Виктория Л. (yasnaya_luna) wrote in chtoby_pomnili,
Виктория Л.
yasnaya_luna
chtoby_pomnili

Categories:

Daniel Maclise (1806-1870)

Daniel Maclise (1806-1870) - ирландский художник, работавший над иллюстрированием книг Чарльза Диккенса, Томаса Мура и Уильяма Шекспира, автор целой серии портретов литературных деятелей, карикатурист и мастер исторического жанра. На его художественный стиль значительное влияние оказали идеи прерафаэлитов, да и самого автора часто относят к этому течению в искусстве.
Родился художник в Корке, Ирландия, в скромной семье пресвитериан шотландского происхождения. Отец DM был бывшим солдатом и владел небольшой обувной мастерской. Амбициозные и трудолюбивые, Maclise и его братья, несмотря на бедность, смогли получить хорошее образование и достичь высокого положения в обществе (Уильям и Джозеф стали известными врачами). Одна из сестер художника, Анна, вышла замуж за преуспевающего юриста Percival Banks, другая же, Изабелла, посвятила себя брату.

Первоначальное образование DM получил в Корке и мог быть принят в известную школу Dr Maginn'а, однако школьная скамья не очень-то привлекала мальчика. Большую часть времени он делал наброски в тетрадях и блокнотах и обожал физические упражнения. Сохранились истории о том, с какой легкостью DM проплывал расстояние от Blackrock Castle до Little Island и обратно без передышки. Смелый поступок, если учесть каким быстрым было течение в реке. Одновременно с плаванием, DM пел в пресвитерианском хоре, занимался фехтованием и игрой на гитаре и флейте.

Очень часто он бывал в книжных лавках состоятельных районов Корка. Когда ему было 14, на талант юноши обратила внимание некая пожилая дама мисс Спрэт. Она порекомендовала его банкиру и знатоку искусства Джорджу Ньюэнхэму, а тот, в свою очередь, - торговцу Ричарду Сэйнтхиллу. Так DM был посвящен в тонкости геральдики и приглашен для иллюстрирования каталога монет.

В 1825 году художественные амбиции DM резко возросли. В этот год он сделал портретный набросок сэра Вальтера Скотта. Литографированный, набросок разошелся большим тиражем и принес DM определенную известность. Именно с 1825 года началось становление DM как художника.

В возрасте 21 года Maclise уехал в Лондон, где и провел всю последующую жизнь. Хотя и продолжая изредка наведываться в родные края, он все же предпочитал прелестный дом в Cheyne Walk, Лондон, где жил с сестрой Изабеллой, и квартиру в Брайтоне.

В 1828 году Maclise поступил в Королевскую Академию живописи и уже через год, впервые выставляясь на Royal Academy summer exhibition, выиграл серебряную медаль по античной живописи. Незадолго до этого художник дебютировал в Лондоне с литографическими портретами актера Charles Kean из Drury Lane и скрипача Николло Паганини:
В 1831 году, заканчивая академию, он получил уже золотую медаль за полотно "Геркулес на распутье". Историческая тематика заняла прочное место в творчестве художника. По словам историка искусств Джона Терпина, Maclise "был одним из немногих художников в истории английского и ирландского искусства, кто мог творить монументальные эпические полотна, не боясь провала".

Вдохновленный поэмой "Лалла Рук" Т. Мура, он написал работу, принесшую ему приз в 80 гиней и членство в Королевской Академии.

Shakespear's King Lear and Cordelia

Благодаря личному обаянию, добродушному нраву и приятной внешности, Maclise с легкостью располагал к себе людей. С первых дней в Лондоне он был окружен литературной и художественной элитой Корка. Для довольно изнеженного и избалованного вниманием юноши так называемый Fraserian Circle был наиболее подходящей компанией, способной направить начинающего автора в нужное русло.

The Fraserian Circle

В 1830-1836 годах DM работал над серией саркастических зарисовок из ирландской жизни, портретами литераторов и историческими полотнами.
Под псевдонимом Alfred Croquis он издавался в популярном журнале Fraser's Magazine.
Но время его славы было еще впереди.


Snap Apple Night

К концу 1830-х начался новый отрезок в жизни художника. Для него это было время абсолютной занятости, когда ни на что, кроме искусства, не оставалось сил. Одно за другим в печать выходили книги ирландских авторов С.С. Холла, Фрэнсиса Махоуни, Лорда Теннисона и Томаса Мура, щедро иллюстрированные DM. В обществе же широко обсуждалась его весьма меткая карикатура на сотрудников Fraser's Magazine.

D середине 1840-х DM совершил путешествие по Европе. Во время короткого пребывания в Париже, где художник встречался с братом Джозефом и Чарльзом Диккенсом, он успел познакомиться с французской живопиcью. Увиденное оказало огромное влияние на творчество DM/

Вернувшись в Лондон, он, полный новых масштабных идей, представил Художественному кометету Вестминстерского дворца ряд набросков и фресок и получил заказ на написание "Духа Рыцарства" для Палаты Лордов. Спустя год, в 1849, была готова вторая фреска - "Дух Справедливости".

The Spirit of Chivalry The Spirit of Justice

В 1858 году Maclise был приглашен для создания двух масштабных фресок для Королевской Галереи Вестминстерского дворца. Он посвятил картинам семь изнурительных лет, изучал исторические материалы, опробовал новую технику фресковой живописи. И, в конечном итоге, лишился здоровья.

Благодаря дружбе и покровительству Принца-консорта Альберта, DM продолжал работать в Вестминстере. Однако смерть Принца в 1861 году оборвала планы декораторской и иллюстративной работы во дворце.

Потеря друга, неосуществленные задумки, разорение и смерть любимой сестры Изабеллы окончательно подорвали здоровье художника. Он практически перестал писать, лишившись своего неиссякаемого оптимизма.

В 1865 DM отказался от чести принять пост Президента Королевской Академии. Свою последнюю работу - The Earls of Ormond and Desmond - он представил в 1870-м, незадолго до смерти.

25 апреля 1870 года Daniel Maclise скончался в своем доме на Cheyne Walk в Лондоне от острой пневмонии.

После себя он оставил богатое художественное наследие. Его творения полны интеллектуальной и образной силы, но стать шедеврами большинству из них не позволила некоторая театральность фигур, излишняя красочность, смешение текстур и форм - излюбленные приметы викторианского искусства.
Shakespear's Rosalind and Celia

Неоднократно Maclise обращался к религиозной тематике:

Madeline After Prayer
... и к сказочным сюжетам, миру фэйри, напоминавшему о родной Ирландии:

The Scene From Undine


Вместе с тем, DM были написаны превосходные портреты, среди которых особенно выделяются изображение жены писателя Чарльза Диккенса:

Catherine Dickens
Самой известной работой в данном жанре является портрет самого Диккенса, знакомство художника с которым состоялось в 1842 году:


Групповой портрет: Ч. Диккенс, его супруга (в центре) и ее младшая сестра
Иллюстративные работы Miclise'а - великолепный образец викторианской книжной графики.

Ч. Диккенс. Сверчок за очагом


Обложка репринтного издания Moore's Irish Melodies

Лист из "Ирландских баллад" Томаса Мура, приведенный выше, первоначально (в 1842 г.) был создан в цвете:

The Origin of the Harp

Работа, изображающая плачущую Эрин, эпонимную богиню Ирландии, символизировала тоску ирландского народа по своим истокам, по вольным песням родного края.

Прожив всю жизнь в Лондоне, DM всем сердцем болел за судьбу Ирландии. В 1854 году он вновь обратился к теме ее скорбного поражения и покорности . Он написал масштабное полотно "The Marriage of Strongbow and Aoife", рассказывающее о бракосочетании нормандского завоевателя Ирландии Стронгбоу и дочери его гаэльского союзника, короля Дермота МакМорро.

The Marriage of Strongbow and Aoife

Это истинно ирландское полотно, наиболее ценимое на родине художника, полно изумительных деталей и передает настроение покоренного народа. На переднем плане картины изображены распростертые тела ирландских воинов и арфа - символ Ирландии - с разорванными струнами.
Тяжелой ступней Стронбоу топчет кельтский крест, а умирающая дева указывает пальцем на рунические письмена, которым никогда уже не быть разгаданными.

Эта работа, передающая бедствия ирландского народа и его единство, стала громогласным гимном, повествующем о долгих годах покорства и о необхомости бороться. Ее политический подтекст в контексте ирландской истории потрясает - в особенности при сравнении с прочими скрупулезно выписанными историческими полотнами художника - и позволяет отнести Daniel Maclise к лучшим представителям ирландского искусства.
Subscribe

  • Беляева Ольга Сергеевна

    Одним из немногих режиссёров, запомнившихся из эпохи кинематографа 90-х стал Дмитрий Астрахан. Его необычные фильмы "Всё будет хорошо",…

  • ОРЛОВА Любовь Петровна

    Народная артистка СССР (1950) Лауреат Государственных премий СССР (1941, за участие в фильмах «Волга-Волга» и…

  • НАЗАРОВА Маргарита Петровна

    Актриса цирка и кино, дрессировщица тигров Народная артистка РСФСР (1969) Маргарита Назарова родилась 26 ноября 1926 года в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments