Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Category:

СашБаш (часть 2)

Интервью в "РИО". КОРНИ ВСЕГДА ОСТАЮТСЯ В ЗЕМЛЕ

       Первый  раз по-настоящему обстоятельный разговор с Сашей Башлачевым был у редакции РИО весной прошлого года. Потом  наши пути   пересекались   довольно   часто,  и  этот  разговор  все продолжался   и   трансформировался,   уходя   от   примитивной первоначальной  схемы "как ты относишься к...". Однако печатать его мы не решались: все думалось, вот,  еще  разок  встретимся, уточним  то,  обсудим  это,  разберемся  с  тем-то  и тем-то... Разобрались... По-прежнему неясно, как на бумаге  передать  его уникальную  речь  с  ее  интонационными  нюансами,  игрой слов, вернее, игрой внутри  слова,  с  очень  необычными  метафорами, парадоксальными сравнениями и, вообще, всем ее образным строем? Впрочем, пусть все останется, как  есть,  как  зафиксировал  эти беседы карманный плэйерок, бесстрастный хранитель нашей памяти.
 


 Башлачев 15

 

РИО: Саша, насколько я знаю, ты тоже был журналистом - мне попадались в      Череповецких газетах твои статьи о РОК-СЕНТЯБРЕ...


 АБ:  Да, это моя последняя профессия - перед тем как я, оставив все это дело,      пришел за наукой в Питер.


 РИО: Что (или кто) тебя к этому подтолкнуло?


 АБ:  А Троицкий посоветовал.


 РИО: Честно говоря, именно от него я и услышал впервые твое имя - это было      весной года три назад...


 АБ:  В общем-то, мы как раз тогда и встретились с ним в Череповце.


 РИО: Кстати, в этом городе раньше была очень мощная рок-сцена. Ты не был с      ней связан?


 АБ:  Да, город очень музыкальый, и я был связан с музыкой, но больше как      наблюдатель. Я не играл ни в одной группе, но общался с ребятами...


 РИО: А ты бы  хотел сейчас играть с группой?


 АБ:  Видишь ли, сейчас у меня гитара составляет группу. Если бы я играл с      группой, я бы освободился от гитары, но при одном условии: чтобы      группа давала мне такой же драйв, какой дает мне гитара.


 РИО: С кем именно хотел бы ты играть?


 АБ:  Со всеми хотел бы. Например, с Курехиным.


 РИО: Ну, это вполне осуществимо, и, что важно, позволило бы выйти за рамки     формы...


 АБ:  Здесь вопрос надо немного не так сформулировать: я хотел бы играть со     всеми, но играл бы я. Я мог бы войти в состав любой группы (допустим,  на концерте), но это совсем другая игра...


 РИО: Кого бы ты мог назвать из тех, кто работает в близком к тебе  направлении?


 АБ:  А, собственно, что такое направление? Я не знаю своего направления - ведь направление как жизнь - его не выбирают. Вот, в Новосибирске я     слышал группу КАЛИНОВ МОСТ, знаешь ее?


 РИО: Ну да.


 АБ:  Так вот, эта группа по формам очень близка мне. Но я бы не сказал, что     она близка мне по какому-то направлению... Что-то у нас не сходится.


 РИО: А со Славкой Задерием играть не пробовал?


АБ:  У него своя группа...


 РИО: А тебе кто, вообще, нужен: аккомпаниаторы или личности?


 АБ:  Разумеется, чтобы сами могли работать. т.е. не настолько глупые, чтобы     им все объяснять на каждом шагу... Видишь ли, есть несколько типов     групп. БИТЛЗ - это определенный тип группы, СТОУНЗ - тоже, но совсем     другой. Есть такой тип, как ДОРЗ, я считаю, это идеал группы. Но в     каждом из них - свои особенные отношения. Как нет двух совершенно     одинаковых слов... И какой должна быть моя группа, я прекрасно себе     представляю... Хотя практически никогда не играл на сцене.


 РИО: Так с чего же для тебя начался рок?


 АБ:  Сначала надо определить, что такое рок. "Что такое миф?" Некоторые     полагают, что слово "рок" - это слияние разных мифов...


 РИО: ...только поданных в современном изложении?


 АБ:  Да, я тоже так считаю. И начинался он... по-разному.


 РИО: Ну, хорошо. Есть, например, теория, согласно которой первым советским     рокером был Высоцкий. (Мы тоже такого мнения придерживаемся). Он для     нас вовсе не то, что Пресли или Дилан для американцев - единственно,     что фигуры одного масштаба. но у нас своя музыка. и он всему этому     придал новый смысл. Человек, которого можно боготворить...


 АБ:  А что, у кого-то есть другая точка зрения?


 РИО: Кого любишь слушать (если слушаешь вообще)?


 АБ:  Как что слушаю?


 РИО: Ну, что нравится, что можешь слушать в любое время?


 АБ:  А-а-а. Люблю АКВАРИУМ. Просто не представляю ситуацию, в которой он     может помешать. Когда-то, году в 1981 случилось так (волею судеб, как     говорится), что я услышал две песни - "Ты дрянь" и "Железнодорожную     воду". И мне сказали, что это все АКВАРИУМ. Понимаешь? И эти две     песни не были для меня чем-то разным. Я считал, что это одна группа.


 РИО: Пожалуй, с некоторым допущением можно было и у нас предполагать в те     годы, что эти песни написал один человек.


 АБ:  И с тех пор АКВАРИУМ мне не помешает никогда.


 РИО: Слушай, а был какой-то толчок, первопричина того, что ты начал петь?


 АБ:  Я вообще не думаю, что существуют какие-то разумные объяснения того,     как это происходит...


 РИО: Отсчетный пункт? Первая песня? Первое стихотворение? Или это все было     в глубине себя, не выходило на поверхность...


 АБ:  Скорее всего. Я искал для себя более тесного общения. Понимаешь?


 РИО: А как тебе кажется, существует ли русский рок? Именно русский, со     своим, идущим из древности, поэтическим словом, со своим языком?     Веришь ли ты в него?


 АБ:  Верить в то, что существует, нельзя. И, потом, слово "русский" здесь     очень неточно: что именно - российский? Советский? Понимаешь, как     трудно определить само слово "рок", так же трудно подобрать правильный     эпитет. А отсюда нельзя понять, о чем мы говорим...


 РИО: Давай подойдем с другой стороны. Существует ли у нас аналог того, что,     скажем, в Англии называют роком?


 АБ:  Знаешь, давай оставим всю эту путаницу с терминологией и просто     договоримся, что мы друг друга понимаем. В Англии и Америке рок-н-ролл -     это дерзкий удел одиночки, а русский рок-н-ролл предполагает партнера...     Если рок-н-ролл - мужского рода, то партнер должен быть женского.     Понимаешь? Когда я выступаю, у меня есть некий оппонент - публика,     кстати, именно женского рода (раз уж мы говорим на уровне лексики     русского языка). И с этой публикой происходит диалог... Вообще тут     такая штука: рок-н-ролл американский все равно не мыслим без партнера.     Если музыкант не воспринимает публику - тогда он играет сам с собой.     Внутри себя - с собой. На сцене - с публикой... Что интересно: если     взять западный рок-н-ролл и русский, то тут может подойти такое     сравнение. Смотри: у них собор венчает шпиль, на котором крест.     Шпиль, казалось бы, и говорит об игре (между прочим, "spiel"     по-немецки "игра"! - ред.). А у нас существует купол. Как голова.     Это что означает?  Что люди, которые не уверены в своей победе, т.е.     в неком шпиле, они магическим образом воздвигают купол, чтобы убедить     себя, что они победят. Понимаешь, что я хочу сказать? Люди делают шпиль,     но они пролетают, потому что в действительности оказывается, что они     верят не в себя. А неуверенные люди (не то, чтобы неуверенные - просто     они иначе играют) заранее ставят себе цель в виде купола, и это     означает только одно: они готовы обрести реальность в войне, в игре,     в работе... Вот в этом и есть большая разница между Россией и Западом.


 РИО: Саша, вопрос с точки зрения филологии: есть ощущение, что у тебя слово     существует как бы само по себе, вне контекста, т.е. оно вмещает в себя     гораздо больше, чем оно представляет из себя "внешне", как если бы за     скромным фасадом прячется огромный дом... У тебя постоянные ссылки на     внутреннюю структуру слова.


 АБ:  Видишь ли, мы ведем разговор на разных уровнях - ты на уровне     синтаксиса, а я на уровне синтаксиса как-то уже перестал мыслить, я     мыслю (если это можно так назвать) на уровне морфологии: корней,     суффиксов, приставок. Все происходит из корня. Понимаешь? Вот, недавно     одна моя знакомая сдавала зачет по атеизму. Перед ней стоял такой     вопрос: "Основная религия". Я ей сказал: "Ты не мудри. Скажи им, что     существует Имя Имен (если помнишь, у меня есть песня по этому поводу).     Это Имя Имен можно представить как некий корень, которым является     буддизм, суффиксом у него является ислам, окончанием - христианство,     а приставки - идиш, ересь и современный модерн. Понимаешь? Я вот так,     примерно, мыслю - на уровне морфем, а ты - на уровне синтаксиса     спрашиваешь. Я не могу тебе дать ответ, потому что весь синтаксис в     твоей голове. У меня тоже, но я не могу.


 РИО: Если дело в этом, то как в таком случае ты относишься к тому, что     твои тексты "снимают" с пленок и перепечатывают? Есть даже     самиздатовский сборник.


 АБ:  Понимаешь, тут такая штука. С одной стороны, может, стоит напечатать     тексты и подсчитать в них... гласные и согласные, а с другой...     Если бы кто-то отнесся к этому творчески (как человек, участвующий     в группе, но не музыкант), как некий филолог, он просто совершил бы     произвольное членение, а любая фиксация так или иначе неточна. Я сейчас     разговариваю на языке твоего плэйера. Возникает дискретность. Понимаешь?     Можно членить эти слова на кодовые приставки: не просто сплошным рядом     печатать, а подразделять, разбить каким-то образом. Это творческий     подход.


 РИО: Видимо. автор тоже должен в этом участвовать...


 АБ:  Согласен. Наверное. Но я этим не занимаюсь. И не хотел бы - боюсь.


 РИО: Боишься?


 АБ:  Я бы сказал, не стоит. Самому мне не стоит. Может, это позиция эгоиста,     но я не хотел бы этого делать.


 РИО: Тогда это неизбежно сделает кто-то другой и вольно или невольно даст     иное толкование.


 АБ:  Ради Бога. Сразу станет ясно, у кого какой интерес: к Слову или так,     к общему потоку. Это только кажется, что существует контекст слов,     на самом деле речь идет о контексте корней.


 РИО: Слово как корень?


 АБ:  Да-да-да! Возьми хотя бы название города - Питер. В моей голове оно     читается П и и т е р. Постоянно. Помнишь: "Пиитер, я - поэт..."     Но это слово для меня связано не с пиететом, а с корнем "пить".     Это гораздо проще. Я, в основном, стараюсь идти к старым корням. Я     глубоко убежден, что любой город хранит в себе свою древнюю географию.


     Люди ее не поминят, но она есть. Это очень важно. В одном месте была     березовая роща, в другом рос столетний дуб, еще в каком-то была топь.     И они естественным образом связаны с нашим временем. Эта нить -     что называется, связь времен - никогда не рвалась. Скажем, где была     топь, там никогда не построят храм. Через 200 лет на месте березовой     рощи - спокойный район, а где была топь - наоборот, опасный так или


     иначе. А где был дуб - срубили его и построили храм. Самое главное,     когда лес рубят, его рубят на корню, т.е. корни всегда остаются в земле.     Они могут тлеть сотни лет, могут смешаться с землей, но они     о с т а л и с ь - корни этих деревьев. По моему убеждению, это не может     не влиять на весь ход последующих событий. Главное - корни. Вот если лес     вырублен, то все корни выкорчеваны должны быть... А ствол и листья -     это, собственно, объедки дерева.


 РИО: А как ты пишешь свои песни?


 АБ:  Они возникают из совокупности событий, которые я не могу так вот просто     перечислить. Но я знаю их и просто принимаю к сведению. В песне можно     рассказать самому себе о себе все, как есть на самом деле. По этому     поводу вот, что могу сказать. Мне приходится много путешествовать     автостопом. И в любой квартире я обнаруживаю, что человек, который     так или иначе живет в Своем Доме, занимается искусством интерьера     по образу и подобию... У человека может быть мания его величества,     ее величества, чьего угодно... В общем, я хотел сказать, что     единственное искусство (само по себе это слово я просто ненавижу)     живо только на кухне. Кухня не терпит лишних предметов. Бывают     прекрасные кухни, просто удивительные, а зайдешь в комнату, и видишь,     что она вне хозяина, чужая.


 РИО: Вот, ты говоришь, что видел много городов - как ты относишься к Москве?


 АБ:  Москва... там невозможно просто гулять. Для этого нужно очень хорошо     знать Москву: проехать три остановки на метро, потом две автобусом и     только потом можно выйти и сказать: "Я начинаю гулять". Я в Москве     исходил пешком очень много. А если говорить о корнях Москвы, то у нее     корень "кау" (так же, как и в Каунасе, где на гербе бык). Москва -     корова. Точно так же, как Вологда - от корня "влага", дословно     обозначает "богатырский водохлеб". Волга - то же самое... О Питере мы     уже говорили...


 РИО: И поэтому ты перебрался в Ленинград...


 АБ:  Да. Видишь ли, в Москве, может быть, и можно жить, а в Ленинграде  стоит жить.

 Башлачев 10

 



 
Tags: исполнители, поэты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments