Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ТЕНИН Борис Михайлович


Тенин 5

Лауреат Государственной премии (1948 – за участие в фильме "Русский вопрос")

Народный артист СССР (1981)


Тенин 6


Родился 10 (23) марта 1905 года в городе Кузнецке Пензенской губернии.

 

Известность всесоюзная пришла к Борису Михайловичу после выхода в 1938 году картины «Человек с ружьем», хотя это был уже пятый фильм, в котором сыграл Тенин. Солдат Иван Шадрин покорил сердца зрителей. Потом были истории о похождениях Швейка («Швейк готовится к бою», «Новые похождения Швейка»), роли в кино и в театре – драматические или полные юмора. Главным для Бориса Тенина оставалась работа, если ее было мало, начинались поиски другого театра.

Человек с ружьем

 


Детство будущего актёра, которое проходило в Туле, не было лёгким. Мальчик жил по законам двора и улицы, самоутверждаясь среди сверстников, мог воровать шоколад из кондитерской или дышать эфиром.  Но нужно сразу заметить, что из всех житейских передряг Тенин, начиная с юных лет, всегда  находил выход сам. Никому не приходилось ему помогать исправлять ошибки. Он быстро доходил до всего своим умом – и благополучно преодолевал испытания. У него была сильная воля и крепкий характер.


Ему нравились музыкальные номера уличных куплетистов. Дома он освоил гармошку, на которой играл отец, работавший железнодорожным инспектором. Борис совершал полифонические эксперименты – ему нравилось извлекать звуки из бутылок, наполненных водой с разным уровнем. Получалась гамма. Пробовал играть на гитаре и на пиле. Все это было подсмотрено им на улице. Позже он освоил игру на банджо, гавайской гитаре и многих других музыкальных инструментах.

 

В 1922 году он окончил Государственный институт музыкальной драмы, и  начал сценическую деятельность как комедийный актёр-импровизатор, склонный к эксцентриаде, гротеску и буффонаде. С годами Тенин нередко исполнял роли социальные, драматические и даже трагические.

В 1920-е годы Тенин, как и большинство эстрадно-комедийных артистов, сменил бесчисленное множество театров, театриков и эстрадных коллективов. В 1922 году окончил Государственный институт музыкальной драмы. Затем играл в московской Вольной мастерской Всеволода Мейерхольда. В 1923 году вступил в передвижную группу "Комедианты", в 1924 году – в "Синюю блузу" (где попал в бригаду Сергея Юткевича, в фильмах которого затем сыграет свои самые известные кинороли), в 1925 году – в Театре имени Мейерхольда, затем – снова в "Синюю блузу". С 1926-го по 1927 год – актёр театра "Современной буффонады", с 1927-го по 1928 год – актер в Театре Дома печати, с 1928-го по 1932 год – актер в театре "Обозрений", с 1932-го по 1936 год – актер в Московском мюзик-холле.

 

В 1933 году Тенин преподавал клоунаду в Московском цирковом техникуме, а с 1937-го по 1946 год  был ведущим актёром Ленинградского театра Комедии, где познакомился со своей будущей женой, актрисой Лидией Павловной Сухаревской. Сухаревская и Тенин стали одним из самых знаменитых дуэтов в истории советского театра. Практически вся дальнейшая театральная деятельность Тенина связана с творческими поисками Сухаревской - её роль в этом союзе была ведущей.


С 1946-го по 1955 год Тенин работает в Театре-студии киноактёра, с 1955-го по 1962 год – в Московском театре сатиры, с 1962-го по 1974 год – в театре на Малой Бронной, с 1974 года и до самой смерти – в Театре имени Маяковского.

Тенин 1

 

Зрители запомнили его комедийным актером, но его талант был много шире. В Театре Маяковского, в одной из ролей он 40 минут он молча сидел на сцене, проживая жизнь своего героя и завладевая вниманием зала – так оглушительно было это молчание.  Из воспоминаний Бориса Тенина: «Какие истоки породили во мне любовь к смеху? Быть может, виноваты в этом балаганы, в которые на Масленицу любил водить меня отец. Но подлинная страсть к театру началась лет с 10, когда меня стали отпускать на детские утренники. И то, что эти спектакли всегда носили веселый характер, отражалось и на моих представлениях дома. В гимназии, будучи второклассником, я играл Митрофанушку в "Недоросле", после чего меня окрестили "будущим артистом". Когда меня спрашивали, какие роли я буду играть, я отвечал: «Комические!»

Тенин 8


Тенин в театре и кино позволял себе быть открытым. Он балагурил, дурачился, смеялся, откровенничал с подмигиванием зрителю, немножко через край, на бис.


Этапной для Тенина стала роль секретаря парткома Василия в фильме "Встречный" (1932). Впервые вместо безупречно-оптимистической "кожаной тужурки" на экране появился человек живой и обаятельный, несовершенный и переживающий. Он выпивал со старым недисциплинированным мастером и дарил ему котёнка, чтобы задобрить старика, ухаживал за чужой женой. Это было внове, но тенинский эстрадный задор придавал образу условность уже другого рода. Режиссёр Юткевич (именно ему во "Встречном" досталась линия Тенина и остальных персонажей второго плана; Эрмлер работал только с исполнителем главной роли Владимиром Гардиным) вовсе не стремился ни к какому реализму. Благодаря Тенину и Юткевичу, "Встречный" стал своеобразным водоразделом: на смену железным большевикам пришли бесшабашные и хулиганистые комиссары, парторги и секретари парткомов. Вскоре Тенина завалили предложениями сняться в подобных ролях — одну он даже сыграл в фильме "Вражьи тропы" (1935) О.Преображенской и И.Правова.


Но интересы Тенина лежали в другой области: всю жизнь он стремился к разнообразию с уклоном в цирковую сторону. "Если бы мне теперь представилась возможность стать клоуном, — писал он уже в старости, — я бы не повторялся ни в обличье, ни даже в характере! И я совсем бы не стремился быть узнанным зрителем по какой-либо одной постоянной маске. В каждой программе я хотел бы быть разным, неожиданным".

 

Реализовалось это лишь отчасти: роли были разные, но Тенин оставался Тениным. В нем была сдержанность интеллигента, которая облагораживала любую буффонаду, притушёвывала грубость и сдерживала порыв. Есть что-то родственное во всех комедийных ролях Тенина: английский матрос Фред, обретший своё счастье на стройке Днепрогэса ("Изящная жизнь" Бориса Юрцева, 1932), артистичный и трогательный карманник Горох ("Песнь о счастье" Марка Донского и Владимира Легошина, 1934), золотоискатель Саша Мраморов, мечтающий о шубе английского короля ("Тайга золотая" Геннадия Казанского и Максима Руфа, 1937), или даже сам бравый солдат Швейк в агитационно-лубочных "Новых похождениях Швейка" (1943) Юткевича, поставленных с оглядкой на опыт "Синей блузы".

В роли Швейка


Врождённая интеллигентность ощущается и в самой знаменитой киноработе Тенина, "Человеке с ружьём". На первый взгляд, роль создана по законам школы Станиславского; точно найденная походка, крестьянский говорок, негнущиеся, грубые пальцы. И всё-таки,  проскальзывает городская, лукавая усмешка: Тенин гораздо умней и образованней солдата Ивана Шадрина и никак не может этого скрыть.




 

За Тениным закрепилось звание "артиста коллектива Юткевича". Своеобразным антиподом Юткевича был Яков Протазанов — один из самых тонких мастеров работы с актёром. В его "Бесприданнице" (1937) Тенину досталась небольшая роль Вожеватова. Наивность, открытость и, главное, необычайная лёгкость Вожеватова — кажущиеся; истинный характер в пьесе намеренно не раскрыт, но из окружающей ситуации становится ясно, что на деле всё обстоит гораздо сложнее и менее привлекательно. Нужно было очень деликатно, еле заметно передать эту "сделанность" Вожеватова, и Тенину это удалось в совершенстве: ведь и у него была подобная "сделанность" (хотя в основе лежал совсем другой характер, чем у его героя). Больше подобных ролей Тенин не играл.

Борис Андреев и Борис Тенин в фильме Падение Берлина


Среди полутора десятка послевоенных киноработ Бориса Тенина заметных почти не было. Хотя случались и главные (например, Нестерка в одноимённой комедии Алекандра Зархи, 1955 — своеобразный гибрид Швейка и Шадрина). В зрелом возрасте Тенин задумался о переходе к "серьёзному" драматическому репертуару. В театре ему это в какой-то мере удалось: он начал играть в пьесах Шоу, Дюрренматта, Арбузова, в конце жизни интересно сыграл Сорина в "Чайке". Но с кинематографом Тенину катастрофически не везло: в 1959 году он пробовался на роль Вилли Ломена в фильме Теодора Вульфовича и Никиты Курихина "Мост перейти нельзя" (по пьесе Артура Миллера "Смерть коммивояжёра"), в 1971 году — на роль профессора Сретенского в "Монологе" Ильи Авербаха — и оба раза не был утверждён. Эстрадно-цирковая манера стала неотъемлемой частью тенинской игры.

Тенин 7


В последние годы жизни Тенин с большим успехом снимался на телевидении, которое было гораздо ближе к театру, чем кинематограф. В частности, здесь артист сыграл комиссара Мегрэ в знаменитой серии телеспектаклей по романам Жоржа Сименона. Последний из этих спектаклей вышел в 1982 году. За год до этого актёр был удостоен почетного звания народного артиста СССР. Первой женой Тенина была актриса Ольга Иванова - бывшая жена Григория Александрова.


Одним из средств достижения внутреннего покоя (актёр называл эти средства "громоотводами") для него стала прекрасная домашняя библиотека. Её собрал сам Борис Михайлович. Она состояла из двух частей. Первая была подобрана по профессиональному признаку и включала мемуары, письма, работы по теории актёрского мастерства и т.д. А вторая часть состояла из книг по самым разным областям знания. Эта библиотека у него была третьей по счету. Первую он собрал, когда был ещё молодым актёром. Собирал классику, журналы наподобие "Сатирикона". Но ещё до войны она была утрачена, потому что актёр переехал в Ленинград. Там он собрал другую библиотеку, с редкими книгами. Но и она погибла, когда началась война, и нужно было срочно эвакуироваться. От неё осталось только одно собрание сочинений О'Генри. После всего случившегося, как рассказывал Борис Тенин, он дал клятву больше никогда в жизни не собирать книг. Но как только отгремели последние залпы, первая же зарплата полностью ушла на их покупку.


Так образовалась третья, последняя библиотека. Но здесь страсть Тенина-библиофила была уже качественно иной. Классика по-прежнему занимала большое место, но главное внимание было сосредоточено уже не на ней, поскольку содержание её было известно. Внимание Тенина привлекли разного рода специализированные справочные издания, словари, энциклопедии: Брокгауза, Гранат и т.д. Потом он увлёкся публицистикой и мемуарами. У него, например, было 90-томное собрание сочинений Л.Н.Толстого – достаточно большая редкость у букинистов. От 45-го тома и до конца там была представлена публицистика великого писателя – дневники, "Круг чтения", письма.


Был в библиотеке и специальный раздел юмористики, которой Тенин очень увлекался, – весь журнал "Сатирикон", а также произведения "сатириконцев": Аверченко, Тэффи, Бухова. Были и более ранние авторы – Лейкин, Мясницкий. Далее шёл советский период – весь Зощенко, Ильф и Петров, другие издания. Был представлен и раздел карикатуры.


Любовь к книгам вызывала у Бориса Михайловича интерес ко всему, что так или иначе было с ними связано. У него была одна из лучших в Москве коллекция экслибрисов. Их коллекционирование прошло у него, по его собственным словам, в три этапа: через "накопительство", "выбор темы" (театр, музыка, кино) и её "изучение". На третьем этапе Тенин-коллекционер стал интересоваться не самим экслибрисом, а тем, что стоит за ним: человеком, его духовными запросами, его книгами, биографией, судьбой. Среди экспонатов – тульский экслибрис Николая Семёновича Лескова, экслибрис Антона Павловича Чехова, которым Тенин особенно дорожил. В коллекции находились также экслибрисы В.Высоцкого, В.Васильева, М.Жарова, М.Плисецкой. Их общего количества, шутил Борис Михайлович, хватило бы на то, чтобы обклеить "всю улицу Горького".


Актёр серьезно интересовался книгами по истории, психологии, религии, криминальным исследованиям. Любопытно в этой связи, что сам Жорж Сименон лично прислал как-то Борису Михайловичу восторженное письмо, где охарактеризовал его как лучшего исполнителя комиссара Мегрэ. Его роль была отточенной, ёмкой, убедительной. Он сыграл Мегрэ в российском телесериале со всей самоотдачей и сделал именно такой образ, о котором мечтал. Ради этой кропотливой работы, как признавался потом актёр, он отказался от ряда заманчивых предложений. Искусство есть искусство. И ещё он любил повторять: "Кто не собирает – тот разрушает!", перефразируя известную библейскую мудрость.

Тенин 2

 

Прежде чем дать кому-нибудь свои книги, Тенин проверял - чистые ли у будущего читателя руки. Даже его жена не была исключением.

 

Вторым "громоотводом" от житейских проблем для Бориса Тенина был его дом. Там он жил вместе со своей второй женой, Лидией Павловной Сухаревской.

Сухаревская

Их семейные взаимоотношения были выстроены на основе глубокой взаимной любви, которая гасит моментные раздражения, помогает видеть друг в друге самое лучшее, всё переносит и со временем становится только крепче. В этом смысле эта актёрская семья была по-настоящему счастливой. И дом их был крепостью – в полном смысле этого слова. Всё там было сделано прочно и с любовью, многое – руками Бориса Тенина или по его эскизам. В квартире хранилась прекрасная коллекция музыкальных инструментов. Но главным её духовным сокровищем были книги.

 

И он сам, и его жена Лидия Сухаревская не боялись менять театры, причем уходили они всегда вместе: «Мы не быдло, мы актеры». «Не Вам выбирать главных режиссеров», - говорила Сухаревская министру культуры. И Борис Тенин, и Лидия Сухаревская оставались главными режиссерами своей жизни. «Они были странники, конечно, - вспоминает Александр Вилькин, народный артист РФСР. - Они что-то внутри знали такое, внутри них был такой стержень, что, по-моему, даже переходы из театра в театр не влияли на них».

Лидия Сухаревская, Борис Тенин.


Самостоятельность актера проявлялась во всем. Нет ничего удивительного в поразившем коллег заявлении Бориса Тенина: «В театре два профессионала – сапожник и я. Мы всегда делаем все точно, качественно и вовремя».


Смелому заявлению Бориса Михайловича созвучны и слова Григория Козинцева: «У Тенина всегда есть настоящее высокое волнение художника, поэтому у меня всегда возникал отзвук на то, что он делал. Прелесть его – в яркости игры, в полном диапазоне актерских средств. Нет глубокомысленной игры шепотком и так называемой благородной простоты и естественности – двух самых страшных вещей, которые я знаю в искусстве театра».

Тенин 3

Козинцев составил свое мнение об актере после совместной работы над спектаклем «Опасный поворот» в ленинградском Театре Сатиры (ныне Театр комедии имени Акимова). Специально для этого спектакля – блистательного, стильного, пластичного по отзывам современников – в театр пригласили Козинцева, Тенина и Сухаревскую. «Опасный поворот» стал сенсацией, на него было невозможно попасть. Это работа сделала всех участников актерского ансамбля знаменитыми.

Тенин 9

 

Среди театральных работ Тенина "Двенадцатая ночь" (1938), "Сын народа" (1939), "День" (1940), "Лев Гурыч Синичкин" (1945) - Театр Комедии; "Человек с того света" (1952), "Мистерия-буфф" (1957), "На всякого мудреца довольно простоты" (1958), "Дом, где разбиваются сердца" (1962) - Театр Сатиры; "Мать" (1963), "Визит дамы" (1965), "Сказки старого Арбата" (1971) - Театр на Малой Бронной. Синичкин ("Лев Гурыч Синичкин" А.М. Бонди по Д.Т. Ленскому), Илл ("Визит дамы" Ф. Дюрренматта, 1966), Он ("Старомодная комедия" А.Н. Арбузова, 1976) и др. В Мюзик-холле играл роли клоуна Боцо ("Артисты Варьете"), циркача Мартынова ("Под куполом цирка").  


Умер Борис Михайлович Тенин 8 сентября 1990 года в Москве в возрасте 85 лет от остановки сердца. На год пережила мужа Лидия Петровна Сухаревская. Оба похоронены на Ваганьковском кладбище.

Могила Тенина

 

Согласно их последней воле сейчас в квартире Тенина-Сухаревской – филиал научной библиотеки СТД. Там же остались банджо, пила, балалайка и губные гармошки, на которых играл Тенин. Показывая инструменты гостям, он говорил: «Это мой хлебушек». На полках можно обнаружить и совсем оригинальный инструмент – гибрид примуса и свистульки, детище Тенина-изобретателя. Доработанный примус действует подобно волынке, а звук издает нежный, похожий на необычные звуки пилы под смычком музыканта.

Леонид Филатов подготовил о Борисе Тенине передачу из цикла "Чтобы помнили".





Использованные материалы:
 

Материалы сайта www.proekt-wms.narod.ru
Материалы сайта www.actors.khv.ru


Снимался в фильмах:

  • Кружева (1928)
  • Златые горы ("Счастливая улица") (1931)
  • Встречный (1932)
  • Изящная жизнь (1932)
  • Песня о счастье ("Тайна Кавырли") (1934)
  • Бесприданница (1936)
  • Человек с ружьем (1938)
  • Лесные братья (1-я новелла БКС "Лесные братья") (1942)
  • Смерть бати (2-я новелла БКС "Лесные братья") (1942)
  • Швейк готовится к бою (1942)
  • Лермонтов (1943)
  • Новые похождения Швейка ("Солдатская сказка") (1943)
  • Здравствуй, Москва! (1945)
  • Русский вопрос (1947)
  • Алитет уходит в горы (1949)
  • Падение Берлина (1949)
  • Пржевальский (1951)
  • За витриной универмага (1955)
  • Яблоко раздора (1962)
  • Райские яблочки (1973)
  • Следствие ведут знатоки. Дело 14 (1979)
  • Вспомним, товарищ! (1987)

 Тенин 4

 

10 (23) марта 1905 года - 8 сентября 1990 года

Tags: актеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…