Человек без футляра (smorodinov) wrote in chtoby_pomnili,
Человек без футляра
smorodinov
chtoby_pomnili

Categories:

Распутный граф Рочестер

 Cupid and Bacchus my saints are,
May drink and love still reign,
With wine I wash away my cares,
And then to fuck again.
       John Wilmot

«Я не понравлюсь вам... Я — Джон Уилмот, второй граф Рочестер (I am John Wilmot, Second Earl of Rochester), и я не желаю вам нравиться», — таким предстает перед нами великий распутник в драме 1994 года «The Libertine» Стивена Джефриза (Stephen Jeffreys).
Фаворит короля Карла Второго и его же опальник, интеллектуал, уже в 14 лет окончивший Оксфорд, и алкоголик, эстет и циник, развратник и острослов, — Джон Уилмот (1647 – 1680) прожил всего 33 года, и был сведен в могилу пьянством и сифилисом.

 John Wilmot
Стивен Джефриз характеризует второго графа Рочестера следующим коротким диалогом: «Если он напился, то можете смело его брать. Но если он лишь немного выпил — берегитесь». — «А если он трезв?» — «Тогда это не он». Современная наркология уже не сомневается, что главная причина алкоголизма — генетическая, а Уилмот получил это тяжелое наследие от своего отца Генри, удостоившегося в 1652 году графского титула за боевые заслуги при Чарлзе Втором, а спустя шесть лет — смерти, по слухам, от того же пьянства.
К 20 годам юноша Уилмот познал уже все искушения, включая бисексуальные связи и репутацию героя в победоносном сражении с датчанами, женитьбу на девушке королевских кровей (1667) и славу первого сатирика Англии.
Эстет и интеллектуал, Джон Уилмот чересчур быстро пресытился жизнью. Верности своей жене Элизабет Мэллет (Elizabeth Mallett) он не хранил. Да и не считал нужным, поскольку распутство его было не слабостью, а идеологией. Напиши он свои воспоминания о сексуальных похождениях и дойди эти мемуары до потомков, Уилмот затмил бы сомнительную славу Казановы.
John Wilmot 
Помимо вина и разврата, от мировой скуки спасал Джона театр. Уилмот адаптировал к сцене многие произведения и сам написал нескольких пьес, наибольшую известность из которых приобрела «Содом, или Квинтэссенция разврата» (Sodom, or the Quintessence of Debauchery). Пьеса эта вызвала судебные преследования за непристойность, и все обнаруженные ее рукописи были уничтожены. Чудом сохранившаяся копия «Содома» была продана 16 декабря 2004 года на аукционе за 45 600 фунтов стерлингов.
Кроме того, на спор с товарищами Джон сделал из ничем не выделяющейся актрисы Элизабет Бэрри (Elizabeth Barry) театральную приму, актерским мастерством которой впоследствии восхищался весь Лондон. Уилмот, предвосхищая Станиславского, заставил ее не следовать театральным стереотипам, а создать психологически достоверный образ. Но и этой своей любовнице он не собирался оставаться верным, а искал новых ощущений в сомнительных авантюрах.
Например, находясь в очередной опале, Уилмот стал разъезжать по стране и выдавать себя за доктора, лечившего от бесплодия. Представляясь семейным парам именем мистера, а то и миссис(!) Бендо (Bendo), он «тайно дарил свое семя» несчастным женщинам, в редких случаях оставляя их с плодом, но всегда оставляя мужей с рогами.
Находясь под влиянием таких мастеров слова, как Франсуа Малерб, Пьер де Ронсар и Никола Буало, Джон отлично владел пером. Безусловно, Уилмот также знал и ценил античных авторов, прежде всего Петрония, Лукреция, Овидия и Сенеку. Его фривольные и сатирические стихи, эпиграммы и драмы были хорошо известны Лондону. Впоследствии почти все они были преданы проклятию и сожжены. Однако то, что чудом избежало огня, впоследствии было высоко оценено далеко не последними людьми в литературе. Так, Уолпол назвал Уилмота человеком, которого любили и вдохновляли музы, но сами стыдились в этом признаться. Гёте цитировал Рочестера в «Автобиографии» — хотя и без упоминания автора цитаты, но по-английски. А Вольтер считал Уилмота великим поэтом и гением.
Однако более всего современников великого распутника потрясла его смерть. Развратник и безбожник, почитавший лишь вино и соития, называвший своими святыми Купидона и Бахуса, — уже до костей обглоданный сифилисом, он объявил о своем желании покаяться и примириться с Церковью. Это событие стало легендарным и неоднократно упоминающимся в протестантских трактатах как образец «возвращения блудного сына» и избавления греховодника от геенны огненной. Поскольку этот случай описан только в воспоминаниях Гильберта Бёрнета (Gilbert Burnet), ставшего впоследствии епископом Солсбери, где на церковном кладбище и был впоследствии похоронен Джон Уилмот, многие даже усомнились, что такое событие имело место в действительности. Однако другие источники, включая документы, подписанные Рочестером, убеждают нас, что в последние дни мысли великого распутника были обращены к религии и загробной жизни.
Таковым и предстает перед нами Джон Уилмот, второй граф Рочестер, в конце пьесы «The Libertine» Стивена Джефриза. Набожный развратник, иссушивший муть вина и бросивший пустую бутылку в мир. Готовый украсть гвозди с Распятия для собственных ладоней. Узревший танцующих ангелов на булавочной головке. «Хорошо? — спрашивает нас Уилмот. — Я нравлюсь вам теперь? Я нравлюсь вам теперь? Я нравлюсь вам теперь? Я нравлюсь вам... теперь?»

Источники
«Some Account of the Life and Death of John Wilmot, Earl of Rochester», by Gilbert Burnet
John Wilmot, Earl of Rochester
John Wilmot, Earl of Rochester
Wikipedia: John Wilmot, 2nd Earl of Rochester
«The Libertine», by Stephen Jeffreys
«Чемпион среди распутников»

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments