом деле в это время уже крыл крышу своего лучшего здания..."

 

Последствия славы Чирков осознал быстро. Он писал в своей книге «Азорские острова»: «Пожалуй, ни один деятель искусства не выслушивает такого бурного проявления чувств своих поклонников, как актер. Никого, как актера, не окружают такой пылкой любовью и восхищением, никого так восторженно не благодарят за его творчество... Но ни к кому так быстро и не охладевают».

 

Актера часто останавливали на улицах и спрашивали у «Максима» житейского совета. Чиркову шли письма с адресом «Ленфильм». Максиму» – и доходили.  Младшая сестра Галя спрашивала: «Боречка, и как же ты стал таким знаменитым?» Он отвечал: «Сам не знаю, просто повезло».

 

– Дядя Боря был красивым и щеголеватым, – вспоминал племянник Чиркова. – Я все детство проходил в его рубашках, галстуках, перелицованных костюмах и ни за какие деньги не променял бы их на новые.  К свадьбе мне все-таки пошили новый костюм. Борис Петрович поинтересовался, как идут дела, и, заметив мою неуверенность, проводил меня на примерку. В ателье обомлели, когда увидели Чиркова (он был в зените славы). Так же отреагировал и дядя, когда увидал на мне обновку. Прокашлялся (очень не любил огорчать людей) и сказал закройщику: «Вам не кажется, что мой племянник в вашем костюме выглядит так, будто на лошади сидит?» «Борис Петрович, – отозвался тот, – у клиента дефект. У него ноги кривые!» «Взгляните на мои брюки», – спокойно ответил Чирков. А потом медленно засучил штанину и показал свою ногу. «Исправим, Борис Петрович. В кратчайший срок исправим», – пролепетал закройщик.

 

В жизни Чирков действовал на людей умиротворяюще.

 

– Как-то разговаривая по телефону с Фаиной Раневской, он уловил грусть в ее голосе и тут же пригласил к себе в гости, – вспоминает племянник. – Раневская пила чай и возмущалась, что некий критик обозвал ее «опытной актрисой». Это выглядело скорее смешно, чем обидно... Потом посыпались воспоминания, анекдоты. Я проводил Раневскую до такси. Фаина Георгиевна перезвонила нам уже из дома: «Боря, ваш дом – как лекарство».

 

После с триумфальным успехом прошедшей трилогии - новые фильмы, новые роли. Степан Лаутин ("Учитель"), Махно ("Александр Пархоменко"), Антоша Рыбкин, Михаил Глинка, матрос Фомичев ("Иван Никулин - русский матрос"), Денис Давыдов ("Кутузов"), академик Верейский ("Суд чести").


Чирков 3

 


3 апреля 1938 года опубликован в "Ленинградской правде" публикуется Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Б. Чиркова орденом Ленина. Через несколько недель он навсегда покидает Ленинград и становится москвичом.

 

В 1938 году Чирков выступал в Большом театре на торжественном концерте, посвященном очередному съезду ЦК ВЛКСМ. Чирков исполнил под гитару несколько песен, в том числе и песню Максима. Приехав на вокзал, Чирков нашел свой вагон и  хотел войти в него, но заметил трех незнакомых мужчин, которые быстро приближались к нему. Их не предвещали ничего хорошего. "Вы - товарищ Чирков?" - спросил артиста один из подошедших. "Да, я" - ответил он. "Вам придется проехать с нами". - "Но у меня поезд уходит через несколько минут". - "Не беспокойтесь, это не последний поезд в вашей жизни".

 

Машина въехала в Спасские ворота Кремля, и Чиркова проводили в один из подъездов Дома правительства. Через несколько минут Чирков оказался в кабинете председателя Совета народных комиссаров СССР Вячеслава Молотова. Хозяин кабинета при виде гостя шагнул ему навстречу и произнес: "Нехорошо, Борис Петрович. Были в Москве и даже не попытались встретиться со своим родственником". Чирков не сразу понял, что имеет в виду Молотов. Лишь потом вспомнил, что он приходится ему троюродным внучатым племянником (мать Чиркова была дочерью родного брата В. Молотова)".

 

29 ноября 1939 года Чирков вместе с актером Михаилом Жаровым совершает свою первую заграничную поездку - в Польшу. Причем, едут они туда на автомобиле. Когда приехали, то очень удивились, что Максима знают и там. Им рассказывали, что на фильмы трилогии (кинотрилогия о Максиме, в которой Чирков сыграл главного героя - В. К.) очередь становилась с 12 часов дня, хотя сеансы начинались вечером. При этом барышники активно скупали билеты и спекулировали ими возле кинотеатра.

 

Во время Великой Отечественной войны, как и тысячи других артистов театра, кино, эстрады, Чирков выступает на концертах, встречах с уходящими на фронт. Когда на "Мосфильме" приступают к выпуску посвященных войне "Боевых киносборников", состоящих из нескольких коротких игровых новелл, и первый такой сборник открывает Максим. После последних кадров из "Выборгской стороны", когда Максим уходит на гражданскую войну, вместо того, чтобы сказать известное всем "До свиданья!", Максим вдруг обращается к зрителям, тем, кто уходит воевать с фашистами, зовет их на борьбу.

 

Советские кинематографисты интенсивно работали в эвакуации. Борис Чирков - в их числе. Антоша Рыбкин, веселый, неунывающий и храбрый армейский повар, стал одним из любимых киногероев военной поры.

 

Были и другие картины. В исторической ленте Владимира Петрова «Кутузов» Борис Чирков сыграл знаменитого гусара Дениса Давыдова, а в картине Леонида Лукова «Александр Пархоменко» - остро гротесковую роль хвастливого атамана Махно. Образ русского моряка был создан Борисом Чирковым в фильме «Иван Никулин - русский матрос».

 

В первые послевоенные годы в фильме «Суд чести» Чирков сыграл  советского ученого, борющегося с «космополитизмом» в медицине, а в биографической ленте «Глинка» актер сыграл лавную роль.

 

После победы Чирков снова в театре. На этот раз - в Москве. Театр-студия киноактера, Театр имени А. С. Пушкина, Театр имени Н. В. Гоголя. И снова - удивительно разные роли, характеры, люди. Микола Задорожный в "Украденном счастье" Ив. Франко, Лебедев в "Иванове" А. П. Чехова, Кузовкин в "Нахлебнике" И. С. Тургенева. О его Кузовкине говорили много, спорили. Работа Чиркова как бы вновь открыла драматургию Тургенева для театра и кино.


Чирков 4

 

Женился Чирков в 48 лет. Родным рассказывал, что когда ходил знакомиться с будущей супругой, первый раз в ее доме жутко переживал и даже стеснялся сходить в туалет – терпел не один час. Избранницей актера стала дочь его близкого друга, профессора ВГИКа Лариса. В знаменитой картине «Верные друзья», где Чирков сыграл хирурга Чижова, его супруга исполнила роль провинциального врача.

 

У Чирковых даже есть семейная картина – фильм «Машенька». В нем Борис Петрович выступает в роли отца семейства. Жена играет дочь, а настоящая дочь Мила, которая родилась, когда актеру было 50 лет, его внучку.

 

Чирков перенес 4 инфаркта, но даже их не переживал так тяжело, как частичную потерю зрения. Это испытание, по мнению друзей, стало для него самым трудным. В марте 58-го года он писал в дневнике: «У меня перестал видеть левый глаз. Внешне не заметно, но трудно ориентироваться. Никому не говорю. Зачем? Кто поможет?»

 

– Он долго морально готовился к операции. От семьи держал свои планы в тайне, – рассказыва племянник. – После того как гомеопаты с аллопатами не помогли, Чирков решился на хирургическое вмешательство. Отправил жену и дочь на юг, а сам лег в больницу. Он и не подозревал, что дочка Мила тоже в больнице. Она сломала ногу и находилась все время в здании, располагавшемся напротив того, где лежал отец. Помню, моя мама носила им друг от друга письма. Они до последнего скрывали свои болезни – не хотели расстраивать – и интенсивно обменивались бодрыми сообщениями.

 

Чиркову успешно прооперировали глаукому, и артист еще долго жил со стеклянным протезом в левом глазе. Зрители об этом не подозревали.

 

В быту актер, по рассказам родных, был очень покладистым. Он и болел за ту же футбольную команду, что и его супруга – из солидарности. Уступчивость его исчезала, когда дело касалось работы над ролью. Близкие знали: когда Чирков репетирует, к нему лучше не подходить.


Чирков 2

 


Чирков обладал хорошим чувством юмора. Он рассказывал о посещении Франции с группой советских кинематографистов, как на улице в Париже он увидел красивую женщину, которая, торопливо двигаясь в его сторону, кричала: "Максим! Максим!" Чирков радостно подумал про себя, что вот она, слава! После фильма о Максиме его узнают даже французские дамы. Но женщина пробежала мимо и села в подъехавшее такси. И тут актер понял, что на самом деле она кричала "такси".

 

В 1954 году Чирков снялся в комедии  Калатозова "Верные друзья". В этом фильме был интерес к человеческой индивидуальности, юмор, душевное тепло.


Верные друзья

 


Три товарища (В. Меркурьев, А. Борисов и Б. Чирков), вспомнив былую мальчишескую дружбу, проводят свой отпуск на реке. В фильме есть комические эпизоды на плоту, лирические песенки, и ссоры, и любовь. Чирков играет роль хирурга Чижова. Чирков наполнил этот образ душевностью, его Чижов превратился в лукавого, наивного и мудрого простака.

 

На радио Чирков записывал стихи и прозу Тютчева, Чехова, Твардовского, Симонова. Выступает как режиссер, поставив "Машеньку" А. Афиногенова и сыграв в ней профессора Окаемова.

 

Чирков был избиран депутатом Верховного Совета СССР, вошел в Комитет по Ленинским и Государственным премиям СССР; в качестве первого заместителя председателя правления ВТО и председателя Центрального совета ВТО по работе театров на селе Чирков отдавал много времени и сил сближению театра с сельским зрителем.

 

Его Агабо, герой спектакля "Пока арба не перевернулась" О. Иоселиани, воплотил типический и неповторимо индивидуальный характер крестьянина, любящего землю, свой труд на ней, своих детей, на ней рожденных, и ценящего людей по их отношению к земле, родному очагу, друг к другу. В "Последней жертве" А. Н. Островского он играет Флора Федулыча Прибыткова. Муромский в "Деле" А. В. Сухово-Кобылина у Чиркова - не жертва, а высокая чистая душа.

 

Чирков отмечен  в 1979 году за эти три работы Государственной премии РСФСР имени  Станиславского. Так же Чиркову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 

О последнем дне его жизни рассказывала Лариса Чиркова: "В маленькой передней, прямо против входа, висит чеканка. На ней изображен русский воин, витязь. Внимательные глаза на красивом, обрамленном бородой лице смотрят прямо на вас, а в руках чаша, на которой написано: "Во славу русского искусства. Борису Чиркову" - и автограф автора. 27 мая 1982 года эту чеканку после спектакля "Птички", где Борис Петрович играл главную роль, ему вручил Юрий Петрович Машин, который был тогда директором завода "Хромотрон". Он рассказал, с какой любовью делал эту чеканку ее автор, неизлечимо больной рабочий завода, воспринимавший Бориса Петровича как витязя и богатыря искусства. Чирков был очень растроган подарком и на следующий день, утром, вооружившись инструментом, стал искать место, куда бы его повесить. И нашел. Светлый лик витязя должен был встречать входящих в дом. Повесив чеканку, он стал собираться в Кремль, где должно было состояться вручение Ленинских премий. Было это 28 мая в 14 часов 30 минут. Выходя из квартиры, Борис Петрович оглянулся на витязя и сказал: "Хорошо будет встречать!" Но витязь его не встретил. Борис Петрович в дом больше не вернулся. Он умер в реанимационной машине, которая увезла его из Свердловского зала Кремля, где ему стало плохо..."


Могила Чиркова


Борис Чирков похоронен на Новодевичьем кладбище. 
 

 

 

 

 Чирков 6

13 августа 1901 года – 28 мая 1982 года

Tags: актеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…