Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Category:

АРИСТОВ Леонид Варсанофьевич


Аристов 2

Классик отечественной анимации

 
Аристов 4

 

Волшебник изумрудного города


Леонид Аристов родился 12 апреля 1919 года в деревне Карпуниха Нижегородской губернии. Вырос в Ростове-на-Дону.

 

Аристов поступил на художественный факультет ВГИКа  в 1939-м, но проучился всего две недели, был призван в армию, и смог закончить институт только в 1951-м году. На проводы студентов пришел директор института и провозгласил: «Ребята, служите! Места за вами! Только возвращайтесь». Когда до дембеля оставались считанные недели, грянула война.

 

Отдельный саперный батальон. Зачетная книжка – чистая, без единой отметки – у груди. И в голове слова директора: «Места за вами, только возвращайтесь»! Всю войну Леша Аристов прошел с любовью к кино, с жаждой учиться во ВГИКе. Он прошел всю войну, был разведчиком, бежал из плена, участвовал в партизанском движении "Свободная Литва". И когда, несмотря на тяжелую контузию, он встал на ноги, тут же оказался в институте.

 

Холст, палитра, мольберт, натура… Фильмы, спектакли, актеры, режиссеры, операторы… История искусств, история западного кино, история советского кино, история архитектуры, история костюма… «Все это было так интересно! – восклицает Леонид Варсанофьевич. – Я бы пошел учиться еще раз».

 

Первая работа - раскадровка для фильма сестер Брумберг «Ночь перед Рождеством», на этом же фильме аниматорами были Федор Хитрук, Борис Дежкин, Роман Качанов. Работая над созданием стиля картины, Леонид Аристов объездил всю Украину и побывал в знаменитой Диканьке. Завершив «Ночь перед Рождеством» с упехом, он получает красный диплом ВГИКа.

 

Защитив диплом, стал работать художником-постановщиком. А как режиссер Аристов начинал работать позже вместе с легендой отечественной анимации – Ольгой Ходатаевой.  В северной сказке «В яранге горит огонь», своеобразной вариации «Снежной королевы», где дети отправляются на поиски мамы, которую унесла злая Пурга, - Аристов был художником-постановщиком. Этот фильм 1956-го года, снятый в диснеевском духе, как большинство отечественных мультфильмов того времени, получил тогда Первую премию на VIII МФ для детей и юношества в Венеции,  и в 1957 году - Золотую медаль МКФ в рамках VI Международного фестиваля молодежи и студентов. Второй фильм, где Аристов вместе с Ходатаевой был режиссером, - «Храбрый олененок» - тоже был призовым (в 1958 году получил Диплом XII Эдинбургского МКФ) и многое в нем напоминает о диснеевском «Бемби».

 

Другие фильмы Леонида Аристова, сняты в семидесятые годы в других техниках: «Здравствуйте, тетя лиса», рассчитанная на малышей, - кукольный. Так же, как и «Златовласка», снятая по мотивам чешской сказки, пересказанной Паустовским.

Златовласка

А самый знаменитый фильм Аристова, десятиминутная рок-опера Алексея Рыбникова «Волк и семеро козлят на новый лад», сделана в технике объемной перекладки. Забавно смотреть  сюжет, где коза в высоких сапожках и с хозяйственной сумкой на колесиках поет скорбную арию, напоминающую об уэбберовском «Иисусе Христе» с пародийным текстом Энтина: «Допустили вы упущение, видно, волк проник в помещение».

Волк и семеро козлят на новый лад

 

На «Союзмультфильме» Аристов работал с 1951 по 1971 год, затем до 1979 года работал режиссером студии «Мульттелефильм» творческого объединения «Экран».

 

В «Мульттелефильма» люди собирались «с бору по сосенке», приходили в основном те, у кого где-то что-то не получалось. «У вас единственный профессионал – Аристов!» – однажды заявил Роман Качанов. Денег давали мало, требования выдвигались жесткие, редактура подобралась вялая. Но, тем не менее, надо было с чего-то начинать. Желательно – с чего-нибудь масштабного.

 

Взялись за сериал. Один режиссер делал бы его десяток лет, поэтому решили создать столько же съемочных групп, сколько и серий. Придумали внешние образы героев, смастерили кукол, оборудовали несколько павильонов, и за два года сняли «Приключения Незнайки».

Приключения незнайки и его друзей

А по горячим следам – «Волшебника Изумрудного города». Этот десятисерийный   мультфильм, созданный по повести Александра Волкова, был показан по телевидению в 1974 году.

 

В обоих случаях получился некоторый разнобой, каждая серия вышла разного качества и звучания, отчего в целом фильмы проиграли. Но дети не обратили на это внимания, поскольку искренне обрадовались встрече с любимыми героями. Тем более что это были, по сути, первые отечественные анимационные сериалы на телевидении.

 

А дома у Леонида Аристова остался «осколок» того периода – кукла Страшилы, моего любимого персонажа мультсериала «Волшебник Изумрудного города». Правда, у него нет ног, и одна рука болтается на ниточке. Так «заездили» бедных героев кукловоды!

 

«И все равно я был счастлив! – утверждает режиссер. – Двигала любовь к искусству, кино. Слышишь шелест пленки в монтажной – и на душе как будто музыка какая-то!»

 

В шестьдесят лет Леонид Варсанофьевич решил оставить профессию. Он часто бывал на встречах "Клуба аниматоров России", стал одним из первых героев программы "Мультфильмы по выходным" в "Актовом зале".


25 марта 2009 года в Москве после продолжительной болезни Леонид Варсанофьевич скончался.

 


 

 

 

Интервью с Леонидом Аристовым. 
 

С Леонидом Аристовым беседовал Сергей Капков.

 

- С чего началась ваша работа в мультипликации?

 

- С диплома. Я должен был собрать материалы и сделать раскадровку фильма «Ночь перед Рождеством» по Гоголю. Тема, в общем-то, была мне близка: я вырос в Ростове-на-Дону, где рядом – Кубань, Украина, казаки. И меня отправили в командировку в Диканьку. Ту самую, воспетую Гоголем в своем бессмертном произведении. Мы с товарищем – тоже художником, только плакатистом – поселились в мазанке у одного старичка, который встретил нас с возгласом восторга: «О, письмены!» – на украинском это ученые. Спали на земляном полу, за продуктами ходили на привоз. И работали: кое-что фотографировали, но в основном рисовали. Там я нашел Оксану – симпатичную дивчину лет семнадцати. Там же обнаружил и кума Панаса – очень колоритного мужичка…

 

- Местные жители знали, что живут в знаменитой деревне?

 

- Может, и знали, но никогда об этом не говорили. Время было трудное, послевоенное. Старикашка наш, правда, много чего интересного рассказывал. До революции он служил у знатных господ библиотекарем, жил у них в имении. И читал нам наизусть стихи Пушкина и Лермонтова! Когда мы приглашали его за стол и угощали продуктами с привоза, он воспринимал это как неоценимый жест с нашей стороны, тронут был до слез. Правда, у старика был единственный зуб, которым он точил фрукты и овощи.

 

- Как приняли ваш диплом педагоги?

 

- Очень хорошо. Я же объехал пол-Украины – и в Киеве был, и в Каневе – и везде рисовал. Когда я разложил все рисунки и раскадровки на столе, профессура разглядывала их долго и с любопытством. Помню, член комиссии, главный художник Большого театра Курилко, спросил: «Вы нашли на Украине типажи, создали яркие образы. А Черта откуда взяли?» Я почесал голову и выдал: «А черт его знает!» Вся комиссия захохотала. И мне поставили пятерку. Так что ВГИК я окончил с красным дипломом.

 

- По иронии судьбы первый фильм, в создании которого вы участвовали, назывался так же – «Ночь перед Рождеством»…

 

- Да, когда сестры Брумберг приступили к съемкам, выяснилось, что никто из группы никогда не был на Украине. Решили воспользоваться моим дипломом. Их интересовали прежде всего украинские пейзажи, хатки-мазанки и другой национальный колорит. Меня зачислили ассистентом художника – Нади Строгановой, и с тех пор я стал работать в штате «Союзмультфильма».

 

- Помните свою первую самостоятельную работу в качестве художника-постановщика?

 

- По-моему, сначала была «Каштанка», а затем кукольный фильм «На даче». Кроме того, что он тоже был на украинскую тему, сказать мне о нем больше нечего. А вот «Каштанка» удалась. Мне особенно нравятся сцены в цирке и панорама около него. И запомнился великолепный актер Алексей Грибов в роли клоуна. Рисовали мы тогда по натурным съемкам, и исполнители главных ролей не только работали голосом, но и отрабатывали движения. Помню, Грибов рассказывал, как после спектакля они с актерами ходили в Сандуны, выпивали, парились и баловались – бросали в бассейн кильку, ныряли и пытались поймать ее зубами. Так полагалось в их компании закусывать.

 

А потом так получилось, что мне предложили попробовать силы в режиссуре, и я пошел на это с удовольствием.

 

- Первое время вы работали в паре с Ольгой Ходатаевой, старейшим режиссером студии. Как вы находили общий язык?

 

- Тут, наверное, сработало соединение двух начал. С одной стороны – Ольга Петровна с ее опытом и стажем, а с другой – молодой Леша Аристов, который весь горел любовью к работе. И эти два качества – опыт и горение – и помогли нам создать несколько, по-моему, довольно приятных, наполненных чувством фильмов.

 

Первый назывался «Соломенный бычок». Сказка всем известная, ясная и прозрачная: не хватай то, что тебе не положено. Притча для самых маленьких. А затем был такой знаменитый фильм, как «В яранге горит огонь» – по сказкам народов Севера. Он получил призы на Венецианском кинофестивале и Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.

 

- Кстати, одно время «Союзмультфильм» очень увлекся северными сказками, и вышел целый ряд замечательных картин. Самыми лучшими, на мой взгляд, были «Сердце храбреца» и «В яранге горит огонь».

 

- Дело в том, что жизнь Севера всегда очень отличалась от того, как жили в других регионах России. Характеры этих народов, их нравы, образ жизни были малоизвестны, а народные сказания передавались только из уст в уста. Появились люди, которые стали собирать этот материал, издавать, а потом на основе этих сборников родилась масса киносценариев.

 

- В этом случае с командировками, наверное, было сложнее. Кто рисовал Север?

 

- Пейзажи для фильма рисовал я, много ходил в библиотеку имени Ленина, находил нужные материалы и зарисовывал. Художник Витя Никитин подбирал цветовую гамму, в этом он маэстро. Он же нарисовал характерных героев – Дрему, Пургу, Тьму Тьмущую, а я – детишек и мать. Кстати, слова песни матери в фильме «В яранге горит огонь» мы попросили написать Михаила Светлова. Он жил тогда на Тверской. Мы с Ходатаевой пришли к нему домой, и он прямо при нас начал сочинять стихи: расхаживал по комнате, подходил к бутылке вина, которая стояла на столе, выпивал и опять ходил. Если что-то не складывалось, тут же менял варианты, сочинял новые строки. На худсовете не очень хотели принимать этот текст, говорили, что очень уж отдает гимном. Но раз написал сам Светлов – отстали.

 

- А как появился легендарный «Храбрый олененок»?

 

- Сценарий этот появился не случайно. Сюжет был взят из жизни – автор видел, как олененок спасал свою мать, выводил ее из полыньи. Вспоминаю, как над образом оленихи Важенки работала актриса Светлана Коновалова. Голос у нее необычайно красочный, женственный, наполненный материнской любовью. Мы записывали сцену преодоления глубокой трещины: олененок забоялся, и мама своим голосом, тональностью поддержала его. «Ну-ну, давай, сейчас перепрыгнешь – вот так, вот так… Ты же ничего не боишься – давай вместе!» Сколько прошло времени, но я вспоминаю нашу работу как счастье.

 

- Работая бок о бок с таким мастером, как Ходатаева, вы все же чувствовали свободу как художник?

 

- Да-а! Ольга Петровна мне целиком доверяла. Актеров записывал я, а она только сидела рядом, наблюдала и молчаливым кивком подтверждала, что все идет нормально. Но от жадности я хотел большего.

 

- Почему же тогда вы перестали выступать как художник и остались только режиссером?

 

- Видимо, сработало то, что было заложено во мне с юных лет. Дело в том, что моя мама служила в любительском театре. Спектакли игрались в клубе, где обычно крутили кино, и меня всегда пропускали, сажали на первую «почетную» лавку. Очень быстро я заболел кинематографом, заразился им, как инфекцией. И рисовать начал сам, никто не предлагал. В шестом классе раздобыл краски и нарисовал «Анатомию тела голубя». Постепенно в свои рисунки я стал закладывать движения, пластику. А когда у меня появилась возможность подкладывать под изображение шумы, музыку и я чувствовал, что все это сливается в один поток, – такое ни с чем не сравнить! Я понял, что именно это меня всю жизнь и влекло.

 

- А другим художникам, которые работали на ваших фильмах, вы доверяли?

 

- Вот тут, видимо, в моем поведении был небольшой перебор… Однажды про меня художник Сережа Олиференко сказал: «Сейчас Леонид Варсанофьевич придет и сам будет показывать, как все надо делать». Откуда это у меня? Не знаю. Мне почему-то всегда легче было показать, чем рассказать. Говорят, это не очень хорошо. В детстве я, как и мама, участвовал в любительских спектаклях, общался с профессиональными актерами. Может быть, это заложило во мне стремление к подобным «показам»? Однажды я даже сам озвучил роль доктора в своем мультфильме «Ослик Плюш». Был последний день записи, а актер не пришел. И редактор сказал: «Леонид Варсанофьевич, вы все равно уже все роли здесь переиграли, может, сами и запишетесь?»

 

- В 1970 году на телевидении была создана студия анимации «Мульттелефильм», и вы оказались в числе ее первых режиссеров. Вы перешли туда, потому что на «Союзмультфильме» больше не видели для себя перспектив?

 

- К тому времени у меня очень осложнились отношения с директором Вальковым. Я согласился на экранизацию для телевидения спектакля «Ослик Плюш» калининского Театра кукол. Мой уход совпал с открытием анимационной студии в «Экране». И когда я доделал «Плюша», мне предложили войти в штат.

 

- Почему же вы оставили рисованное кино?

 

- Захотелось попробовать себя в куклах – совладаю ли с этим материалом? А поиск нового всегда увлекает. Вообще должен сказать, что любая анимация – это пластика чувств. В сочетании с музыкой она способна творить чудеса.

 

- Не потому ли вы в своих работах так много внимания уделяли музыке? Вспоминаю, например, ваш фильм «Волк и семеро козлят на новый лад», который одно время не сходил с телеэкранов.

 

- Да, весь этот фильм основан на довольно четкой и ясной музыкальной структуре, предложенной композитором Алексеем Рыбниковым. И очень хорошо, что нам удалось найти на роль Волка актера Гарика Бардина. Его вокальные данные очень сочные. Своим голосом он находил какие-то краски, нюансы, которые великолепно сочетались с характером. Вспоминаю такой момент: когда Волк стучал в дверь, он вместо того чтобы выругаться, выдавал такие звуки: «Ба-ба-ба-ба! Бу-бу-бу! Бу-бу-ба!» Это и по ритму, и по тональности сочеталось с характером персонажа. К концу фильма все образовывалось – любовь козлят к музыке покоряла волка, и в финале они вместе пели. Появлялась мать Коза и изящно вручала Волку ромашечку. В Госкино мне за это врезали – вот-де пацифистский жест.

 

- Леонид Варсанофьевич, беседуешь с вами – и кажется, что все у вас было легко, празднично, с любовью. А трудности были?

 

- Трудности у меня были там, где требовались какие-то подтексты, «третий слой», отдаленные ассоциации. Меня привлекали иные сценарии. На мой взгляд, слишком заумные вещи для детей не годятся, так же как и грубые, обнаженные, – они портят душу ребенка. Тут важны деликатность, пластичность, задушевная беседа – через рисунок, звук, речь, музыку. Вот возьмите обычный бытовой материал – «Трое из Простоквашино», но как интересно он преподнесен! Какие повороты сюжета, какие характеры! Или «Ежик в тумане» – это не эпическое полотно, там нет грубых трюков, которыми сейчас увлекаются. Но как это талантливо, увлекательно, деликатно! Когда я до конца прочувствовал вкус этого искусства, то уже вышел на пенсию. И сейчас у меня есть мысли на… два фильма. Но как их претворить, если нет сил? Я не старый – я давно живу. Остается утешать себя мыслью: что-то после себя я, наверное, оставил.

 

Использованы материалы с сайта Аниматор.ру

 

Режиссер:


1979 - Квакша
1978 - Златовласка
1976 - Заколдованное слово
1975 - Волк и семеро козлят на новый лад

1974 – Волшебник изумрудного города
1974 - Здравствуйте, тетя Лиса!
1973 - Приключения Незнайки и его друзей
1973 - Дорога из желтого кирпича
1972 - Как Знайка построил воздушный шар
1970 - Ослик Плюш
1969 - Это дело не мое
1968 - Дорожное происшествие
1963 - Африканская сказка
1961 - Фунтик и огурцы
1960 - Золотое перышко
1958 - Золотые колосья
1957 - Храбрый олененок
1956 - В яранге горит огонь
1954 - Соломенный бычок

 

Смешанные роли:


1954 - На даче - художник-постановщик
1952 - Каштанка - художник-постановщик
1951 - Ночь перед Рождеством - ассистент художника
1951 - Ночь перед Рождеством - раскадровка

 

 Аристов 3

12 апреля 1919 года - 25 марта 2009 года

Кросс-пост из сообщества rus_mult


 


Tags: анимация, режиссеры
Subscribe

  • Беляева Ольга Сергеевна

    Одним из немногих режиссёров, запомнившихся из эпохи кинематографа 90-х стал Дмитрий Астрахан. Его необычные фильмы "Всё будет хорошо",…

  • ОРЛОВА Любовь Петровна

    Народная артистка СССР (1950) Лауреат Государственных премий СССР (1941, за участие в фильмах «Волга-Волга» и…

  • НАЗАРОВА Маргарита Петровна

    Актриса цирка и кино, дрессировщица тигров Народная артистка РСФСР (1969) Маргарита Назарова родилась 26 ноября 1926 года в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment