Лара (lampa33) wrote in chtoby_pomnili,
Лара
lampa33
chtoby_pomnili

Categories:

Раневская Ф.Г. Попытка создания биографии. Ч1

 

 

                                 Небольшое предисловие.

 О великой актрисе хороших, правдивых  книг  написано не так уж и много.

Книги ее  эрзац-внука Алексей Щеглова и Глеба Скороходова  прижизненного биографа Ф.Г.

 Конечно, можно встретить упоминание о ней в книге Ирины Вульф – дочери ее любимой подруги Павлы Леонтьевны. Можно доверять воспоминаниям о ней Адоскина , Марины Нееловой и Елены Камбуровой  -  так как она была с ними дружна.

 Но к , сожалению появляются публикации и «воспоминания» людей ,т которые никогда не видели живую Раневскую или совсем не входили в число ее друзей . В таких изданиях и выступлениях некоторые факты ее биографии трактуются искаженно , даются неверные оценки ее жизни и биографии . Так появилась книга «Судьба – шлюха "написанная чуть ли не ею самой . Но это не так Она никогда не писала книгу с таким названием . 
На самом деле книга воспоминаний была  когда -то создана Фаиной Георгиевной.   Про это пишет Скороходов, который  помогал Ф.Г. работе над ней.. Написана , перепечатана в 3 экз , но  не издана . Почему так случилось – мне доподлинно неизвестно, а свои догадки я излагать не буду – не хочу  создавать новые мифы , основаны на домыслах и сплетнях . ОНА бы – не одобрила .

 Одно практически знаю наверняка –« рукописи не горят» .Книга есть и ждет своего часа .  

Эта  же  попытка биографии – основана на фактах, взятых из вызывающих доверие источников: отрывках ее собственных воспоминаний, изложенных Глебом  Скороходовом,  книги Алексея   Щеглова, воспоминаний Адоскина и др. свидетелей, которые не противоречат друг – другу . 

 

 

"Отвратительные паспортные данные. Посмотрела в паспорт, увидела, в каком

году я родилась, и только ахнула...»

 Собственно, начало ее жизни  выглядит так. Фаина Раневская (Фельдман) родилась 15 (по старому стилю) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Ее отец, Герш Хаймович, довольно состоятельный,  крупный торговец и владелец фабрики сухих красок. Ему принадлежали несколько домов, магазин, склады, пароход "Св. Николай".

Мать, Милка Рафаиловна (Заговайлова), - натура несколько экзальтированная, поклонница литературы и искусства, страстная почитательница А. П. Чехова. От нее, видимо, унаследовала Фаина чувствительность, артистичность, любовь к поэзии, музыке, театру.  Ее кумирами навсегда остались Пушкин , Толстой и Чехов.

 

, Однако в семье, где у нее были еще брат и сестра, горячо любимая мать, девочка чувствовала себя несчастливой и одинокой. «Мне вспоминается горькая моя обида на всех окружавших меня в моем одиноком детстве»..Может быть причина была  в ее повышенная ранимость от заикании , или в том , что вся любовь отца доставалась ее старшей сестре Белле . Но свое актерское призвание Фаина ощутила рано  «...Испытываю непреодолимое желание повторять все, что говорит и делает дворник. Верчу козью ножку и произношу слова, значение которых поняла только взрослой. Изображаю всех, кто попадается на глаза. «Подайте Христа ради», — прошу вслед за нищим; «Сахарная мороженая», — кричу вслед за мороженщиком; «Иду на Афон Богу молиться», — шамкаю беззубым ртом и хожу с палкой скрючившись, а мне 4 года Лет с 14 начинается увлечение Фаины театром. В ее родном Таганроге был чудесный, уютный  театр, где гастролировали прекрасные актеры и актрисы ведущих театров России: Самойлов, Садовская.  Приезжал и Скрябин. Музыка гения навсегда вошла в ее душу ... Три коротких весенних сезона Ростовского театра на гастролях в Таганроге, все что было ее жизнью прежде — семья, дом, цветы в палисаднике, каникулы в Евпатории и Швейцарии—     в  уходит . Смысл жизни - только театр. В 1915 году  рыжеволосая , нескладная с огромными глазами, восемнадцатилетняя девушка сбегает в Москву , вопреки воли родителей поступать в актерскую школу .

 

«Ни в одну из лучших театральных школ принята не была, как неспособная»

Действительно, будущая   великая   драматическая  актриса с треском провалила все вступительные экзамены.

 Пришлось брать уроки в частной театральной студии Ягелло.   Правда  скоро пришлось прервать учебу , так как деньги кончились . Но , к счастью случай свел ее со знаменитой балериной Екатериной Гельцер , взявшей юную поклонницу под свое крыло . Гельцер и устроила ее в Малаховский дачный театр на выходные роли .

 

«Знакомьтесь, это моя закадычная подруга Фанни из перефелии..»

Малаховский театр стал первым  мастер – классом актерской игры  для Фанни из «перефелии». Но перед этим была жизнь в Москве, которая  сразу  впустила ее в свой  богемный, закатный, «Серебряный век »  и  познакомила с его людьми 

В Москве Фаина ходила на все спектакли Московского Художественного театра, что дало ей впоследствии называть себя «мхатовкой». В Москве она увидела Станиславского и стала учиться на  его спектаклях, что дало ей , впоследствии, право, гордо называть себя  «мхатовкой».  Гельцер  ввела ее в круг избранных и юная Фаина познакомилась с   Мариной Цветаевой, увидела Маяковского и Мандельштама, Веру Холодную и Шаляпина.. Там же в Москве Фаина увидела впервые «Вишневый сад» с великими актерами . Станиславским , Масалитиновым , Книппер – Чеховой . Состояние катарсиса – после него она запомнила на всю жизнь .

Тогда же, окончательно она получила актерский псевдоним - Раневская.

 После Малаховского театра – были недолгие скитания по провальным, антрепризным театрикам Юга России. В конце- концов Фанни не выдержала  мытарств, и принесла повинную голову к родителям , с твердым намерением покончить с актерством .

 Весной 1917 года  вся семья Фельдман, на собственном пароходе, спасаясь от надвигавшейся катастрофы революции,  покинула навсегда Россию.. А она осталась, потому что не могла бросить Россию Пушкина и Чехова.

 Пошла совсем другая жизнь.  Незадолго до начала кровавых событии, в Ростове ,она , наконец близко познакомилась с актрисой Павлой Леонтьевной Вульф, в лице которой Раневская обрела настоящего учителя ,друга, родную душу -на всю жизнь.. 

 "Окаянные дни" 

И почти сразу  наступили «окаянные» дни. 

 И на огромном,   разломившимся пополам корабле под названием «Великая Россия» , вместе с теми ,кто не успел или не захотел уплыть или уехать , с подлинной духовно –нравственной элитой общества , стояла совсем молодая  актриса Раневская.

И потом они стремительно и неотвратимо погрузились в ледяные волны океана Гражданской войны и  красного террора.. А вместе , с ними  , погрузился и  «Серебряный век», и его творцам, и «Мир искусства»  и Художественный театр  .

 А потом был Крым и был голод и были  трупы , валявшиеся на обочине дороги по которой шла  в  театр , шатаясь от голода , начинающая актриса Фаина Фельдман – Раневская .   Ее и семью Павлы Леонтьевны  Вульф спас тогда от голода Максимилиан Волошин .

 

"Я переспала со всеми театрами Москвы, но ни с кем не получила удовлетворения!".



. Вернувшись в Москву – Раневская  в 1930 поступает в Камерный театр, блестяще дебютируя в роли проститутки Зинки.

Поскольку других ролей у нее не было, Раневская в 1935 уходит в Центральный театр Красной Армии., где наконец ей  довелось по настоящему большую роль Вассы , в пьесе «Васса Железнова».

В дальнейшем, в поисках своего театра, своего режиссера, Раневская сменила несколько сцен после ЦТКА: Московский театр Драмы (1943–1949), театр им. Моссовета (1949–1955), Московский театр им. А.С.Пушкина (1955–1963), и вновь театр им. Моссовета, с 1963.

За все время ее сценической деятельности –было сыграно всего 17 ролей . Не считая тех , которые  были сыграны в провинции в 20-х годах . Но почти  каждая стала шедевром Берди (Лисички Л.Хелман в Московском театре драмы 1945), спекулянтка Манька из Шторма В.Н.Билль-Белоцерковского (Театр им. Моссовета, 1951) в небольшом эпизоде, ради которого специально приходили зрители, и сразу после него уходили.

Сценический диапазон Раневской – был всегда огромен: от поистине трагических ролей, таких как в спектаклях «Странная миссис Сэвидж» или «Дальше — тишина», трогавших зрителей буквально до слез, до комических образов, таких как та же Спекулянтка в «Шторме» или мать невесты в чеховской «Свадьбе», вызывавших гомерический смех.

 

 Но сколько  было не сыграно! Слишком мало удалось ей воплотить в на экране и на сцене того , что было в ее сердце.. «  Я родилась  недовыявленной и ухожу из жизни недопоказанной»-скажет она о себе в конце жизни .

 Великая актриса без великих ролей. Мы никогда не узнаем какой могла  бы она быть  Клименестрой ,  Гертрудой и Аркадиной , Медеей  и Мамашей Кураж  Ей не удалось сыграть даже ту  , Которой она обязана своим сценическим именем – Раневской . А может так и надо было?    Переиграть  Фаину Георгиевну последующим поколением актрис – было бы невозможно.

 

 


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments