Варвара Ухорская (kinouho) wrote in chtoby_pomnili,
Варвара Ухорская
kinouho
chtoby_pomnili

Category:

Надежда Кошеверова

Надежда Кошеверова23 сентября – День Рождения главной сказочницы нашего кино - режиссера Надежды Кошеверовой когда-то сняла для нас фильм "Золушка". И не только!
Сказка – явление чудесное, волшебное, возникшее как бы из ниоткуда, само по себе, да и смотреть их мы начинаем детьми, когда вообще не задумываешься, что за всем этим волшебством на экране стоят вполне реальные, но тоже, конечно, совершенно необыкновенные люди. Вот и Надежда Кошеверова – легендарный режиссер Ленфильма, но легенды эти – скорее узкопрофессиональные. Это коллеги по цеху знают и чтут ее и ее выдающийся профессионализм. А мы – мы просто смотрим до сих пор, полвека спустя, а то и больше, ее фильмы – "Золушка", "Старая, старая сказка", "Как Иванушка-Дурачок за чудом ходил", "Царевич Проша". Ведь смотрим, правда?
В детстве, конечно, не замечаем – и не до того, и внимания не хватает, чтобы следить за режиссерским почерком, за сходством этих любимых фильмов, за отличиями их от других любимых фильмов –  от сказок Александра Роу, например.  "Морозко", "Варвара-Краса, длинная коса" - там русская сказка, избушки-терема, цари да купцы, да красны девицы. А у Кошеверовой – фильм-театр, с общеевропейским  сюжетом, с принцессами и королями, с яркими костюмами, вставными номерами-аттракционами  – танцами-песнями, с намеренно условными декорациями…


Надежда Кошеверова стала кинематографистом по остаточному принципу – потому, что у нее не сложилась любовь с театром. Другую работу она нашла и преуспела, но любовь к сцене, к театральным приемам – осталась навсегда. И, став режиссером, принимающим решения, она сумела создать новый кинематографический стиль. Сказочный и прекрасный. Соединение театра и кино, а кое-где еще и того больше – кукольного театра.
Началом стала – и так и осталась недосягаемой вершиной – конечно, "Золушка". Это был режиссерский дебют Надежды Николаевны, работала она не одна, а с сорежиссером Михаилом Шапиро, и не меньшая заслуга в успехе фильма принадлежит  художнику Николаю Акимову. Великий ленинградский художник и театральный  режиссер, сейчас его имя носит Театр Комедии – а тогда, в 47м году, по его эскизам были сделаны все костюмы и декорации "Золушки".
Но главный успех фильма – конечно же, в выборе героини! А это – целиком заслуга Надежды Кошеверовой. В 44м году, еще шла война, Ленфильм вернулся из эвакуации. В холодном нетопленом  коридоре Надежда Николаевна встретила приятельницу, хорошую довоенную знакомую – Янину Жеймо. Грустную, печальную, подавленную, чуть ли не сломленную женщину – ей было 36, и ее бросил муж. И этой не юной и не прекрасной в тот момент практически неудачнице великий режиссер предложил… то есть – подруга, Надежда Кошеверова сказала: "Мы должны снять с тобой Золушку!"– и пусть замолкнут те, кто не верит в женскую дружбу и в женскую солидарность. 

Янина Жеймо в роли ЗолушкиДраматический вариант "Золушки", написанный великим нашим сказочником Евгением Шварцем, появится позже, опять же, по просьбе и под нажимом Кошеверовой! Но главный нажим пришлось приложить к ленфильмовскому начальству – оно ни в какую не соглашалось отдавать роль девочки такой возрастной артистке, да еще крошечного роста. Злые языки обзывали Жеймо карлицей. И ей играть будущую принцессу! На Ленфильм толпами свозили юных цветущих балеринок – пусть съемочная группа одумается и выберет одну из них! Нет! Кошеверова вообще была женщина строгая, даже суровая, даже – как это часто бывает с комедиографами – без улыбки и почти без чувства юмора – в быту. И в случае с выбором актрисы на главную роль никаким уговорам не поддавалась. "Нам нужна не расцветающая сексуальность, как средство жизненного успеха,  а доброта, детская непосредственность и невинность. А это никто не сможет сыграть лучше, чем Янина Жеймо. Даже в 37 лет." Так и случилось.
В фильме собрался звездный состав – Эраст Гарин, Василий Меркурьев, Фаина Раневская. Принц, Алексей Консовский, тоже был известным актером. На съемочной площадке, по свидетельствам очевидцев, творилось настоящее чудо:  настолько все были увлечены,  настолько  погружены в волшебную атмосферу фильма, создаваемую буквально из ничего: денег не было, костюмы и декорации шили и строили из подручных материалов. И построили! Успех был оглушительным, песню про доброго жука запела вся страна,  а фильм на долгие годы стал любимым у советских детей.

Потом Надежда Николаевна ненадолго отвлеклась от сказочной стези, чтобы подарить нам еще одну незабываемую актрису – Людмилу Касаткину: Кошеверова сняла ее в дебютном фильме "Укротительница тигров" и закрепила успех в более скромной, но тоже милой комедии с тем же дуэтом Касаткина-Кадочников: "Медовый месяц".

Олег Даль и Марина Неелова. "Старая, старая сказка"А потом – снова сказки. И снова – любимая многими до сих пор – "Старая, старая сказка" - андерсеновское "Огниво". И снова режиссер Надежда Кошеверова находит новых актеров, будущих звезд – выводит на сцену дуэт Неелова-Даль. В судьбе Олега Даля Надежда Кошеверова выступает, как добрый гений: она привела его в "Король Лир" Козинцева, (Козинцев – один из учителей и кино-наставников Кошеверовой, она работала ассистенткой на знаменитой трилогии режиссера про Максима). И вот Олег Даль мало того, что вошел в обойму лучших и величайших актеров эпохи, так еще и встретил будущую жену! Потом  пара – Неелова-Даль – сыграет снова в еще одной кошеверовской сказке, "Тень". Она получилась грустной и взрослой, но тоже – очень интересной и необычной. Ну, и конечно – "Как Иванушка-Дурачок за чудом ходил", где уже появился Михаил Боярский, прикидывающийся конем.

Загадочные и волшебные, эти фильмы нашего детства сделали нас такими, какие мы есть. Или даже не так: им мы обязаны лучшему, что в нас есть. Так что тетя Надя Кошеверова, хоть мы и не знали об этом, заочная наша всеобщая тетя.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments