flying_cheetah (flying_cheetah) wrote in chtoby_pomnili,
flying_cheetah
flying_cheetah
chtoby_pomnili

Categories:

Бертольт Брехт


Самое главное - научить людей мыслить. Бертольт Брехт
Нетерпеливый поэт Брехт написал первые стихи и пьесы третьего тысячелетия. Леон  Фейхтвангер



 

10 февраля 1898 года в Аугсбурге в семье фабриканта родился Эуген Бертхольд Фридрих Брехт. Он окончил народную школу и реальную гимназию в родном городе, числился среди самых успеваемых, но неблагонадёжных учеников. В 1914 году Брехт издал в местной газете своё первое стихотворение, что совершенно не вызвало восторга у его отца. Зато младший брат Вальтер всегда восхищался Бертольдом и во многом подражал ему.
В 1917 году Брехт стал студентом медицинского факультета Мюнхенского университета. Впрочем, он гораздо больше был увлечён театром, чем медициной. Особый его восторг вызывали пьесы немецкого драматурга ХIХ Георга Бюхнера и современного драматурга  Ведекинда.

В 1918 году Брехта призвали, но на фронт не отправили из-за слабого здоровья (больные почки), а оставили работать санитаром в Аугсбурге. Он жил вне брака со своей подругой Би, которая родила ему сына Франка. В это время Бертольд написал свою первую пьесу "Ваал", а вслед за ней и вторую - "Барабаны в ночи". Параллельно он работал театральным рецензентом.
Вальтер познакомил его с руководительницей «Дикого театра» Трудой Герстенберг. "Дикий театр" представлял собой варьете, в котором большинство актеров были молодыми, любящими эпатировать публику на сцене и в жизни. Брехт пел свои песни под гитару жестковатым, резким, скрипучим голосом, отчетливо произнося каждое слово - по-существу, это была мелодекломация. Сюжеты брехтовских песен шокировали слушателей гораздо больше, чем поведение его коллег по "Жестокому театру" - это были рассказы о детоубийцах, детях, убивающих родителей, о моральном разложении и смерти. Брехт не бичевал пороки, он просто констатировал факты, описывал будничную жизнь современного ему немецкого общества.
Брехт ходил в театры, в цирк, в кино, слушал эстрадные концерты. Встречался с артистами, режиссерами, драматургами, внимательно слушал их рассказы и споры. Познакомившись со старым клоуном Валентином, Брехт написал для него короткие пьесы-фарсы и даже выступил вместе с ним на эстраде.

1 мая 1920 года умерла мать Брехта. Он написал пронзительное стихотворение:
  «Многие уходят от нас, и мы их не удерживаем,
  Мы сказали им все, и уже ничего не осталось между ними и нами, и лица у нас были тверды в миг разлуки.
  Но мы не сказали самого важного, мы упустили необходимое.
  О, почему же мы не говорим самого важного, ведь это было бы так легко, ведь не говоря, мы себя обрекаем проклятью!
  Эти слова были так легки, они скрывались там, за зубами вплотную, они упали от   смеха, и поэтому мы задыхаемся с перехваченным горлом.
  Вчера умерла моя мать, вечером Первого мая!
  Теперь ее и ногтями не выскрести...»

Отца всё больше раздражало творчество Бертольда, но он старался сдерживаться и не выяснять отношения. Единственное его требование - напечатать "Ваал" под псевдонимом. Фамилия Брехт не должна быть замарана. Не вызывает восторга отца и связь Бертольда с его очередной пассией Марианной Цоф - молодые люди жили не венчанные.
Фейхтвангер, с которым Брехта связывали дружеские отношения, характеризовал его как «несколько мрачного, небрежно одетого человека с ярко выраженными склонностями к политике и к искусству, человека неукротимой воли, фанатика». Брехт стал прототипом инженера-коммуниста Каспара Прёкля в фейхтвангеровском «Успехе».

В январе 1921 года аугсбургская газета в последний раз напечатала рецензию Брехта. Он окончательно переселился в Мюнхен и регулярно наведывался в Берлин, пытаясь напечатать «Ваал» и «Барабанный бой». Именно в это время по совету своего приятеля Броннена Бертольд изменил последнюю букву своего имени - теперь он Бертольт.
29 сентября 1922 года в Мюнхене в Камерном театре состоялась премьера «Барабанов». В зале были развешаны плакаты: «Каждый сам себе лучше всех», «Своя шкура всего дороже», «Нечего таращиться так романтично!» Луна, висящая над сценой, каждый раз багровела перед появлением главного героя. В целом представление прошло успешно, рецензии также были положительными.
В ноябре 1922 года Брехт и Марианна обвенчались. В марте 1923 года у Брехта родилась дочь Ханна.
Премьеры следовали одна за другой. В декабре «Барабаны» показал Немецкий театр в Берлине. Отзывы газет были разноречивы, но молодому драматургу присудили премию Клейста.
Новую пьесу Брехта «В чаще» поставил в мюнхенском «Резиденц-театре» молодой режиссер Эрих Энгель, оформил сцену Каспар Неер. Бертольт не раз потом работал с ними обоими.

Мюнхенский камерный театр пригласил Брехта режиссером на сезон 1923/24 года. Сначала он собирался поставить современный вариант «Макбета», но потом останавился на  исторической драме Марлоу «Жизнь Эдварда II, короля Англии». Вместе с Фейхтвангером они переработали текст. Именно в это время сложился "брехтовский" стиль работы в театре. Он почти деспотичен, но при этом требует от каждого исполнителя самостоятельности, внимательно выслушивает самые резкие возражения и замечания, лишь бы они были дельными. В Лейпциге меджу тем поставлен «Ваал».
Знаменитый режиссёр Макса Рейнхардт пригласил Брехта на должность штатного драматурга, и в 1924 тот окончательно переселился в Берлин. У него новая пассия - Лена Вайгель; молодая артистка Рейнгардта. В 1925 году она родила Брехту сына Стефана.
Издательство Кипенхойера заключило с ним договор на сборник баллад и песен "Карманный сборник", который вышел в 1926 году тиражом в 25 экземпляров.
Развивая военную тему, Брехт создал комедия «Что тот солдат, что этот». Главный герой - грузчик Гэли Гэй – вышел из дому на десять минут, чтобы купить рыбу к обеду, но попал в компанию солдат и уже через сутки стал другим человеком, сверхсолдатом – ненасытным обжорой и тупо неустрашимым воякой. Театр эмоций был Брехту не близок, и он продолжил свою линию: нужен ясный, разумный взгляд на мир, и, как следствие, театр идей, рациональный театр.
Брехта очень увлекли принципы монтажа Сегрея Эйзенштейна. Несколько раз он смотрел "Броненосец Потемкин", постигая особенности его композиции.

Пролог к венской постановке «Ваала» написал живой классик Гуго фон Гофмансталь. Брехт между тем увлёкся Америкой и задумал цикл пьес „Человечество вступает в большие города“, который должен был показать подъем капитализма. Именно в это время он сформулировал основные принципы "эпического театра".
Брехт первым среди всех своих друзей приобрёл автомобиль. В это время он помогал ещё одному знаменитому режиссёру - Пискатору - ставить роман Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», одно из своих любимых произведений.
 Брехт по-прежнему писал песни, часто сам сочинял мелодии. Вкусы у него своеобразные, например, он не любил скрипок и симфоний Бетховена.
Молодой композитор Курт Вайль, которого уже прозвали "Верди для бедных", заинтересовался зонгами Брехта. Вдвоем они сочинили  «Зонгшпиль Махагони». Летом 1927 опера была представлена на фестивале в Баден-Бадене в режиссуре Брехта. Успеху оперы во многом способствовало блестящее исполнение роли женой Вайля - Лоттой Лени. С тех пор она считается образцовой исполнительницей произведений Вайля-Брехта. «Махагони» в том же году передали радиостанции Штутгарта и Франкфурта-на-Майне.

В 1928 году вышел "Что тот солдат, что этот". Брехт, наконец, развелся и женился снова - на Лене Вайгель. Брехт считал, что Вайгель - идеальная актриса создаваемого им театра - критичная, мобильная, работоспособная, хотя сама она любила говорить о себе, что она простая баба, необразованная комедиантка с венских окраин.
В 1922 году Брахт попал в берлинскую больницу «Шаритэ» с диагнозом "крайнее истощение". Здесь лечили и кормили бесплатно.
Немного оправившись, молодой драматург пытался поставить в «Молодом театре» Морица Зелера пьесу Броннена «Отцеубийство». Уже в первый день он представил актёрам не только общий план, но и подробнейшие разработки каждой роли. Прежде всего он требовал от них осмысленности. Но Брехт был слишком резок и бескомпромисен в работе - уже объявленный спектакль отменили.
В начале 1928 года в Лондоне отмечали двухсотлетний юбилей «Оперы нищих» Джона Гэя – веселой и злой пародийной пьесы, которую любил великий сатирик Свифт. По её мотивам Брехт создал "Трёхгрошовую оперу" (название предложил Фейхтвангер), а Курт Вайль написал музыку. Генеральная репетиция длилась до пяти утра, все нервничали, почти никто не верил в успех мероприятия, наколадки следовали за накладками. Премьера прошла с блеском, через неделю куплеты Мэкки пел весь Берлин, Брехт и Вайль стали знаменитостями. В Берлине открыли «Трехгрошовое кафе» - там постоянно звучали только мелодии из оперы.

Любопытна история постановки "Трёхгрошёвой" в России. Известный режиссёр Александр Таиров, будучи в Берлине, увидел "Трёхгрошёвую" и договорился с Брехтом о росийской постановке. Однако выяснилось, что Московский театр Сатиры тоже хотел бы её поставить. Началась тяжба. В результате Таиров выиграл и поставил спектакль в 1930 году под названием "Опера Нищих". Критика спектакль разгромила, Луначарский тоже был им недоволен.
Брехт был убежден, что голодные, нищие гении такой же миф, как благородные бандиты. Он много работал
и хотел много зарабатывать, но при этом отказывался жертвовать принципами. Когда кинофирма «Неро» заключила с Брехтом и Вайлем договор на экранизацию оперы, Брехт представил сценарий, в котором были усилены социально-политические мотивы и изменён финал: Мэкки становится директором банка, а вся его шайка членами правления. Фирма расторгла договор и сняла фильм по сценарию, близкому к
тексту оперы. Брехт подал в суд, отказался от выгодного мирного соглашения, проиграл разорительную
тяжбу, и фильм «Трехгрошовая опера» вышел на экран вопреки его воле.

В 1929 году на фестивале в Баден-Бадене исполнили «учебную радиопьесу» Брехта и Вайля «Перелет Линдберга». После этого ее передали еще несколько раз по радио, ведущий немецкий дирижер Отто Клемперер исполнял её в концертах. На том же фестивале исполнялась драматическая оратория Брехта – Хиндемита – «Баденская учебная пьеса о согласии». Четверо летчиков потерпели аварию, им грозит
смертельная опасность. Нужно ли им помочь? Летчики и хор в речитативах и зонгах вслух размышляли об этом.
Брехт не верил в творчество и вдохновение. Он был убежден, что искусство – это разумное упорство, работа, воля, знание, умение, опыт.
9 марта 1930 года в Лейпцигской опере прошла премьера оперы Брехта на музыку Вайля «Подъем и
падение города Махагони». На спектаклях раздавались восхищенные и возмущенные крики, иногда
зрители сцеплялись врукопашную. Нацисты в Ольденбурге, где собирались поставить «Махагони»,
официально требуют запретить «низкопробное безнравственное зрелище». Впрочем, немецкие коммунисты тоже считают, что пьесы Брехта слишком гротескны.

Брехт читал книги Маркса и Ленина, посещал занятия в МАРШ – марксистской рабочей школе. Однако
отвечая на вопрос журнала «Die Dame», какая именно книга произвела на него самое сильное и
длительное впечатление, Брехт написал коротко: «Вы будете смеяться – библия».
В 1931 году во Франции празднуют 500-летний юбилей Жанны Д'Арк. Брехт пишет ответ - «Святую Иоанну скотобоен». Иоанна Дарк в драме Брехта – лейтенант «Армии спасения" в Чикаго, честная добрая девушка, разумная, но простодушная погибает, осознав бесплезность мирного протеста и призывая массы к восстанию. Опять Брехта критиковали и левые, и правые, обвиняли в откровенной пропаганде (и справедливо).
Брехт подготовил инсценировку горьковской «Матери» для Театра комедии. Он значительно переработал содержание пьесы, приблизив его к современной ситуации. Власову играла Елена Вайгель, жена Брехта.
Забитая русская женщина представала деловитой, остроумной, проницательной и дерзко отважной.
Полиция запретила спектакль в здании большого клуба в рабочем районе Моабит, ссылаясь на «плохое состояние сцены». Актеры добились разрешения просто читать пьесу без костюмов. Чтение несколько раз прерывалось полицией, спектакль так и не был закончен.
Летом 1932 года по приглашению Общества культурной связи с заграницей Брехт приехал в Москву. Его водили по заводам, театрам, собраниям. Курировал его Сергей Третьяков - довольно бездарный драматург,  участник литературного содружества «Левый фронт». Чуть позже Брехт удостоился ответного визита: в Берлине его навестил Луначарский с женой.

28 февраля 1933 года Брехт с женой и сыном уехали налегке, чтоб не возбуждать подозрений, в Прагу, их двухлетняя дочь Барбара была отправлена к деду в Аугсбург. В квартира Брехта поселились Лиля Брик и ее муж, советский дипломатический работник Примаков. Из Праги Брехты переправились в Швейцарию на озеро Лугано, сюда же тайно удалось переправить Барбару.
10 мая книги Брехта вместе с книгами других "подрывателей немецкого духа" - Маркса, Каутского, Генриха Манна, Кестнера, Фрейда, Ремарка - были принародно преданы огню.
 


 
Tags: писатели
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Community

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…