Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ГУРКИН Григорий Иванович


Григорий Иванович ЧОРОС-ГУРКИН

Художник.


Алтайцы-охотники в горах
 


Григорий Иванович Гуркин (Чорос-Гуркин) родился 12 января 1870 года в селе Улала (ныне г. Горно-Алтайск) Бийского уезда в семье кустаря-седельника из древнего алтайского рода  «чорос». Позднее имя рода, прибавленное к фамилии, составило его артистический псевдоним. 
 

 

В Улале располагался главный стан Алтайской духовной миссии, при которой имелась начальная школа с иконописным классом. Гуркин учился в этой школе с 1878 по 1883 год. 
 

Впоследствии Григорий Гуркин почти 15 лет проработал иконописцем, сначала в Улале, а затем в Бийске.

 

Гуркин - ученик русской художественной школы, его творческая жизнь посвящена Алтаю.  Биографы художника отмечают решающую роль в его судьбе Андрея Викторовича Анохина, убедившего друга в возможности и необходимости получить специальное образование в Петербурге.

 

Приехавший в Бийск на каникулы слушатель Петербургской певческой капеллы Анохин, ознакомившись с творчеством художника, уговорил его вместе поехать в столицу.

 

В октябре 1897 года Гуркин предпринимает попытку поступить в Академию художеств, но не хватало как общих, так и профессиональных знаний. Однако рисунки и наброски попали на глаза знаменитому пейзажисту И. И. Шишкину, и тот сразу пригласил Гуркина в личную мастерскую. В марте 1899 году художник был зачислен в пейзажный класс Академии художеств вольнослушателем.

Спрпва - Чорос-Гуркин. Санкт-Петербург. 1897 г.

 

Произведения молодого художника уже в годы учебы становятся популярными в среде знатоков и любителей искусства. Его этюды и рисунки экспонировались на Осенних академических выставках, устраивались персональные показы в Академии художеств и в Обществе поощрения художников. Г. И. Гуркин стал участником выставок передвижников. Так ни 31-й выставке Товарищества было представлено 5 его рисунков, а в 1903 году он стал экспонентом первой периодической выставки этюдов, рисунков, эскизов передвижников в Петербурге. Известно, что уже в этот период произведения Гуркина охотно приобретали коллекционеры и любители искусства.  Благодаря мастерству автора этих работ слава о своеобразной красоте Алтая стала всеобщим достоянием.

Водопад Кату-Ярык

 

В 1903 году Григорий Иванович поселился на левом берегу Катуни, в селе Анос. Эти места в среднем течении Катуни - красивейшие, живописные, будто специально созданы природой для глаза и кисти художника. Усадьба художника с домом, мастерской, садом и небольшим водопадом вскоре стала центром, где каждое лето бывали путешественники и ученые, художники и писатели. Здесь были созданы основные произведения. Окрестности Аноса и отдельные уголки усадьбы запечатлены в многочисленных этюдах.


В 1905 году Григорий Иванович вернулся на родину. Первая персональная выставка Гуркина в январе 1907 года в Томске имела исключительный успех и сразу же возвела его в ранг первого пейзажиста Сибири.

 

«Явятся новые художники, подымут его до европейского уровня, но первым на этом пути останется Г. И. Гуркин, и в этом его огромная заслуга перед родным краем, который он приобщил к искусству и его радостям», - писал петербургский критик М. Далькевич, подводя итоги выставки.

 

Сибирский ученый и публицист А. В. Адрианов писал позднее: "Уже первая выставка Григория Гуркина в Томске показала, что у Сибири, наконец, появился свой художник".

 

На выставках Гуркина приковывали внимание картины "Корона Катуни", "Озеро горных духов", "Озеро Каракол". И, по сути, эпическое произведение в красках "Хан Алтай". В этом собирательном образе родной земли мастер через суровое величие горных вершин начинал воплощать свое кредо.

Озеро горных духов. 1910.

Морозное утро на Катуни

 

И не только в красках нашло оно отражение, но и в его яркой прозе:

 

"Я как бы вижу первый день мироздания! Когда после векового мрака ты, Хан-Алтай, впервые был освещен восходящим солнцем, как загорелись тогда твои причудливые скалы и как заблистали тогда твои изумрудные ледники! Как зацвело и затрепетало все вокруг, сливаясь в одну сплошную музыку, в один нескончаемый чудный аккорд природа ликовала… Божья песнь, как волосяная струна, прозвучала тогда и наполнила тебя музыкой природы грохотом водопадов и шумом бурных рек. И полилась та музыка через горы и стремнины, через цветущие и благовонные долины. Взбивая пену о громадные камни, неслась бурливая красавица Катунь. Шумели водопады, окрашиваясь радугой и серебряными нитями обвивая уступы скал твоих, Хан-Алтай!"

 

В последующее десятилетие художник пишет сотни этюдов, тысячи самых разнообразных рисунков - натурных, станковых, этнографических, создает десятки больших картин. Особую известность приобрела картина "Озеро горных духов", впервые появившаяся на выставке в Томске в 1915 году, и заказов на ее авторское повторение появилось столько, что, по признанию самого художника, он устал от их выполнения.

 

Гуркин становится знаменит и популярен. Его произведения приобретаются, поступают заказы и предложения на повторения. Это давало определенную материальную поддержку и способствовало осознанию гражданской, общественной значимости творчества.

Кочевье в горах. 1920

 

Для художника первые послереволюционные годы были мучительными. Сложная социальная и политическая ситуация в стране и на Алтае, начавшаяся гражданская война  мешали художнику определить свое место в ожесточенной борьбе.

Гуркин 3

 

Гуркин не уклонялся от общественной деятельности, стремился к осуществлению лозунга "Право нации на самоопределение" для своего народа. Это связано с деятельностью Алтайской Горной Думы, председателем которой он был. Вот выдержка из письма Алтын-Кельской Волостной Земской Управы:

 

Разъясните населению, что теперь создается краевое объединение с непосредственным подчинением центральной власти, для чего на 20 февраля сего года на селе Улала созывается Учредительный Краевой Инородческий Съезд с расчетом по одному уполномоченному от каждой 1000 душ населения.

 

Разъясните населению, что, как и прежде мы не чуждаемся сожительства с русскими, почему русское население должно тоже прислать своих представителей для освещения своих нужд и взглядов, что мы как и прежде не гоним от себя, а предлагаем мирное братское сотрудничество в нашем начинании, не на пользу какой-либо одной национальности, а на пользу населения целого края...

 

Речь идет в письме о выделении Горноалтайского уездного земства, с подчинением его центральной власти. Это было стремление дать права народу, обойденному ранее земской реформой.

 

Если в политической и общественной борьбе Гуркин не сразу нашел свое место, то на основании его произведений безошибочно можно увидеть демократизм его творчества.

 

В сентябре-ноябре 1921 года им были сделаны рисунки тувинских партизан, портреты С. Кочетова, А. Квитного, героев и руководителей партизанского движения в Туве.


Художник не просто много рисовал и писал, но и собирал героические сказания, народные сказки, легенды, песни, образцы музыки и прикладного искусства. "По понятиям алтайцев, Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а дух, щедрый, богатый исполин великан. Для живущего здесь народа Алтай живой. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, трав, туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Озеро его глаз, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки - его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор" - так не раз объяснял народное понимание природы и так хотел выразить Алтай в своих работах Григорий Иванович.

Прибой на Телецком озере

 

С 1917 года по 1919 год возглавлял Горную думу, пытавшую наладить местное самоуправление и обеспечить национальное равноправие алтайцев. Спасаясь от ареста, выехал за пределы России и с 1919 года по 1925 год жил в Монголии и Туве.

Г.И. Чорос-Гуркин с дочерью и братом

 

Пребывание в Монголии обогатило живописную палитру художника. Цвет в работах стал звучным, более открытым, воздушные дали чисты и прозрачны. Художник, вновь оказавшись лицом к лицу с природой, ощущал и талантливо передавал своеобразие цвета и света северо-западной Монголии.

 

Плодотворным для Гуркина стало пребывание в Тувинской Народной Республике. Разнообразие тем, аспектов жизни республики и ее природа волновали воображение и нашли воплощение в рисунках и целом ряде живописных работ.

 

В живописи художника по-прежнему преобладает пейзаж, но рисунки запечатлели многие стороны жизни тувинцев.

 

В Монголии и Туве в графических работах, как в записной книжке писателя, накапливались образы, типы людей, опыт работы над портретом и жанровой композицией. Пейзажист в дореволюционное время, Гуркин большую часть рисунков 20-30-х годов посвящает многофигурной композиции.

 

В зарисовках 1923 года он неоднократно обращается к темам "Революционный съезд тувинцев", "Первое мая 1923 г.", "Жизнь в Урянхае".

 

В рисунках присутствует ощущение праздника на многолюдном народном собрании, тишина раздумья, когда собравшиеся на съезд слушают оратора. Для решения многофигурных сцен художник часто использует круговую композицию, исследуя ее возможности для создания жанровых произведений. К ней прибегает он и в одном из эскизов к задуманной большой картине, посвященной древнему празднику тувинцев - "Улу-Наир". Автор назвал эскиз "На празднике предков".

 

К теме народного праздника с разнообразными спортивными состязаниями особенно много было сделано рисунков. Судя по ним, художника из всех событий праздника увлекала борьба на поясах. Он рисует типы тувинцев, национальную одежду и ее детали, фигуры полуобнаженных борцов. В 1923 году выполнен рисунок "Игры, состязания". На листе наряду с зарисовками перечислены имена борцов, с которых художник делал наброски. Отличительной особенностью набросков, зарисовок и эскизов этой темы является стремление к передаче движения. Динамизм, напряжение борьбы достигаются  размещением фигур в пространстве листа, разнообразием их ракурсов. Для Гуркина эти рисунки были новым завоеванием не только в плане тематического расширения творчества, но и в плане пластических находок, в развитии возможностей хоровой народной картины. Стремление накопить опыт для ее создания прослеживается во всем послереволюционном творчестве художника.

Тайменье озеро

 

В период пребывания в Тувинской республике Гуркин выполнил ряд важных заказов правительства. В 1924 году он сделал эскиз первого учебника "География Танны-Тувин-ской земли". На подготовительном рисунке к эскизу - надпись автора: "Для первой книги учебника "География земли тувинцев (писать книгу исполкомом поручено Якимову. Мои рисунки. Изучение экономической жизни). Чорос-Гуркин 1924".

Гуркин 1

 

Большой интерес представляют эскизы (25 листов) и обложка первого тувинского букваря. По работе Григория Ивановича над афишами и обложками в предшествующие годы можно судить о том, что он стремился максимально насытить лист содержанием для передачи смысла и духа издания или выставки. В обложке тувинского букваря он использует опыт, употребляя с чувством меры и такта новую символику. В орнаментальные мотивы включен герб и лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Любимым символом новой жизни стало у художника изображение восходящего солнца.

 

В графических paботах для печати художник идет по пути стилизации орнамента и всех мотивов листа, в том числе солнца и его лучей, понимаемых как свет новой жизни. Аллегорический смысл изображений, почти символов, прочитывается сразу. В штриховом рисунке и живописи язык художника сложнее, изображения предполагают долгое рассматривание, вживание. Гуркин прекрасно чувствовал специфику жанpa и умело владел ей. Подтверждение тому - произведения 20-30-х годов. Среди них есть настоящие жемчужины пейзажной живописи. Художник наблюдал, размышлял, рисовал все проявления жизни, но художественное осмысливание действительности, сокровенные чувства свободно выражал присущим ему языком - пейзажными образами. В рисунках пейзаж встречается в этот период меньше, чем разнообразные жанровые мотивы, но в живописи он преобладает. Причем самые многочисленные картины с водоемами, озерами или реками. В них узнаешь руку мастера горных озер сразу, но сразу же чувствуешь и нечто неуловимое, отличающее эти пейзажные образы от предыдущих.

 

"Пейзаж. Озеро" (1924) - настоящее очарование природы, чудо умиротворения ее красотой, разумной гармоничной жизнью неба, озера, гор, растений. Пронзительная красота природы, особенно остро прочувствованная в эти трудные для художника годы переоценки, осознания своего места в жизни.

 

"Горное озеро. Весна" (1923) - очень характерный пейзаж 20-х годов. Озеро, как в чаше, лежит среди гор, а оправой для него служит разнообразие проявления жизни - деревья, травы, цветы. Удивительна красота и богатство зеленого цвета: от темного, густого до изумрудного и совсем светлого в дальних склонах гор. Красочный слой в этой работе, как обычно у Гуркина, очень тонок, бережными любовными касаниями кисти написаны все детали. Удивительно чудо их жизни на холсте, вспоминается сказанное об А. Рублеве "аки дымом". В названных пейзажах художника, как и во многих других работах послереволюционного периода, чувствуются поиски автора: в темпераментности, большей пастозности мазка, в звучности и контрастах цвета воплотить жизнеутверждающий мажорный образ природы. Порой не покидает от пейзажа чувство веселого перезвона красок, весеннего их разговора. Среди подобных работ - пейзаж с всадником "Кудюр-Тепкен".

 

Как отмечалось ранее, в рисунках, выполненных в Монголии и Туве, художник настойчиво обращается к национальным типам. Он сам называет листы "Монгольские типы", "Тувинские типы". Обстоятельно зарисовывает в них автор лица, одежду, зачастую записывает имя, возраст, местность.

 

Вернувшись, он активно включился в местную культурную жизнь, став членом общества "Новая Сибирь" с 1926 года, и в том же году приняв участие в двух крупных экспозициях в Москве.

 

Нарком просвещения А. В. Луначарский сказал при открытии: "Отмечу еще замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам, пейзажи Чорос-Гуркина, ойротского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утонченная техника - я уже не знаю".

Хан-Алтай. 1936

 

В 1927 году в ноябре в Улале художник работает над эскизом плаката "Что нужно Автономной Ойротии!" На эскизе, в центре которого дети и алтайка, мать-учительница, со светильником в руках, автор пишет: "Источником возрождения новой, светлой культуры Автономной Ойротии должны быть: Школы, Наука, Знание!!! Все силы, все средства только на это!"

Усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. с. Анос

 

Художнику возвратили национализированный ранее дом в Аносе, где Гуркин восстановил мастерскую. Также по его инициативе в Горном Алтае открылись музей, национальное издательство, художественная школа. Он иллюстрировал первые учебники на алтайском (ойротском) языке, книги, продолжал писать картины.

 

В период «большого террора» Чорос-Гуркин  был арестован как «враг народа».

 

По версии сотрудников спецслужб: "Он стал японским шпионом еще в 1901 году, когда приехал в Петербург поступать в Академию художеств.

 

Завербовал его Г. Н. Потанин, посмертно зачисленный чекистами в агенты японской разведки. Вся работа Гуркина на посту председателя Горной думы, затем Каракорум-Алтайской окружной управы протекала под руководством японской разведки и в интересах Японии.

 

Главная причина его возвращения из Тувы - стремление продолжить контрреволюционную деятельность, направленную на свержение советской власти. С этой целью он организовал Блок алтайских националистов, который вместе с контрреволюционными националистическими организациями Хакасии, Тувы, Горной Шории ставил задачей создание буржуазного государства в границах старого Джунгарского ханства под протекторатом Японии".

 

4 октября на заседания тройки управления НКВД Чорос-Гуркин обвинен в японо-военной контр-терроритстической повстанческой деятельности. Постановление: Чорос-Гуркина Григория Ивановича расстрелять. Лично принадлежавшее ему имущество конфисковать.

11 октября 1937 года постановление приведено в исполнение.

 

29 марта 1956 года Президиум Алтайского Краевого суда рассмотрел протест прокурора края. Протест был удовлетворен. Постановление НКВД от 4 октября 1937 года в отношении Чорос-Гуркина Григория Ивановича отменено.

Памятник Гуркину

 

Реабилитирован в 1956 году.


Гуркин 2

 

 

12 января 1870 года - 11 октября 1937 года

Tags: художники
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments