flying_cheetah (flying_cheetah) wrote in chtoby_pomnili,
flying_cheetah
flying_cheetah
chtoby_pomnili

Category:

Альфред Шнитке


Творчество - это беспрерывный экзамен перед собой.
Ошибки есть единственная животворная почва для существования искусства

 

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе Саратовской области, которая в то время называлась АССР Немцев Поволжья.
Учиться музыке он начал поздно, в двенадцать лет. Брал уроки фортепиано в Вене (где оказался с отцом-переводчиком) у пианистки Шарлотты Рубер, которая занималась, скорее, не пианистической техникой, а общемузыкальным развитием.
Когда отцу подарили аккардеон, Альфред практически сразу стал сочинять музыку и наигрывать на нём, чем существенно испортил себе технику игры на фортепиано.
В 14 лет Шнитке поступил в музыкальное училище имени Октябрьской революции на хоровое отделение. Интересно, что о вступительных экзаменах он узнал совершенно случайно и приготовился фактически за три дня. Жил Шнитке в Подмосковье и тратил на дорогу больше трёх часов.
Преподаватель Василий Михайлович Шатерников заразил его любовью к Скрябину и Рахманинову, которые в конце сороковых - начале пятидесятых считались ещё довольно радикальными.
В это время Шнитке пишет в основном произведения малой формы. Концерт его, с которым в 1953 году  он поступил в консерваторию, написан под влиянием Рахманинова и Прокофьева. Преподаватели отмечали, что это произведение молодого композитора "слишком смелое".

Даже будучи студентом консерватории, Шнитке (как и другие) мог слушать Стравинского только по специальному разрешению. Основные произведения Прокофьева и Шостаковича были в принципе недоступны. Практически та же ситуация была с опусами Бартока, Шенберга и Хиндемита. Между тем, именно музыка Шостаковича и Стравинского больше всего занимает Шнитке в это время. Пытаясь разгадать секреты их мастерства, он пишет теоретические работы, которые во многом способствуют формированию его как композитора. Позднее Шнитке признается, что по типу музыкального мышления ему ближе всего был Шостакович и его "драматический симфонизм".
Большую помощь в знакомстве с современной музыкой оказывает ему Эдисон Денисов. То, что многими воспринимается как авангард, для Денисова и Шнитке строгая и ясная музыка.

Самым талантливым из своих сокурсников, оказавшим на него влияние, Шнитке считал известного авангардиста Караманова. Услышать произведения Караманова "живьём" можно нечасто, но не так давно его "Реквием" исполняла башметовская "Новая Росия".
К 54-55 годам относятся первые опыты Шнитке в  додекафонии.
На последних курсах консерватории заметное влияние на Шнитке оказывает Карл Орф, в частности знаменитая "Кармина Бурана". Исполненная на фестиваль молодежи и студентов, она вызвала всплеск интереса к неопримитивизму и неоклассицизму. В этом стиле написана оратория Шнитке "Нагасаки" (дипломная работа), вызвавшая волну критики со стороны Союза композиторов. Первоначально Альфред Гарриевич хотел писать кантату на стихотворение Бориса Слуцкого "Кёльнская яма", но преподаватели не одобрили выбор.

Закончив Консерватирию, Шнитке поступает в аспирантуру. Ему заказывают "странные", по его мнению,произведения: "Песни войны и мира", "Поэму о космосе", две оперы: про негров и про борьбу за мир. В результате я Шнитке смело экспериментирует, в частности в "Поэме о космосе" пишет партии для электрических инструментов: эквадина, кампаноллы, терменвокса и электрофортепиано. Неспособность композитора написать всё это в духе, желаемом заказчиком, приводит к тому, что Шнитке попадает в чёрный список Союза Композиторов.
Когда в Советский Союз приезжает известный итальянский авангардист Луиджи Ноно, Шнитке и его товарищи по цеху (Караманов, Каретников и другие) не получают приглашения на концерт и вынуждены слушать его, стоя за дверью.

Выступление Ноно и беседа с ним произвели сильное впечатление: Ноно посоветовал молодому композитору пристальнее изучать партитуры предшественников, что Шнитке и сделал. Зарабатывал он в основном киномузыкой, постоянно сотрудничал с Ларисой Шепитько (её памяти посвящен второй струнный квартет), Элемом Климовым и Александром Миттой. Киномузыка оказывает на Шнитке неожиданное воздействе - учит его монтировать внешне несходный музыкальный материал.

Шнитке вёл активную переписку с западными композиторами: Пуссером, Ноно, Штокгаузеном, которые посылали ему ноты и кассеты с записями недоступной в Союзе современной академической музыки.
В 1965 году Шнитке написал по заказу импровизацию и фугу для конкурса Чайковского. Впрочем, на конкурсе её никто так и не исполнил, и только в 1975 году известный пианист Владимир Крайнев включил её в свой репертуар.
В 1966 году жена Шнитке Ирина оканчивала Гнесинский институт по классу фортепиано и хотела сыграть "что-нибудь современое". Специально для её экзамена Альфред Гарриевич сочинил Вариации на один аккорд.

В 1967 году во время музыкального фестиваля "Варшавская осень" Шнитке познакомился с лидером венгерской музыки - Дьёрдем Лигети. Творчество Альфреда Гарриевича этого времени наиболее "конструктивно" (неслучайно в это время он пишет статью о "мастере конструктивной музыки" Эдисоне Денисове), в этом "конструктивном" стиле создан в частности цикл на стихи Марины
Цветаевой. Однако, для Шнитке это только период роста. Как сказал он сам: "Я пытаюсь найти пусть более примитивный и менее гарантированный по качеству, но все же менее "поддельный язык". По моему глубокому убеждению, желание отразить жизненные процессы, отсекая какие-то, казалось бы, ненужные подробности и оставляя некую кристаллическую структуру, неверно".

После этого Шнитке создал наиболее значимые свои произведения - Вторую сонату для скрипки, Симфонии, Второй концерт и Квинтет.
Будучи человеком творческим, Шнитке черпал идеи для своих произведений из совершенно разных источников. Так интереснейший приём - резкая пауза в разгар нарастания действия - был заимствован им из спектаклей С. Михоэлса, а в основе произведения "PIANISSIMO..." - рассказ Кафки "В исправительной колонии".
1969 году Шнитке пишет своё единственное электронное произведение - "Электронный поток". Запись происходила в Музее Скрябина на инструменте, который так и назывался - АНС (Александр Николаевич Скрябин)

В 1971 году солист Большого Театра Владимир Васильев предложил Шнитке написать балет "Лабиринты" для солиста и солистки. Первый из пяти эпизодов был представлен на балетмейстерском конкурсе в 1972 году, мужскую партию танцевал Александр Годунов. Музыку и постановку обвинили в "авантардизме". Тогда же по заказу крупнейшего гобоиста Хайнца Холлигера Альфред Гарриевич пишет концерт для гобоя, арфы и струнного оркестра, который был исполнен на Загребском фестивале (определённо, в Югославиии нравы были помягче). Для себя Шнитке называл этот концерт "траурным концертом" - за несколько лет он потерял несколько близких людей, и это нашло отражение в настроении и построении этого произведения.

Когда исполнение Первой симфонии Штитке было запрещено в Москве, Геннадий Рождественский продирижировал её в Горьком. Посодействовал этому Родион Щедрин. В симфонии Шнитке использует коллажный принцип, здесь можно найти цитаты из Пятой симфонии Бетховена, марша Шопена, "Пер Гюнта" Грига, "Сказок венского леса" Штрауса, концерта Чайковского, "Летки-Енки", григорианских хоралов, "Прощальной симфонии" Гайдна.
В 1972 году умерла мать композитора Мария Иосифовна Фогель. В течение четырёх лет Шнитке пишет фортепианный квинтет, посвященный её памяти.
В 1974 году Геннадий Рождественский для своего концерта "Музыка и живопись" предложил Штитке написать музыкальное произведение, навеянное полотнами Клее.

Так появился "Жёлтый звук". Исполнение его должно было сопровождаться пантомимой, но тогда так и не состоялось.
"Реквием" первоначально писался как музыка к спектаклю театра Моссовета "Дон Карлос". Записывали при этом музыку в Таллине по ночам.

В 1982 году, когда Шнитке было сорок восемь лет, он был крещен по католическому обряду.
В 1986 году для знаменитого хореографа Джона Ноймайера Шнитке пишет балет по пьесе Генрика Ибсена "Пер Гюнт".
С 1961 по 1972 год Шнитке занимался преподавательской деятельностью, но не испытывал к педагогике ни малейшей привязанности.

Любимые композиторы Шнитке Моцарт и "естественный, как природа" Малер.
Среди исполнителей, для которых он писал свои произведения, скрипачи Марк Лубоцкий и Гидон Кремер, квартет Бородина. Дирижёры Геннадий Рождественский и Эри Клас многое сделали для популяризации музыки Шнитке.
Вокальная музыка и сценические формы никогда особенно не привлекали композитора, зато с детства он мечтал писать произведения для оркестра.
Альфред Шнитке неоднократно читал лекции в самых разных аудиториях, рассказывая о современной музыке.
Знакомые неоднократно подчёркивали, что по натуре Шнитке - открытый, простой и доступный человек, нисколько не испорченный мировой славой. Кроме того, он отличался большой терпимостью, в том числе, по отношению к "неакадемическим" музыкантам.

В 1990 году Шнитке с семьёй уехал в Германию, где преподавал в Гамбургской консерватории. В это же время он обратился к жанру оперы и написал друг за другом "Жизнь с идиотом" (по Виктору Ерофееву), "Джезуальдо" (Венская опера впервые за многие годы заказала оперу современному композитору) и "Историю доктора Иоганна Фауста".
Он являлся членом-корреспондентом Берлинской академии изящных искусств. Шведской королевской музыкальной академии, Баварской академии изящных искусств, был избран почетным членом Гамбургской академии изящных искусств. Альфред Шнитке удостоен премии "Триумф" - императорской премии Японии.
Перенёс три инсульта, после последнего был почти полностью парализован, но продолжал писать музыку (в частности, девятую симфонию, посвященную Геннадию Рождественскому).
Cкончался в Гамбурге 3 августа 1998 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

В Москве проходит Международный музыкальный фестиваль имени Шнитке, открыт музыкальный институт имени Шнитке. Имя Шнитке носит Саратовская филармония.

 

 

Tags: композиторы
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments